Поиск

Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Введение

Разностороннее развитие личности ребенка обеспечивается тесной взаимосвязью умственного, физического, нравственного и эстетического воспитания. Дошкольное воспитание является основополагающим, определяющим всё дальнейшее развитие. И музыка играет одну из главных ролей в формировании личности ребенка, так как способствует развитию вкусов и предпочтений, эмоций, интересов, которые в последствии оказывают большое влияние на формирование взглядов и собственного «Я».

«Влияние музыки на детей благотворно, и чем раньше они начнут его испытывать на себе, тем лучше для них» (В.Г. Белинский)

Вопросами влияния музыки на обучение и воспитание детей занимались такие педагоги и ученые, как Т. С. Бабаджан, Б. М. Теплов, В. М. Бехтерев и др. Выдающийся педагог-музыкант- Н. А. Ветлугина, выделяла такие задачи по музыкальному обучению как: формировать слуховое внимание; учить улавливать смену контрастных и одинаковых звуковых соотношений; обучать способам обследования музыкальных звучаний. Д. Б. Кабалевский видел одну из главных задач  музыкального обучения в том, чтобы дать детям музыкальную грамотность, искусство стать грамотным слушателем, умение понимать музыку, думать и переживать . А японский педагог и музыкант Шиничи Сузуки был уверен, что все дети рождаются талантливыми. Из современных авторов, занимающихся темой музыки и ее влияния на обучение детей, можно выделить Е. А. Гомонову, Н. В. Нищева, Т. Э. Тютюнникова.

Музыка- это искусство прямого и сильного эмоционального воздействия, которое представляет ни с чем несравнимые возможности для развития творчества человека, в особенности в дошкольном возрасте.

Музыка является одним из средств гармоничного воспитания и обучения ребенка. Развитие души - чувственного и эмоционального опыта, овладения искусствами, восприятия искусства. Развитие духа - познание мира и себя.  Музыка сопровождает, влияет и формирует личность ребёнка всю жизнь.

Яркие художественные произведения, выражающие мир больших мыслей и глубоких чувств человека, способные вызывать эмоциональный отклик, воздействуя на эстетическую сторону души, становится источником и средством обучения и воспитания.

Целью реферата является определить влияние музыки на обучение детей.

Задачи:

- определить, что в процессе музыкального обучения создаются оптимальные условия для всестороннего развития детей;

- проследить влияние музыкальных занятий на активизацию умственных способностей детей.

- раскрыть влияние музыкальных занятий на формирование эстетического вкуса и нравственного воспитания детей

1. Музыка  как  средство эстетического воспитания детей.

Гармоничное сочетание умственного и физического развития, нравственной чистоты и эстетического отношения к жизни и искусству - необходимые условия формирования целостной личности.   Достижению   этой   высокой   цели   во   многом   способствует правильная организация музыкального обучения детей. Эстетическое обучение направлено на развитие способностей ребенка: воспринимать, чувствовать и понимать прекрасное, замечать хорошее и плохое, творчески самостоятельно действовать, приобщаясь тем самым к различным видам художественной деятельности.

Одним   из   ярких   средств   эстетического  обучения   является музыка.  Чтобы  она  выполнила  эту  важную  функцию, надо развивать у ребенка общую   музыкальность.   Каковы   же   основные признаки общей музыкальности?

Первый признак музыкальности - способность чувствовать характер, настроение музыкального произведения, проявлять эмоциональное отношение, понимать музыкальный образ. Музыка волнует маленького слушателя, вызывает ответные реакции, знакомит с жизненными явлениями, рождает ассоциации. Ритмичное звучание марша вызывает у него радость, подъем, пьеса о заболевшей кукле заставляет грустить. Значит, ребенок почувствовал настроение песни. Музыкальное обучение детей очень важно для их развития в раннем возрасте.

Дети, они так восприимчивы. Ребенок воспринимает материнскую песню вместе с её существом, её образом. И голос матери, напев колыбельной песни остается в памяти навсегда. А, песня эта мелодичная, душевная. Музыка для ребёнка - мир радостных переживаний. Чтобы открыть перед ним двери в этот мир, надо развивать их способности. И прежде всего музыкальный слух и эмоциональную отзывчивость. Иначе музыкальное влияние не выполняет свои воспитательные функции.

     Второй признак музыкальности  -способность вслушиваться, сравнивать, оценивать наиболее яркие и понятные музыкальные явления. Это требует элементарной музыкально-слуховой культуры, произвольного слухового внимания.  Влияние музыки не способно воздействовать на всех слушателей с одной силой. Каждый ребенок по своему проявляет интерес и увлечение музыкой, отдает предпочтение, какому - либо музыкальному жанру, любимым произведениям, имея определённый опыт слушания. Поэтому  влияние музыки носит личностный характер. Творчество каждого ребенка неповторимо и ему требуется пристальное внимание к индивидуальным особенностям детей. Это нужно учитывать каждому педагогу. Как учить писать, читать, рисовать, так надо учить узнавать, оценивать музыку, внимательно слушать. Восприятие слушателя должно следовать за всем ходом развития музыки. Надо учить постигать этот «прекрасный своеобразный язык». Постепенно вырабатывается музыкальный вкус, возникает потребность постоянного общения с музыкой, эмоциональное восприятие музыки становиться более тонким и разнообразными. Например, дети сопоставляют простейшие свойства музыкальных звуков: высокий и низкий, тембровое звучание рояля и скрипки; различают простейшую структуру музыкального произведения: запев песни и припев, три части в пьесе; отмечают выразительность контрастных  художественных  образов: ласковый, протяжный  характер или энергичный, подвижный. Постепенно накапливается запас любимых произведений, которые ребята с большим желанием слушают и исполняют, закладываются первоначальные основы музыкального вкуса.

Третий признак музыкальности- проявление творческого отношения к музыке. В самом раннем детстве малыш выделяет музыку из окружающих его звуков, шумов. Он сосредотачивает свое внимание на услышанной мелодии, замирает на какое - то время, прислушивается, реагирует улыбкой,  проявляет «комплекс оживления». Дети постарше способны осмысливать некоторые связи между явлениями, сделать простейшие обобщения - определить и по-своему представить художественный образ, передавая его в пении, игре, танце. Например, каждый ищет выразительные движения, характерные для бодро марширующих пионеров, тяжело ступающего медведя, подвижных зайчиков и т. д. Они способны определить характер музыки, назвать признаки, по которым сыгранную пьесу можно считать веселой, радостной, спокойной или грустной. Им понятны и требования: как надо спеть различные по характеру песни, как двигаться в спокойном хороводе либо в подвижной пляске.

Складываются музыкальные интересы: дети оказывют предпочтение тому или иному жанру музыки. К шести семи годам наблюдаются первоначальные проявления художественного вкуса - способность дать оценку произведениям и их исполнению.

С развитием общей музыкальности у ребят появляется эмоциональное отношение к музыке, совершенствуется слух, рождается творческое воображение. Переживания детей приобретают своеобразную эстетическую окрашенность. Дети прислушиваются к звучанию, сравнивают сходные и различные звуки, знакомятся с их выразительным значением, отмечают характерные смысловые особенности художественных образов, учатся разбираться в структуре произведения. Отвечая на вопросы учителя, после того как отзвучало произведение, ребенок делает первые обобщения и сравнения, определяет общий характер пьесы. Эти первые попытки эстетической оценки требуют активной умственной деятельности.

2.Влияние музыки на активизацию умственных способностей.

Развитие эмоциональной сферы в свою очередь стимулирует работу мозга. И.И. Павлов писал, что «…главный импульс для деятельности коры полушарий головного мозга идёт от подкорки. Если исключить … эмоции, то кора лишается главного источника силы».

Восприятие музыки тесно связано с умственными процессами, т. е. требует внимания, наблюдательности, сообразительности. Когда взрослый ставит перед ребенком творческие задания, то возникает поисковая деятельность,  требующая  умственной  активности.  Например,  в  пении ребенок  импровизирует, создает  свой  вариант мелодии.  Танец, народная пляска, пантомима и  особенно музыкально-игровая драматизация побуждают   детей  изобразить  картину  жизни,  охарактеризовать  какой-либо персонаж, используя выразительные движения, мимику, слово. При этом наблюдается определенная последовательность: ребята слушают музыку, обсуждают тему, распределяют роли, затем уже действуют. На каждом этапе возникают новые задачи, заставляющие мыслить, фантазировать, творить.

Под влиянием музыкальных впечатлений начинают разговаривать даже инертные дети, с замедленным умственным развитием, которых, казалось, никакими усилиями не расшевелить.

Музыка развивает мышление.Занимаясь  музыкой,  ребенок  развивает математические  способности. Он  пространственно  мыслит,  попадая на нужные  клавиши,  манипулирует абстрактными  звуковыми  фигурами, запоминая нотный текст,  и знает, что  в музыкальной  пьесе  как в математическом  доказательстве: ни убавить, ни прибавить! Не  случайно Альберт Эйнштейн играл на скрипке, а профессора – физики и профессора –математики Оксфорда составляют 70% членов университетского музыкального клуба.  Дети, занимающиеся музыкой,обладают лучшей реакцией, легче усваивают счёт, лучше ориентируются в пространстве.  Была отмечена также прямая связь между музыкальными и математическими способностями.

Музыка  и  язык - близнецы-братья.  Они родились следом друг за другом: сначала старший- музыка; потом младший- словесная речь, и в нашем мозге они продолжают жить рядом. Фразы и предложения, запятые и точки, вопросы и восклицания есть и в музыке и в речи. Играющие и поющие лучше говорят и пишут, легче запоминают иностранные слова, быстрее усваивают грамматику.

Из всего вышесказанного, пожалуй, самым важным аргументом для современного подхода к обучению детей в пользу того, что ребенка следует учить музыке, это тот факт, что занятия музыкой влияют на развитие умственных способностей.

3.Значение  музыки  в эмоциональном  развитии  ребёнка.

Задача родителей и педагогов- привлечь внимание детей к красоте музыки, помочь ощутить её в полной мере. Потому что,постигая красоту в музыке, ребёнок учится ценить её в жизни, в человеческих отношениях. С восприятия и познания красоты начинается воспитание эмоциональной культуры, воспитание чувств.Это понимали ещё древние греки, и поэтому музыкальные занятия - слушание музыки, игра на лире, флейте, хоровое пение, были обязательны в программе древнегреческой школы.

Давным-давно люди знали о колоссальном воздействии музыки на человека. О влиянии искусства на душу и тело человека размышляли многие античные философы. Аристотель призывал использовать музыку для воспитания, очищения и интеллектуального развития. Пифагор усматривал могущество музыки в её воздействии на душу человека. Он глубоко изучал проблему воздействия  мелодии, ритма и других средств музыкальной выразительности на улучшение человеческих нравов и душевной гармонии, дарованных человеку природой. Платон придавал музыке важное государственное значение, так как считал её мощным средством воздействия на сознания и чувства людей. Ведь музыка – это язык чувств и настроений. Недаром говорят: там, где кончается слово, начинается музыка.

Музыка - это искусства звука, у которого есть свои свойства: высота, сила, протяжённость. Звук несёт независимо от нашего желания определённую яркую информацию. Звуки, окружающие нас, ощущаются не сами по себе, они обязательно связаны с какими-то явлениями. И природа человека за тысячелетия выработала условный рефлекс: человек стал воспринимать звук как явление, которое этот звук вызвало.

Так, низкие, громкие и шумные звуки (раскаты грома, шум штормового ветра, грохот горного обвала) вызывают чувство опасности, тревоги. Негромкие высокие мелодичные звуки (пение птиц, журчание неглубокого ручья, звон капели) - чувство безопасности, покоя. А вот звуки краткие, резкие рождают в сознании человека представления о быстрых агрессивных действиях, которые несут опасность; звуки протяжные и плавные - о медленном и значит безопасном движении.

Последовательность музыкальных тонов в определённых сочетаниях составляют музыку, которая вызывает у слушателя определённые образы, представления, эмоции. В свою очередь эмоции воздействуют на мышление, воображение, мотивируют поведение.  Эмоциональная сфера соприкасается с глубочайшими бессознательными пластами духовного мира человека. Бессознательные образы, вступая в резонанс с музыкой, усиливаются и тем самым становятся доступными для осознания. Музыка приобретает для человека личностно-значимый смысл.

Эмоциональная реакция человека на музыку-это сложный психофизиологический процесс. Музыка воздействует на ритм дыхания, сердечно-сосудистую деятельность. Музыка способна регулировать выделение гормонов, снижать стресс. Каждый человек под воздействием музыки, которая ему нравится, становится зависимым от неё. Вспомните навязчивые мелодии, которые «не отпускают» нас порой целый день. Музыка может вызывать у человека не только чувственно-эмоциональные и душевные переживания, но и значительный психический и биоэнергетический резонанс: потрясение, стресс, состояние оцепенения, успокоения, апатии или наоборот, перевозбуждение, агрессивность и даже толкнуть на антисоциальные проявления. Оттого, какую музыку слушают наши дети и формируются их музыкальные вкусы и предпочтения.

Какая же музыка звучит вокруг нас? Всю музыку, которая нас окружает можно условно разделить на четыре пласта:

  • народная музыка;
  • классическая музыка;
  • рок-музыка;
  • популярная музыка.

 В душе каждого ребёнка есть искра любви к прекрасному. От окружающих взрослых зависит, чтобы она не погасла, а разгорелась ярким пламенем. Если никто в семье не имеет музыкального образования, не поёт и не играет на каком-нибудь музыкальном инструменте, то решающим является отношение родителей к музыкальному обучению и воспитанию. Музыка развивает эмоциональную сферу детей. Эмоции требуют обязательного развития. Так, в домах ребенка физически нормальные дети отстают в развитии из-за недостатка этого эмоционального общения. Музыка создает возможность для возникновения самых разнообразных чувств в процессе восприятия произведений.

Сам собой напрашивается вывод: музыка должна стать частью повседневной жизни каждого ребёнка и сопровождением в процессе обучения.

Заключение.

Таким образом, можно сделать следующие выводы.

Музыка является одним из богатейших и действенных средств обучения и воспитания, она обладает большой силой эмоционального воздействия, воспитывает чувства человека, формирует  вкусы и  является   важным элементом  гармоничного развития ребенка.

Музыка влияет на формирование эстетического вкуса и нравственного воспитания детей.

В процессе музыкального обучения создаются оптимальные условия для всестороннего развития детей.

Музыка обогащает детей новыми представлениями об окружающем мире, о жизни людей, раскрывая свои богатые познавательные возможности. Участие в различных видах музыкальной деятельности способствует развитию воображения, фантазии, уверенности в себе. Еще Н.К. Крупская говорила, что «музыка помогает яснее мыслить и глубже чувствовать».

Поэтому очень важной задачей является воспитание гармоничной личности и ее обучения в создании фундамента для способности к самообразованию и самосовершенствованию.

Гармоничное сочетание умственного и физического обучения и воспитания, нравственной чистоты и эстетического отношения к жизни и искусству - необходимые условия формирования целостной личности.   Достижению   этой   высокой   цели   во   многом   способствует музыкальное обучение и развитие детей.

Закончить свою работу   хочется словами замечательного педагога  В. А. Сухомлинского: «То, что упущено в детстве, никогда не возместить в годы юности и тем более в зрелом возрасте. Это правило касается всех сфер духовной жизни ребёнка».

Список  используемой литературы

1.Ветлугина Н.А. Музыкальное воспитание в детском саду. М.: Просвещение, 1982. 270с.

2. Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребенка.  М.: Просвещение,  1978. 150с.

3. Кузин В.С. Психология.  М.: Просвещение, 1978. 90с.

4. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей – М.: Просвещение, 1977.269с.

5. Метлов Н.А.  Музыка – детям. М.: Просвещение, 1985.112с.

6.Назайкинский Е.В. О психологии музыкального воспитания. М.: Просвещение, 1972. 49с.

7.Тарасов Г.С.  Педагогика в системе музыкального образования.  М.: Просвещение, 1986. 215с.