Поиск

Рейтинг:  4 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда не активна
 

Проблемой моего исследования является уровень связной речи детей с общим недоразвитием речи. Этой проблемой занимались Филичева Т.Б., Чиркина Г.В., Ястребова В.А., Туманова Т.В., Жукова Н.С., Мастюкова Е.М. и многие другие.

Тема исследования достаточно актуальна, так как в логопедии делается акцент на развитие связной речи у детей с ОНР, т.е. их подготовленность к обучению в школе.

Очевидна необходимость совершенствования традиционных приемов и методов, а также поиска более новых, более эффективных научно-обоснованных путей развития связной речи у детей с общим недоразвитием речи. Но эта тема не в полном объеме изучена в дошкольной логопедии, требует дополнительного изучения и поэтому я остановилась именно на ней. Решение данной проблемы составляет цель моего исследования.

Мной было проведено экспериментальное обследование. В обследовании участвовало 20 детей 6-ти летнего возраста с общим недоразвитием речи (экспериментальная группа) МДОУ «Детский сад комбинированного вида №419» и 20 детей шестилетнего возраста без речевых нарушений (сравнительная группа) МДОУ «Детский сад комбинированного вида №419» города Самара.

В качестве методики обследования я использовала «Методику психолингвистического исследования нарушений устной речи у детей», в которую входит составление рассказа по сериям из 3-х, 4-х, 5-ти сюжетных картинок.

Экспериментальные задания направлены на выявление продуктивных речевых возможностей детей: умения построить внутренний план высказывания, умения самостоятельно составить смысловую программу связного сообщения по наглядным опорам; умения реализовать найденную программу в цельное связное сообщение.

Рассмотрим результаты обследования подробнее. Эксперимент включал в себя 3 задания на составление рассказа по сериям сюжетных картинок без предварительной работы. Сначала предлагалась серия из 3 сюжетных картинок «Кормушки для птиц»: Дети сделали кормушки для птиц. Повесили на деревья. Насыпали корм. Любовались на птичек.

Серия из 4 сюжетных картинок «Верный друг»: 1-Дети шли под дождем. Увидели щенка. 2-Взяли его домой, накормили. 3-Пес вырос. Подавал детям лапу. 4-Бандит хотел напасть на детей, пес их защитил.

Серия из 5 сюжетных картинок «Веселый детский сад»: 1-Дети строят железную дорогу. 2-Пошли собираться на улицу. 3-Вышли, стали играть в снежки, лепить снеговика. 4-Зашли в группу. Пообедали. 5-Легли спать.

Процедура исследования. Перед ребенком выкладывается серия сюжетных картинок в беспорядке (для серии «Кормушки для птиц» - 3,2,1; для серии «Верный друг» - 2,4,1,3; для серии «Веселый детский сад» - 1,5,3,2,4).

Инструкция: «Я разложила картинки неправильно, не в том порядке. Рассмотри внимательно картинки и разложи их в правильном порядке».

Инструкция при неправильном раскладе картинок: «Ты разложил картинки неправильно. Посмотри, в каком порядке их надо разложить». Далее картинки  раскладываются в правильной последовательности, после чего дается инструкция: «А теперь внимательно рассмотри эти картинки и составь рассказ, который будет называться…(«Верный друг», «Кормушки для птиц», «Веселый детский сад»).

Рассказ оценивался с 2х позиций: раскладывание сюжетных картинок (предлагалось 3, 4 и 5 картинок) и составление рассказа (уровень смысловой целостности и уровень языкового оформления).

При выполнении заданий, прежде всего, оценивается, как ребенок разложил серию сюжетных картинок. Правильное выполнение задания по серии из 3-х картинок оценивается в 2 балла, по серии из 4-х – в 3 балла, из 5-ти картинок – в 4 балла. Неправильное выполнение задания оценивается в 0 баллов.

Затем оценивалась семантическая составляющая текста (смысловая целостность, внутреннее программирование), в которой выделяется 5 уровней сформированности:

1-самый высокий. Рассказ полностью соответствует изображенной ситуации. Основные смысловые звенья воспроизведены в правильной последовательности. Допускаются частичные пропуски деталей ситуации. Оценка – 4 балла.

2-выше среднего. Рассказ в целом соответствует изображенной ситуации. Имеются основные смысловые звенья. Отмечаются незначительные пропуски второстепенных смысловых звеньев. Незначительно страдает смысловая целостность. Оценка – 3 балла.

3-средний. Рассказ в значительной степени соответствует изображенной ситуации. Однако, отдельные смысловые звенья (1-2) искажены, нарушена последовательность отдельных событий, либо пропущены отдельные смысловые звенья (1-2). Оценка – 2 балла.

4-ниже среднего. Рассказ лишь частично соответствует изображенной ситуации. Пропущено большое количество смысловых звеньев. Отсутствует смысловая целостность. Оценка – 1 балл.

5-низкий. Отсутствие рассказа. Ребенок лишь отвечает кратко на отдельные вопросы, либо воспроизводит 1-2 предложения. Оценка – 0 баллов.

При оценке уровня языкового оформления текста мы пользовались следующими критериями:

1 уровень – 4 балла. Рассказ составлен из грамматически правильных предложений, характеризуется связностью, развернутостью.

Итак, проанализировав составленные детьми рассказы, у нас получились следующие результаты. 2 ур -3 балла. 3 ур – 2балла. 4 ур – 1балл. 5 ур – 0 баллов.

Таким образом, анализ работ детей с нормальным речевым развитием показал, что 18 из 20 детей разложили картинки в верной последовательности, в то время как из детей с ОНР с заданием справились лишь 11.

Анализ уровня смысловой целостности показал следующее – у 5 детей с нормой отмечается высокий уровень сформированности. 8 детей – уровень выше среднего. 5 – уровень средний. 2 ребенка с уровнем ниже среднего. Низкий уровень не отмечен.

У детей с ОНР следующая картина – 1 ребенок имеет высокий уровень сформированности. 2 имеют уровень выше среднего. 7 - уровень средний. 8 - уровень ниже среднего. 2 ребенка имеют низкий уровень.

Оценка уровня языкового оформления. Дети с нормой. 8 детей с высоким уровнем. 10 – выше среднего. 2 – средний уровень. Уровни ниже среднего и низкий не отмечены.

Дети с ОНР: 7 детей со средним уровнем. 8-с уровнем ниже среднего. 5 – имеют низкий уровень сформированности.

У детей с общим недоразвитием наблюдается недостаточная сформированность всех языковых структур; самостоятельная связная контекстная речь детей с ОНР является несовершенной; у таких детей недостаточно развито умение связно и последовательно излагать свои мысли; дети с ОНР испытывают значительные трудности в программировании связного высказывания, в синтезировании отдельных его элементов в структурное целое и в отборе материала, соответствующего той или иной цели высказывания; каждый автор предлагает свою методику исследования связной речи у детей дошкольного возраста; в силу того, что при ОНР значительно страдает связная речь, то для её развития необходима своевременная, комплексная и регулярная коррекционная помощь.

У детей отмечается неумеренное употребление служебных и вводных слов, как результат, неумения грамотно оформить предложение.

В результате можно сделать вывод о том, что навык составления связных рассказов у детей с общим недоразвитием речи находится на значительно низком уровне по сравнению с детьми с нормальным речевым развитием. Что требует разработки новых методик для работы по развитию связной речи.