Поиск

Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

В последнее время проблема агрессивного поведения детей стала более распространенной. Во многом причиной этому служит рост агрессивных тенденций в рамках общества. Наблюдается повышенная агрессивность у взрослых, которая не может не отразиться на агрессивности детей. Причинами таких настроений в обществе могут быть отсутствие стабильности в работе, тяжелое материальное положение, различные семейные проблемы, а также распространяющаяся пропаганда насилия с экрана и в СМИ. Педагогика ненасилия проповедует обратить внимание на проблему детской агрессии как можно в более раннем возрасте, еще с детского сада.

Главным в преодолении агрессивного поведения детей самому воспитателю, педагогу встать в позицию ненасилия, полностью исключить всякое проявление недовольства, раздражительности.

Особое место в профилактической работе педагоги детского сада уделяют именно формированию круга интересов ребенка на основе особенностей его характера и способностей.

Широкое применение при профилактике проявлений агрессивного поведения детей дошкольного возраста приобрели методы арт-терапии и, в частности, сказкотерапия. С помощью сказки ребенок способен сам проанализировать поведение и поступки героев и сделать собственные выводы, усвоить нормы и правила поведения, в которых отсутствует агрессия.

При использовании в работе воспитателя сказкотерапии, могут быть применены такие формы организации занятий, как индивидуальная и групповая. Проработка поведенческих навыков реализуется через активное участие каждого из дошкольников в тренинговых упражнениях, под которыми понимается система методов, приемов, а также форм, которые позволяют осуществлять профилактическое воздействие на дошкольников, проявляющих различные признаки агрессивного поведения.

Рекомендуемая продолжительность занятий  по 30 минут 2 раза в неделю в течение двух с половиной месяцев.

Всю серию занятий можно условно разделить на три группы:

  1. Предусматривает уровень сформированности у детей знаний об эмоциональном мире человека, о способах управления им. Взрослый при этом создает такие ситуации для применения данных знаний, которые побуждают детей к оказанию помощи не только различным сказочным персонажам, но и близким, сверстникам.
  2. Направлена на формирование у дошкольников доброжелательного поведения. Взрослым на занятиях создаются разные проблемные ситуации, при участии в которых дети должны приобретать необходимые умения по управлению негативными эмоциями. При этом большое внимание необходимо уделять обучению детей различным конструктивным способам решения конфликтных ситуаций, а также развитию способности сочувствовать и сопереживать.
  3. Акцент сделан на формировании осознанного отношения детей к имеющимся в обществе социальным нормам поведения. При этом взрослый побуждает дошкольников проявлять доброжелательность в своей повседневной жизни.

Для поддержания интереса к таким занятиям используются сказочные сюжеты, к примеру: в гости к дошкольникам приходят волшебники, например, добрый и злой, в которых могут вселиться «драконы» (под которыми подразумеваются чувства гнева, злости, обиды), волшебники дарят детям сказочную тарелочку и волшебное яблоко, при помощи которых появляются неожиданно разнообразные объекты. Дети при этом знакомятся с героями, для которых особенно необходима их помощь и т. д.

Так, необходимые поведенческие навыки у детей отрабатываются при помощи разнообразных приемов, среди которых:

- психогимнастика;

- имитационные игры;

- дискуссии;

- чтение, а также обсуждение художественных произведений;

- обыгрывание конфликтных ситуаций, а также моделирование выхода из них.

- выражение собственного эмоционального состояния ребенка в рисунке.

Каждый ребенок при этом имеет право высказать собственное мнение, а также отношение к рассматриваемой ситуации, именно поэтому отрицательные оценки того или иного детского мнения взрослыми на занятиях никак не допускаются. Каждое подобное занятие строится на доверии, уважении, взаимопомощи, взаимопонимании.

Критериями эффективности такой работы с дошкольниками по профилактике агрессивного поведения может служить:

-    снижение и отсутствие в поведении агрессивных проявлений;

-    преобладание доброжелательности и положительных эмоций;

- способность ребенка сдерживать нежелательные эмоции, либо применение им приемлемых способов для их проявления;

- измененный характер детского рисунка (а именно, преобладание светлых, ярких красок, уверенный контур рисунка, выражение положительных эмоций через рисунок).

С целью самовыражения детей каждое из занятий предусматривает применение рисуночных методик, основа которых – моделирование ситуации успеха и ощущение удовольствия. Решению такой задачи способствует использование основных доступных каждому из детей дошкольного возраста приемов, к примеру, дорисовывание пиктограмм, рисование по контуру, «кляксография» и др. Каждое из рассмотренных занятий рекомендуется оканчивать прослушиванием приятной музыки, либо исполнением веселых детских песен, способствующих фиксации положительных эмоций, а также поддержанию интереса к проведенным занятиям.

Поведение самого воспитателя, психолога, социального педагога должно приучать к хорошему. Всем субъектам социально-педагогической профилактики следует обязательно изучить систему межличностных отношений детей в группе и помочь каждому занять благоприятную для его развития позицию в коллективе сверстников. Ведь старшим дошкольникам свойственна растущая потребность в общении со сверстниками, в совместных играх и деятельности. Все это способствует возникновению детского сообщества, развитию системы межличностных отношений. Поэтому ребенка нужно учить правилам общения и межличностному взаимодействию.

Профилактические мероприятия должны быть направлены не на полное исключение агрессивности в характере ребенка, а на ограничение и контроль его негативных черт, а также поощрения его положительных проявлений.

Учитывая, что дети в оценке поступков сверстников достаточно категоричны и требовательны, а к собственному поведению более снисходительны и недостаточно объективны, следует работать также над самооценкой, а в семейном воспитании следует уделять усиленное внимание к созданию семейного благополучия.

Немалую воспитательную силу имеет личный пример членов семьи, особенно родителей, и общение между членами семьи. Ведь дети с живым интересом всегда слушают истории из жизни родителей, бабушек, дедушек. Лучший способ предотвратить агрессивное поведение ребенка – проявлять к нему любовь, ласку и добро.

В профилактике агрессивного поведения дошкольников первоочереднойявляется работа с семьей: диагностика внутрисемейных отношений и участия ребенка в них, определения уровня гармоничности данных отношений и тому подобное. Основной акцент все же следует делать на индивидуальной работе с ребенком.

Часто родители недостаточно владеют знаниями индивидуальных и возрастных особенностей развития детей, они могут не замечать агрессивного поведения ребенка или не обращать на нее внимания, считая ее нормальным этапом его развития, поэтому воспитателю целесообразно предоставлять консультации родителям по этим вопросам. Учитывая возрастные особенности развития дошкольников в семейном воспитании, родители смогут наполнить жизнь ребенка полезным содержанием, создать соответствующие условия для игр, подобрать соответствующие игрушки и художественную литературу.

Сегодня также очень остро стоит вопрос ограниченного общения членов семьи с детьми, поэтому воспитателям нужно уделить особое внимание наставлению родителей в умении общаться с малышами дома.

Воспитание ребенка, прежде всего, должно строиться на духовных ценностях. Обязанностью родителей является не только материальное обеспечение ребенка, а они должны научить детей быть внимательными, заботливыми, щедрыми, милосердными, вызвать желание творить добрые дела, поступать с другими так, как хочется чтобы поступали с тобой, и т.д. Задача воспитателя здесь сводится к тому, чтобы дать родителям правильное направление духовного воспитания, в таком случае они сами станут менее агрессивными, нервными, будут меньше смотреть телевизор и давать смотреть его детям, будут больше времени уделять ребенку и друг другу и тогда ребенок будет меньше проявлять напряжения и агрессии в детском саду. 

Есть семьи, в которых к детям относятся очень строго, воспитание сводится к бесконечным поучениям и указаниям. Родители предъявляют к детям определенные требования, а сами не могут их выполнять. В такой семье ребенокрастет в постоянном напряжении, обнаруживает страх совершать ошибки, у него возникает недоверие к людям, появляется агрессивное поведение. Дети становятся замкнутыми и нелюдимыми. В семьях, где родители проявляют чрезмерную опеку, отгораживают ребенка от окружающего мира, решают все его проблемы, ребенок может вырасти неприспособленным к жизни, неуверенным, тревожным, чувствовать себя беспомощным. Слепая любовь родителей к детям делает их эгоистами, а привычка получать все и сразу, к агрессивному поведению в случае отказа. Через просветительскую работу воспитателя по углублению знаний родителей о разных стилях воспитания, можно помочь семье найти новые подходы к личности ребенка, создать такую среду, в которой он будет развиваться гармонично.

Итак, причин агрессивности дошкольников много: от соматических болезней и нарушений психического развития, до социального научения. В детском саду агрессивное поведение дошкольников имеет такие поведенческие проявления: обвинения или угрозы; агрессивные фантазии; обиды и вербальные формы унижения другого; разрушение продуктов деятельности или вещей другого ребенка; непосредственное нападение на другого и причинение ему физической боли и унижения (у детей драки принимают формы укусов, царапанья, хватания за волосы, применения в качестве "оружия" палок, кубиков и т.д.).

Главными направлениями профилактики агрессивного поведения детей в работе воспитателя должны быть:

- работа с семьей;

- специальные игры и упражнения, которые можно проводить на прогулке, или между занятиями;

- подключение психолога к решению проблемы профилактики агрессивного поведения детей дошкольного возраста.

 

Список литературы

  1. Аплеева, И.А. Влияние развивающей среды на формирование индивидуально-психологических качеств личности ребенка дошкольного возраста. М.: Культура и образование, 2015. – С.122–126.
  2. Зиновьева, М.В. Взаимосвязь детско-родительских отношений и ненормативного поведения детей дошкольного возраста. М.: Психологическая наука и образование, 2007. – № 3. –  С. 35.
  3. Зинкевич-Евстигнеева, Т.Д. Практикум по сказкотерапии. С-Пб.: Речь, 2000. – 159 с.
  4. Каминская, М.Ю. Роль педагога-психолога в развитии эмоционально-волевой сферы дошкольника 5–7 лет. Современная психология: материалы II междунар. науч. конф. (г. Пермь, июль 2014 г.).  Пермь: Меркурий, 2014. – С. 50-52.
  5. Колосова, С.Л. Детская агрессия. СПб.: Питер, 2008. – 224 с.
  6. Смирнова, Е.О. Психологические особенности и варианты детской агрессивности / Вопросы психологии, 2008. – №1.
  7. Тимошок, А.В. Агрессивное поведение детей дошкольного возраста / Современная психология: материалы междунар. науч. конф. (г. Пермь, июнь 2012 г.). Пермь: Меркурий, 2012. – С. 25-27.
  8. Фурманов, И.А. Детская агрессивность: психодиагностика и коррекция. Минск.: Ильин, 2007. – 216 с.