Цель:
Расширять представление о культуре и самобытности, отдыхе русских в Прибайкалье, продолжать знакомить детей с особенностями национального костюма.
Формировать умение правильно и чётко исполнять частушку в её своеобразной манере, проговаривать все слова; закреплять знания о частушке, как об одном из жанров русского народного творчества
Развивать творческую активность, интерес к получению новых сведений, вызвать положительные эмоции и хорошее настроение у детей.
Воспитывать стремление действовать согласованно, вносить дополнения для достижения большей выразительности создаваемого образа. Воспитывать любовь и уважение к культуре своих предков.
Интеграция видов деятельности детей:
- Познавательно-исследовательская.
- Коммуникация.
- Музыкально-художественная.
- Продуктивная.
- Беседы и рассказы о досугах в старые времена.
- Рассматривание репродукций картин В. Сурикова.
- Костюмы детей, приготовленные родителями, разучивание частушек, игр, хороводов, заготовка деталей к аппликации.
- Просмотр видеофильма «Праздник в Тальцах», «Иркутский карнавал».
- Зал украшен в стиле деревенского пейзажа.
- Скамейки, балалайки, запись голоса, запись плясовой «Подгорная».
- Картон, гофрированная бумага, цветная бумага, клей, ножницы, фломастеры.
- Участие родителей в непосредственной образовательной деятельности.
- Изготовление костюмов для детей.
Дополнительные мероприятия:
Средства организации образовательной деятельности:
Взаимодействие с родителями
Содержание
Родители и дети в народных костюмах входят в зал, приплясывая под запись плясовой «Подгорная».
Прослушивание стихотворения «На завалинка, в светелках»
На завалинках, в светелках,
Иль на бревнышках каких
Собирали на вечерки
Пожилых и молодых.
При лучине ли сидели
Иль под светлым
небосводом,
Говорили, песни пели
И ходили хороводом.
А играли как! В горелки!
Ах, горелки хороши!
Словом, эти вот вечерки
Были праздником души.
Быт людей отмечен веком,
Поменялся старый мир.
Нынче все мы по сусекам
Личных дач или квартир.
И чего там говорить,
Скучно жить нам без вечерок!
Их пора бы возродить!
Хозяюшка:
- Здравствуйте, люди добрые! Рады видеть вас у себя в гостях! Здесь для вас, для гостей дорогих, будет праздник большой, праздник радостный! По обычаю старинному «вечерками» называется. Веселья вам да радости! Когда солнышко будет клониться к закату, проходите в избу добры молодцы, да красны девицы.
Входят два мальчика с балалайками в руках.
1-й мальчик:
Здравствуй, хозяюшка!
Хозяюшка:
Здравствуйте, добры молодцы! Проходите, будьте как дома.
2-й мальчик:
Не беспокойся, хозяюшка. Мы дома не лежим и в гостях не стоим.
Проходят и садятся на скамейку. Следом входят еще два мальчика.
3-й мальчик:
Ты, хозяйка, отворяй-ка
Да гостей-то принимай-ка!
Хозяюшка:
Проходите, гости дорогие. Гостю почет, хозяйке — честь!
4-й мальчик:
Так ведь гуда голуби летают, где их привечают.
Садятся на скамейку и вчетвером поют.
Ох, то болит, болит сердечко,
Ох, то болит ретивое,
Ох, неужели не придут
На вечерку милые!
Входят четыре девочки.
Девочки:
Вы не ждали нас?
Мальчики:
Ждали, ждали да все жданчики съели!
Девочки:
А коли ждали, так дождались!
Мальчики провожают девочек и садятся вместе с ними на стульчики.
Входят еще две девочки
Хозяюшка:
Здравствуйте, касатушки, а что с вами молодцев нет?
Девочки:
Не споткнутся, прибегут! Была бы роща, а соловьи найдутся!
Девочки рассаживаются на стульчики, входят два мальчика.
1-й мальчик:
Проходи, честной народ,
Не пыли дорожка,
Добры молодцы идут
Погулять немножко.
2-й мальчик:
Вечер добрый!
Дома сидеть — ничего не высидеть.
Решили на девчонок посмотреть, да и себя показать.
Хозяюшка:
- Давно мы вас поджидаем. Проходите, усаживайтесь! Всем ли видно, всем ли слышно? Всем ли места хватило?
Все дети хором отвечают: «В тесноте, да не в обиде».
Звучит голос:
- В старинные времена после трудового дня любили собираться на посиделки парни и девушки. Вечерки были праздником. Это чувствовалось во всем: в веселом настроении, чувстве удовлетворения от сделанной работы, дружеском взаимопонимании. На вечерках да посиделках не только играли, пели, но и вели серьезные разговоры, обсуждали проблемы.
Во все времена добрые молодцы выясняли, кто же из них самый сильный, ловкий, смелый и достоин внимания прекрасных девушек. А девушки в свою очередь демонстрировали, какие они трудолюбивые рукодельницы, какие наряды они умеют делать для работы и праздника.
3-й мальчик:
Прошу занять свои места.
Внимание нужно ваше.
Продефилировать сюда
Спешат модели наши!
Пройдут сейчас модели вряд
В костюмах необычных.
Прекрасной старины наряд
Покажут девочки вам лично.
Мальчики и девочки встают друг за другом, ведущая называет имена девочек, и они делают круг почета. Мальчики усаживают девочек на места.
Хозяюшка:
Ты, Ванюша, посмотри,
Как девчонки хороши!
Выбирай себе любую
Да послушай для души.
4-й мальчик:
И вот модели выходят к вам,
Умело представляют
Простой холщовый
сарафан,
С ним лапти надевают.
Девочки представляют сделанные дома русские народные костюмы.
В таком наряде в старину
Ходили наши предки.
Носили девушки его
И детки-малолетки.
Хозяюшка:
Я пойду, да разойдусь по зеленой по траве.
Заиграй-ка, гармонист - все волнуется во мне! Ух!
- Дети, а что я сейчас спела? «Частушку!»
- Правильно, частушку не спутаешь с песней! По-разному народ называл эти веселые, задорные припевки - веселушки, вертушки, скорые, частые – отсюда и название - частушки. А вы знаете частушки?
Звучит музыка, дети исполняют частушки
Эх, ты, русская частушка, звонкая, сибирская.
Оттого в народе нашем сила богатырская!
Эй, девчонки - хохотушки, запевайте-ка частушки.
запевайте поскорей, чтоб порадовать гостей!
Шире круг, шире круг, дайте круг пошире.
Не одна иду плясать - нас идет четыре!
У меня на сарафане петухи да петухи.
Когда вырасту большая - берегитесь, женихи!
Эх, топну ногой да притопну другой
Устоять не могу - вот характер, какой!
Ем я кашу и сметану - у меня силенка есть.
Все же драться я не стану - только ты ко мне не лезь!
Мои глазки как салазки - только не катаются.
Я не знаю, почему мальчики влюбляются!
Заиграйте мне по -громче, заиграйте - я спою.
Голосистая девчонка - хоть кого перепою!
Хозяюшка:
- Вот видите, чаще всего исполнял народ плясовые частушки. У этих частушек ритм, как - будто специально приспособлен для быстрой пляски. Они шуточного озорного характера.
Ребенок: А мы тоже плясать и петь умеем.
Плясать пойду - хоровод заведу!
Становитесь все со мной - будет хоровод большой!
Все дети встают в хоровод.
Пляска - игра: «Как у нас в Сибири»
Дети выходят на середину зала, произвольно под музыку, приплясывая, пританцовывая, припевая вместе с Хозяюшкой:
Возле речки, возле быстрой все фиалочки цветут.
Без частушек прожить можно, да чего-то не живут!
И ночь сыра, и трава в росе,
И спать пора, и частушки все!
Хозяюшка:
- А спать мы не будем! Хорошо отдохнули? Теперь потрудитесь и нас порадуйте.
Совместная Изодеятельность детей и родителей «Сибирская красавица» (Объемная аппликация)
На стандартном куске картона (из набора для занятий труда) мы сможем расположить нужную нам фигурку. Вырежем из цветной бумаги, контрастной по отношению к цвету картона, прямоугольник и заложим сверху несколько складочек - «юбку в складку». Из гофрированной бумаги делаем «бантик», перекрутив полоску бумаги посередине, и наклеиваем получившуюся кофточку поверх юбки (прячем край). Концы «бантика» - рукава - собираем небольшими складочками и прикрываем манжетами из цветной бумаги. Небольшой цветной прямоугольник сгибаем с трех сторон краями внутрь в виде трапеции - получилась каротина - маленький сарафанчик, который носили поверх большого сарафана. Полоской бумаги обозначим шею (воротник). Дорисуем фломастером носки туфель, кисти рук, лицо и украшения. Последний штрих - головной убор. Вырежем в форме капли из цветной бумаги кокошник и дополним им изображение красавицы.
Анализ: Отметить разнообразие.
- Почему все разные получились?
- Что трудно выполнялось? Как преодолеть трудности?
- Какое настроение у ребенка? Почему?
- Кто еще порадуется, полюбуется?
Список литературы:
- Н.В.Бутакова, Сибирский фольклор в работе с дошкольниками, методическое пособие – ИГПУ, г. Иркутск, 2002г.
- К.Б. Воронцов, Словарь русских говоров Прибайкалья – Иркутск, 1998.
- Журнал «Сибирячок» - Иркутск, 1991 г. № 1, № 2, № 3; 1992г. № 2; 1994 г. № 5