Поиск

Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

За много столетий было придумано множество интересных историй, но кто их придумал и, главное, для чего? Народная сказка - это история илинебылица, которую сочинили люди. Такое повествование не имеет конкретного автора, но оно отображает характер и ценности народа, который его сотворил.

Обычно в таких историях идет речь о противоборстве добра и зла, и в них всегда побеждают положительные персонажи. Чтобы такие сказки было увлекательно читать, в них включены приключения, волшебство и умеющие разговаривать животные. Именно поэтому их читают с упоением не только дети, но и уже взрослые родители.

Сегодня народная сказка -это кладезь мудрости, который необходим маленькому человечку, ведь он только начинает познавать мир. Такие рассказы помогают развить в сознании ребенка моральные ценности, дают ему понять, что такое доброта и какие поступки считаются плохими, развивают речь ребенка, способствуют его коммуникативному развитию.

Кроме того, читая вместе с родителем, ребенок младшего дошкольного возраста тренирует речевые навыки, и подобное времяпрепровождение детей и взрослых делает их еще ближе друг к другу. Но даже в том случае, когда ребенок не умеет говорить, картинки помогают ему проявлять эмоции при виде уже знакомого Колобка, курочки Рябы или жителей теремка. А сказочные истории, изложенные доступным языком, способствуют развитию внутреннего мира, ведь для детей дошкольного возраста это очень важно.

Кроме того, на поступках главных героев дошкольники учатся смекалке и находчивости, что пригодится им во взрослой жизни, когда они сами будут сталкиваться с трудностями. Народная сказка - это настоящий помощник в развитии творческой личности. Но кроме этого у ребенка дошкольного возраста формируется человечность и сочувствие к другим людям и животным.

Каждая нация может похвастаться коллекцией небылиц. Любая такая история отображает свои характерные черты, которыми одарены главные герои, также в них есть привычный быт и традиции. Так, русские народные сказки раскрывают сущность славянской души. В частности, это простота

характера, добродушие и находчивость, которые помогают заработать хорошую репутацию и достичь счастья.

Кто-то может не понимать, в чем польза сказки об Иванушке-дурачке. Но здесь отображается смиренность персонажа и несклонность его к злобе, которая помогает получить то, чего не могут добиться коварные и хитрые люди. Именно эти тонкости способен уловить ребенок, у которого только начинает формироваться характер. Такой ребенок уже сможет различать красоту души и внутреннее уродство. Интересно то, что все народные сказки учат тому, что в беде могут выручить друзья, что нужно оставаться верным своей любви, и тому, что добрые люди более счастливы.

Народные сказки для детей младшего дошкольного возраста могут быть следующими: Русские сказки о животных - это «Лиса и Журавль», «Волк и семеро козлят», «Козел да Баран», «Теремок», «Кот – серый лоб», «Петух и жерновцы», «Зайкина избушка», «Маша и Медведь». Также есть сказки, в которых присутствует волшебство. Это «Василиса Прекрасная», «Снегурочка», «Морозко», «Сивка-бурка», «По-щучьему веленью», «Курочка Ряба», «Иванушка и серый Волк», «Аленушка и братец Иванушка».

В каждой стране есть такие сказки, которые увлекут любого ребенка и при этом помогут ему еще лучше усвоить то или иное качество. Например, украинские сказки очень напоминают своим стилем изложения и персонажами русские небылицы. Это и всем известный «Козел и Баран», и «Соломенный Бычок», «Серко», «Мороз и Ветер», «Хлебороб» и другие. Белорусский фольклор тоже открывает перед читателем традиции и устои своего народа. Как пример можно рассмотреть такие сказки: «Потерянное слово», «Как Степка с Паном говорил», «Пану наука», «Бабка-шептуха», «Два Мороза», «Аленка», «Андрей всех мудрей», «Отцов дар», «Лисица-хитрица», «Почему Барсук и Лиса в норах живут». Конечно, мы назвали далеко не все сказки, поскольку народная мудрость очень глубока и обширна, но из каждого из этих повествований ребенок сможет вынести важный урок.

Порой современные родители не решаются знакомить своих детей с подобным фольклором. Они считают, что народная сказка - это вымысел, который не даетребенку правильного представления о жизни. Они уверены, что представленные в этих произведениях говорящие животные и легкий успех только воспитают излишнее воображение.

В действительности же это ошибочное мнение, поскольку детки воспринимают мир совсем в других красках. Именно такой язык помогает им принять жизнь и знакомит с тем, что есть злые и добрые люди, учит правильно себя с ними вести. Также сказки говорят о том, что нужно слушать родителей, что важно стать хорошим человеком, что у животных есть чувства.

Поскольку у детей младшего дошкольного возраста еще нет логического мышления, такие истины воспринимаются естественно и не вызывают нездоровой реакции и нарушений в психике.

Важными источниками развития коммуникативных навыков и речевого творчества являются художественная литература и фольклорные произведения. Корней Иванович Чуковский в книге «От двух до пяти» отмечал: «Детская речь на всех этапах своего развития питается неисчерпаемой жизненной силой народного русского языка». Поэтому в качестве средства для развития речи дошкольников часто используются русские народные сказки.

С детской сказки начинается знакомство ребёнка с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и со всем окружающим миром в целом. Сказка оказывает огромное влияние на развитие и обогащение речи детей, и чем чаще они их слышат, тем в большей степени впитывают гармонию слова, учатся употреблять в процессе взаимоотношений со взрослыми и сверстниками слова и выражения. Дети, повторяя образные слова и выражения из сказки, начинают задумываться над их прямым и переносным значением. Язык сказки ритмичен, слова зарифмованы, героям

даны определения – это позволяет ребенку обогатить словарь и лучше запомнить и понять содержание сказки.

ФГОС ДО в требованиях к структуре образовательной программы дошкольного образования и её объёму в разделе 2.6. «Содержание Программы» речевое развитие выделено как структурная единица (образовательная область) и включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

На современном этапе развития системы дошкольного образования осознана необходимость целенаправленного развития эффективных социально-коммуникативных и речевых навыков, обеспечения условий для продуктивного взаимодействия с окружающими, как важного фактора успешной социализации дошкольников. Большое внимание на современном этапе коммуникативного развития младших дошкольников уделяется сказкотерапии.

Сказкотерапия — это процесс образования связи между сказочными событиями и поведением в реальной жизни, процесс переноса сказочных смыслов в реальность. Она позволяет решать ряд проблем, возникающих у детей дошкольного возраста. В частности, посредством сказкотерапии можно работать с агрессивными чувствами, тревожными переживаниями, а также с различного рода психосоматическими заболеваниями. Кроме того, процесс сказкотерапии позволяет ребенку полноценно устанавливать здоровые межличностные взаимодействия со сверстниками и взрослыми, развивает речь дошкольника, способствует коммуникативному развитию.

Отличительным и положительным свойством сказкотерапии является установление партнерских отношений между педагогом и воспитанниками, которые помогают создавать доверительные отношения между участниками воспитательного процесса.

Сказкотерапия- это увлекательная развивающая игра вместе с другими ребятами и со взрослым. Сегодня сказкотерапия может решать несколько задач:

- развитие речи и корректировка эмоциональных, психических, волевых показателей, развитие крупной и мелкой моторик;

- умение решать проблему, находить выходы из различных ситуаций;

- определение необходимой модели поведения;

- развитие духовного мира.

Существуют определенные требования при организации сказкотерапии:

1. Верная дозировка (пусть ребенок для начала познакомится со сказкой, рассмотрит картинки).

2. Ненавязчивость (при анализе поведения героя, говорят дети, воспитатель контролирует и направляет анализ в верное русло).

3. Прочитайте текст (он должен соответствовать назначенной задачи и возрасту детей).

4. Читайте и играйте (не забывайте инсценировать то, что прочитали, делайте оценки, с помощью интонации выражая своё мнение).

В качестве терапевтического и развивающего воспитательного материала для дошкольников должны быть выбраны:

1. Медиативные сказки, характеризующиеся отсутствием злых героев, конфликтов.

2. Обучающие, предоставляющие возможность для развития. Такие сказки могут учить писать, читать, правильно себя вести.

3. Диагностические. Эти истории позволят Вам оценить характерные черты ребенка, благодаря тому, какие сказки он предпочитает.

4. Народные сказки, отвечающие за формирование в ребенке эстетики и нравственных чувств.

5. Психологические. Данный тип сказок позволяет дошкольнику, наряду с главным героем, преодолеть общие опасения и разумно воспринять неудачи.

В работе с детьми младшего дошкольного возраста используются следующие методы:

1. Рассказ о сказочных героях.

В группу вносится шкатулка (коробочка, в которой находятся изображения сказочных героев, и предлагается детям выбрать своих любимых. Дети рассказывают, почему они выбрали того или иного персонажа, описывают его характер, рассказывают, что в нем нравится и что у них общего.

2. Пересказ сказки.

Обращается особое внимание на то, как пересказывает сказку ребенок.

3. Рассказ сказки по кругу.

Каждый из детей рассказывает небольшой отрывок хорошо известной сказки.

4. Рассказ сказки от лица различных персонажей.

Здесь нужно обращать внимание детей на чувства, которые испытывают герои в той или иной ситуации.

5. Калькирование – переписывание старой сказки на новый лад в совершенно ином жанре.

Благодаря этой сказкотерапевтической методике у ребенка есть возможность закончить любую сказку так, как пожелает он сам.

6. Сказка "наизнанку" – придание сказочным героям противоположных черт характера.

7. Инсценирование сказки - драматизация. Инсценирование может быть самым разнообразным: кукольный театр, теневой или пальчиковый театр, ростовые куклы и т. д.

8. Иллюстрирование сказки, когда, рисование и изготовление поделок по мотивам сказкиобъединяет в совместной деятельности детей и взрослых.

9. Создание собственной сказки.

В заключение отмечу, что на занятиях сказкотерапии дети проживают эмоциональные состояния, вербализуют свои собственные переживания, знакомятся со словами, обозначающими различные эмоциональные состояния, благодаря чему у них развивается способность к более глубокому пониманию себя и других людей, умение ориентироваться в эмоциональной реальности.

Список литературы

1. Арушанова А.Г Развитие коммуникативных способностей дошкольника: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2012 с.80 (Модули Программы ДОУ).

2. Бондаренко А.К., Матусин А.И. Воспитание детей в игре.- М.: Просвещение.2013 – 123 с.

3. Дереча И. И. Технологиии организации воспитательного процесса: учеб.-методическое пособие. -Ишим, 2012. -184 с.

4.Купина Н.А. Нравственное воспитание, развитие коммуникативных способностей ребенка, сюжетно-ролевые игры./ Н.А. Купина, Н.Е. Богуславская Н.Е. – М.:2011 – 176 с.

5.Петерина С.В. Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста / С.В. Петерина – М.: 2011 – 196 с.