О том, что необходимо внедрять Интернет-технологии в учебный и воспитательный процесс сегодня не говорит только ленивый. Преимущества в настоящий момент уже не вызывают сомнений и не требуют дополнительных доказательств. Деятельность свыше 70% взрослого населения мира, так или иначе, связана с созданием, переработкой и передачей медиатекстов.  Свыше 90% человечества являются активными потребителями массовой информации. Сами ресурсы сети Интернет  представляются  базой для создания информационно-предметной среды, образования и самообразования людей, удовлетворения их профессиональных и личных интересов и потребностей. Президентская программа «Наша новая школа» предполагает проведение Интернета в образовательные учреждения и делает его  повседневной реальностью для  учителей и школьников. Однако возникает ряд проблем:

1. одно только наличие доступа к Интернет-ресурсам не является гарантом быстрого и качественного образования,

2. родители не всегда осознают необходимость дистанционного, медийного образования,

3.  не все учителя знакомы с социальными сервисами, социальными сетями, не знают их возможности и не умеют организовать их использование в педагогической практике.

4. на современном этапе обучения, когда используются новейшие Интернет-технологии, возникает необходимость в разработке новых учебных Интернет-ресурсов, направленных на комплексное формирование и развитие медийной информационной грамотности.

Информационные ресурсы сети Интернет содержат текстовый, аудио и визуальный материал, они  зрелищны и интересны. В профессиональной деятельности учителя в сети можно широко использовать такие интернет-ресурсы,  как блог, веб-квест, прези и Интернет-сообщества, социальные сети. Все они могут быть использованы не только в учебном процессе при обучении для решения определенных учебных задач или  способствовать профессиональной ИКТ компетенции учителя, но и в воспитательной деятельности и в работе с родителями.

Три года назад я стала использовать в своей педагогической деятельности блог. Сначала это был блог «Вместе дружная семья», а затем «Есть только миг». Что такое блог? Блог от английского blog, weblog–это личная страничка пользователя в виде дневника. Обычно блог создается и управляется  одним человеком, но если создать блог с коллективным доступом, то вносить   коррективы  и дополнения смогут все участники процесса, например, родители. Преимущества блога несомненны, но главное, посетитель  может оперативно отреагировать на опубликованные материалы, фотографии или оставить свои комментарии. Последнее очень важно в работе классного руководителя, так помогает организовать обратную связь с родителями и детьми.

Рассмотрим использование созданного мною интернет-ресурса «Есть только МИГ» в организации работы классного руководителя с родителями. Почему я решила создать  блог, посвященный проблемам медиаобразования? Образование не должно заканчиваться звонком с урока или  завершаться окончанием школы или ВУЗа. Оно может и должно продолжаться всю сознательную жизнь человека, и медиаобразование может и должно  являться неформальным средством образования и просвещения. Это требование времени. Такие возможности предоставлены современному человеку благодаря Интернету - кладезю информации.  Нужно только уметь добыть полезные и необходимые данные, отличить их от ложных. Медийная информационная грамотность поможет учащимся и родителям ориентироваться на бескрайних просторах Интернета, отличать нужное от вредного и творчески подходить к переработке информации.  Своевременное  и корректное использование интернет-ресурсов служит залогом эффективной подготовки учащихся к жизни в информационном обществе. Дистанционное обучение с использованием Интернета – это инновационная форма получения образования, с введением которой обучение приобретает статус непрерывности, эта идея должна быть доведена до сведения родителей. С появлением новых обучающих технологий растет престиж компетентности и профессионализма, а главное, расширяются возможности для творческой активности людей. Но использование инновационных принципов медиаобразования в учебном процессе возможно лишь при условии ломки устаревших стереотипов: только учитель может научить, компьютеры и социальные сети – это только бессмысленная потеря времени, так как предназначены для игр. В первом блоге «Вместе дружная семья» я провела опрос «Как вы относитесь к получению образования в дистанционной форме», результаты меня расстроили. Подавляющее  большинство родителей (78%) своё отношение определили как отрицательное. В процессе личных бесед со многими выяснила, что родители просто не понимали суть организации этого процесса. Так как я сама много уделяю времени дистанционному обучению, то решила заняться просветительской деятельностью среди родителей и показать важность и полезность такой формы обучения.

Главную задачу классного руководителя на тот момент я видела в  терпеливом формировании общественного мнения  по поводу необходимости «всеобщего» медиаобразования как слагаемого  культуры личности, условия ее информационной свободы и средства  психологической защиты от манипулятивных воздействий.

Свою просветительскую  деятельность, направленную   на  повышение уровня медиакультуры родителей и детей, популяризацию дистанционного обучения я начала с проведения очных родительских собраний и организации онлайн-анкетирования в сети, когда предлагала родителям зайти в блог, познакомиться с материалами,  и поучаствовать в опросах «Можно ли использовать социальные сети в образовании?» и «Ваше отношение к медиаобразованию».

В блоге я  разместила видео- и аудио- файлы из Интернета и свои  презентации, статьи, шаржи и коллажи, тесты и  фотографии. На главной странице я разместила материала, касающиеся целей и задач, которые я сформулировала для себя, создавая  блог. Я определила основополагающий вопрос «Цифровой мир: враг или друг современного человека?» и проблемные:

  • Интернет приносит больше пользы или вреда?
  • Медиаобразование в России: решение проблем или путь в никуда?
  • “Сеть”, сплетенная - кем?
  • Может ли семья и школа обеспечить информационную безопасность детям?
  • Как подготовить детей к жизни в информационном обществе?
  • Могут ли дети, используя Интернет, заниматься самообразованием?

Страницы я наполнила следующим содержанием:

Название страницы

Материал

Содержание

Почему МИГ?

Видео из фильма «Земля Санникова»

Коллаж «Web 2.0»

Текст о медийной информационной грамотности

Содержит ответ на вопрос «Почему блог называется «Есть только МИГ»?

Родителям предлагается задуматься и порассуждать в комментариях о необходимости МИГ.

Учитель о МИГ

Интеллект-карты

  1. Мобильное устройство
  2. Мобильность педагога
  3. Информационно-грамотный ученик

Текстовый файл «Сказка про эликсир мобильности»

Материалы представляют собой графическое медийное  и литературное творчество учителя, посвященное ИКТ.

Медиаобразование

Шарж «Прививка мобильности»

Текстовый файл Сочинение ученицы Анны Б «Один день с медиа»

Презентация Гугл «Медиаобразование: за и против»

Текстовый файл «Мультимедийное образование»»

Таблица Гугл совместного редактирования «Медиаобразование в России: решение проблем или путь в никуда? "

Предлагается рассмотреть перспективы развития медиаобразования в российских школах. Учитель  показывает связь формирования МИГ

с процессом социализации личности XXI века, с проблемами формирования

основ гражданского общества, что является сегодня особенно актуальным и

значимым.

Безопасность в сети

Гугл презентация «Родителям об интернет безопасности»

Онлайн-тестирование «Безопасность в социальных сетях»

Текстовые файлы о безопасности в Интернете.

Учитель проводит педагогическую беседу с родителями с использованием ИКТ-технологий о безопасности в интернете.

Опросы

Онлайн-опросы и возможность посмотреть статистику:

Школьники в Интернете.
Как к вам относятся в Интернете?

Использование Интернета в школе и дома.

Учащимся и родителям предлагается принять  участие в онлайн-опросах по теме "Человек в Интернете и социальных сетях" и высказать своё мнение в комментариях о проблемах интернет-зависимостей и опасностей, подстерегающих в сетях.

ЭОР

Представлены опытные образцы ЭОР:

  1. кроссворд «Социальные сети»
  2. тест «Знакомство с Интернет»

Учащимся и родителям предлагается проверить онлайн  свои знания Интернета и социальных сетей, а также определить свой уровень знаний об Интернете.

Работы учащихся в Интернете

Ссылки на работы индивидуальных участников или команд, которые принимали участие в сетевых проектах на Вики-Владимир

Даны 16 ссылок на работы учащихся 6 – 9 классов, демонстрирующих сформированные умения и навыки МИГ.

Полезные ссылки

Широкий выбор материалов для самостоятельного чтения и изучения по вопросам медиаобразования и безопасности в сети Интернет.

Даны не только ссылки, но и комментарии педагога к материалам.

Страница «Работы учащихся в интернет» полезна в плане демонстрации положительного опыта по освоению сетевых социальных сервисов и занятости детей в свободное время.

Важность  размещенных ссылок на информационно - справочные Интернет ресурсы отметили в комментариях многие родители, так как материалы  могут быть полезны семьям, интересующимся  проблемами медиаобразования, безопасности в сети. Все материалы, размещенные в сети Интернет,  предоставлены для всеобщего доступа.

В настоящее время развиваются содержание и методы обучения, меняется роль педагога, который постепенно превращается из транслятора знаний в организатора деятельности обучаемых по приобретению новых знаний, умений и навыков. Свою функцию модератора, или по-простому организатора, благодаря наличию и ведению блога,  считаю реализованной успешно. Так как родители и дети посещают блог, участвуют в опросах и пишут комментарии.

Блог может служить источником информации об учителе и примером для обучаемых, родителей: он  содержит  личную информацию, которая даёт представление об интересах и хобби учителя, о путешествиях, досуге. Пример учителя, получающего образование в дистанционной форме,  во многом оказывается заразительным. Дети организуют свои блоги, электронные портфолио,  75% учащихся по результатам школьного опроса хотят получать дополнительное образование в дистанционной форме.

На мой взгляд, основная задача классного руководителя - координация усилий учителей разных предметов и родителей, направленных на развитие современного медиаграмотного человека, способного использовать медиа для личностного совершенствования и эффективной учебной деятельности.

Медиаобразовать -
Это значит воспитать
Умных, любопытных,
Въедливых, настырных,
Мыслящих критично,
Пишущих частично.

Чтоб любили:
- возражать,
- "за" и "против" предлагать,
- аргументы приводить,
- с оппонентами дружить,
- все, что нужно и не нужно
Где угодно находить.

Блог «Есть только МИГ» может быть серьезным подспорьем

  • для учителя

–это возможность выйти на новый, более высокий уровень профессионализма в использовании ИКТ-технологий и способности работать в условиях информационного общества.

  • для учащихся и их родителей

–это новая возможность получения информации  о медиаобразовании и МИГ для более успешной самореализации детей, формирования информационной и правовой культуры личности, что уже само по себе создает конкурентные преимущества в непростой социально-экономической ситуации в России.