Поиск

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Цель:

Расширять представление о культуре и самобытности,  отдыхе русских в Прибайкалье,  продолжать знакомить детей с особенностями национального костюма.

Формировать умение правильно и чётко исполнять частушку в её своеобразной манере, проговаривать все слова; закреплять знания о частушке, как об одном из жанров русского народного творчества

Развивать творческую активность, интерес к получению новых сведений, вызвать положительные эмоции и хорошее настроение у детей.

Воспитывать стремление действовать согласованно, вносить дополнения для достижения большей выразительности создаваемого образа. Воспитывать любовь и уважение к культуре своих предков.

Интеграция видов деятельности детей:

  • Познавательно-исследовательская.
  • Коммуникация.
  • Музыкально-художественная.
  • Продуктивная.
  • Беседы и рассказы о досугах в старые времена.
  • Рассматривание репродукций картин В. Сурикова.
  • Костюмы детей, приготовленные родителями, разучивание частушек, игр, хороводов, заготовка деталей к аппликации.
  • Просмотр видеофильма «Праздник в Тальцах», «Иркутский карнавал».
  • Зал украшен в стиле деревенского пейзажа.
  • Скамейки, балалайки, запись голоса, запись плясовой «Подгорная».
  • Картон, гофрированная бумага, цветная бумага, клей, ножницы, фломастеры.
  • Участие родителей в непосредственной образовательной деятельности.
  • Изготовление костюмов для детей.

Дополнительные мероприятия:

Средства организации образовательной деятельности:

Взаимодействие с родителями

Содержание

 

Родители и дети в народных костюмах  входят в зал, приплясывая под запись плясовой  «Подгорная».

Прослушивание стихотворения «На завалинка, в  светелках»

На завалинках, в светелках,

Иль на бревнышках каких

Собирали на вечерки

Пожилых и молодых.

При лучине ли сидели

Иль под светлым

небосводом,

Говорили, песни пели

И ходили хороводом.

А играли как! В горелки!

Ах, горелки хороши!

Словом, эти вот вечерки

Были праздником души.

Быт людей отмечен веком,

Поменялся старый мир.

Нынче все мы по сусекам

Личных дач или квартир.

И чего там говорить,

Скучно жить нам без вечерок!

Их пора бы возродить!

Хозяюшка:

- Здравствуйте, люди добрые! Рады видеть вас у себя в гостях! Здесь для вас, для гостей доро­гих, будет праздник большой, праздник радостный! По обы­чаю старинному «вечерками» называется. Веселья вам да ра­дости! Когда солнышко будет клониться к закату, проходите  в избу добры молодцы,  да красны девицы.

 Входят два мальчи­ка с балалайками в руках.

1-й мальчик:

Здравствуй, хозяюшка!

Хозяюшка:

 Здравствуйте, добры молодцы! Проходите, будьте как дома.

2-й мальчик:

Не беспо­койся, хозяюшка. Мы дома не ле­жим и в гостях не стоим.

Проходят и садятся на скамейку. Следом входят еще два мальчика.

3-й мальчик:

Ты, хозяйка, отворяй-ка

Да гостей-то принимай-ка!

Хозяюшка:

Проходите, гос­ти дорогие. Гостю почет, хозяй­ке — честь!

4-й мальчик:

Так ведь гуда голуби летают, где их привечают.

Садятся на скамейку и вчетвером поют.

Ох, то болит, болит сердечко,

Ох, то болит ретивое,

Ох, неужели не придут

На вечерку милые!

Входят четыре девочки.

Девочки:

Вы не ждали нас?

 Мальчики:

Ждали, ждали да все жданчики съели!

Девочки:

А коли ждали, так дождались!

Мальчики провожают девочек и садятся вместе с ними на стульчи­ки.

Входят еще две девочки

Хозяюшка:  

Здравствуйте, касатушки, а что с вами молодцев нет?

Девочки:

 Не споткнутся, прибегут! Была бы роща, а соло­вьи найдутся!

Девочки рассаживаются на стульчики, входят два  маль­чика.

1-й мальчик:

Проходи, честной народ,

Не пыли дорожка,

Добры  молодцы идут

Погулять немножко.

 2-й мальчик:

Вечер добрый!

Дома сидеть — ничего не вы­сидеть.

Решили на девчонок посмот­реть, да и себя показать.

Хозяюшка:

- Давно мы вас поджидаем. Проходите, усажи­вайтесь! Всем ли видно, всем ли слышно? Всем ли места хватило?

Все дети хором отвечают: «В тес­ноте, да не в обиде».

Звучит голос:

- В старинные времена после трудового дня любили собирать­ся на посиделки парни и девуш­ки. Вечерки были праздником. Это чувствовалось во всем: в веселом настроении, чувстве удовлетворения от сделанной работы, дружеском взаимопони­мании. На вечерках да посиделках не только играли, пели, но и вели серьезные разговоры, обсуждали проблемы.

Во все времена добрые молод­цы выясняли, кто же из них са­мый сильный, ловкий, смелый и достоин внимания прекрасных девушек. А девушки в свою оче­редь демонстрировали, какие они трудолюбивые рукодельни­цы, какие наряды они умеют делать для работы и праздника.

3-й мальчик:

Прошу занять свои места.

Внимание нужно ваше.

Продефилировать сюда

Спешат модели наши!

Пройдут сейчас модели вряд

В костюмах необычных.

 Прекрасной старины наряд

Покажут девочки вам лично.

Мальчики и девочки встают друг за другом, ведущая называет имена девочек, и они делают круг почета. Мальчики усаживают девочек на места.

Хозяюшка:

Ты, Ванюша, посмотри,

Как девчонки хороши!

Выбирай себе любую

Да послушай для души.

4-й мальчик:

И вот модели выходят к вам,

Умело представляют

Простой холщовый

сарафан,

С ним лапти надевают.

Девочки представляют сделан­ные дома русские народные кос­тюмы.

В таком наряде в старину

Ходили наши предки.

Носили девушки его

И детки-малолетки.

Хозяюшка:

Я пойду, да разойдусь по зеленой по траве.

Заиграй-ка, гармонист - все волнуется во мне! Ух!

- Дети, а что я сейчас спела?  «Частушку!»

- Правильно, частушку не спутаешь с песней! По-разному народ называл эти веселые, задорные припевки - веселушки, вертушки, скорые, частые – отсюда и название - частушки. А вы знаете частушки?

Звучит музыка, дети исполняют частушки

             Эх, ты, русская частушка, звонкая, сибирская.

             Оттого в народе нашем сила богатырская!

    Эй, девчонки - хохотушки, запевайте-ка частушки.

             запевайте поскорей, чтоб порадовать гостей!

    Шире круг, шире круг, дайте круг пошире.

              Не одна иду плясать - нас идет четыре!

    У меня на сарафане петухи да петухи.

              Когда вырасту большая - берегитесь, женихи!

   Эх, топну ногой да притопну другой

             Устоять не могу - вот характер, какой!

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                              

   Ем я кашу и сметану - у меня силенка есть.

         Все же драться я не стану - только ты ко мне не лезь!

        

             Мои глазки как салазки - только не катаются.

             Я не знаю,  почему мальчики влюбляются!

         Заиграйте мне по -громче, заиграйте - я спою.

             Голосистая девчонка - хоть кого перепою!

 

 

 

Хозяюшка:

- Вот видите, чаще всего исполнял народ плясовые частушки. У этих частушек ритм, как - будто специально приспособлен для быстрой пляски. Они шуточного озорного характера.

Ребенок: А мы тоже плясать и петь умеем.

          Плясать пойду - хоровод заведу!

      Становитесь все со мной - будет хоровод большой!

Все дети встают в хоровод.

Пляска - игра: «Как у нас в Сибири»

Дети выходят на середину зала, произвольно под музыку, приплясывая, пританцовывая, припевая вместе с Хозяюшкой:

 

Возле речки, возле быстрой все фиалочки цветут.

Без частушек прожить можно, да чего-то не живут!

    И ночь сыра, и трава в росе,

    И спать пора, и частушки все!

Хозяюшка:

- А спать мы не будем! Хорошо отдохнули? Теперь потрудитесь и нас порадуйте.

Совместная Изодеятельность детей и родителей «Сибирская красавица» (Объемная аппликация)

На стандартном куске картона (из набора для занятий труда) мы сможем расположить нужную нам фигурку. Вырежем из цветной бумаги, контрастной по отношению к цвету картона, прямоугольник и заложим сверху несколько складочек - «юбку в складку». Из гофрированной бумаги делаем «бантик», перекрутив полос­ку бумаги посередине,  и наклеиваем получившуюся кофточку поверх юбки (прячем край). Концы «бантика» - рукава - соби­раем небольшими складочками и прикрываем манжетами из цветной бумаги. Небольшой цветной прямоугольник сгибаем с трех сторон краями внутрь в виде трапеции - получилась каротина - маленький сарафанчик, который носили поверх большого сарафана. Полоской бумаги обозначим шею (воротник). Дори­суем фломастером носки туфель, кисти рук, лицо и украшения. Последний штрих - головной убор. Вырежем в форме капли из цветной бумаги кокошник и дополним им изображение краса­вицы.

Анализ:  Отметить разнообразие.

- Почему все разные получились?

- Что трудно выполнялось? Как преодолеть трудности?

- Какое настроение у ребенка? Почему?

- Кто еще порадуется, полюбуется?

Список литературы:

  1. Н.В.Бутакова, Сибирский фольклор в работе с дошкольниками, методическое пособие – ИГПУ, г. Иркутск, 2002г.
  2. К.Б. Воронцов,  Словарь русских говоров Прибайкалья – Иркутск, 1998.
  3. Журнал «Сибирячок» - Иркутск,  1991 г. № 1, № 2, № 3; 1992г. № 2; 1994 г. № 5