Поиск

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Программное содержание:

-   Обобщить знания детей об их гражданских правах и обязанностях;

- Способствовать развитию правового мировоззрения и нравственных    представлений;

-  Развивать умение рассуждать, сопоставлять, делать выводы;

-   Воспитывать чувство самоуважения и уважения к другим людям.

  

Оборудование и материалы:

- Демонстрационный: картинки с буквой "Я", генеалогические древа, иллюстрации о правах ребенка, свидетельство о рождении, плакаты с рисунками детей, "Всеобщая декларация прав человека", "Права ребенка" Е. Шабельник;

- Раздаточный: альбомный лист, фломастер, иллюстрации к сказкам.

Ход занятия:

Воспитатель читает стихотворение А. Барто "Одиночество":

Нет, уйду я насовсем!

То я папе надоем:

Пристаю с вопросами,

То я кашу не доем,

То не спорь со взрослыми!

Буду жить один в лесу,

Земляники припасу.

Хорошо жить в шалаше

И домой не хочется.

Мне, как папе, по душе

Одиночество.

Пруд заброшенный найду,

В чаще спрятанный,

Разговоры заведу

С лягушатами.

Буду слушать птичий свист

Утром, в перелеске.

Только я же - футболист,

А играть-то не с кем.

Хорошо жить в шалаше,

Только плохо на душе!

Воспитатель:

-Как вы думаете, почему мальчику вдруг стало по душе одиночество?

-Что могло случиться, что он решил жить один в лесу?

-Бывает ли у вас такое желание и настроение?

-Почему оно у вас появляется? Какая этому причина?

- А хорошо ли быть одному?

- Что надо сделать, чтобы настроение у вас стало веселым и радостным?

Упражнение "Добрые слова"

Ребята, а вы знаете, какие права есть у детей?

Ребенок:

- Мамы, папы всей страны

Это знать давно должны

Есть права у их детишек

Например, на чтенье книжек.

Также на заботу, ласку

И на жизнь, как будто в сказке,

Еще право быть счастливым

В нашем самом лучшем мире!

Показ детям книги "Всеобщая декларация прав человека".

- У всех людей есть права. О них написано в этой книге. Как вы думаете, у детей есть права? Какие они, по-вашему?

- Это необычная книга. Она расскажет вам о правах человека и о ваших правах - правах ребенка. Они записаны в Декларации прав ребенка, которую создала и приняла Организация Объединенных Наций. Эта организация существует во всем мире и защищает права всех детей независимо от того, где они живут, какого цвета кожа, какой язык, пол, национальность, а также независимо от того, кто их родители, бедные или богатые.

Возьмите листочки и цветными карандашами (фломастерами), соединив точки, напишите "ПРАВА РЕБЕНКА".

Воспитатель:

А теперь давайте откроем книгу "Права ребенка" (автор Е.Шабельник).

Показ иллюстрации и чтение права: "Каждый ребенок имеет право на все, что изложено в Декларации прав ребенка, независимо от богатства или бедности его родителей, цвета кожи, места жительства, языка, пола, возраста".

Воспитатель:

 Ребята, а разве может быть так, что у ребенка нет имени? У каждого ребенка есть право на имя. Как только ребенок рождается, ему дают имя и фамилию. Имя отличает человека от других людей. Каждое имя имеет свое значение. Оно дает ключ к его характеру и даже судьбе.

Имя нам дает отраду,

  Дарит счастье и удачу.

    Потому узнать бы надо,

      Что же наше имя значит?

Воспитатель:

- Ребята, а кто хочет рассказать о своем имени?

Воспитатель: Отчество присваивается ребенку по имени отца. Как зовут вашего папу? Какое у вас отчество? Назовите свое имя и отчество.

Воспитатель: Кроме имени и отчества у каждого человека есть фамилия. Фамилия тоже может что-то обозначать. Многие фамилии пришли к нам из далекого прошлого. Например, русская фамилия Иванов обозначает, что первый человек, ее носивший, был сыном Ивана. Часто фамилию человека давали по его профессии. Так, кузнецу давали фамилию кузнецов, плотнику - плотников, гончару - Гончаров. Расскажите о происхождении вашей фамилии.

Воспитатель: Фамилия, имя и отчество ребенка записаны в документе. Как он называется? (Свидетельство о рождении)

Воспитатель: В этом же документе указаны фамилии, имена и отчества родителей ребенка.

Воспитатель: Ребята, разгадайте ребус: 7 -Я! Что у нас получается?  Семья!

- Расскажите мне, что это за право?

 Каждый ребенок имеет право на семью. Каждый ребенок имеет право жить с мамой, папой. У каждого ребенка есть право иметь братика, сестренку, бабушку и дедушку.

Ребенок:

- Я люблю свою семью:

Маму, папу я люблю,

Люблю деда и бабусю,

И щенка, и кошку Мусю!

Все, кого я так люблю

Имеют право на семью!

Воспитатель: О семье можно не только говорить, писать стихи, читать рассказы, но и составлять генеалогические древа. Знаете ли вы имена, отчества и фамилии своих родственников?

- Давайте посмотрим какое древо приготовили для нас Филиппов Ваня с мамой.

Воспитатель:

- Ребята, а зачем человеку нужно составление генеалогического древа своей семьи?  Чтобы знать своих родственников.

Воспитатель:

- Правильно, молодцы! А сейчас, давайте поиграем с нашими пальчиками.

Пальчиковая гимнастика "Моя семья"

Раз, два, три, четыре!

Кто живет в моей квартире?           Хлопки на счет

Раз, два, три, четыре, пять

Всех могу пересчитать!                   Хлопки на счет

Папа, мама, брат, сестренка, кошка Мурка, два котенка, мой щегол, сверчок и я                                                              Поочередное поглаживание пальчиков

Вот и вся моя семья!                        Показать большие пальцы обеими руками.

Воспитатель: Ребята, рассмотрите иллюстрации к сказкам. Вспомните, как они называются. Подумайте, права каких героев были нарушены? Кто пытался нарушить эти права? (Вывешиваются иллюстрации к сказкам)

Дидактическая игра "Кто права нарушил?"

Цель: учить детей анализировать поступки сказочных героев, уметь называть нарушенные в сказке права. Воспитывать в детях чувство любви, ответственности за свои поступки, желание соблюдать права.

Материал: иллюстрации к сказкам, фишки на каждого играющего ребенка.

Ход игры: Ведущий показывает иллюстрацию к любой сказке, где нарушаются права героев.

Например: "Заюшкина избушка", "Волк и семеро козлят", "Буратино", "Теремок" и т.д. "Кто и какое право здесь нарушил?" - спрашивает ведущий. Ребенок, который первый правильно ответил получает фишку. Затем демонстрируется следующая иллюстрация и т.д. Оценка: у кого больше фишек, тот и выиграл.

Воспитатель: Ребята, что такое обязанности? Это определенные действия, обязательные для выполнения. А у детей есть обязанности? Как вы думаете, какие? ( Убирать за собой игрушки после игры;  заправлять постель, помогать маме в уборке дома, дети обязаны слушаться своих родителей).

Воспитатель: Совершенно верно,  у каждого члена семьи есть не только права, но еще и обязанности. Нужно слушать советы родителей и выполнять их требования, помогать по дому маме и бабушке, относится к ним с заботой, не огорчать их необдуманными словами, ни упрямством, ни дурными поступками. А в детском саду у детей есть обязанности? Как вы думаете, какие? (Выполнять требования воспитателя, вести себя вежливо, здороваться с детьми и взрослыми, вешать одежду в шкафчик, надевать сменную обувь, мыть руки перед едой, правильно и красиво себя вести за столом, убирать за собой игрушки, не мешать другим детям, уважать взрослых, не ссориться с друзьями ).   

Мои права

(шутка)

У ребенка право есть

 Кашу манную не есть,

     Да еще просить при этом

Шоколадную конфету.

    Право прыгать и шалить,

     На салфетку чай пролить,

              Драться с братиком подушкой,

      Разбросать свои игрушки.

             Исчеркать картинки в книжке,

     Дернуть за ухо братишку,

        Вот как много разных прав!

   Разве я, друзья, не прав?

Итог занятия:                   

Воспитатель:  О чем самом важном для детей, мы сегодня говорили?

Воспитатель: Кто из детей может пользоваться правами?

                          Как называется книга, в которой они записаны?

1. Лишь появится ребенок, и дышать начнет едва

    У него уже с пеленок веские права!

2. Он имеет право жить, развиваться и дружить;

3. Иметь просторный, добрый дом

4. Видеть тихий мирный сон.

     5. Врачей помощь получать,

6. Обучаться, отдыхать,

7. Быть веселым и здоровым,

8. Восхищаться чем-то новым

9. И любить, и быть любим

 Все: Он на свете не один!