Поиск

Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

 История убеждает в том, что никакие экономические и социальные реформы не приводят к длительному успеху, желаемому результату и прогрессу, к созданию прочного в социальном отношении государства, если они не опираются на прочную духовно-нравственную основу, без которой в стране немыслим стабильный и устойчивый порядок, который и даёт людям настоящую уверенность в завтрашнем дне. Эта основа является непременным условием хорошего эмоционального состояния общества. Сегодня многие люди понимают негативные последствия нынешнего духовно-нравственного обнищания нашего народа. Здесь огромную всевозрастающую и значимую роль в восстановлении духовности и нравственности общества играет Православная церковь, которая отмечает, что главной причиной такого падения явилось забвение народом Бога  («Если Бога нет, то всё дозволено» Ф.М.Достоевский «Братья Карамазовы). Именно по этой причине 22 февраля 2012года на расширенном заседании Патриаршего совета по культуре в своё м программном докладе, посвящённом современной ситуации в области национальной культуры Святейший патриарх Московский и всея Руси Кирилл отметил, что  невозможно «добиться накаких позитивных перемен, если в обществе не будет согласия по поводу базовых ценностей – общего согласия по поводу того, что для нашего народа ценно, свято, непререкаемо, неотторжимо от национальной жизни, того,  что действительно является фундаментом национального бытия. Если нравственность подвергается переменам, то она теряет своё абсолютное значение для жизни людей, а фундаментальными ценностями русского народа являются честь, жертвенность, правда, ответственность, справедливость, свобода как Божий дар». Для этого необходимо возвысить культуру и образование до осуществления ими высоких задач в плане духовно-нравственного становления общества.

        Сложившаяся в наше время потеря духовно-нравственных ценностей и ориентиров касаются, в первую очередь, наших детей,  Чем заполнить и укрепить их душу, чтобы уже сегодня они могли отличить добро от зла, противостоять процветающей в нашем обществе безнравственности  и агрессии, ставящей под угрозу не только человеческую культуру, но и жизнь человека вообще. Отсюда возникает проблема уже с дошкольного возраста формировать у детей:

         - нравственные чувства – совесть, долг, вера, ответственность, гражданственность, патриотизм;

         - нравственный облик – терпение, милосердие, любовь, незлобие;

         - нравственную позицию – способность к различению добра и зла, готовность к преодолению жизненных испытаний;

         - нравственное поведение – рассудительность, послушание.

       В данном случае задачей педагога является воспитание ребёнка таким, чтобы совершение нравственных поступков стало бы его постоянной чертой характера. Цель православного духовно-нравственного воспитания  - духовное обновление ребёнка, постепенное раскрытие и выявление творческих ресурсов личности, формирующееся от совместного действия  благодати Святого Духа и внутренней активности личности, обусловленной присутствием образа Божия в душе человека. Духовно-нравственное воспитание должно способствовать принятию ребёнком духовно-нравственных ценностей. Отсюда закономерно вытекают и задачи духовно-нравственного воспитания:

      - пробуждение потенциальных способностей, переживаний, чувств ребёнка;

      - формирование нравственной позиции личности на уровне принятия решения и его осуществления;

       -  создание условий для складывания целостных гармоничных отношений ребёнка с окружающим миром, людьми, переживаемых и реализуемых в актах содействия, помощи, защиты;

        - содействие обретению ребёнком  спасительного нравственно востребованного духовного опыта христианской позиции, несению жизненного креста;

        - коррекция негативных проявлений и побочных наклонностей ребёнка в соответствии с идеальной нормой, нравственным абсолютом, образом Божиим.

        Задачи духовно-нравственного воспитания решаются через направления в работе педагога:

- приобщение детей к традиционным для России духовно-нравственным ценностям;

- раскрытие духовной одарённости ребёнка, его личностных качеств;

- формирование гражданского самосознания, любви к Родине и своему народу;

- знакомство с ценностями православной культуры и  с устным народным творчеством, литературными произведениям в том числе;
- создание одухотворённого игрового и образовательного пространства жизнедеятельности ребёнка.

        Повсеместное открытие детских воскресных школ  на приходах даёт именно такую возможность, где наряду с такими предметами как «Основы православной культуры», «Закон Божий» именно литература может стать помощницей в осмыслении многих вопросов духовного порядка. Привить вкус к лучшим произведениям классической литературы и устного народно

го творчества как духовной исторической основы – это значит уберечь ребёнка от

многих падений на его жизненном пути.

      Произведения устного народного творчества и литературные произведения,  в том числе классические, проверены временем и существуют не для удовольствия, а для опыта. Это прежде всего бытовое, социальное, философское и нравственное исследование, помогающее развитию речи ребёнка, «экологии» языка, развитию воображения и творческих способностей. В настоящее время культурно-историческое наследие, духовный опыт, оставленный нашими замечательными художниками слова – классиками литературы и фольклором, произведениями народно творчества остаётся «невостребованным». Поэтому задача педагога посредством литературы «достучаться» до сердца, души ребёнка, дать ему возможность прикоснуться к миру прекрасного, Восприятие художественного текста как процесс творческий находится в прямой зависимости от «нравственно-интеллектуальных усилий» «духовной зрелости».

    Система нравственно-эстетических и  социальных представлений должна задаваться тщательным отбором литературных произведений: от  произведений устного народного творчества до классических произведений. Так, нравственное литературное произведение помогает ребёнку полюбить нравственный поступок, нравственное чувство, нравственную мысль, выраженную в этом произведении. В этом аспекте русская литература всегда была гордостью народа, так как для нашей национальной психологии характерно повышенное внимание к душе, совестливости, к яркому и меткому слову, проблема души и духа как человека, так и целого народа.

        Духовно-нравственное воспитание на уроках литературы, развития речи, обучения грамоте у дошкольников является  важным средством формирования у ребёнка доброты, щедрости души, уверенности в себе, умении наслаждаться окружающим миром. Обогащение ребёнка духовно-нравственными представлениями понятиями  - одна из главных задач  формирования свободной в христианском понимании личности. Такое воспитание посредством литературы развивает сознание и чувства детей, вырабатывает привычки правильного поведения. Знакомясь  с литературными произведениями, ребёнок постигает окружающий мир, природу, труд людей, общение со сверстниками, их радостями и неудачами, так как художественное слово воздействует не только на сознание, но и на чувства и поступки ребёнка. Слово может окрылить ребёнка, вызвать желание стать лучше, сделать добрый поступок, осознать человеческие взаимоотношения. Это возможно при  условии, что основой  каждого занятия  становится диалог учителя и ребёнка, писателя и читателя, цель которого не просто дать те или иные знания  и представления, но и подтолкнуть к размышлению, формированию своей позиции.

        Использование литературных произведений и произведений народного творчества позволяют решить и ряд других задач:

- воспитание любви и уважения к русскому языку и литературе, к ценностям  культуры, в том числе и отечественной, сознательное отношение к русской словесности как духовной ценности;

- развитие и совершенствование речевой и мыслительной деятельности, коммуникативных умений  навыков;

- развитие устной речи  навыков чтения.

         Для дошкольников в этом плане огромное значение имеют сказки, Они хорошо воспринимаются и усваиваются детьми. Сказки несут в себе  глубокую народную мудрость, пронизанную христианской нравственностью. Совместный с детьми анализ сказочных ситуаций и характеров героев способствует формированию умений правильного поведения в различных ситуациях. Такие уроки становятся уроками духовности и патриотизма, почитания старших, постижения основ праведной жизни. Христианский смысл русского фольклора находит своё продолжение в сказках литературных. Сказки  и малые литературные формы учат детей следовать заповедям, данным человеку Богом, жить в гармонии с собой и миром,  летописные произведения Древней Руси знакомят с бытом, нравами и обычаями наших предков историческим прошлым нашей Родины, героический эпос русского народа даёт  детям образец истинного патриотизма.

       Накопленный автором статьи практический опыт работы с детьми дошкольного возраста позволяют сделать вывод на основе диагностических данных о положительной динамике духовно-нравственного воспитания  при использовании для достижения поставленной задачи произведений устного народного творчества и литературных произведений.