Цель:
Формировать основы экологического мировоззрения, ответственного отношения к окружающей среде (воде) у детей. Ведь вода – это богатство нашей страны и залог здоровья и людей, и животных, и растений. Вырабатывать навыки грамотного и безопасного поведения в природе.
Задачи:
Дать детям представление о планете Земля, познакомить с глобусом. Уточнить знания детей о роли воды в жизни человека. Дать детям представление о том, какое большое значение имеют родники и другие источники чистой воды для всего живого на земле. Научить понимать, что чистая вода – это бесценный дар природы, который нужно бережно сохранять.
Закрепить знания детей о том, как беречь водопроводную воду.
Развивать логическое мышление, связную речь, творческие способности детей.
Воспитывать бережное отношение к чистоте воды, экологическую культуру.
Материал к занятию:
Глобус; презентация - «Вода – бесценный дар», картинки с изображением озёр, рек и родников; загадки; альбомные листы на каждого ребёнка, карандаши; аудиозаписи ветра, шума воды, пения птиц; д/и «Воздух, вода, земля»
Ход занятия:
Воспитатель:
Воспитатель читает стихотворение: Слайд - 2
Наш дом родной, наш общий дом-
Земля, где мы с тобой живём!
Чудес нам всех не перечесть,
Одно у них названье есть:
Леса, и горы, и моря-
Всё называется Земля!
А если в космос ты взлетишь,
То из окна ракеты
Увидишь шар наш голубой,
Любимую планету!
А что такое планета Земля? (ответы детей)
Знакомство с глобусом.
Воспитатель показывает глобус.
- Вот такой наша планета Земля выглядит из космоса. Это модель нашей Земли, только уменьшенная во много раз.
- Кто знает, как называется эта модель? (глобус)
Посмотрите на глобус.
А сейчас послушайте мои загадки:
Загадки:
Я и туча, и туман,
И ручей, и океан,
И летаю, и бегу,
И стеклянной быть могу! (Вода)
Нет ног, но на месте она не стоит,
Ложе есть, но не спит,
Не котёл, но бурлит,
Не гроза, но гремит.
Нет рта, но она никогда не молчит. (Река)
Ледяной поит водой. (Родник)
Посреди поля лежит зеркало:
Стекло голубое, а рама зелёная. (Озеро.)
То, что обозначено голубым цветом, — это океаны и моря. Ребята, а есть ещё реки и озёра. Многие озёра настолько чистые, в них бьют подземные родники, и из них можно пить воду. Слайд № 3 -4 – 5
Воспитатель: Дети, а что такое природа? ( ответы детей)
-Да это реки, леса, поля, небо, солнце, животные; то есть все то, что не сделано руками человека. И человек тоже часть природы. И самый маленький жучок - тоже часть природы. Природа кормит человека, одевает, обучает ,даёт все необходимое для жизни.
Воспитатель: Ребята, а чем мы с вами дышим?
Дети: Воздухом, кислородом.
Воспитатель: А какой бывает воздух? (Дети: грязный и чистый.) А всегда ли воздух бывает чистым?
Дети: Нет.
Воспитатель: Где можно встретить чистый воздух?
Дети: В лесу, на море, в горах.
Воспитатель: А где можно встретить грязный воздух?
Дети: В больших городах, где много машин, и заводов.
Воспитатель: А что можно сделать для того. Что бы воздух был чистым?
Дети: Посадить деревья, на трубы заводов поставить фильтры.
Вос-ль: Ребята скажите, а мы можем услышать воздух, и когда мы можем его услышать?
Дети: Мы можем его услышать, когда дует ветер.
Осторожно ветер
Из калитки вышел
Постучал в окошко
Пробежал по крыше
Поиграл немного
Ветками черемух,
Пожурил за что-то
Воробьев знакомых
И, расправив бодро
Молодые крылья
Полетел куда-то
Вперегонку с пылью.
Вос-ль: Скажите, а воздух мы можем увидеть?
Дети: Нет.
Вос-ль: А я вам предлагаю проделать опыт, где мы можем увидеть воздух и услышать его.
Опыт:
Взять стакан с водой и трубочки из – под сока. Опустить трубочки в стакан с водой и потихоньку дунуть в трубочку. Объяснить, что пузырьки это и есть воздух и мы его видим. Затем дуем с разной силой, чтобы услышать воздух. Свойства воздуха - это движение с разной силой.
Воспитатель: Ребята, а теперь скажите, кому нужен воздух? (Ответы детей)
Воспитатель: А что произойдет, если на Земле будет лишь грязный воздух? (Ответы детей.)
Физминутка.
Выросли деревья в поле. (руки вверх)
Хорошо расти на воле! (потягивания - руки в стороны)
Каждый старается,
К небу, к солнцу тянется. (потягивания, руки вверх, встать на носочки)
Вот подул веселый ветер,
Закачались тут же ветки, (дети машут руками)
Даже толстые стволы
Наклонились до земли. (наклоны вперед)
Вправо-влево, взад-вперед –
Так деревья ветер гнёт. (наклоны вправо-влево, вперед-назад)
Он их вертит, он их крутит.
Да когда же отдых будет? (вращение туловищем)
Ветер стих. Взошла луна.
Наступила тишина. (дети садятся за столы)
Воспитатель: А без чего ещё не может прожить человек? Затрудняетесь? (ответы детей).
А сейчас послушайте стихотворение.
Вы слыхали о воде? Слайд № 6 – 7 - 8
Говорят,она везде!
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране.
Как сосулька, замерзает,
В лес туманом заползает.
На плите у нас кипит.
Паром чайника шипит,
Без нее нам не умыться,
Не наесться, не напиться!
Смею вам я доложить:
Без воды нам не прожить!
Воспитатель: А вы знаете, ребята, что существует « Праздник воды», который празднуется 22 марта.
Для чего нужна нам вода, как мы её используем? (Пьём, моем руки, купаемся, стираем, моем пол, поливаем цветы.)
Дети, подумайте, откуда берётся вода в кране? Мы каждый день пользуемся этой водой, а она все течёт и течёт, не кончается. В кране – вода реки. Те капельки, которыми мы моем руки, проделали большой путь. Сначала они плавали в реке, потом человек направил их в трубы.
А как же рождается речка?
На Земле много разных рек, больших и маленьких, все они куда – то бегут.
Большая река образуется из множества маленьких речек и ручейков.
Дети, скажите, пожалуйста, какая в нашем Донском крае главная река?
(Дон) Слайд № 9 – 10
А какие вы ещё знаете реки ? ( Северский Донец, Калитва, Быстрая)
Любит и бережёт наш народ реки, а также бережёт и родники: обкладывает их камнями, ограждает, делает над ними навесы.
-Ребята, а кто пил из вас воду из родника?
-А какая вода в роднике? (прозрачная, чистая, хрустальная)
- Сейчас послушайте стихотворение :
Автор Светлана Фоминых
Под горою родничок
Он людей к себе зовёт Слайд № 11 -12 -13
И домой ее несут.
Как прозрачна и чиста,
И прохладна, и вкусна
Родниковая вода.
Любят люди пить воду из родников.
- А вы знаете, для чего нужны родники животным и птицам? (Для водопоя) К воде, дети, надо относиться очень бережно, но не всегда так получается. Очень часто наши родники, реки, озёра, моря страдают от деятельности человека: заводов, фабрик и т.д.
Слайд № 14 -15-16 -17 -18 -19
Воспитатель:
Необходимо следить, чтобы родники были чистыми, чтобы вода из них свободно текла в ручьи. Необходимо беречь их от тех, кто не щадит ни красоту, ни чистоту природы.
Родник — бесценный дар. Если родник засорился, надо срочно расчистить его, тогда наши реки и озёра будут полноводными.
- А теперь я предлагаю поиграть в подвижную игру.
Подвижная игра «Ручейки - озёра»
Дети стоят в двух-трех колоннах с одинаковым количеством играющих в разных частях зала – это ручейки.
На сигнал «Ручейки побежали!» - все бегут друг за другом в разных направлениях (каждый в своей колонне).
На сигнал «Озера!» - игроки останавливаются, берутся за руки и строят круги озера. Выигрывают те дети, которые построят круги.
Воспитатель: Так что же такое вода? Какими свойствами обладает? Что бы это выяснить мы сядем на свои места.
Опыт №1 «У воды нет запаха».
Предложить детям понюхать воду и сказать. Чем она пахнет (или совсем не пахнет). Пусть нюхают ещё и ещё, пока не убедятся, что запаха нет. Однако подчеркните, что вода из водопроводных труб может иметь запах, так как очищают ее специальными веществами, что бы она была безопасной для вашего здоровья.
Опыт №2 «У воды нет вкуса».
Предложить детям попробовать через соломинку воду. Вопрос: Есть ли у нее вкус?
Очень часто дети убежденно говорят, что вода очень вкусная. Дайте им попробовать для сравнения молоко или сок. Если они не убедились, пусть еще раз попробуют воду. Вы должны доказать им, что у воды нет вкуса. Дело в том, что дети часто слышат от взрослых, что вода очень вкусная. Объясните, что когда человек очень хочет пить, то с удовольствием пьет воду, и, чтобы выразить свое удовольствие, говорит: «Какая вкусная вода», хотя на самом деле ее вкуса не чувствует.
Опыт №3 «Вода прозрачная».
Перед детьми стоят два стакана: один с водой, другой - с молоком. В оба стаканчика положить игрушку из киндера. В каком из стаканчиков она видна, а в каком - нет? Перед нами молоко и вода, в стаканчике с водой мы видим игрушку, а в стаканчике с молоком нет.
Вывод: вода прозрачная, а молоко нет.
Опыт №4 «В воде одни вещества растворяются, а другие не растворяются».
Возьмите два стакана с водой в один из них дети положат обычный песок и попробуют размешать его ложкой. Что получается? Растворился песок или нет? Возьмите другой стаканчик и насыпьте в него ложечку сахарного песка, размешаем его. Что теперь получилось? В каком из стаканчиков песок растворился?
Вывод: вода - одно из самых удивительных веществ. Она обладает многими свойствами: прозрачность, не имеет вкуса и запаха, является растворителем.
III. Итог занятия:
Воспитатель:
Ребята, что нового мы сегодня с вами узнали о воде? (ответы детей).
Мы с вами маленькая частица этой природы, поэтому просто обязаны бережно относиться ко всему живому, заботиться о нашей планете Земля.
Что необходимо сделать, чтобы наши речки были чистыми?
(Ответы детей)
· Надо охранять чистоту воды и их берегов, не загрязнять их: не бросать в реки мусор, не мыть машины и велосипеды в них.
· После пикника собирать мусор в пакеты и увозить с собой.
· Ведь вода — это богатство нашей страны и залог здоровья и людей, и животных и растений.
· На Земле мало чистой воды, поэтому воду надо беречь.
· Как вы думаете, что мы можем сделать, чтобы чистой воды стало больше? (Напрасно не лить, закрывать краны)
- Ребята, у вас на столах лежат альбомные листы бумаги, карандаши и фломастеры, давайте нарисуем небольшие плакаты на тему:
«Мы реки и озёра в обиду не дадим».
А потом мы с вами, сделаем выставку, чтобы все дети и родители знали, что надо беречь воду.
А сейчас я вам подарю советы на память:
Шесть советов, как сберечь воду:
Ø - Когда моешь руки – не включай сильно струю. Это не помешает умыться, а воды утечет меньше.
Ø - Наливай воду в стаканчик, когда чистишь зубы. Полоскать рот из стаканчика очень удобно, а сколько воды сбережешь!
Ø - Когда охлаждаешь бутылку с лимонадом, поставь её в холодильник, не держи под холодной струёй воды.
Ø - На даче лучше мыть руки из умывальника, так меньше потратишь воды.
Ø - Машины моют на автомойках, нельзя мыть возле реки.
Ø -Комнатные цветы поливайте талой снеговой водой или дождевой!
Все : «Чтобы не было беды - трать поменьше ты воды!»
Берегите воду!
Список используемой литературы:
1 «Планета – наш дом». Мир вокруг нас. Учебник-хрестоматия по основам экологии для дошкольников и младших школьников. Т. А. Сидорчук. Ульяновск, 2001г.
2 «Загадки, считалки и скороговорки» О. Д. Ушакова.
Цель:
Формировать основы экологического мировоззрения, ответственного отношения к окружающей среде (воде) у детей. Ведь вода – это богатство нашей страны и залог здоровья и людей, и животных, и растений. Вырабатывать навыки грамотного и безопасного поведения в природе.
Задачи:
Дать детям представление о планете Земля, познакомить с глобусом. Уточнить знания детей о роли воды в жизни человека. Дать детям представление о том, какое большое значение имеют родники и другие источники чистой воды для всего живого на земле. Научить понимать, что чистая вода – это бесценный дар природы, который нужно бережно сохранять.
Закрепить знания детей о том, как беречь водопроводную воду.
Развивать логическое мышление, связную речь, творческие способности детей.
Воспитывать бережное отношение к чистоте воды, экологическую культуру.
Материал к занятию:
Глобус; презентация - «Вода – бесценный дар», картинки с изображением озёр, рек и родников; загадки; альбомные листы на каждого ребёнка, карандаши; аудиозаписи ветра, шума воды, пения птиц; д/и «Воздух, вода, земля»
Ход занятия:
Воспитатель:
Воспитатель читает стихотворение: Слайд - 2
Наш дом родной, наш общий дом-
Земля, где мы с тобой живём!
Чудес нам всех не перечесть,
Одно у них названье есть:
Леса, и горы, и моря-
Всё называется Земля!
А если в космос ты взлетишь,
То из окна ракеты
Увидишь шар наш голубой,
Любимую планету!
А что такое планета Земля? (ответы детей)
Знакомство с глобусом.
Воспитатель показывает глобус.
- Вот такой наша планета Земля выглядит из космоса. Это модель нашей Земли, только уменьшенная во много раз.
- Кто знает, как называется эта модель? (глобус)
Посмотрите на глобус.
А сейчас послушайте мои загадки:
Загадки:
Я и туча, и туман,
И ручей, и океан,
И летаю, и бегу,
И стеклянной быть могу! (Вода)
Нет ног, но на месте она не стоит,
Ложе есть, но не спит,
Не котёл, но бурлит,
Не гроза, но гремит.
Нет рта, но она никогда не молчит. (Река)
Ледяной поит водой. (Родник)
Посреди поля лежит зеркало:
Стекло голубое, а рама зелёная. (Озеро.)
То, что обозначено голубым цветом, — это океаны и моря. Ребята, а есть ещё реки и озёра. Многие озёра настолько чистые, в них бьют подземные родники, и из них можно пить воду. Слайд № 3 -4 – 5
Воспитатель: Дети, а что такое природа? ( ответы детей)
-Да это реки, леса, поля, небо, солнце, животные; то есть все то, что не сделано руками человека. И человек тоже часть природы. И самый маленький жучок - тоже часть природы. Природа кормит человека, одевает, обучает ,даёт все необходимое для жизни.
Воспитатель: Ребята, а чем мы с вами дышим?
Дети: Воздухом, кислородом.
Воспитатель: А какой бывает воздух? (Дети: грязный и чистый.) А всегда ли воздух бывает чистым?
Дети: Нет.
Воспитатель: Где можно встретить чистый воздух?
Дети: В лесу, на море, в горах.
Воспитатель: А где можно встретить грязный воздух?
Дети: В больших городах, где много машин, и заводов.
Воспитатель: А что можно сделать для того. Что бы воздух был чистым?
Дети: Посадить деревья, на трубы заводов поставить фильтры.
Вос-ль: Ребята скажите, а мы можем услышать воздух, и когда мы можем его услышать?
Дети: Мы можем его услышать, когда дует ветер.
Осторожно ветер
Из калитки вышел
Постучал в окошко
Пробежал по крыше
Поиграл немного
Ветками черемух,
Пожурил за что-то
Воробьев знакомых
И, расправив бодро
Молодые крылья
Полетел куда-то
Вперегонку с пылью.
Вос-ль: Скажите, а воздух мы можем увидеть?
Дети: Нет.
Вос-ль: А я вам предлагаю проделать опыт, где мы можем увидеть воздух и услышать его.
Опыт:
Взять стакан с водой и трубочки из – под сока. Опустить трубочки в стакан с водой и потихоньку дунуть в трубочку. Объяснить, что пузырьки это и есть воздух и мы его видим. Затем дуем с разной силой, чтобы услышать воздух. Свойства воздуха - это движение с разной силой.
Воспитатель: Ребята, а теперь скажите, кому нужен воздух? (Ответы детей)
Воспитатель: А что произойдет, если на Земле будет лишь грязный воздух? (Ответы детей.)
Физминутка.
Выросли деревья в поле. (руки вверх)
Хорошо расти на воле! (потягивания - руки в стороны)
Каждый старается,
К небу, к солнцу тянется. (потягивания, руки вверх, встать на носочки)
Вот подул веселый ветер,
Закачались тут же ветки, (дети машут руками)
Даже толстые стволы
Наклонились до земли. (наклоны вперед)
Вправо-влево, взад-вперед –
Так деревья ветер гнёт. (наклоны вправо-влево, вперед-назад)
Он их вертит, он их крутит.
Да когда же отдых будет? (вращение туловищем)
Ветер стих. Взошла луна.
Наступила тишина. (дети садятся за столы)
Воспитатель: А без чего ещё не может прожить человек? Затрудняетесь? (ответы детей).
А сейчас послушайте стихотворение.
Вы слыхали о воде? Слайд № 6 – 7 - 8
Говорят,она везде!
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране.
Как сосулька, замерзает,
В лес туманом заползает.
На плите у нас кипит.
Паром чайника шипит,
Без нее нам не умыться,
Не наесться, не напиться!
Смею вам я доложить:
Без воды нам не прожить!
Воспитатель: А вы знаете, ребята, что существует « Праздник воды», который празднуется 22 марта.
Для чего нужна нам вода, как мы её используем? (Пьём, моем руки, купаемся, стираем, моем пол, поливаем цветы.)
Дети, подумайте, откуда берётся вода в кране? Мы каждый день пользуемся этой водой, а она все течёт и течёт, не кончается. В кране – вода реки. Те капельки, которыми мы моем руки, проделали большой путь. Сначала они плавали в реке, потом человек направил их в трубы.
А как же рождается речка?
На Земле много разных рек, больших и маленьких, все они куда – то бегут.
Большая река образуется из множества маленьких речек и ручейков.
Дети, скажите, пожалуйста, какая в нашем Донском крае главная река?
(Дон) Слайд № 9 – 10
А какие вы ещё знаете реки ? ( Северский Донец, Калитва, Быстрая)
Любит и бережёт наш народ реки, а также бережёт и родники: обкладывает их камнями, ограждает, делает над ними навесы.
-Ребята, а кто пил из вас воду из родника?
-А какая вода в роднике? (прозрачная, чистая, хрустальная)
- Сейчас послушайте стихотворение :
Автор Светлана Фоминых
Под горою родничок
Он людей к себе зовёт Слайд № 11 -12 -13
И домой ее несут.
Как прозрачна и чиста,
И прохладна, и вкусна
Родниковая вода.
Любят люди пить воду из родников.
- А вы знаете, для чего нужны родники животным и птицам? (Для водопоя) К воде, дети, надо относиться очень бережно, но не всегда так получается. Очень часто наши родники, реки, озёра, моря страдают от деятельности человека: заводов, фабрик и т.д.
Слайд № 14 -15-16 -17 -18 -19
Воспитатель:
Необходимо следить, чтобы родники были чистыми, чтобы вода из них свободно текла в ручьи. Необходимо беречь их от тех, кто не щадит ни красоту, ни чистоту природы.
Родник — бесценный дар. Если родник засорился, надо срочно расчистить его, тогда наши реки и озёра будут полноводными.
- А теперь я предлагаю поиграть в подвижную игру.
Подвижная игра «Ручейки - озёра»
Дети стоят в двух-трех колоннах с одинаковым количеством играющих в разных частях зала – это ручейки.
На сигнал «Ручейки побежали!» - все бегут друг за другом в разных направлениях (каждый в своей колонне).
На сигнал «Озера!» - игроки останавливаются, берутся за руки и строят круги озера. Выигрывают те дети, которые построят круги.
Воспитатель: Так что же такое вода? Какими свойствами обладает? Что бы это выяснить мы сядем на свои места.
Опыт №1 «У воды нет запаха».
Предложить детям понюхать воду и сказать. Чем она пахнет (или совсем не пахнет). Пусть нюхают ещё и ещё, пока не убедятся, что запаха нет. Однако подчеркните, что вода из водопроводных труб может иметь запах, так как очищают ее специальными веществами, что бы она была безопасной для вашего здоровья.
Опыт №2 «У воды нет вкуса».
Предложить детям попробовать через соломинку воду. Вопрос: Есть ли у нее вкус?
Очень часто дети убежденно говорят, что вода очень вкусная. Дайте им попробовать для сравнения молоко или сок. Если они не убедились, пусть еще раз попробуют воду. Вы должны доказать им, что у воды нет вкуса. Дело в том, что дети часто слышат от взрослых, что вода очень вкусная. Объясните, что когда человек очень хочет пить, то с удовольствием пьет воду, и, чтобы выразить свое удовольствие, говорит: «Какая вкусная вода», хотя на самом деле ее вкуса не чувствует.
Опыт №3 «Вода прозрачная».
Перед детьми стоят два стакана: один с водой, другой - с молоком. В оба стаканчика положить игрушку из киндера. В каком из стаканчиков она видна, а в каком - нет? Перед нами молоко и вода, в стаканчике с водой мы видим игрушку, а в стаканчике с молоком нет.
Вывод: вода прозрачная, а молоко нет.
Опыт №4 «В воде одни вещества растворяются, а другие не растворяются».
Возьмите два стакана с водой в один из них дети положат обычный песок и попробуют размешать его ложкой. Что получается? Растворился песок или нет? Возьмите другой стаканчик и насыпьте в него ложечку сахарного песка, размешаем его. Что теперь получилось? В каком из стаканчиков песок растворился?
Вывод: вода - одно из самых удивительных веществ. Она обладает многими свойствами: прозрачность, не имеет вкуса и запаха, является растворителем.
III. Итог занятия:
Воспитатель:
Ребята, что нового мы сегодня с вами узнали о воде? (ответы детей).
Мы с вами маленькая частица этой природы, поэтому просто обязаны бережно относиться ко всему живому, заботиться о нашей планете Земля.
Что необходимо сделать, чтобы наши речки были чистыми?
(Ответы детей)
· Надо охранять чистоту воды и их берегов, не загрязнять их: не бросать в реки мусор, не мыть машины и велосипеды в них.
· После пикника собирать мусор в пакеты и увозить с собой.
· Ведь вода — это богатство нашей страны и залог здоровья и людей, и животных и растений.
· На Земле мало чистой воды, поэтому воду надо беречь.
· Как вы думаете, что мы можем сделать, чтобы чистой воды стало больше? (Напрасно не лить, закрывать краны)
- Ребята, у вас на столах лежат альбомные листы бумаги, карандаши и фломастеры, давайте нарисуем небольшие плакаты на тему:
«Мы реки и озёра в обиду не дадим».
А потом мы с вами, сделаем выставку, чтобы все дети и родители знали, что надо беречь воду.
А сейчас я вам подарю советы на память:
Шесть советов, как сберечь воду:
Ø - Когда моешь руки – не включай сильно струю. Это не помешает умыться, а воды утечет меньше.
Ø - Наливай воду в стаканчик, когда чистишь зубы. Полоскать рот из стаканчика очень удобно, а сколько воды сбережешь!
Ø - Когда охлаждаешь бутылку с лимонадом, поставь её в холодильник, не держи под холодной струёй воды.
Ø - На даче лучше мыть руки из умывальника, так меньше потратишь воды.
Ø - Машины моют на автомойках, нельзя мыть возле реки.
Ø -Комнатные цветы поливайте талой снеговой водой или дождевой!
Все : «Чтобы не было беды - трать поменьше ты воды!»
Берегите воду!
Список используемой литературы:
1 «Планета – наш дом». Мир вокруг нас. Учебник-хрестоматия по основам экологии для дошкольников и младших школьников. Т. А. Сидорчук. Ульяновск, 2001г.
2 «Загадки, считалки и скороговорки» О. Д. Ушакова.