Поиск

Актуальность:

         Практика показывает, что уровень педагогической компетентности наших родителей не позволяет в должной степени занять позицию в образовательном процессе ДОУ.

 В статье 18 Закона РФ «Об образовании» говорится: «Родители  являются первыми педагогами.  Они обязаны заложить первые основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте».

 Многочисленные исследования, проводившиеся в нашей стране и за рубежом, показали, что семья и детский сад – два воспитательных феномена, каждый из которых по-своему дает ребенку социальный опыт. Но только в сочетании друг с другом они обеспечивают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир.

 В условиях, когда большинство семей озабочены решением проблем экономического, а порой физического выживания, усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребёнка. Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребёнка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Всё это, как правило, не приносит позитивных результатов: не все дети проявляют интерес к различным видам деятельности, не умеют конструктивно общаться со сверстниками.

 Семья и детский сад живут в быстро меняющемся мире в силу чего родители и педагоги должны непрерывно повышать своё образование. Родители нуждаются не только  в постоянном обновлении психолого-педагогических знаний, обусловленном развитием науки, но и в развитии способности устанавливать связь между знаниями и конкретной ситуацией, позволяющей понять ребёнка. Сегодня ребёнок как никогда нуждается в образованных взрослых. Под образованием родителей международным сообществом понимается обогащение знаний установок и умений, необходимых для ухода за детьми и их воспитания; выполнения родительских ролей в семье и обществе.

 Форм взаимодействия с  родителями много, но наиболее эффективная, на мой взгляд,  является школа «Молодых родителей», которая организована на базе нашего ДОУ. Данную школу посещали родители детей младших групп. На родительских собраниях в группах ДОУ  мною было предложено посещать школу «Молодых родителей», тем, кто испытывает трудности во взаимодействии со своим ребенком, а так же кто хочет поделиться своим опытом в воспитании детей.

 Цель школы «Молодых родителей»:

 Повышение уровня психолого-педагогической культуры родителей в вопросах воспитания и развития ребёнка, становление их активными участниками в жизни детского сада.

 Задачи:

 1.      Подобрать и внедрить разнообразные формы и методы взаимодействия детского сада и семьи.

 2.      Активизировать и обогащать воспитательные умения родителей.

 3.      Способствовать активному включению родителей в воспитательно – образовательный процесс детского сада.

 4. Отслеживать динамику психолого-педагогической компетентности родителей.

 С целью определения потребностей родители в психолого-педагогических знаниях я провела: анкетирование, которое позволило мне  определить:

 1. Отношение родителей к источникам информации (откуда они подчерпывают её):

 •       60% родителей пользуются своей интуицией

 •       20% пользуются педагогической литературой и литературой по психологии

 •       20 % берут информацию у воспитателей.

 От детского сада родители хотели бы получить:

 •       86% максимально полную информацию о воспитании и обучении ребенка

 •       14 % полагаются на свой опыт

 Трудности, которые испытывают родители при воспитании детей.

 •       15 % - ребёнок плохо ест

 •       35 % - не слушается родителей

 •       25% - при взаимодействии с ребенком родители проявляют неуверенность в себе

 •       25%  - ребенок часто болеет

 За помощью к педагогам детского сада родители обращаются в 35%, 65% - не обращаются, потому что:

 •       33% считают, что справятся сами

 •       17% не придают особого значения этим трудностям

 •       13% считают это неудобным, так как подобного рода консультации не входят в обязанности педагога.

 Таким образом, результаты анкетирования позволяют сделать вывод о том, что большинство родителей, при взаимодействии с ребенком, опираются на свою интуицию. Вопросы, на которые родители пожелали получить ответ, касаются питания ребенка, как сохранить и укрепить его  здоровье, как наладить конструктивное взаимодействие с ним.

 Результаты анкетирования помогли наметить пути дальнейшей работы с родителями и составить план работы.

 Участники:

 - родители, педагоги ДОУ, специалисты

 Формы работы с родителями:

 •       индивидуальные беседы

 •        консультации

 •       деловые игры

 •        дискуссии

 •       детско-родительские выставки поделок и фотографий

 •        участие в праздниках

 •       педагогические гостиные

 •       семейные маршруты выходного дня

 •       работа почты доверия

 •       образовательно-игровые тренинги и др.

 Режим функционирования:

 •       Сентябрь 2010 года – май 2012 г.

 •       Каждую вторую среду месяца в 18-00

 •       Ожидаемый результат:

 1. Участие родителей в воспитательно – образовательном процессе детского сада.

 2. Повышение педагогической культуры родителей.

 3. Объединение интересов семьи и ДОУ в вопросах воспитания и обучения детей.

 4. 100 % удовлетворенность родителей услугами, предоставляемыми в ДОУ.

 Реализация плана школы «Молодых родителей»

 Для повышения интереса к посещению школы «Молодых родителей» мною были подобраны разнообразные методы и формы работы с родителями.

 •       Познавательные формы организации общения предназначены для ознакомления родителей с особенностями возрастного и психологического развития детей, рациональными методами и приемами воспитания для формирования у родителей практических навыков.

 Сегодня изменились принципы, на основе которых строится общение педагогов и роди-телей. К ним относятся общение на основе диалога, открытость, искренность в общении, отказ от критики и оценки партнера по общению. Поэтому наиболее эффективными формами были нетрадиционные. Это проведение мероприятий  по мотивам известных телевизионных игр: «КВН», «Поле Чудес», «Что? Где? Когда?», «Устами младенца», деловые игры, дискуссии. На этих встречах мамы и папы имели возможность проявить свои знания, эрудицию, смекалку.

 Выбор темы мероприятия обусловливался интересами и запросами родителей. Родители с интересом принимали участие в обсуждении таких тем как: «Лечим простуду», «Нетрадиционные формы закаливания», «Заучивание стихотворений при помощи рисунка»,  «Игровые способы решения детских конфликтов»,  «Как соблюдать дисциплину, нужно ли наказывать ребенка?», «Наказывать, или наказывать», обменивались  опытом по теме «Закаляйся, если хочешь быть здоров» и др.  Регулярно на заседания  школы «Молодых родителей» приглашались психолог, педиатр, логопед, музыкальные руководители, инструктора по физической культуре и плаванию.

 •       Большую пользу принесли домашние задания для родителей. Полученные родителями  теоретические знания закреплялись ими на практике, при взаимодействии с детьми. Результаты его выполнения   активно обсуждались за круглым столом. Родители делились своими успехами и неудачами, обменивались опытом.

 •       Досуговые формы организации общения направлены на установление теплых неформальных отношений между педагогами и родителями, а также более доверительных отношений между родителями и деть¬ми. В рамках школы «Молодых родителей» проводились совместные праздники и досуги: «Встреча Нового года», «Рождественские забавы», «Мас¬леница», «Праздник мам», «Лучший папа», «Папа, мама, я — дружная семья», «Праздник урожая», семейные маршруты выходного дня и др.  Родители на праздниках читали  стихотворения, пели пес¬ни, играли на музыкальных инструментах и рассказывали интерес¬ные истории, например о птицах, а потом вместе с детьми строили скво¬речники.

  В течение реализации школы «Молодых родителей» организовывались выезды на природу родителей вместе с детьми, зимой совместные встречи на ледовом городке. В дни новогодних каникул  родители принимали активное участие в изготовлении зимних построек на участках ДОУ.

 В подготовке и праздновании  дня рождения детского сада родители принимали самое активное участие: готовили изделия на ярмарку, совместно с детьми – выставку работ «Мой любимый детский сад».

 Использование досуговых форм способствует тому, что благодаря установлению позитивной эмоциональной ат¬мосферы родители становятся более открытыми для общения, в дальнейшем педагогам проще налаживать с ними контакты, предо¬ставлять педагогическую информацию.

 Родительская газета - новая форма взаимодействия ДОУ и семьи. Она обеспечивает систематическую информированность родителей о жизни в ДОУ. В газете содержалась информация различной тематики: новости детского сада, консультации специалистов по запросам родителей. Иногда через газету родители объявляли  конкурс, например «Кто первым решит головоломку», с последующим награждением символическими призами. В газете размещались фамилии самых активных родителей в данном месяце. Каждый номер газеты посвящался  только одной теме.

 Организация работы по выпуску каждого номера газеты проходила в следующем алгоритме: воспитателям предлагалось собрать информацию по теме номера (высказывания детей, описание возникших в группе педагогических ситуаций, рисунки детей и т. п.); родители (если хотят) пишут заметки о своем опыте семейного воспитания, приносят фотографии детей, если они выполнены в цифровом формате, тиражируют готовый номер;  все другие специалисты ДОУ периодически готовят материалы в соответствии с темой.

 Положительно  зарекомендовала себя работа почты доверия. Ее довольно просто организовать в рамках обычного детского сада — необходимо лишь приспособить небольшую коробку под почтовый ящик с прорезью для писем. Желательно оформить ее ярко и красочно и повесить в доступном месте. Это особая форма работы с родителями. Ее особенность заключается в том, что родители, в силу различных обстоятельств, не всегда могут задать интересующий их вопрос публично. Эту задачу успешно решает создание почты доверия.  Родители на листочках пишут свои пожелания, вопросы, проблемы и опускают в почтовый ящик. А я в конце каждого месяца проверяю почту, знакомлюсь с ней и корректирую свою работу в соответствии с заявленной проблемой.

 Немало важное значение, для просвещения родителей, имеет создание педагогической библиотеки.

 Через индивидуальные, групповые беседы выявила запросы родителей и  в библиотеку постаралась собрать полезные материалы различной тематики: «Ребёнок в детском саду», «Здоровье и спорт», «Поделки из разных материалов». Много было  подобрано детской литературы, сценариев утренников и праздников, песен для детей, тематический клипарт (картинки к праздникам, раскраски и многое другое).  Все материалы, предлагаемые для ознакомления родителям,  эстетично оформлены, содержание предлагаемого материала интересно большинству родителей.

 Организуя и проводя  данные мероприятия, я стремилась обогатить воспитательные умения родителей быть с ребенком в контакте, помочь родителям приобрести собственный воспитательный опыт.

 Тщательная подготовка к каждому заседанию, чёткий отбор материала, нетрадиционность форм, практическая деятельность, ненавязчивость обучения различным приёмам работы с детьми- всё это способствовало заинтересованности родителей к посещению школы, и позволила получить положительные результаты.

 Анализ эффективнос¬ти работы школы «Молодых родителей»

 Для определения эффективности работы я использовала следующие методы: анкетирование  родителей, учет активности родителей через посещение школы. (Приложение 1)

 Результаты анкетирования свидетельствовали о том, что:

 -  95% родителей удалось  преодолеть многие трудности в воспитании своего ребенка.

 - 95 % родителей посещая школу «Молодых родителей», читая рекомендуемую литературу, стали лучше разбираться в особенностях развития и поведения детей дошкольного возраста.

 - 100 % родителей считают руководителя  школы «Молодых родителей» компетентным, умеющим  дать ответ на любой вопрос, касающийся  воспитания ребенка.

 - 100 % родителей удовлетворены ли вы работой школы молодых родителей;

 - Пожелания по улучшению качества работы «Школы молодых родителей» заключаются в том, чтобы больше было досуговых встреч и совместных мероприятиях с детьми.

 Увеличилось количество родителей, желающих посещать школу «Молодых родителей» от 20 человек до 31.

 Положительные результаты работы достигнуты за счет посещаемости родителей.

 (Средняя посещаемость за квартал %):

 Таким образом, с помощью школы «Молодых родителей» удалось наладить  эмоциональный контакт с родителями, повысить их психолого-педагогические знания по вопросам воспитания и развития детей.

 Обобщенный и апробированный мной опыт работы можно использовать для решения проблем  выстраивания взаимоотношений с родителями воспитанников.

 Перспективы развития школы «Молодых родителей». Дальнейшее развитие школа «Молодых родителей» нашла в спортивном семейном клубе, организованном на базе ДОУ и ФОК.