Предназначена для подготовки учащихся, занимающихся ученическим самоуправлением на разных уровнях. Программа интегрирует пять подпрограмм, обеспечивающих полноценное развитие ученика, занимающегося ученическим самоуправлением, развивает лидерские и коммуникативные навыки.
Программа была апробирована в рамках гимназии в 2008 – 2009 учебном году. Данная программа была представлена на смотре-конкурсе профессионального мастерства работников образования «Сердце отдаю детям» (программа – призер 2006г.), областном конкурсе профессионального мастерства «Воспитать человека» (программа – победитель муниципального и финалист областного уровня 2011г.). Программа – Лауреат Всероссийского конкурса ученического самоуправления в номинации «Образование», 2009г.
СОДЕРЖАНИЕ
1 |
Пояснительная записка |
4 |
2 |
Целеполагание |
5 |
3 |
Составляющие части программы в схеме |
5 |
4 |
Формы работы, используемые на занятиях |
6 |
5 |
Методы формирования знаний, умений и навыков |
6 |
6 |
Формы контроля |
7 |
7 |
Блочное планирование |
7 |
8 |
Учебно-тематическое планирование |
8 |
9 |
Учебно-методический комплекс - для педагогов; - для учащихся. |
32 |
10 |
Конечный продукт реализации программы |
34 |
Календарно-тематическое планирование (Приложение) |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В г.Челябинске прогрессивно реализуются административные программы моделей ученического самоуправления образовательных учреждений. Данные программы, в основе, направлены на развитие лидерских качеств учащихся с 9-11 класс и с 5 - 11 класс, а в некоторых образовательных учреждениях с 1-ого класса с 2003г. В данную программу вошли нормативно-правовой блок, раскрывающий документацию, юридическую основу для реализации программы: основной или структурный блок, блок целеполагания и структурированного подхода к программе.
В 2003 году программы обучения актива стали нормой для продуктивно работающей модели ученического самоуправления. Многие образовательные учреждения с 2003г. создавали и модернизировали программы обучения актива. Но программы, в основе которых лежало обучение лидерскими качествами, КТД, основы создания моделей ученического самоуправления и социальное проектирование не способны предоставить в настоящее время ученику, личности, достаточный базис знаний для реализации своих способностей, для участия в управлении образовательным учреждением.
В новом тысячелетии программа обучения актива должна представлять собой полноценный комплекс образовательных стандартов и раскрывать весь спектр знаний, по мнению учеников, родителей, педагогического коллектива, не вошедший в учебный план образовательного учреждения.
Образовательная программа актива ученического самоуправления МБОУ гимназии №10 разработана с учетом рекомендаций: родительского комитета, педагогического совета, ученического сообщества. В программу включены стандартные направления: социальное проектирование, основы ученического самоуправления, КТД (коллективно-творческая деятельность) направления общеразвивающего цикла: основы делового общения, основы менеджмента и маркетинга, современный этикет, основы командообразования и т.д.
Целью программы является формирование базиса знаний у учащихся в сфере оргуправленческих умений; формирование всесторонне развитой личности, способной постичь и реализовать потенциал своих знаний и адаптироваться к окружающей их среде.
Благодаря программам обучения актива, учащиеся, получают обширный спектр информации, реализуют свои знания, полученные в школе, и выходят на новый этап своего становления в жизни.
Образовательная программа рассчитана на 1120 часов, два года обучения. В год 560 часов. Коллектив, занимающийся по данной программе, в первый год обучения делится на две группы в возрасте 14 – 17 лет для полноценного усвоения материала. На втором году обучения, коллектив объединяется в одну группу. В группе не более 15 человек. На группу первого года обучения рассчитано 175 учебных часов в год, на группе второго обучения 210 учебных часов.
Распределение учебного времени
Год обучения |
Продолжительность занятий |
Периодичность в неделю |
Количество часов в неделю |
Количество часов в год |
1 (1гр) |
45 |
2 |
5 |
175 |
1 (2гр) |
45 |
2 |
5 |
175 |
2 (3гр) |
45 |
2 |
6 |
210 |
ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ
Цель программы: формирование базиса знаний у учащихся в сфере оргуправленческих умений и навыков; формирование всесторонне развитой личности, способной постичь и реализовать потенциал своих знаний и возможностей и адаптироваться к окружающей среде.
ЗАДАЧИ:
- 1. Сформировать у учащихся банк знаний в сфере оргуправления, через систему занятий «Основы управленца»
- 2. Развить навыки в сфере оргупрвеления через систему практических занятий.
- 3. Реализовать потенциал знаний и возможностей учащихся через участие и организацию различного рода мероприятий
СОСТАВЛЯЮЩИЕ ЧАСТИ ПРОГРАММЫ В СХЕМЕ
|
|
||||
Основы делового общения | Основы современного этикета | Основы менеджмента социальной сферы | |||
Основы социального проектирования |
Образовательная программа |
Основы ученического самоуправления | |||
Методика коллективного анализа |
Программа профориентационной работы |
Программа летней продуктивной практики |
ФОРМЫ РАБОТЫ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ НА ЗАНЯТИЯХ
По составу участия |
Фронтальная |
Групповая |
|
Работа в парах |
|
Индивидуальная |
|
По способу организации учебно-воспитательного процесса |
Учебное занятие |
Репетиционные занятия (в том числе свободные репетиции) |
|
Экскурсии |
|
Творческая деятельность |
|
Инсценировка |
|
Проектная работа |
|
МЕТОДЫ ФОРМИРОВАНИЯ
ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ УЧЕНИКА
Объяснительно - иллюстрационные |
Объяснение |
Рассказ |
|
Беседы |
|
Иллюстрации |
|
Инструктаж |
|
Алгоритмизация |
|
Методы организационной деятельности |
Репродуктивные V пт^ям/ырныа ———————— * ——— ^ —————————————— |
Творческие |
|
Самостоятельная работа |
|
Проектная работа |
|
Методы стимулирования и мотивации деятельности |
Соревновательные |
Иерархические |
|
Поощрение |
|
Порицание |
|
Создание «ситуации успеха» |
|
Эмоциональное воздействие |
ФОРМЫ КОНТРОЛЯ
Виды |
Контроль педагога |
Индивидуальный |
Фронтальный |
||
Взаимоконтроль |
||
Самоконтроль |
||
Формы |
Предварительный |
|
Текущий |
||
Итоговый |
БЛОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1 год обучения
I блок
- 1. Основы делового общения 15 часов
2.Основы современного этикета 23 часов - 3. Основы социального проектирования 30 часов
II блок
1.Основы менеджмента в социальной сфере 30 часов
2. Метод проектов 30 часов
III блок
- 1. Методика коллективного анализа 31 час
- 2. Мои профессиональные намерения 12 часа
Итого по программе 175 часов на группу
2 год обучения
I блок
- 1. Основы делового общения (углубленный курс) 12 часов
2.Деловой этикет 10 часов - 3. Социальное проектирование. Современные подходы. 30 часов
II блок
1.Государстственно – общественное управление 40 часов
- 2. Развитие нравственно-культурной сферы 11 часов
2. Социально –экономические проекты 38 часов - 3. Коллективно-творческая деятельность 12 часов
III блок
- 1. Методика коллективного анализа (углубленный курс) 38 час
- 2. Мои профессиональные намерения (углубленный курс) 19 часа
Итого по программе 210 часов на группу
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
образовательной программы актива ученического самоуправления
Первый год обучения
№ п./п. |
№ занятия |
Тема занятия |
Краткое содержание |
Количество часов подтем |
Общее количество по теме |
Вид контроля и часы, предполагающие на контроль |
Общее количество часов по курсу |
Примечание |
Основы делового общения –15 часов |
||||||||
1 |
Введение |
Знакомство с учащимися и учащихся с программой |
1 |
1 |
Предварительный |
2 |
||
2 |
Основные психологические характеристики культуры общения |
Понятие культуры общения, ее важности и необходимости |
1 |
2 |
3 |
|||
3 |
Культура речи |
Осознание требований современного человека к изучению культуры речи. |
1 |
3 |
4 |
|||
4 |
Невербальное общение |
Способность к невербальному общению, к общению вне досягаемости. |
3 |
6 |
7 |
|||
5 |
Письменные документы |
Первоочередные письменные документы (заявления, характеристики, резюме и т.д.). Государственный стандарт документов. Нормативно-правовые и локальные документы. |
2 |
8 |
Самоконтроль |
9 |
||
6 |
Общение по телефону |
Умение общаться по телефону с друзьями, коллегами, партнерами, официальными представителями. Своевременность звонков, их значимость и необходимость. |
1 |
9 |
10 |
|||
7 |
Деловые встречи |
Умение вести себя на деловых встречах. Проведение и организация деловых встреч. |
1 |
10 |
11 |
|||
8 |
Конфликты в деловом общении |
Виды конфликтов и пути их решения. |
2 |
12 |
13 |
|||
9 |
Итоговые занятия |
Подведение итогов пройденного материала |
1 |
13 |
Текущий (1 час) |
15 |
||
Основы современного этикета – 23 часа |
||||||||
10 |
Вводная |
- понятие современный этикет; - коммуникативные тренинги |
1 |
1 |
16 |
|||
11 |
Встречи |
-как нужно здороваться: -на улице -в других местах -в лифте -рукопожатие -встреча с начальником, коллегами |
1 |
2 |
17 |
|||
12 |
Одежда |
-спортивная, повседневная, представительская; -аксессуары: /обувь /носки /рубашки * рубашки с инициалами * шляпы /галстуки /солнцезащитные очки /драгоценности и бижутерия * косметика и парфюмерия |
3 |
5 |
20 |
|||
13 |
Телефон |
-разговор по телефону; -автоответчик -сотовый телефон |
1 |
6 |
Текущий (1 час) |
22 |
||
14 |
Городской общественный транспорт |
-трамвай, автобус, метро -такси |
1 |
7 |
23 |
|||
15 |
Автомобили |
-как распределить места в автомобиле -представительский автомобиль -частный автомобиль -женщина — пассажир -немного рыцарства -водители и пешеходы |
2 |
9 |
25 |
|||
16 |
Театр |
-манеры во время посещения театра |
2 |
11 |
27 |
|||
17 |
Кино |
-вход в зал -выход из зала |
1 |
12 |
28 |
|||
18 |
Ресторан |
-манеры в ресторане -выбор блюд -во время еды * цветы для дам -чего не следует делать -счет * самообслуживание и быстрое обслуживание -сервировка и расположение мест |
1 |
13 |
Индивидуальный |
30 |
||
19 |
Правила поведения за столом |
-общие правила -приборы -тарелки -столовое стекло -недоразумения за столом -о чем не следует говорить за столом -чего не полагается делать |
2 |
15 |
32 |
|||
20 |
Переписка |
-письма и другие сообщения -формула поощрения * заголовочные данные в письме и на конверте -визитные карточки -именные карточки -иллюстрированные открытки -телеграммы |
1 |
16 |
33 |
|||
21 |
Хорошие манеры дома |
-помощники по дому *в особо важных случаях -отношения в семье -соседи по дому -на лестнице и в лифте |
1 |
17 |
34 |
|||
22 |
Хорошие манеры на работе |
-общение в кабинете -манеры с коллегами /одноклассники, педагоги/ -манеры при общении с начальством |
1 |
18 |
Взаимоконтроль (1 час) |
36 |
||
23 |
Знакомства |
-основы знакомства -чего следует избегать |
1 |
19 |
37 |
|||
24 |
Одежда для выхода в свет |
-стиль одежды Театральная премьера |
1 |
20 |
38 |
|||
25 |
Визиты в гости |
-в котором часу? *что предложить гостям -визиты вежливости -Визиты с соболезнованием -визит к больному * визиты к выздоравливающему |
1 |
21 |
39 |
|||
26 |
Поездки и отпуска /каникулы/ |
-прежде всего, багаж -самолет -в поезде * пароход и яхта -отпуск на море -в горах |
1 |
22 |
40 |
|||
27 |
Итоговое занятие |
Подведение итогов изучения по теме |
1 |
23 |
41 |
|||
Основы социального проектирования – 30 часов |
||||||||
28 |
Вводное занятие |
Знакомство с темой занятия. Обозначение поставленных целей и задач. |
1 |
1 |
42 |
|||
29 |
Социальный проект |
Виды социальных проектов их назначение и особенности |
1 |
2 |
43 |
|||
30 |
Основные блоки социального проекта |
Составление социальных проектов, нормативный и правовой аспект социального проектирования. |
9 |
11 |
52 |
|||
31 |
Социальное проектирование в муниципальных сферах |
Социальный проект муниципальных учреждений. Смотр-конкурс «Я – гражданин России» |
9 |
20 |
61 |
|||
32 |
Социальное проектирование в бизнес структурах |
Социальный проект для бизнеса. Зачем крупные финансовые структуры занимаются социальными проектами? |
4 |
24 |
65 |
|||
33 |
Результативность социального проектирования |
Итоги социального проектирования. Значимость социального проектирования в условиях деятельности ученика. |
5 |
29 |
Текущий (1 час) |
71 |
||
Основы менеджмента социальной сфере – 30 часов |
||||||||
34 |
Вводная |
- понятие менеджмент; краткая характеристика менеджера социальной сферы; - коммуникативные тренинга. |
1 |
1 |
Итоговый контроль по I блоку (1 час) |
73 |
||
|
|
Область оргуправленческих технологий |
|
|
||||
35 |
1 .Организация малых групп |
- система управления малыми коллективами - формирование малых коллективов |
2 |
3 |
75 |
|||
36 |
2. Организация работы команды и коллектива |
- понятие управление, начальник, ответственность - система управления группами, коллективами на уровне классов, ОУ, района, города. |
1 |
4 |
76 |
|||
37 |
Лидерские качества и способности |
- понятие лидер, активист, руководитель - качества лидера - обязанности лидера - качества лидера. |
1 |
5 |
77 |
|||
38 |
Основы менеджмента социальной сферы |
- понятие менеджер - различие менеджера и лидера социальной сферы, - управление в социальной сфере. - значимость менеджера в социальной сфере. |
2 |
7 |
79 |
|||
39 |
Стили управления |
- система управления образованием на уровне ОУ, района, города, области. - сходство и различие систем управления финансовых организаций, общественных организаций. - влияния системы ученического самоуправления на муниципальном управлении. |
3 |
10 |
82 |
|||
40 |
Построение моделей ученического самоуправления |
- разновидности моделей ученического самоуправления - типичные ошибки ученического самоуправления |
4 |
14 |
86 |
|||
41 |
- требования к разработке МУС - основные принципы построения МУС |
5 |
19 |
91 |
||||
- правовая система ученического самоуправления - условия эффективного функционирования модели - оценка эффективности модели. |
2 |
21 |
93 |
|||||
42 |
- полномочия ученического самоуправления - типовые нормативные документы |
2 |
23 |
95 |
||||
43 |
Анализ построения МУС в ОС города Челябинска. |
- понятие анализа. Его необходимость - разработка критериев презентации. |
1 |
24 |
Итоговый (1 час) |
97 |
||
|
|
Область технологии развития нравственно – культурной сферы |
|
|
||||
44 |
Моральные принципы личности и общества. Культура личности. |
- понятие личность, общество - этикет в повседневной жизни - формирование навыков ведения беседы |
2 |
26 |
99 |
|||
45
|
- культура диалога - культура телефонного разговора |
1 |
27 |
Взаимоконтроль (1 час) |
101 |
|||
46 |
Технология достижения целей |
- навыки достижения целей - планирование целей на 1 год, 10 месяцев |
1 |
28 |
Самоконтроль |
102 |
||
Метод проектов – 30 часов |
||||||||
64 |
Проект |
Знакомство с методом проектов, видами проектов (бизнес проекты) |
5 |
5 |
107 |
|||
65 |
Проектирование документов |
Составление документов (проектов документа), их необходимость и значимость. |
7 |
12 |
114 |
|||
66 |
Необходимость проекта в повседневной жизни |
Условия использования метода проектов в повседневной жизни. |
3 |
15 |
117 |
|||
67 |
Проектный план |
Составление планов по реализации проекта. |
5 |
20 |
122 |
|||
68 |
Финансовое обеспечение проекта |
Составление сметы проекта, дефектная ведомость |
9 |
29 |
Итоговый (1 час) |
132 |
||
Методика коллективного анализа – 31 час |
||||||||
69 |
Благодаря чему совершенствуется опыт человека? |
Подведение учащихся к вопросу анализа, его значимости |
5 |
5 |
137 |
|||
70 |
Предмет анализа - дело: этапы сложного пути |
Что такое анализ? Структура простейшего анализа. |
5 |
10 |
Самоконтроль |
142 |
||
71 |
Коллективный анализ: особенности и типичные проблемы организации |
Что такое коллективный анализ, его структура и краткий план. Перечень типичных проблем при составлении анализа и соответственно ошибочного вердикта. |
5 |
15 |
147 |
|||
72 |
Как провести анализ: от цели до ее реализации |
Структура анализа, план анализа какого-либо мероприятия |
6 |
21 |
153 |
|||
73 |
Средства анализа или как получить необходимую информацию, подвести итоги и оценить результат деятельности |
Способность к анализу, и выход на пути решения возникших проблем по итогам анализа. Составления предложений (рекомендаций) по итогам анализа. |
4 |
25 |
157 |
|||
74 |
Я - организатор аналитической деятельности |
Представление о группы аналитиков их задачи. Качества аналитика. |
3 |
28 |
160 |
|||
75 |
Итоговое занятие |
Подведение итогов пройденного материала |
1 |
30 |
Текущий (1 час) |
162 |
||
Мои профессиональные намерения – 12 часов |
||||||||
76 |
«Выбор и моделирование» |
Развитие навыков рефлексии; формирование установки на необходимость профессионального самоопределения. |
1 |
1 |
163 |
|||
77 |
«Ошибки в выборе профессии» |
Осознание привлекательных и непривлекательных сторон любой профессии, возможности ошибок и их последствия; знакомство с правилами грамотного выбора профессии |
3 |
4 |
166 |
|||
78 |
«Личностный профессиональный план» |
Создание персонального плана развития |
4 |
8 |
170 |
|||
79 |
«Способность и профессиональная пригодность» |
Ознакомление с понятиями «способность» и «профессиональная пригодность»; обобщение полученных знаний о профессиональности; соотнесение этих знаний со своими возможностями. Обобщение и систематизация приобретенных знаний; обучение правилам составления личного профессионального плана. |
2 |
10 |
172 |
|||
80 |
Итоговое занятие |
Подведение итогов пройденного материала |
1 |
11 |
Итоговый (1 час) |
174 |
||
81 |
Итоговое занятие по курсу |
Подведение итогов пройденного курса |
1 |
175 |
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
образовательной программы актива ученического самоуправления
Второй год обучения
№ п./п. |
№ занятия |
Тема занятия |
Краткое содержание |
Количество часов подтем |
Общее количество по теме |
Вид контроля и часы, предполагающие на контроль |
Общее количество часов по курсу |
Примечание |
Основы делового общения – 12 часов |
||||||||
1 |
Введение |
Знакомство с учащимися и учащихся с программой |
1 |
1 |
Предварительный |
2 |
||
2 |
Основные психологические характеристики культуры общения |
Понятие культуры общения, ее важности и необходимости |
1 |
2 |
3 |
|||
3 |
Культура речи |
Осознание требований современного человека к изучению культуры речи. |
2 |
4 |
5 |
|||
4 |
Невербальное общение |
Способность к невербальному общению, к общению вне досягаемости. |
2 |
6 |
7 |
|||
5 |
Письменные документы |
Первоочередные письменные документы (заявления, характеристики, резюме и т.д.). Государственный стандарт документов. Нормативно-правовые и локальные документы. |
2 |
8 |
Самоконтроль |
9 |
||
6 |
Деловые встречи |
Умение вести себя на деловых встречах. Проведение и организация деловых встреч. |
1 |
9 |
10 |
|||
7 |
Итоговые занятия |
Подведение итогов пройденного материала |
1 |
10 |
Текущий (1 час) |
12 |
||
Деловой этикет – 10 часов |
||||||||
8 |
Вводная |
- понятие современный этикет; - коммуникативные тренинги |
1 |
1 |
13 |
|||
9 |
Переписка |
-письма и другие сообщения -формула поощрения * заголовочные данные в письме и на конверте -визитные карточки -именные карточки -иллюстрированные открытки -телеграммы |
3 |
4 |
16 |
|||
10 |
Знакомства |
-основы знакомства -чего следует избегать |
4 |
8 |
20 |
|||
11 |
Итоговое занятие |
Подведение итогов изучения по теме |
1 |
9 |
Текущий (1 час) |
22 |
||
Социальное проектирование. Современные подходы. – 30 часов |
||||||||
12 |
Вводное занятие |
Знакомство с темой занятия. Обозначение поставленных целей и задач. |
1 |
1 |
21 |
|||
13 |
Социальный проект |
Виды социальных проектов их назначение и особенности |
5 |
6 |
26 |
|||
14 |
Основные блоки социального проекта |
Составление социальных проектов, нормативный и правовой аспект социального проектирования. |
6 |
12 |
32 |
|||
15 |
Социальное проектирование в муниципальных сферах |
Социальный проект муниципальных учреждений. Смотр-конкурс «Я – гражданин России» |
9 |
21 |
41 |
|||
16 |
Социальное проектирование в бизнес структурах |
Социальный проект для бизнеса. Зачем крупные финансовые структуры занимаются социальными проектами? |
6 |
27 |
47 |
|||
17 |
Результативность социального проектирования |
Итоги социального проектирования. Значимость социального проектирования в условиях деятельности ученика. |
2 |
29 |
Текущий (1 час) |
50 |
||
Государственно-общественное управление – 40 часов |
||||||||
18 |
Вводная |
- понятие государственно-общественное управление; - коммуникативные тренинга. |
3 |
3 |
Итоговый контроль по I блоку (1 час) |
54 |
||
|
|
Область оргуправленческих технологий |
|
|
||||
19 |
1 .Организация малых групп |
- система управления малыми коллективами - формирование малых коллективов |
6 |
9 |
60 |
|||
20 |
2. Организация работы команды и коллектива |
- понятие управление, начальник, ответственность - система управления группами, коллективами на уровне классов, ОУ, района, города. |
6 |
15 |
66 |
|||
21 |
Лидерские качества и способности |
- понятие лидер, активист, руководитель - качества лидера - обязанности лидера - качества лидера. |
2 |
17 |
68 |
|||
22 |
Основы менеджмента социальной сферы |
- понятие менеджер - различие менеджера и лидера социальной сферы, - управление в социальной сфере. - значимость менеджера в социальной сфере. |
6 |
23 |
74 |
|||
23 |
Стили управления |
- система управления образованием на уровне ОУ, района, города, области. - сходство и различие систем управления финансовых организаций, общественных организаций. - влияния системы ученического самоуправления на муниципальном управлении. |
9 |
32 |
83 |
|||
24 |
Построение моделей ученического самоуправления |
- разновидности моделей ученического самоуправления - типичные ошибки ученического самоуправления |
5 |
37 |
88 |
|||
25 |
Анализ построения МУС в ОС города Челябинска. |
- понятие анализа. Его необходимость - разработка критериев презентации. |
2 |
39 |
Итоговый (1 час) |
91 |
||
|
|
Развития нравственно – культурной сферы – 11 часов |
|
|
||||
26 |
Моральные принципы личности и общества. Культура личности. |
- понятие личность, общество - этикет в повседневной жизни - формирование навыков ведения беседы |
3 |
3 |
94 |
|||
27 |
- культура диалога - культура телефонного разговора |
3 |
6 |
Взаимоконтроль (1 час) |
98 |
|||
28 |
Технология достижения целей |
- навыки достижения целей - планирование целей на 1 год, 10 месяцев |
4 |
10 |
Самоконтроль |
102 |
||
Социально – экономические проекты – 38 часа |
||||||||
29 |
Проект |
Знакомство с методом проектов, видами проектов (бизнес проекты) |
6 |
6 |
108 |
|||
30 |
Проектирование документов |
Составление документов (проектов документа), их необходимость и значимость. |
9 |
15 |
117 |
|||
31 |
Экономическая эффективность проекта |
Условия экономической эффективности проекта. |
12 |
27 |
129 |
|||
32 |
Проектный план |
Составление планов по реализации проекта. |
6 |
33 |
135 |
|||
33 |
Финансовое обеспечение проекта |
Составление сметы проекта, дефектная ведомость |
4 |
37 |
Итоговый (1 час) |
140 |
||
Коллективно-творческая деятельность – 12 часов |
||||||||
34 |
Вводная |
Понятие КТД, особенности использования |
3 |
3 |
143 |
|||
35 |
Формы и методы КТД |
Организация КТД путем разнообразных форм и методов образовательной деятельности |
3 |
6 |
146 |
|||
36 |
Практика |
Практические занятия по КТД |
6 |
12 |
152 |
|||
Методика коллективного анализа – 38 час |
||||||||
37 |
Благодаря чему совершенствуется опыт человека? |
Подведение учащихся к вопросу анализа, его значимости |
5 |
5 |
157 |
|||
38 |
Предмет анализа - дело: этапы сложного пути |
Что такое анализ? Структура простейшего анализа. |
6 |
11 |
Самоконтроль |
163 |
||
39 |
Коллективный анализ: особенности и типичные проблемы организации |
Что такое коллективный анализ, его структура и краткий план. Перечень типичных проблем при составлении анализа и соответственно ошибочного вердикта. |
6 |
17 |
169 |
|||
40 |
Как провести анализ: от цели до ее реализации |
Структура анализа, план анализа какого-либо мероприятия |
6 |
23 |
175 |
|||
41 |
Средства анализа или как получить необходимую информацию, подвести итоги и оценить результат деятельности |
Способность к анализу, и выход на пути решения возникших проблем по итогам анализа. Составления предложений (рекомендаций) по итогам анализа. |
6 |
29 |
181 |
|||
42 |
Я - организатор аналитической деятельности |
Представление о группы аналитиков их задачи. Качества аналитика. |
6 |
35 |
187 |
|||
43 |
Итоговое занятие |
Подведение итогов пройденного материала |
2 |
37 |
Текущий (1 час) |
190 |
||
Мои профессиональные намерения – 19 часа |
||||||||
44 |
«Выбор и моделирование» |
Развитие навыков рефлексии; формирование установки на необходимость профессионального самоопределения. |
2 |
2 |
192 |
|||
45 |
«Ошибки в выборе профессии» |
Осознание привлекательных и непривлекательных сторон любой профессии, возможности ошибок и их последствия; знакомство с правилами грамотного выбора профессии |
3 |
5 |
195 |
|||
46 |
«Личностный профессиональный план» |
Создание персонального плана развития |
6 |
11 |
201 |
|||
47 |
«Способность и профессиональная пригодность» |
Ознакомление с понятиями «способность» и «профессиональная пригодность»; обобщение полученных знаний о профессиональности; соотнесение этих знаний со своими возможностями. Обобщение и систематизация приобретенных знаний; обучение правилам составления личного профессионального плана. |
6 |
17 |
207 |
|||
48 |
Итоговое занятие |
Подведение итогов пройденного материала |
1 |
18 |
Итоговый (1 час) |
209 |
||
49 |
Итоговое занятие по курсу |
Подведение итогов пройденного курса |
1 |
- |
Итоговый (1 час) |
2010 |
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС
Список литературы, рекомендуемый педагогам
- Реализация принципа государственно-общественного характера управления образованием: теория, методология, практика: сборник статей II Межрегиональной научно-практической конференции. – Челябинск: Из-во Сити Принт, 2010 – 221с.
- Нечаев М.П., Смирнова И.Э. Диагностические методики классного руководителя. Методическое пособие. М. УЦ «Перспектива», 2008-96с.
- Аникеева Н.П. Психологический климат в коллективе.- М.:Просвещение, 1989 – 224с.
- Бескина Р.М.,Чудновский В.Э. Воспоминания о будущей школе: кн. Для учителя. – М.: Просвещение, 1993 – 223с.
- Бочкарев В.И.,Опахалин В.М. Школьное самоуправление: в вопросах и ответах: Серия пособий для руководителя школ и членов школьных советов. – Москва: МАСШС, 1994 – 81с. Выпуск №1.
- Зяблова Н.Г., Николаев И.Г. Нормативно правовые документы и методические материалы по вопросам воспитания и дополнительного образования. – Челябинск: Управление образования, 2003 – 114с.
- Иванов В.Д. Самодеятельность, самостоятельность, самоуправление, или несколько историй из жизни школьников с вопросами, письмами, монологами и документами. – Москва: Просвещение, 1991 – 128с.
- Козлов И.Ф. Педагогический опыт А.С.Макаренко. –М.: Просвещение, 1993 – 223с.
- Кон И.С. Психология ранней юности: книга для учителя. – М.: Просвещение, 1989 – 255с.
- Корчак Януш Воспитание личности. – М.: Просвещение, 1992 – 287с.
- Крикунов А.С., Чернышев А.С. Социально психологические аспекты деятельности классного руководителя. – Курск, 1998 – 117с.
- Макаренко А.С. О воспитании. – М.: Политиздат, 1998 –256с.
- Мазина Н.И. Гуманистическая система воспитания: доклад. – Тольятти: Кафедра воспитания и социальной педагогики, 1996 .
- Настольная книга классного руководителя 8 –11 классов\ под ред. Л.С. Бескоровайная – Ростов н\Д: Феникс, 2002 – 352с.
- Научно-методический журнал Классный руководитель 2008
- Николаев И.Г. Сборник инструктивно методических материалов по вопросам обеспечения качества управления воспитанием и дополнительным образованием в рамках городской воспитательной системы. – Челябинск: Управление по делам образования, 2002 – 92с.
- Рожков М.И. Развитие самоуправления в детских коллективах. – М.: ВЛАДОС, 2002 – 160с.
- Свенцицкий А.Л. Социальная психология управления. – Л., 1998 213с.
- Скоркина Н.М. Нестандартные формы внеклассной работы. – Волгоград: Учитель АСТ, 2002 – 72с.
- Современное состояние и перспективы развития городской системы дополнительного образования детей и подростков : (материалы научно-практической конференции 9.04.1998)\ под ред. В.И. Долговой, В.М,Кеспикова и др.- Челябинск: ЧГПУ, 1998 – 173с.
- Сокольников ЮП. Системный анализ воспитания школьников.- М.: Педагогика, 1986 – 136с.
- Филиппова Н.М. Всеобщее социальное гражданское образование. – Уфа, 2000-94с.
- Филиппова Н.М. Молодые граждане Отечества. – Башкирский институт развития образования: Уфа, 1998 – 62с.
- «Классные часы и беседы по профориентации для старшеклассников», 8-11 класс, В.Р. Шмидт, г. М. 2005
- «Игровые формы воспитательной работы», Т.В. Кислова, г. Челябинск
- «Мир наших прав», ДОО «Союз детских общественных объединений города Челябинска», И.Г. Николаев, И.В. Седелева, г. Челябинск, 2004
- «Как организовать проектную деятельность учащихся», И.С. Сергеева, г. М., 2004
- «Классному руководителю о самоуправлении в классе», М.А. Александрова, г. М., 2005
- «Поурочные разработки по курсу: «Государственная символика», 1-11 класс, Б.Н. Серов, г. М., 2005
- «Методика и технология работы педагога дополнительного образования» В.П. Голованов, г. М..2005
- «Личность и оценочные особенности старшеклассников», Л.И. Минацианян г. М., 1991
- «Права ребенка в современной России» Е.Л. Болотова, г. М., 2005
- «Твои права», В.Н. Кеспиков г. Челябинск 1999
Список литературы, рекомендуемый для учеников
- 1. Бочкарев В.И.,Опахалин В.М. Школьное самоуправление: в вопросах и ответах: Серия пособий для руководителя школ и членов школьных советов. – Москва: МАСШС, 1994 – 81с. Выпуск №1.
- 2. Зяблова Н.Г., Николаев И.Г. Нормативно правовые документы и методические материалы по вопросам воспитания и дополнительного образования. – Челябинск: Управление образования, 2003 – 114с.
- 3. Иванов В.Д. Самодеятельность, самостоятельность, самоуправление, или несколько историй из жизни школьников с вопросами, письмами, монологами и документами. – Москва: Просвещение, 1991 – 128с.
- 4. Кон И.С. Психология ранней юности: книга для учителя. – М.: Просвещение, 1989 – 255с.
- 5. Корчак Януш Воспитание личности. – М.: Просвещение, 1992 – 287с.
- 6. Настольная книга классного руководителя 8 –11 классов\ под ред. Л.С. Бескоровайная – Ростов н\Д: Феникс, 2002 – 352с.
- 7. Научно-методический журнал Классный руководитель 2002.
- 8. Рожков М.И. Развитие самоуправления в детских коллективах. – М.: ВЛАДОС, 2002 – 160с.
- 9. Скоркина Н.М. Нестандартные формы внеклассной работы. – Волгоград: Учитель АСТ, 2002 – 72с.
- 10. Филиппова Н.М. Всеобщее социальное гражданское образование. – Уфа, 2000-94с.
- 11. Филиппова Н.М. Молодые граждане Отечества. – Башкирский институт развития образования: Уфа, 1998 – 62с.
- 12. «Игровые формы воспитательной работы», Т.В. Кислова, г. Челябинск
- 13. «Мир наших прав», ДОО «Союз детских общественных объединений города Челябинска», И.Г. Николаев, И.В. Седелева, г. Челябинск, 2004
- «Как организовать проектную деятельность учащихся», И.С. Сергеева, г. М., 2004
- «Классному руководителю о самоуправлении в классе», М.А. Александрова, г. М., 2005
- «Поурочные разработки по курсу: «Государственная символика», 1-11 класс, Б.Н. Серов, г. М., 2005
- «Методика и технология работы педагога дополнительного образования» В.П. Голованов, г. М..2005
- «Личность и оценочные особенности старшеклассников», Л.И. Минацианян г. М., 1991
- «Права ребенка в современной России» Е.Л. Болотова, г. М., 2005
- «Твои права», В.Н. Кеспиков г. Челябинск 1999
- Реализация принципа государственно-общественного характера управления образованием: теория, методология, практика: сборник статей II Межрегиональной научно-практической конференции. – Челябинск: Из-во Сити Принт, 2010 – 221с
КОНЕЧНЫЙ ПРОДУКТ РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Конечным продуктом образовательной программы актива ученического самоуправления МОУ гимназии №10 является освоение учащимися навыков лидерских качеств, приобретение необходимого жененного опыта в планировании своих жизненных ценностей и своей деятельности.
Изучение образовательной программы активом ученического самоуправления позволит расширить кругозор учащихся, принять активное участие в организации и проведении различного рода мероприятий и фестивалей. Обеспечить четкое понимание основ управленческой деятельности менеджера социальной сферы.
Учащиеся свободно могут решать вопросы организационной деятельности, выстраивать модели взаимодействия с последующим анализом.