Поиск

Содержание:

  1. Пояснительная записка 
  2. Тематический план 
  3. Содержание программы 
  4. Список литературы 

  1. Пояснительная записка

  «Все второстепенно в сравнении с заботой о детях». Если бы это утверждение стало нормой нашей жизни, исчезли бы все многочисленные проблемы, связанные с воспитанием подрастающего поколения. Старый афоризм гласит: «Самое сложное в работе с детьми – это работа с их родителями».

Концепция модернизации российского образования подчеркивает исключительную роль семьи в решении задач воспитания. Семья  всегда будет важнейшей средой формирования личности и главнейшим институтом воспитания.

Система семейного воспитания в последнее время претерпевает значительные изменения. Известно, что состояние современной семьи обусловлено рядом негативных факторов: произошло разрушение статуса семьи, как воспитательного института, даже во внешне вполне благополучных семьях отсутствует взаимопонимание между супругами, детьми и родителями.  А в современных условиях в силу целого ряда причин семья становится одним из основных объектов внимания общества. Это объясняется тем, что все сильнее обостряются проблемы семьи и семейных отношений. Они требуют для своего разрешения все больше усилий, т.к. от решения этих проблем зависит будущее страны.

В процессе развития ребенка педагогика выделяет три сферы – образование (целенаправленное воздействие на ребенка), семью (основной институт социализации личности) и социум (влияние общества). Система дополнительного образования детей является одной из составляющих сферы образования, что определяет необходимость для педагога дополнительного образования не только учитывать в своей профессиональной деятельности влияние всех факторов, определяющих становление личности, но и по возможности создавать условия для их содержательного партнерства.

Чтобы вырастить полноценного человека, культурную, высоконравственную, творческую и социально зрелую личность, необходимо, чтобы педагоги и родители действовали как союзники, делились с детьми своей добротой, опытом, знаниями.

 Главное предназначение семьи и любого образовательного учреждения – становление личности ребенка. Без помощи семьи ни одно образовательное учреждение не может обеспечить высоких результатов воспитания. В этом контексте семья по отношению к учреждению дополнительного образования выступает уже не только как потребитель и социальный заказчик, но и, что очень важно, в роли партнера.

Отзывы родителей о работе объединений, анкетирование родителей, общение с родителями на родительских собраниях, результаты бесед педагогов с родителями дают возможность изучить их позицию, учитывать ее при организации воспитательной работы. Поэтому не случайно каждый родитель – желанный гость в творческих объединениях. Их мнения, пожелания, оценочные суждения учитываются педагогами при организации работы с обучающимися.

Данная программа «Гармония» посвящена проблеме организации сотрудничества между педагогическим коллективом отдела и родителями в процессе воспитания обучающихся. Особенность предлагаемой программы состоит в том, что при разработке основных направлений воспитательной деятельности учитывались мнения и предпочтения родителей и детей.

Цель программы:  организация сотрудничества между педагогическим коллективом  отдела ТЭП «Каприз» и родителями в интересах творческого и свободного развития личности ребенка.

Задачи:

¾              изучить семьи путем выявления их возможностей по воспитанию детей;

¾              выявить функции сотрудничества педагогического коллектива отдела и родителей;

¾              организовать родительский всеобуч;

¾              использовать личностно-ориентированный подход к ребенку и родителям;

¾              анализировать результаты совместной деятельности педагогического коллектива и родителей по воспитанию обучающихся;

¾              создать единый коллектив  обучающихся, родителей и  педагогов, объединенный общими целями и ответственностью, действующий на демократических и гуманистических принципах.

Методы воспитательной работы с семьей: 

¾              методы организации деятельности и формирование общественного поведения: общественное мнение, поручение, упражнение, создание воспитывающих ситуаций;

¾               методы стимулирования поведения и деятельности: поощрение, благодарность, одобрение;

¾              методы самоконтроля и самооценки: педагогическое наблюдение,

анализ результатов деятельности,  анкетирование.

В основе программы лежит технология сотрудничества:

взаимодействие семьи и педагогов дополнительного образования, методиста и  обучающихся,  которое направлено на активное включение детей, родителей и обучающихся в учебно-воспитательный процесс, досуговую деятельность.

Принципы  осуществления сотрудничества:

¾   обсуждение и реализация единых подходов к воспитанию каждого обучающегося;

¾   формирование группы из родителей и обучающихся, готовых активно сотрудничать;

¾   взаимное уважение;

¾   справедливость по отношению к обучающимся и родителям;

¾   организация и осуществление педагогической поддержки  родителей;

¾   соблюдение принципов педагогической этики.

Следовательно, главными функциями взаимодействия семьи и педагогов являются:

¾   информационная;

¾   воспитательно-развивающая;

¾   формирующая;

¾   охранно-оздоровительная;

¾   контролирующая.

В практике работы отдела определились самые разнообразные формы взаимодействия педагогического коллектива и родителей:

¾   день открытых дверей (2 раза в год);

¾   родительские собрания (1 раз в два месяца);

¾   индивидуальные консультации;

¾   анкетирование родителей;

¾   открытые занятия (1 раз в полугодие);

¾   праздничные программы;

¾    концерты.

Основные направления организации работы педагогического коллектива с семьей:

¾          организация диагностической работы по изучению семей, составление характеристик семей обучающихся (состав семьи, сфера занятости родителей, образовательный и социальный уровень);

¾          организация и проведение массовых мероприятий с родителями, работа по совместной общественно значимой деятельности и досуга родителей и обучающихся;

¾          выявление и использование в практической деятельности позитивного опыта семейного воспитания;

        Ожидаемые результаты:

¾               повышение уровня педагогической культуры родителей;

¾              создание условий, способствующих развитию взаимопонимания, сотрудничества семьи и педагогов;

¾              оказание практической помощи родителям при возникновении проблемных ситуаций;

¾              осознание родителями значимости дополнительного образования в жизни детей.

Успешная реализация данной программы зависит от умелого управления и отдачи педагогов, обучающихся и родителей, их общей заинтересованности.

  1. Тематический план программы «Гармония»

Наименование мероприятия

сроки

ответственные

1.

Раздел 2.

- организационные родительские собрания объединений отдела «Родители педагоги – партнеры в обучении и воспитании». Выборы родительского комитета.

Раздел 1.

- анкетирование «Семья обучающегося»

сентябрь

зав. отделом

методист

педагоги

2.

- тренинговое занятие с родителями «Учимся общению».

Раздел 1.

- анкетирование «Тип семьи» (методика программированного наблюдения)

октябрь

зав. отделом

методист

педагоги

3.

Раздел 2.

- родительское собрание «Поощрение и наказание в жизни ребенка».

Раздел 3.

- праздничная программа, посвященная Дню матери

ноябрь

зав. отделом

методист

педагоги

родит. комитет

4.

Раздел 3.

- новогодняя праздничная программа «Новый год у ворот» (игровая программа, конкурсы)

декабрь

зав. отделом

методист

педагоги

родит. комитет

5.

Раздел 3.

- мастер-класс «Семь Я»: подготовка праздничной программы ко Дню Защитника Отечества «Папы могут все, что угодно»

январь

методист

родит. комитет

6.

Раздел 2.

- родительское собрание «Агрессия в поведении ребенка».

Раздел 3.

- «Папы могут все, что угодно» - праздничная программа

февраль

зав. отделом

методист

педагоги

родит. комитет

7.

Раздел 3.

- «От всей души!» - программа , посвященная дню 8 Марта

март

зав. отделом

методист

педагоги

родит. комитет

8.

Раздел 2.

- родительское собрание «Семья – это папа, мама, я» (совместно с детьми)

апрель

зав. отделом

методист

педагоги

родит. комитет

9.

Раздел 3.

- отчетный концерт обучающихся  объединений отдела «Зажги свою звезду»

Раздел 1.

- анкетирование для родителей «Исследование удовлетворенности родителей уровнем  дополнительного образования обучающихся в объединении »

май

зав. отделом

методист

педагоги

родит. комитет

10.

Раздел 3.

-заседания родительского комитета

ежемесячно

председатель родит. комитет

11.

Раздел 2.

- родительский день (консультации по вопросам родителей)

1-я среда месяца

методист

педагоги

12.

Раздел 3.

- «Отдыхаем вместе» 

в теч. года

зав. отделом

методист

педагоги

родит. комитет

  1. Содержание   программы:

Программа «Гармония» включает следующие разделы   по приоритетным  направлениям в сфере совместной деятельности педагогов, родителей и обучающихся:

        1. изучение семей обучающихся;

        2. работа с родителями;

        3. сотрудничество педагогов, родителей и методиста в организации         воспитательной работы в объединении.

Тематика проведения мероприятий по разделам программы  меняется каждый год.

Раздел 1. Изучение семей обучающихся.

Цель: знакомство с социальной средой  обучающихся отдела.

Мероприятия по разделу:

- диагностика, анкетирование изучение семей обучающихся;

- создание банка данных   обучающихся ;

- изучение данных о занятости детей в других  объединениях  и секциях;

- формирование единых педагогических требований.

Раздел 2. Работа с родителями.

Цель: повышение педагогической культуры родителей, пополнение арсенала их знаний по конкретным вопросам воспитания ребенка в семье и объединении.

Мероприятия по разделу:

- проведение родительские собрания объединений отдела;

- проведение   открытых занятий;

- проведение тематических собраний;

- проведение индивидуальных  бесед  и консультаций.

3. Сотрудничество педагогов, родителей и методиста в организации         воспитательной работы в объединении.

Цель: создание единого воспитательного пространства «родители – обучающиеся – педагог».

Мероприятия по разделу:

- организация работы родительского комитета;

- привлечение родителей в выполнении режима занятий в объединениях детского творчества  и выполнения правил для обучающихся;

- организация совместной деятельности между педагогами, родителями и детьми с помощью проведения совместных мероприятий.

Список литературы

для педагогов:

  1. Азаров Ю.П. Семейная педагогика. М., 1993.
  2. Белкин А.С. Знаете ли вы своего ребенка. М., 1986.
  3. Буянов М.И. Ребенку нужна родительская любовь. М.: Знание, 1984.
  4. Дереклеева Н.И. Родительские собрания в 1-11 классах. М.: Вербум-М, 2001.
  5. Диалоги о воспитании. М.: Просвещение, 1985.
  6. Конвенция о правах ребенка.
  7. Коростелев Н.Б. Воспитание здорового школьника. М.: Просвещение, 1986.

         для родителей:

  1. Буянов М.И. Ребенку нужна родительская любовь. М.: Знание, 1984
  2. Диалоги о воспитании. М.: Просвещение, 1985.
  3. Коростелев Н.Б. Воспитание здорового школьника. М.: Просвещение, 1986.
  4.  Маленкова Л.И. Педагоги, родители, дети. М.: 1994
  5. Малькова З.А. Концепция воспитания учащейся молодежи в современном обществе: Проект для обсуждения. М., 1991
  6. Пальцев Н. Надежный помощник – накопленный опыт. 2003