Поиск

Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

         В теории и практике педагогики существует множество трактовок и определений понятия «условие» вообще и «педагогические условия», в частности.

         В философском словаре под условием понимается «отношение предмета к окружающим его явлениям, без которых он не может существовать». Более того, условия составляют ту среду, обстановку, в которой явления возникают, существуют и развиваются. Словарь русского языка С.И. Ожегова трактует «условие» как «обстоятельство, от которого что-нибудь зависит». В других словарях русского языка предлагаются схожие трактовки рассматриваемого понятия:

Условие – это:

- обстановка, в которой что-то происходит;

- среда, в которой пребывают и без которой не могут существовать предметы и явления;

- основа, предпосылка для чего-либо.

В данных определениях условие рассматривается как нечто внешнее для предмета, непосредственно влияющее на процесс его формирования и развития. В БСЭ дается более обобщенное понимание данного термина. «Условие – это существенный компонент комплекса объектов (вещей, их состояния, взаимодействий), из наличия которого с необходимостью следует существование данного явления». Весь этот комплекс называется «достаточным». В данном определении условие рассматривается не как отдельное обстоятельство, отношения предметов, а как целый комплекс объектов, влияющих на исследуемое явление.

Для нас также важна педагогическая трактовка данного понятия. М.И. Ерецкий дает такое определение: «Педагогические условия – это сопутствующие фактору педагогические обстоятельства, которые способствуют (или противодействуют) проявлению педагогических закономерностей, обусловленных действием факторов». «Педагогические условия – это среда, обстоятельства, в которых реализуются педагогические факторы», – отмечает М.Е. Дуранов.

Следовательно, педагогические условия воспитания на семейных традициях – это педагогические обстоятельства, которые способствуют успешному процессу воспитания детей старшего дошкольного возраста.

Следует отметить, что предложенные определения являются универсальными, поэтому они используются в качестве базовых и в нашем исследовании.

         Основными условиями успеха в воспитании детей на семейных традициях можно считать наличие нормальной семейной атмосферы, авторитета родителей, правильного режима дня, своевременного приобщения ребёнка к книге и чтению, к труду.

         А.С. Макаренко основным условием воспитания уважительного отношения к семейным традициям считал приобщение детей к истокам русской народной культуры .

         К.Д. Ушинский придавал особое значение произведениям русского народного творчества – пословицам, прибауткам, загадкам. Русские пословицы он считал простыми по форме и выражению и глубокими по содержанию произведениями, отразившими взгляды и представления народа - народную мудрость. Загадки доставляют уму ребенка полезное упражнение, дают повод к интересной, живой беседе. Поговорки, прибаутки и скороговорки помогают развитию детей чутье звуковым красотам родного языка .

         В. Г. Белинский сравнивал пословицы и поговорки с «ходячей, житейской и практической философией народа. И не только с философией, но и с поэзией души народа». Попевки, приговорки, потешки – первые художественные произведения, которые слышит ребенок. Знакомство с ними не только обогащает его чувства и речь, но и формирует отношение к окружающему миру, играет неоценимую роль во всестороннем: развитии.

         Вполне справедливо можно сказать, что русский народный эпос служит для народа не писанной, традиционной летописью, переданною из поколения в поколение в течение столетий. Это не только поэтическое воссоздание жизни, но и выражение исторического сознания народа. Во всем многообразии устного народного творчества – сказка, былина, песня, частушка, загадка, пословица, поговорка и в обрядовом фольклоре отражены внутренний мир русского человека, его жизнь и быт.

        Н. Круглова рекомендует воспитывать уважительное отношение к семейным традициям через праздники. Ведь праздник – это день, наполненный радостью, весельем, день, когда все собираются вместе. Само слово «праздник» заимствовано из старославянского языка и. буквально означает «не занятый делами, свободный от работы». Особое значение праздник имеет для ребенка.

         К.Д. Ушинский отмечал, что праздник для ребенка совсем не то, что для нас, взрослых. Он подчеркивал, что ребенок считает свои дни от праздника до праздника, как мы считаем свои годы от одного важного события нашей жизни до другого. Каким тусклым и серым было бы детство без праздника. Праздники играли и продолжают играть большую роль в жизни людей. Они способствуют сближению членов семьи, родственников, людей, живущих в одном селе, деревне, городе. Одновременно праздник выполняет информационную функцию, так как люди обмениваются новостями, обсуждают события, происходящие в стране или местности, где они проживают.

         Любой праздник, по мнению И. Лыковой, является первичной формой культуры. Культура праздника действительно слагается из культуры игры, культуры слова, движения и музыкального звука, а также культуры моды, костюма, этикета, традиции, ритуала - словом из совокупности разных культур. Подготовка к празднику всегда вызывает у детей интерес, на основе которого формируется художественный вкус, единение детей и взрослых. Самое главное, чтобы никто не был пассивным созерцателем. Мы, взрослые, должны дать выход детским стремлениям, способствовать удовлетворению их желания участвовать в играх, танцах, инсценировках, в оформлении зала, группы: и других помещений детского сада. Это способствует социализации ребенка, формирует у него активную позицию и вызывает стремление сохранить традиции и обычаи семьи.

         По результатам исследований Н. В. Демидова, такие общепринятые семейные традиции, как празднование Нового года, дней рождения членов семьи – самые распространенные в современной семье. Однако, к сожалению, основное внимание в них уделяется порядку действования (приобретение елки, подарков, угощений, приглашение гостей, украшение квартиры и т. д.). Значительно ценнее в этом отношении организация деятельности детей и взрослых, инициирование активности, творчества детей. Одним из условий воспитания уважительного отношения к семейным традициям является проведение с детьми занятий, бесед, целью которых является обогащение опыта детей и формирование познавательного интереса к истории семьи, ее традициям.

         Занятие является основной формой организации обучения детей в детском саду. Оно организуется, и проводиться педагогом, который определяет в соответствии с избранными программами воспитания и обучения содержание, методику и технологию занятий. Любое занятие с дошкольниками состоит из трех основных частей:

  1. Введение в тему, определение цели, объяснение того, что должны сделать дети.
  2. Самостоятельная деятельность детей по выполнению задания педагога или замысла самого ребенка.
  3. Анализ выполнения задания и его оценка.

         В зависимости от цели и логики процесса обучения можно определить несколько видов занятий:

- по изучению новых знаний, на которых дети знакомятся с новым материалом; - по закреплению нового материала;

- по повторению, обобщению и систематизации знаний; комбинированные.

         Н. Дорохина советует проводить работу комплексно. Наряду с традиционными занятиями по развитию речи и ознакомлению с окружающим важную роль в накоплении впечатлений, образов, представлений у детей играет изобразительная деятельность, а также знакомство с произведениями художественной литературы, живописи и графики, относящимся к жанру семейного портрета. На занятиях («Сколько я в слове семья?»; «Ветви и корни»; «Сундук старой бабушки» и др.) дошкольники знакомятся с биографией близких, родословной, учатся бережно относиться к семейным реликвиям, учатся уважать семейные традиции.

         Одним из условий воспитания уважительного отношения к семейным традициям является создание развивающей среды в ДОО.

         Развивающая среда – совокупность природных и социальных культурных предметных средств, удовлетворяющих потребности актуального ближайшего и перспективного развития ребенка, становление его творческих способностей, обеспечивающих развитие разнообразных видов деятельности. Развитие ребенка зависит от того, где, в каком окружении он растет, кто его воспитывает и как организованно воспитание. Среда, в которой живет ребенок, может быть монотонной, однообразной, бедной, стандартной. Но она может быть и другой - насыщенной, неординарной, разнообразной, меняющейся. Ее правильная организация и умелое включение ребенка в процесс активного взаимодействия с окружающим миром составляет важную сторону педагогической работы в детском саду.

         Развивающая функция предметной среды требует для своей реализации сочетания традиционных и новых, необычных компонентов, что обеспечивает преемственность развития деятельности от простых ее форм к более сложным, содержательным.

        Любящие родители прикладывают немало сил, делая жизнь своих детей яркой, интересной, насыщенной впечатлениями. Однако, как показывают исследования, даже очень насыщенная событиями жизнь ребенка не всегда оставляет яркие впечатления и воспоминания, если по какой-то причине взрослым не удается помочь «уложить» все это богатство в его сознании. И здесь на помощь могут прийти фотографии. Рассматривая их вместе с ребенком, можно рассказать ему о важных и понятных ему каждодневных действиях или вспомнить особо яркие события, необычные впечатления и переживания. Фотография становиться опорой для разговора о настоящем, прошлом, а впоследствии и о будущем. В зависимости от того, с чем хотят познакомить ребенка, фотографии можно по-разному комплектовать, создавая специальные семейные альбомы: «Моя семья», «Мой дом», «Мои игрушки», «Обычный день», «День рождения», «У бабушки с дедушкой», «Когда папа был маленьким», «Новый год», «Наши семейные традиции», «На прогулке», «На даче» и т.п. Вот сколько тем для бесед могут дать обычные семейные фотографии.

         Портфолио как понятие, получившее значительное распространение в последние годы, во всем мире является методом оценивания реальных достижений ребенка. По мнению В. Дмитриевой портфолио коллекция работ ребенка, которая демонстрирует его усилия, прогресс или достижения в определенной области или своеобразная выставка работ детей, задачей, которой является отслеживание их личностного роста. Портфолио дошкольника это, прежде всего копилка личных достижений малыша в разнообразных видах деятельности, его успехов, положительных эмоций, возможность еще раз пережить приятные моменты своей жизни. Портфолио должно иметь свою структуру, каждый раздел получает свое название. Портфолио семьи может иметь следующую структуру: «Давайте познакомимся», «Моя семья», «Мои успехи и достижения», «Я люблю ...», «Мне интересно ... », «Я и мои друзья» и т. п. Также в портфолио семьи можно включить некоторые сведения о родителях и других членах семьи (Ф.И.О., дата рождения, место работы, адрес), опросный лист, заполненный родителями, оценка потребностей семьи, анкеты, рассказы, сочинения, фотографии, рисунки и многое, многое другое. Важной особенностью папки личных достижений является то, что она позволяет осуществить индивидуальный подход к каждому ребенку, к каждой семье. При выпуске из детского сада портфолио вручается ребенку. Этот подарок ему и его родителям.

         В народной культуре, в фольклоре связь поколений символизирует древо жизни. Изучение истории своей семьи позволяет принять, полюбить свой род, своих родных, проявлять к ним терпение, заботу и внимание, воспитывать уважение к традициям своей семьи. Родословная - это история семьи, которую принято описывать как перечень поколений людей одного или нескольких родов, устанавливающий происхождение и степень родства, с указанием о каждом представителе рода того, что его отличает. Существует два основных способа ее ведения – по восходящей и нисходящей линии. Родословную необходимо оформлять соответствующим образом, для чего в генеалогии существуют специальные документы: таблицы, досье, росписи, карточки. К сожалению, сегодня традиция изучения родословной почти утрачена.

Родословная - это история семьи, которую принято описывать как перечень поколений людей одного или нескольких родов, устанавливающий происхождение и степень родства, с указанием о каждом представителе рода того, что его отличает. Существует два основных способа ее ведения - по восходящей и нисходящей линии. Родословную необходимо оформлять соответствующим образом, для чего в генеалогии существуют специальные документы: таблицы, досье, росписи, карточки.

         Е. Ривина считает одним из необходимых условий ведения родословной старшими дошкольниками – проведение консультаций по теории и истории генеалогии с родителями, предложить им: памятку по составлению родословной, включающую эскизы возможного оформления родословной таблицы. В памятку для родителей нужно обязательно включить цель и задачи деятельности по составлению родословной. Составление родословной служит сплочению семьи, что в результате создает благоприятную эмоциональную атмосферу. Изучение истории семьи способствует воспитанию гордости за принадлежность к своему роду, своей фамилии. В дошкольном детстве начинает формироваться чувство ответственности перед памятью предков, которое имеет существенное педагогическое воздействие, несет в себе огромный нравственный потенциал для дальнейшего развития ребенка.

         Анализ психолого-педагогических исследований, посвященных данной проблеме показал, что основными условиями воспитания уважительного отношения к семейным традициям у старших дошкольников являются:

- приобщение детей к истокам русской народной культуры; - организация и проведение праздников;

- проведение с детьми занятий; - выпуск семейных альбомов;

- создание портфолио семьи;

- составление родословного дерева.

Таким образом, для воспитания уважительного отношения к семейным традициям у детей старшего   дошкольного      возраста, на наш взгляд, необходимо выделить следующие педагогические условия:

- организация в ДОО специальной развивающей среды, включающей создание семейных уголков; семейных альбомов; выставок семейных реликвий; коллекций; составление портфолио семьи; рекомендации для родителей по составлению родословной и портфолио семьи.

- разработка и проведение комплекса занятий, направленного на изучение истории семьи и ее традиции.

 

Список литературы

  1. Белинский, П.П. Избранные педагогические сочинения / П.П.

Белинский. - М.: Просвещение,1982. - 287 с.

  1. Большой толковый психологический словарь / Роберт Артур. т. (А-О): пер.с англ. - М.: Вече, АСТ, 2000. - 340 с.
  2. Давыдов, О. И. Работа с родителями в детском саду: Этнопедагогический подход / О. И. Давыдов, Л.Г. Богословцева, А. А. Майнер. - М: ТЦ Сфера, 2005. - 144 с.
  3. Дмитриева, В. Портфолио успеха /В.Дмитриева, Е.Егорова//Обруч.- 2005. - № 6. –С. 13-15.
  4. Доронова, Т. Н. Взаимодействие ДОУ с родителями: пособ. для работников ДОУ / Т. Н. Доронова. - М: Академия, 2002. - 120 с.
  5. Лыкова, И. Старшие дошкольники в «Мастерской Деда Мороза» /И.Лыкова// Дошкольное воспитание.- 2006. - №10.-С.23-28.
  6. Макаренко, А.С. Педагогические сочинения/ А.С. Макаренко. -М.: Просвещение, 1986.-318 с.
  7. Ривина, Е. Родословная в детском саду - история и образ семьи /Е.Ривина// Дошкольное воспитание.- 2007. - № 12. – С. 37 - 51.
  8. Советский энциклопедический словарь / А.М. Прохоров. -3е изд.- М.: Сов. Энциклопедия, 1984. - 325 с.
  9. Ушинский, К.Д. Педагогическое сочинение /К.Д.Ушинский.М.: Педагогика, 1988. -414с.
  10. Философский энциклопедический словарь - М: ИНФРА, 1983. - 840 с.
  11. Шинкарь, М. Использование фольклора в работе с детьми /М.Шинкарь// Дошкольное воспитание.-, 1990. - №10.-С.8-15.