Поиск

Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Оглавление

Введение

  l.Основная часть.

1.1  Кольцевание птиц

1.2  Орнитологические станции и любители птиц

1.3  Кольца и другие метки

ll. Исследовательская  часть.

2.1 Беседа с учащимися 4 «А» класса МБОУ  Школы  №175

2.2  Новые наблюдения

2.3  Эксперимент

2.4  Кольцевание стрижей

2.5 Сравнительный  анализ

2.6  Исследование  гнезда

2.8  Кафедра  биологии

Заключение

lll. Список используемой литературы

lV. Приложение

4.1 «Приложение А».  Результаты беседы с обучающимися  4 «А»  класса

4.5 «Приложение Д». Сравнительный анализ наблюдений за три года

Введение

         Вот уже на протяжении   7 лет, каждую весну и лето я наблюдаю за жизнью чёрных стрижей.  За это время, изучив  познавательную литературу и, благодаря  своим  наблюдениям,  я нашёл ответы на многие вопросы и  убедился, что стрижи действительно  спят в полёте,  играют, гоняясь небольшой стайкой по кругу, пьют воду, хватая её с поверхности воды  и  пережидают холодную и дождливую погоду в своих гнёздах, впадая в дрёму. 

         Три года назад  папа сделал в полу балкона люк, и я получил возможность   наблюдать за стрижами  не только в небе,  но и прослеживать  весь  период  гнездования, который стрижи  проводят у нас под балконом между перекрытием.    

       Просматривая свои дневники наблюдений и фотографии стрижей, имея этим возможность вновь и вновь возвращаться в мир некогда увиденного, я решил  сделать сравнительный анализ наблюдений за стрижиной семьёй  за три года. И вот размышляя  о намеченных планах,  я подумал, а та же   стрижиная семья возвращается к нам под балкон после  зимовки  к своим  прошлогодним  гнёздам?

       У меня появилась мысль!  А вместе с ней появился ряд новых вопросов: Зачем кольцуют птиц?    Кто  занимается кольцеванием птиц? Как выглядят кольца? 

       В  рассказе «Дневник с птичьего пути», [4]   литовский  писатель, учёный-биолог и путешественник описывал,  как жил на узкой косе между морем и заливом, где идёт массовый пролёт птиц. Там он в большую  сеть-ловушку ловил птиц, окольцовывал, а после  выпускал на волю.  Из книги я узнал о некоторых тайнах странствий птиц, происходящих на  том птичьем маршруте, по которому происходят миграции.           Но на этом мой интерес не угас,  и мне захотелось самому довести задуманное дело до конца и найти ответы на мои вопросы, которые и побудили выбрать данную тему?

         Актуальность: Орнитология как наука достаточно многогранна. Основу её исследований составляют наблюдения за птицами в природе. Одной из главных ценностей  является информация,  полученная  путём применения метода кольцевания. Данных о распространении видов, динамики их ареалов и миграциях всегда было и будет недостаточно. Это как никогда актуально для орнитологии. И каким бы профессиональным не был орнитолог, он никогда не соберет в одиночку полную и точную картину о распространении того или иного вида. И тогда орнитологи привлекают к этому делу общественность, т.е.  наблюдателей   и любителей птиц, без помощи  которых,  кольцевание не  достигло бы  больших успехов.

            Цель работы:   изучение  метода кольцевания птиц.

           Задачи:

  1. Изучить литературу по данной  теме;
  2. Провести эксперимент;
  3. Окольцевать стрижей;
  4. Сделать сравнительный анализ наблюдений за три года
  5. Исследовать гнездо;
  6. Определить  насекомых, взятых  с  подстилки гнезда.

              Подготовительная работа;

  1. Изучил различную энциклопедическую  и познавательную литературу по данной теме.
  2. Получил   кольца для кольцевания  в Жигулёвском заповеднике;
  3. Исследовал гнездо;
  4. Собрал  насекомых с подстилки гнезда;
  5. Посетил кафедру биологии.

Объект исследования: пара  чёрных стрижей.

         l. Основная часть.

            1.1. Кольцевание птиц.

             До XVIII века сохранялось заблуждение, что  многие птицы зимуют, засыпая на зиму на  севере,  спрятавшись от стужи. Считали даже  возможным, что одни птицы  принимали на зиму облик других птиц. Эти предположения основывались на наблюдениях: одни птицы пропадали,  появлялись другие, выглядевшие иначе (те, кто прилетал сюда зимовать из более северных районов). [6]

            Люди тысячелетиями наблюдали и  обращали внимание на регулярное появление и исчезновение птиц. Наиболее любознательные  привязывали к лапкам птиц цветные нитки,  шнурки или ленточки, осуществляя таким способом  индивидуальное мечение.  Обнаружив весной птицу со своей меткой, человек впервые получил достоверное доказательство верности птиц дому.  

            О  перелётах птиц, как об  удивительном  явлении природы,   говорили  многочисленные  свидетельства, которые возникли с тех пор,   когда 1899 г. датский школьный учитель   Х.Мартенсен стал метить птиц, прикрепляя к их ногам  лёгкие металлические кольца, на которых указывались порядковый номер и адрес.  С того времени  и началась    новая эра в изучении миграций птиц. Учёные кольцевали  птиц перед отлётом, таким образом,   прослеживая  дальнейшую  их судьбу.[12]

             В настоящее время кольцевание птиц проводится  более чем в 50 странах мира. В каждой стране есть национальный центр кольцевания, который занимается координационными вопросами и сбором информации о кольцевании.[8]

            В нашей стране кольцеванием птиц стали заниматься с1892 г., но в больших масштабах только после революции. Кольцевание птиц проводили научные учреждения, заповедники, организации охотников и отдельные лица. Ежегодно кольцевалось 170–200 тыс. птиц. [13] 

             Благодаря применению простого, но очень эффективного метода,  индивидуальное  кольцевание  птиц  предоставило нам, объективные факты  не только   о явлении верности дому у птиц.   Этот научный метод  производится  с  целью  изучения различных сторон их жизни: время начала и пути их миграций, скорость передвижения,  продолжительность, дальность их перелетов, расселение, степень осёдлости, возраст, численность популяций и  поведенческие особенности отдельных особей.   Кольцевание птиц  стало настоящим переворотом в изучении птиц, которое  последовательно развивается, охватывая всё новые территории  и объекты.[8]

              1.2. Орнитологические станции и любители птиц.

             Кольцевание птиц  в разных странах, как правило, проводится  централизованно государственными организациями, например музеями и другими научно-исследовательскими учреждениями.  Обширные   работы   по   кольцеванию   проводят  заповедники.   В последние десятилетия кольцевания в значительной  степени  концентрировалось на орнитологических станциях.  В настоящее время в разных частях света  функционирует свыше 300 таких станций.  Одни из них работают  круглый год,  другие - только в периоды перелёта птиц.[8]

             В европейской практике кольцевания птиц существует специальная разрешительная система. Претендент, желающий участвовать в кольцевании птиц, обязан сдать соответствующие экзамены и получить специальное удостоверение на право кольцевания птиц. В нашей стране традиционно опыт кольцевания передается новичкам от специалистов непосредственно в полевых условиях во время проведения мечения птиц и не регулируется какими-либо законодательными актами.

           Кольцеванием  птиц  у нас в России   руководит  Центр  Кольцевания  Птиц   Российской Академии наук  в   Москве. Он   снабжает   метчиков   кольцами,   собирает   от   всех  кольцующих организаций сведения об окольцованных особях, сообщает кольцевателям все данные о  поимках   помеченных   ими   птиц,   ведет   переписку   и   обмен   информацией   с   другими    центрами  кольцевания,  хранит  и  анализирует  получаемую  информацию.  Это  очень  большой,  хлопотливый  и  ответственный труд. По мере роста кольцевания объем этой работы все увеличивается.

             К  сожалению,  число  квалифицированных  птицеловов-любителей,  способствующих  решению  научных  задач  в  процессе  любимого  занятия,  в  нашей  стране  крайне  невелико.  Причиной  этого  являются,  с одной стороны,  недостаточное  внимание,  уделяемое  научно- исследовательскими коллективами пропаганде кольцевания и вовлечению любителей природы в ряды  метчиков. 

             Конечно,  кольцевание  птиц,  так  же  как  и  проведение  любых  других  работ,  связанных  с мечением,  требует целого ряда  усвоений  основных критериев подготовки.  Такие работы должны  начинаться лишь после того как  будет изучена литература по данной теме, проведены практические наблюден6ия и получен  инструктаж по кольцеванию и поведению кольцевателя  во время этого процесса. Лишь после этого  можно доверить любителям-орнитологам  самостоятельно вести кольцевание. [10]

              1.3. Кольца и другие метки.

             Во всём мире основное распространение получили алюминиевые кольца. Они долговечны, прочно крепятся на лапе птицы, менее чувствительны для птиц, особенно в холодное время года. Реже используются кольца из нержавеющей стали. Считается, что такие кольца не должны быть использованы для птиц, остающихся зимовать в холодных странах. В то же время кольца из нержавеющей стали оправданы для мечения птиц, обитающих в условиях солёных вод, вызывающих коррозию других металлов.

             Для  кольцевания  птиц  изготавливают  кольца десяти  разных  размеров.  Наиболее  крупные  используются  для  мечения  лебедей,  аистов,  журавлей,  крупных хищников. Мелкие воробьиные птицы кольцуются самыми маленькими кольцами. На  каждом  кольце  выбиты  серия,  порядковый  номер  и  условное  название  центра  кольцевания,  выдавшего  кольцо.  На  кольцах  московского  центра  кольцевания  значится  «Moskwa».  Эти  коды  дают  возможность  в  случае  поимки  окольцованной  птицы  узнать,  какому  центру  принадлежат  метки.  При  поимке  птицы  с  кольцом,  независимо  от  того,  каким  центром  оно  выдано,  сведения  о  ней,  а  именно  о  времени  и  месте  поимки,  обстоятельствах  обнаружения, а также по возможности название птицы, следует посылать по адресу:  109240,  Москва,   1-й  Котельнический переулок, 10, Центр кольцевания.  По  этому  же  адресу  надо  отправлять  и  все  сведения  о  находках  птиц  с  кольцами  иностранных  центров кольцевания.  Информацию  о  кольцевании  птиц  в  разных  пунктах  метчики  предоставляют  центру  ежегодно,  заполняя  специальные  ведомости  мечения  животных   и  указывая  в  них  номер  кольца,  видовую,  половую,  возрастную  принадлежность,  место,  время  кольцевания  каждой  особи.  Эти  ведомости   служат  ключом  для  расшифровки  данных о  кольцевании.

            На алюминиевых и стальных кольцах серия, номер и информация о стране нанесены методом тиснения. Основной их недостаток заключается в том,  чтобы прочитать информацию на кольце, птицу либо нужно вновь отловить или найти погибшей.  Это  связано с большой тратой времени и сил.

             Уже несколько лет в мире практикуется использование мечения птиц цветными кольцами. На этих кольцах фон кольца, буквенный и цифровой код выполнены различными цветами. Цветовое решение мечения птиц позволяет считать информацию с кольца, наблюдая или фотографируя птицу с расстояния. Кроме того, стало применяться дополнительное цветное кольцо, означающее год, в который была помечена птица.

             Помимо  цветных  колец  в  последнее  время  получают  широкое  распространение  другие  цветные  метки:  ошейники,  крылометки,  галстуки,  носовые  метки, а также  метят птиц и путем окраски оперения стойкими органическими красителями.  Это,  как  правило,  даёт  возможность  различать птиц  по  группам,  например  окольцованных  в  той  или  иной  стране  или  области.[14]

             ll. Исследовательская  часть          

               2.1. Беседа с учащимися 4 «А» класса МБОУ  Школы  №175.    

                Есть подсознательное чувство исследователя.  Ребята знают, что я большой любитель природы и обращаются ко мне по многим вопросам, касающихся птиц. Доказательствами тому послужили результаты моей предыдущей работы. Проникая в дикую природу,   узнавая и запечатлевая её тайны, я   делился своими наблюдениями и фото трофеями с ребятами.  А трофеи эти действительно замечательные.

                Придя в школу после летних каникул, мне очень хотелось поделиться с ребятами новыми  наблюдениями и  рассказать о своей  деятельности  кольцевания. Поскольку в настоящее время среди учащихся немало таких, которые, интересуются жизнью птиц.

                Но прежде я провёл беседу  с одноклассниками и выяснил, что почти все   ребята слышали о кольцевании птиц. Некоторые  предполагают,  что это за метод. Но на вопрос, как это делается и  как выглядят колечки, никто из ребят не дал положительного ответа.(См.«Приложение А»). А значит, в отличие от многих моих сверстников, я был первым кольцевателем, кому выпал случай окольцовывать  птиц.

Вывод: На основании проведённой беседы, я решил вместе с руководителем моей работы рассказать  и показать  ребятам, как я кольцевал стрижей.

               2.2.  Новые наблюдения.

             Современные сведения о стрижах  хотя и обширны, но в них всё же немало пробелов. В  природе трудно  вести  наблюдения   за стрижами, а часто невозможно, поэтому у меня были  основание считать стрижей интересным объектом исследования. Тем временем, весна уже во всю, вступила в свои права и  под балконом снова загнездились  стрижи.  Я продолжил вести  наблюдения, делая записи в дневнике.

              Наблюдая за стрижами, меня насторожило большое расхождение   в днях   начала гнездового периода наблюдаемой пары, в сравнении    с другими парами, которые  селились под соседними балконами намного раньше наших стрижей. В литературе о стрижах утверждается:  «Чтобы не тратить  на поиски гнезда силы и время и сразу приступить к гнездованию, стрижи  верны своим  гнёздам и  возвращаются,  если  прошлогодний гнездовой период удачно  завершился и выводок  вылетел».[1]  Я охотно верил этому факту, но допустил предположение, что  каждый год к нам под балкон прилетает новая   пара стрижей,  однако фактических подтверждений тому не было. Мне захотелось  проверить это.   

                  Я прочитал о том, что в основном работы   по   мечению птиц и животных    ведут   научные центры - это заповедники.  В тот же вечер я написал  письмо главному  орнитологу заповедника  о своих намерениях.

               Вскоре, я стал замечать, что одна птица часто находится днем  в гнезде.  Я приоткрывал совсем немного крышку люка и оставлял небольшую щель. Через неё меня птица не видела, но мне было хорошо видно гнездо и саму птицу. Я тихонечко лежал на полу и подсматривал, как самка была занята постройкой гнезда.  Потом я приспособил   глазок камеры телефона в эту щёлочку   и теперь спокойно   делал нужные фото и видео, на беззвучном режиме и без вспышки.  Около старого гнезда  каждый раз появлялся посторонний материал,  которого раньше видно не было. Вот появилась сухая травинка, затем листик, потом колос от ковыля,  а однажды   маленький кусок клеёнки, которая отвалилась от края  линолеума.  Этот кусок сначала лежал далеко от гнезда, но сейчас я заметил его  у  края постройки в кучке мусора. Позже  этот кусок клеёнки был замурован в стенку гнезда.   С каждым днём стенки лотка делались толще и становились похожи на округлую форму.

            Когда я застал самку за постройкой, то увидел, что она клювом подгребает кожурки от семечек, мусор, травинки, всё что оказывается в доступности  достать клювом,  не сходя с гнезда,  и скрепляет всё это липкой слюной  (Мама насыпает на подоконник зимой  семечки, а синицы и воробьи таскают их под балкон) На видео видно, как от её клюва тянется клейкая слюнка и как кожура от семечек прилипает к клюву. Когда гнёздышко было построено, то на месте прежней старой кучи гнезда  появилась аккуратная чашечка.

Вывод: Так на протяжении двух  недель я  наблюдал за тем, как самка занимается постройкой гнезда.(См.«Приложение Б») Отметил точную дату начала и конца строительства, тем самым выяснил, что срок постройки  длился ровно две недели. 

          2.3.  Эксперимент.

          Продолжая  просматривать  очередной  отснятый материал на компьютере,  я   вдруг заметил на видео, что около глаза стрижа,    на клюве или на перьях иногда ползают какие-то очень мелкие насекомые.  Я начал присматриваться к птицам и увидел своими глазами этих насекомых, они,  то заползали в перья, то появлялись снова.  Самка плотно  сидела  на яйцах и отлучалась ненадолго только вечером после восьми часов. Я стал  замечать за ней и  видел, как она часто   чешет  себя клювом или лапой.  Было очевидно, что насекомые досаждают стрижам.  И тогда я решил провести эксперимент .(См.«Приложение В»)

         Для этого  мне понадобилась  камера, фотоаппарат и  неострый обломок пластмассовой  палочки.     Чтобы  выяснить  допустит ли стриж  прикосновения к себе  посторонним предметом,  я приоткрыл  люк, самка  сидела в лотке гнезда. Сразу я не стал её трогать, а дал возможность немного привыкнуть  к открытому люку. Затем, через несколько минут самка почесала лапой голову. Я включил камеру и начал как бы сбоку протягивать палочку к её голове. Она заметила приближающийся предмет и попыталась клюнуть его или схватить клювом.  Потом  перестала обращать на неё внимания. Я пододвинул палочку совсем близко. Самка не обращала внимания. Я осторожно прикоснулся к её голове и начал  гладить её этой палочкой.  Стрижиха  замерла. Так продолжалось несколько секунд, потом я  попробовал  погладить  против перьев. Я увидел, что птица закрыла глаза.  Камера фиксировала  всё что происходило.    Было видно, что птице это прикосновение  нравится.

Вывод: В результате эксперимента стало ясно, что поглаживание пластмассовой  палочкой явно нравилось стрижу.             

            2.4. Кольцевание стрижей.

            Я ждал письма и уже начал   опасаться,  что  кольцевание  не состоится. Но в начале  июня в полученном письме было написано, что кольца доставлены в Жигулёвский  заповедник. Я перечитывал письмо несколько раз.  Моей радости не было предела. 

            И вот, шесть  настоящих алюминиевых   колечек    с надписью «МОSКWA» были у меня! При встрече нам провели инструктаж и сообщили  подходящий для кольцевания возраст птенцов. Своевременно  это надо  делать,  когда птенец подрос, но ещё остаётся в лотке гнезда.

             Многие утренние и вечерние часы я проводил на балконе, наблюдая стрижей.  Сейчас я  не буду останавливаться на всех деталях собранного фактического материала наблюдений, об этом  будет речь ниже. Но как сказано в замечательной книге,  посвященной   полевым     методам     работы    орнитологов,    где   имеется    великолепный      раздел    о  кольцевании   птиц,  что данные наблюдения  являются одним из основных критериев   подготовки  проведения любых работ, связанных  с мечением птиц.  Такие работы невозможны без теоретической подготовки,    практических   наблюдений  и   получения  инструктажа по кольцеванию. Лишь после этого можно доверить любителям-орнитологам самостоятельно вести кольцевание. [9]   

            Птенцам исполнилось уже 20-23 дня. Приближался  день достижения моей цели.  Однажды я приоткрыл люк и увидел, что один птенец сидит не в лотке, а рядом. Это был сигнал, что пора кольцевать стрижей.

            1О июля в выходной день  вся семья была дома. Я попросил маму быть ответственную за фото, папа был моим ассистентом, а сестрёнка - любопытным зрителем. Я подготовил резиновые перчатки,  фотоаппарат и кольца. В дневник я записал число, время, место и персональные  серию и номера колец. Первая буква, кстати, означает размер кольца.         

               Итак, я убедился, что взрослых стрижей в гнезде нет, далее я  надел резиновые перчатки  и открыл  все два люка.  В лотке гнезда,  тесно прижавшись друг к другу, смирно сидели птенцы. Теперь можно  было  начать главную часть работы. Осторожно, чтобы не помять,  я  взял  в руки первого птенца и     почувствовал,  как сквозь перья бьётся  его сердечко. Одной рукой я держал птенца, но чтобы  надеть кольцо надо придерживать лапку. Я передал птенца папе, а сам  взял  колечко,  разрезом  повернул его с боку   и надел на правую лапку. Потом      папа   надежно зафиксировал кольцо пассатижами, но оно по-прежнему осталось на лапке свободно. Я положил птенца обратно в гнездо.  Второй  птенец заёрзал. Я достал его,   и мы  проделали  ту же  работу. Через несколько минут оба птенца находились в своём гнёздышке, а на лапке у каждого красовалось колечко. 

           Чуть позже, я услышал голос взрослых стрижей. Я позвал папу. Взрослый стриж сидел рядом с гнездом.  Я  попросил папу взять стрижа, а сам  приготовил кольцо. Конечно, взрослый стриж вел себя не так спокойно как птенцы. Он вертел головкой, выпячивал лапки вперёд, иногда издавал громкие звуки, но с помощью папы кольцо всё-таки было надето на левую лапку. На сайте я видел информацию, что молодым  птицам кольцо одевают  на правую лапку, а взрослым - на левую.[14]

           Самка и самец у стрижиных визуально ничем не отличаются, а лапки их настолько коротки, что их  почти не видно из-за туловища.  Может получиться, что  ещё  не один стресс достанется  уже окольцованной птице.  Тем самым мы   решили оставить всё как есть. Так закончилась моя миссия кольцевания птиц.

 Вывод:  Ознакомившись с литературой и получив  инструктаж по кольцеванию птиц, под непосредственным руководством  своих родителей я принял  участие в кольцевании стрижей. (См. «Приложение Г»). Тем самым окольцевал два птенца и одну взрослую птицу. 

            2.5.  Сравнительный анализ  наблюдений.

           На протяжении трёх лет я наблюдал, как складывается ритм жизни у пары чёрных стрижей и  подробно  записывал в дневник наблюдений.  Для того чтобы выявить общие  и отличительные  черты гнездового периода, я использовал  метод сравнительного анализа (См. «Приложение Д»)

           Следовательно,  наблюдения за парой чёрных стрижей   были проведены в г. Самара, на пр.Кирова, дом 349, балкон 3-го этажа и осуществлялись  в весеннее - летний  период  с  апреля по август  2014 по  2016 год.     Под нашим балконом всегда гнездилась  одна пара чёрных стрижей. В литературе  приводятся сведения о том, что многие стрижи постоянно гнездятся на одной и той же территории и по  возможности в одном и том же месте.[1]  Одна и та же это пара  или нет, мне удастся  выяснить только следующей весной, т.к. один из взрослых стрижей был окольцован.

           Прилёт стрижей в район гнездования некогда отличается. В 2015 году,  одиночных стрижей я  видел  необычайно рано –с 21 апреля, в то время как в 2014 и 2016 годах они прибыли в обычные сроки — 27-28 апреля.   

            Строение гнезда в 2014 году началось на 1й-7й  день после прилёта, в  2015 -1й-8й день, а 2016-на 2ой-8ой день.

           Откладку яиц в 2014 году не удалось зафиксировать, т.к.  из-за холодной погоды стрижи отсиживались в гнезде, дремали.  В 2015 году 6-8 июня было замечено первое яйцо, а в 2016 – отмечена  ранняя кладка 30мая.

             2014 и 2015годах,  в гнёздах стрижей были   полные кладки, которые состояли из 2 яиц.  В 2016году в период откладки яиц стояла жара, воздух прогревался  до +28С +30С, а значит,  насекомых в воздухе было больше,  и  кладка составила  3 яйца.   Как сказано в   руководстве, основанном на материалах  телепередачи  «В мире животных»,  «Больше, чем обычно,  птенцов в гнезде -   значит,   в природе в этом году обилие пищи».[6] Интервал между откладкой яиц составляет 1-2 дня, и только   в этом году третье яйцо было отложено через 3-4 дня после второго снесённого.

         Относительно продолжительности периода насиживания, в литературе приводятся разноречивые данные.  Согласно одной точки зрения, этот период длится 11-16 суток, причём его продолжительность тоже находится под  воздействием метеорологических факторов, таких как низкие температуры воздуха, затяжные дожди и сильные ветры. [1] Другая же точка зрения несколько иная – насиживание  продолжается обычно 23-25 суток[6].  Разные авторы приводят и разные сведения и о начале насиживания. Первый считает, что инкубация начинается  после откладки 2-го яйца, второй наблюдал, что стрижи начинают насиживать после снесения  1-го яйца.

           У  наблюдаемой  же пары  в 2014г. не удалось зафиксировать начало кладки, т.к. при температуре воздуха +11+13С,  стрижи долгое время отсиживались и дремали в гнезде.  В 2015г. насиживание  птенцов было отмечено 17-19 дней. А в 2016г. первое яйцо-22 дня, второе 20 дней, а третье-18-19 дней. Погода в эти дни стояла днём +23С, а ночью +17С. Кто точно из родителей  насиживал яйца мне неизвестно, т.к. самка и самец не отличаются друг от друга, но  вечером, около восьми часов,  примерно 40 минут гнездо оставалось каждый день без взрослых стрижей. Также я заметил, что среди дня, под балкон залетает второй стриж. После   доносятся  голоса  стрижей и громкая возня.

          Вылупление  птенцов  в 2014году - первый птенец появился  3 июля. В 2015 – с 22 по 24 июня. В 2016 – с 30 мая по 4 июня.  Птенцы вылуплялисьь не одновременно, а с разницей в  2 дня, а в последнем случаи, между 2 и третьим яйцом разница 3-4 дня.  На фото видно, как   все три птенца удачно вылупились и тянут к взрослому стрижу  головки. Птенцы отличались по внешности, т.к. самый первый был в отличие от последнего больше и с зачатками перьев. 

         Неизвестно почему, но после нескольких дней вылупления, в гнезде было только 2 птенца. Самого маленького нигде не было видно. Из того же источника Акимушкина, я узнал, что  «…при длительном  похолодании с питанием  становится совсем  плохо, стрижи, словно понимая, что  при таких условиях выкормить потомство невозможно,   выбрасывают яйца из гнезда». Про исчезновение птенцов,  ни в какой литературе я информации не встречал.  Предполагаю, что  старшие птенцы  громче и настойчивее просили корм у родителей  и те одаривали их чаще, как было сказано во многих источниках  о других пернатых.  Птенец мог погибнуть от голода, а потом выброшен.  Под балконом я искал выброшенного птенца, но в траве  найти мне не удалось.  

           Кормление птенцов  происходило не  так часто.  Птенцы  подолгу оставались  в гнезде одни.    Активность кормления у стрижей  приходилась на 2 пика - утренний и вечерний.

          В последних числах июля,  птенцы обычно уже  выходили из лотка гнезда и бегали под балконом,  подолгу сидели  у бокового летка. 

           Вылет птенцов в 2014 году наблюдался 11 августа. В 2015 – 6 августа. В 2016 – 1 августа. Пребывание птенцов в гнезде составило: 2014г-40 дней, с 3.07 по 11.08;   2015г-43 дня, с 22.06 по 06.08; 2016г.-44 дня с 19.06. по 01.08.

            Сроки отлета стрижей  в 2014году- с 8 по 15 августа. В 2015 – с 4 по 11 августа. В 2016 – с 27 июля по 1 августа. Последние птицы отлетают из города между 11 и 15 августа,  но в 2016 году стрижи очень рано покинули места гнездований.  Так, уже 29 июля в небе были замечены только 2 птицы, а 1 августа в 8 часов утра из-под  нашего балкона вылетел взрослый стриж, который вернулся ночевать   в гнездо один.  Больше стрижей я не наблюдал.

Вывод: Из всего сказанного  следует, что  даты прилета стрижей могут быть неодинаковыми.  Из наблюдений видно, что стрижи  не сразу начинают размножаться, но замечено, что  сроки размножения  растягиваются примерно на 3 недели.  Интервал между откладкой яиц составляет 1-4 дня. Вылупление  птенцов  происходило в тёплую погоду во второй половине июня.  На 40—44-й день птенцы вылетают из гнезда. Массовый вылет происходит в первых числах августа.

            2.6. Исследование гнезда.

            После завершения гнездового периода  стрижей,  я  открыл  люки и  стал рассматривать  постройку гнезда. (См. «Приложение Е»). Сейчас оно выглядело  бесформенным,  не таким округлым,  но по краям также оставалось склеенные слюной стенки лотка.  Чтобы выяснить из какого материала состоит постройка, пинцетом я достал часть её   вместе с кусочком  лотка   и положил всё это в пакет, чтобы  потом  рассмотреть под лупой.  

          На белой  бумаге при дневном свете я достал   постройку и через лупу стал разглядывать.  В содержимом    постройки были замурованы слюной:  травинки, кусочек  клеёнки, кожура от семечек подсолнуха и всякий мусор. В лотке гнезда находились  какие-то сухие коричневые органические  оболочки размером не больше полсантиметра, они были похожи на коконы личинок с поперечными кольцами, как у   дождевых червей.  Затем через лупу я увидел,  что оболочка имеет голову и    брюшко.   Отодвинув  в сторонку  гнездо, я увидел мелкие  ползающие   точки.   Это были  те самые насекомые, которых я видел на стриже. Под руку мне попалась пустая пластмассовая  коробка от шоколадного яйца. С бумаги я осторожно, чтобы не раздавить, стряхнул насекомых в пластмассовую ёмкость и плотно закрыл. Через прозрачную часть коробки было видно,  как  они ползают. 

  Через свой микроскоп  я  начал тщательно разглядывать  коричневые оболочки и  увидел меленькую  голову и  лапки, расположенные в передней части туловища. Всё остальное было огромным брюшком. Кто эти насекомые? Что за птичьи паразиты   у стрижей?

             Я  просмотрел  несколько энциклопедий [9,2]  и определитель насекомых [11],  но там была   информация  о вшах и блохах. 

             Приступить к рассмотрению  пленников, которые   резво ползали по ёмкости,   я даже не решился. Надо было их исследовать иначе, но  если они   высохнут, то можно будет просто  спутать их с мусором. 

Вывод:  С помощью микроскопа  мне удалось  установить, что объект имеет голову   и огромное брюшко. Я убедился, что это не  оболочка, а насекомое или его личинка.

       2.8. Кафедра  биологии.

          Ценную помощь в определении насекомых, мне оказала доцент кафедры биологии. (См. «Приложение Ж»). Мы созвонились и договорились о встрече. Но раньше, чем через неделю у неё не было возможности уделить мне время. Она порекомендовала заспиртовать насекомых  в 70% процентном  спиртовом растворе, тогда они  сохранят форму и их можно будет спокойно рассмотреть.   Я последовал её рекомендации. Взял спиртовой раствор и налил его в  пузырёк.  Потом аккуратно положил в него мёртвые личинки и  стряхнул туда   ползающих  насекомых.

          Встреча была назначена на 29 августа.  В  10 часов утра  мы с мамой переступили  порог    Самарского государственного  университета.  Доцент встретила   нас,  и мы прошли  на кафедру зоологии в большой класс. Я   показал стеклянный пузырёк с насекомыми. Затем мы прошли в смежную комнату, где стояли  два  больших аквариума с рыбами и шкафы забитые  книгами. Ирина Викторовна достала  перепечатанную  литературу с рисунками пероедов и пухоедов.  Мы немного пообщались на данную тему, потом просмотрели определители с чёрно-белыми картинками насекомых и  прошли в  лабораторию. Здесь было много полок, на которых стояло множество коробочек, баночек, прозрачных контейнеров, с коллекциями разных насекомых.  На полу доверху стояли коробки   большего размера  и тоже  с коллекциями насекомых. Но главное, что я увидел это  большой бинокуляр. Ирина Викторовна рассказала,  как он устроен, показала  куда смотреть, куда класть рассматриваемый объект,  как его настраивать. Затем она открыла мой пузырёк, большим пинцетом выловила  сначала покрупнее насекомых  и положила на  «предметный столик» в бинокуляр и принялась разглядывать. Потом  посмотрел  я. Моему удивлению не было предела, настолько было увеличено и чётко видно, что я рассмотрел  даже самые мелкие   части. Я разглядел, что всё насекомое, это большое туловище-брюшко, на краю которого  находилась маленькая голова. Глаза-малюсенькие чёрные точки находились почти  по краям головы. Здесь же с краю виднелись волоски, которые  присутствовали и на коротких лапках. Ирина Викторовна сообщила, что это   личинка кожееда.

             Вслед за тем я вместе с малым количеством воды  перелил в маленькую специальную тарелочку мелких насекомых.  Я сам попробовал перестроить  бинокуляры под совсем мелкий размер и долго разглядывал в него эти чёрные точки. Было немного неудобно, т.к. из-за  малейшего колебания воды они  постоянно  уплывали в сторону от бинокуляра. Приходилось то и дело подкручивать бинокуляр, пододвигать или вертеть  тарелочку, но я всё-таки рассмотрел, что насекомое имеет овальную форму,   очень мелкие точки глаза и короткие членистые лапки со скоплением коротких шипов,  которые едва выглядывают из-под туловища.  

              С помощью определителя  я выяснил, что это Аргассовый клещ-паразит. Эти клещи распространены  во всех областях земного шара и паразитирует на самых разнообразных позвоночных животных.  Их хозяевами могут быть  змеи, черепахи, многие птицы и некоторые млекопитающие. Питаются клещи периодически, причём питание чередуется с линькой. Самки откладывают яйца, вылупившаяся из яйца личинка питается на хозяине продолжительное время, потом она открепляется и превращается в нимфу1. Нимфа 1, насосавшись крови, покидает хозяина и при линьке превращается в нимфу 2. Затем после короткого периода питания происходит третье превращение в нимфу 3, затем в нимфу 4.  При третьей и ли четвёртой линьке возможно появление самцов и самок.  Многие являются обитателями нор, гнёзд и других жилищ своих хозяев и периодически питаются на последних. [3]

              Во   время   гнездования птиц  клещей становится больше. Как помочь моим пернатым соседям? Но только  в случае знания биологии паразита можно узнать и способ борьбы с ним.

               После определения клеща, Ирина Викторовна   разрешила рассмотреть мне  разных насекомых из коробок с коллекциями. Это были:  муравей древоточец чёрный, бычий слепень, стрекоза, жук-олень, богомол, кузнечик серый, божья коровка семиточечная и несколько бабочек. Летом  этих   насекомых я  встречал  почти каждый день и был к ним несколько равнодушен, но  в бинокуляр все эти насекомые выглядели впечатляюще.   Мне хотелось разглядывать ещё и ещё.

            Я от души  выражаю благодарность Ирине Викторовне  за состоявшуюся   встречу, за эту возможность увидеть  насекомых  совсем  в ином изображении.

Вывод: Я рассмотрел в бинокуляр насекомое, которое находилось в  подстилке гнезда стрижа.  По описанию в определителе выяснилось,  что на стриже паразитировал Аргассовый клещ, который живёт как на самом обитателе, так и частично в гнезде.

  Заключение

          Первоначальную основу   моих исследований составляют  наблюдения за гнездовым периодом   пары  чёрных стрижей, гнездившуюся у нас в балконном перекрытии. Эти наблюдения способствовали увеличению ряда  новых исследовательских задач.

             Целью моей работы является  изучение метода кольцевания птиц.  Подводя итоги исследовательской работы, я достиг поставленной цели,  выяснив, что      научно-исследовательские  учреждения методом кольцевания  птиц,  предоставляют    ценную информацию   о   пути их миграций, скорости  передвижения,  дальности  их перелетов, степень осёдлости, возраст, численность популяций и  поведенческие особенности отдельных особей.  Наряду с этим я узнал, какие метки используют  при кольцевании птиц.  Кроме того, получил  большое удовлетворение, принимая участие в   работе научного характера     на основе метода кольцевания птенцов,    в сферу которой вовлечен весь мир.

             Наблюдения   за птицами вызывает ощущение радости.  Вот уже три года, наблюдая исключительно за стрижами,  в их  естественной обстановке, в среде, где они обитают  и гнездятся, я узнал  о них  гораздо  больше,  чем мог прочитать во многих книгах.

             Моё исследование  не окончено, оно продолжается и   с каждым годом  новые вопросы выходят за пределы   первоначально намеченных  задач.  

              Во   время   гнездования птиц  клещей становится больше. Как помочь моим пернатым соседям?  В дальнейшем  собираюсь продолжить наблюдения и   уделить  пристальное  внимание   вопросу  паразитологической обработки места  гнездования.  Успех в ней может быть достигнут только в случае знания биологии паразита и способов борьбы с ним.[10]

              Любое исследование    не всегда сразу  может  давать  наглядное представление об успехах своей работы,   а лишь   заложить   основу  для наиболее значимой работы  и в будущем  принести   пользу.     Конечно,  мне было бы интересно узнать, где и как странствовали наши стрижики, в каких странах побывали, на каком птичьем курорте провели зиму, но так не хочется, чтобы в московский центр пришло письмо и там было бы написано: «Сообщаю, что стриж с кольцом В-17найден мёртвым».     Но если  Вам волею судьбы повстречается птица с кольцом, или Вы найдёте только кольцо, посчитайте своим долгом сообщить о такой находке в Москву Центр кольцевания птиц, 117312 Москва или по электронной почте: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

                  Не  дожидавшись  осени  стрижи  покидают наши места ещё летом. Я помахал им рукой. Счастливого полёта! Доброй вам, безопасной дороги по птичьему пути!  А я буду  ждать,    когда снова  потеплеет и стрижи явятся, и будут  неугомонно  целыми днями  носиться  в воздухе, трепетать  крылышками и пронзительно  верещать.

Vl. Список литературы:

  1. Акимушкин И., Мир животных. Москва «Мысль» 1989.-224с.,-224- 225с.
  2. Акимушкин И. Мир животных. Насекомые. Пауки. Домашние животные, Москва «Мысль»1990-132-134с.
  3. Благовещенский Д.И., Фауна СССР, Определитель пухоедов домашних животных, Издательствово Академии наук СССР, 1940г. -151-153С.
  4. Будрис  Римантас. «Дневник с птичьего пути». Москва «Детская литература» 1977.
  5. Гюнтер Штайнбах, Самый популярный справочник.  Птицы-обитатели озёр, болот и рек.  Издательство Астрель Москва 2002. -14с.
  6. Дроздов Н.Н., Макеев А.К., В мире животных. Москва «КОЛОС» 1992.-202с.
  7. Жизнь животных. Том пятый. Птицы. Под редакцией Н.А. Гладкова, А.В.Михеева. Москва Издательство «Просвещение» 1970.-404с.
  8. Карри-Линдал Кай, «Птицы над сущей и морем». Москва «Мысль»1984.-13с., -14-15с. ,-16с.         
  9. Насекомые. Полная энциклопедия[пер. с анг. М.Авдониной].-ЭКСМО Москва 2013,-154-160С., -178-179С.
  10.   Носков Г. А., Рымкевич Т.А., Смирнов О. П. « Ловля и содержание птиц», Л.: Из-во ЛГУ 1984 г.,-5-6с.,-7с. http://zoomet.ru/nos/noskov_oglav.html
  11.   Плавильщиков Н.Н.. Определитель насекомых, Москва*1957,-105С.
  12.  Соколов Л.В. «Почему перелётные птицы возвращаются домой». Издательство «Наука» 1991. -6с.

Интернет-ресурсы:

  1. http://rrrcn.ru/ru/raptors
  2. http://www.spinus.info/index.php?topic=237.0

Приложения

 «Приложение   А»                  

Результаты беседы с учениками  «А» класса, МБОУ Школа №175

Вопросы беседы:

  1. Доводилось ли вам слышать о научном методе  кольцевания птиц?

       Да - 90 %  Нет - 10 %

  1. Знаете ли вы, какие цели преследуют учёные, когда метят птиц?

         Да - 30 %  Нет - 70 %

  1. Имеете ли вы представление, как  проходит этот процесс и как  выглядят кольца?

   Да - 0 %  Нет - 100 %

«Приложение  Д»

Таблица 1   

Сравнительная таблица  наблюдений за 2014, 2015 и 2016гг.

2014 2015 2016
Фенологич. данн.прилёта Первое наблюдение Массовое проявление Первое наблюдение Массовое проявление Первое наблюдение Массовое проявление
28апреля 5 мая 21апреля 29 апрель 27 апреля 3-4 мая
Нач.строит. 3-5 мая 29 апреля. 5 мая
Заверш. строит.гнезда  дату завершения строит-ва гнезда не зафиксировал 9 июня самка продолжала строительство

19 июня

продолжает  пристраивать

Начало  насиживания яиц облачность, дожди, t +11, +13. стрижи отсиж-ся в гнезде, дату откладки не зафиксиров.

6 июня -1 яйцо

8 июня-2 яйцо

30 мая -1 яйцо

1 июня 2 яйцо

4 июня 3 яйцо

Конец насиж. Яиц и появл. птенцов 3 июля -первый птенец, возможно, из-за погоды сделана вторая кладка.

22 –первый птенец

24- второй птенец

19 июня- 1 птенец

21 июня -2 птенец

24 июня- 3 птенец t дн. +23,н.+17

Продолж.обогревать 1 нед.- 5-6 дн. на теле видны зачатки перьев

видно зачатки перьев

30 июня –третий птенец исчез. Самка продолжает обогревать птенцов
2нед.-9-10 дней кожа покрылась зачатками перьев кожа покрылась зачатками перьев кожа покрылась зачатками перьев
3 нед.-возраст   14-15 дней открыли глаза, тело покрылось пухом, на крыльях и хвосте отрасли трубочки- будущие перья. Оба родителя улетают за кормом. тело покрыто пухом, глаза открылись. Самка больше не обогревает птенцов, а тоже улетает за кормом.  открыли глаза, тело покрылось пухом, на крыльях и хвосте отрасли трубочки-будущие перья. Оба родит. улет. за кормом.
4нед.-20-22 дн тело оперено, но не полностью тело оперено, но не полностью тело оперено, но не полностью
5нед. -возраст 26-27 дней не отличаются от взрослых особей, выходят из лотка гнезда. не отличаются от взрослых особей. По краям  маховых перьев остаётся белая каёмочка. не отличаются от взрослых особей.  По краям  маховых перьев остаётся белая каёмочка. Сидят  у  края   летка
6–нед.33-35 дней очень похожи на   взрослых птиц  стали похожи на взрослых птиц не отличаются от взрослых птиц
Конечный этап пребыв-я птенцов в гнезде. Вылет. 09 авг.-11 авг. Родители  редко подлетают  к гнезду. Большинство стрижей покинуло территор области. 11 авг. утром  вылетел 1птенец, 2-ой –в 4 часа дня. В гнездо вернулась ночевать одна взрослая птица 6 авг.-редко  подлетают к гнезду. Птенцы готовятся к вылету. 8 августа- в 11:00-в гнезде  1 птенец. 10 августа-15:10, я приоткрыл люк, птенец сидел на краю балкона и вдруг полетел… На ночь залетела одна птица Родители перестали кормить, птенцы должны вылететь. 29 июля-один птенец покинул гнездо. 31 июля- второй покинул гнездо. Самка одна вернулась в ночь на 1 августа.
Завер.гнезд-я 12 авг. Утром стриж вылетел 11 авг. 8:10 стриж вылетел 1 авг.  8:00 стриж вылетел.
Фенологич-ие данные  отлёта Первое наблюдение Массовое проявление Первое наблюдение Массовое проявление Первое наблюдение Массовое проявление
8-9 августа 13-15 августа 4 -5августа 11 августа 27 июля 1 августа
                 

Итог:

  1. Наблюдения за парой чёрных стрижей  длились 3 года, в весеннее- летний период.
  2. Для сравнительного анализа  были взяты года: 2014г., 2015г., 2016г.
  3. Всего дней наблюдалось-310 дней, 2014г-110 дней с 28.04.г по 15.08.г.; 2015г-103 дня с 21.04. по 11.08.; 2016г-97 дней с 27.04. по 01.08.

Ведение дневника окончено 01.08.16г.