Поиск

Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

На современном этапе развития нашего государства, на фоне экономических и политических изменений выдвигаются новые, возросшие требования к человеку, к развитию его творческого потенциала.

Творчество – высший компонент в структуре личности. Это одна из наиболее содержательных форм психической активности ребенка, которую ученые рассматривают как универсальную способность, обеспечивающую успешное выполнение разнообразных видов детской деятельности. Это – основной способ существования и развития личности. Ребенок проявляет в нем свое понимание окружающего, отношение к нему, что помогает раскрыть внутренний мир, особенности его восприятия, представлений, интересов, способностей (Л.С.Выготский, В.В.Давыдов, Э.В.Ильенков, А.В.Петровский, Н.Н.Поддьяков и др.).

Воспитать творческую личность, сформировать контекст, условия и установку на творчество, с одной стороны, и потребность и побуждение к творчеству, с другой, нельзя без специальных усилий общества, без соответствующей политики, направленной на эту культурную цель. К творчеству через овладение основами всех видов культур -вот тот путь, который должен пройти каждый человек, начиная с дошкольного детства.

Музыкальная культура дошкольника формируется во всех разновидностях музыкально-художественной деятельности (восприятии, исполнительстве, творчестве), с опорой на развитие эстетических эмоций, интереса, вкуса, представле­ний о красоте.

Дошкольный возраст чрезвычайно важен для дальнейшего овладения музыкальной культурой. Именно в детстве формируются эталоны красоты, накапливается опыт деятельности, от которого во многом зависит последующее музыкальное и общее развитие человека. Чем раньше ребенок получает возможность накапливать опыт восприятия народной музыки и шедевров мировой музыкальной классики разных эпох и стилей, тем богаче его тезаурус, тем успешнее достигается его развитие, духовное становление.

В результате развития основ музыкальной культуры у ребенка формируются первоначальные ценностные ориентации: способность ценить красоту в жизни и искусстве.

Поэтому формирование основ музыкальной культуры, а через нее и художественной, и эстетической культуры ребенка – важнейшая задача сегодняшнего дня, позволяющая реализовать возможности духовной культуры в процессе становления личности.

Одним из направлений реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования выступает  организация образовательного пространства, предполагающего применение разнообразных материалов, оборудования, технологий которые должны обеспечивать:

- игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников…;

-двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики….;

-эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно – пространственным окружением;

-возможность самовыражения детей.

 Решая задачи музыкально-творческого развития воспитанников с учетом требований ФГОС ДО, мы сконцентрировали свое внимание на организации детского оркестра. А так как в наше сложное время, когда порой бывает очень сложно приобрести инструменты детского оркестра, выручают простые на первый взгляд, но очень привлекательные для малышей самодельные инструменты.

Цель нашей работы состоит в развитии увлеченности, заинтересованности музыкой, как одним из видов мирового искусства; развитие  творческого самовыражения детей.

Задачи:

- создание условий, при которых  каждому ребенку предоставляется  возможность  проявить свои индивидуальные способности при общении с музыкой;

- творческое развитие природной музыкальности ребенка;

- создание условий для спонтанных творческих проявлений;

- развитие чувства ритма,

-обеспечение эмоционального благополучия детей

 Мы считаем, что очень важно изучать с детьми звуковые свойства разных материалов и предметов из них (пластмассовых, металлических, деревянных, бумажных….), что ведет  в дальнейшем:

- к приобретению опыта звуковых ощущений;

- к изучению способов получения звуков;

развитию тембрового слуха как основы для звуковысотного слуха;

- к развитию  метроритмического чувства;

- к приобретению навыков музыкальной композиции.

Самая большая ценность детского творчества, которое  рождается в процессе игры и импровизации, в том, что оно сопровождается радостью, удовольствием, проявлением индивидуальности ребенка.

       Совместное музицирование и игровая деятельность взрослого и детей формирует навыки общения. Развивается слух детей, они различают даже небольшие оттенки звучания: громкости, продолжительности, высоты, тембра, акценты и ритмы. Развивается слуховая память, внимание, быстрая реакция, выдержка.  Формируются навыки сотрудничества и сотворчества.

 С помощью самодельных музыкальных инструментов дети овладеют различными приёмами извлечения звуков:

- хлопки (звонкие – всей ладонью, тихие – согнутыми ладонями, потирание ладоней и др.);

- шлепки (по коленям, по бёдрам, по груди, по бокам);

- притопы (всей стопой, пяткой, носком);

- щелчки (пальцами в воздухе, по коленям, по надутым щекам).

Дети  очень любят такие игры, открывая новые способы извлечения звуков на собственном теле, оживляя декламируемые стихи. Игра со звуками своего тела – это верный путь к началу импровизации детей.

Звучащие жесты – эффективный способ формирования чувства метра и ритма у детей, на определённом этапе их можно «переносить» на инструменты. Если инструментов нет, - их звучание могут заменить простейшие предметы: наполненные крупой коробочки от «киндер-сюрприза», карандаши, рыболовные колокольчики, стаканчик из-под йогурта и т. д.

Практика показывает прямую зависимость между простотой инструмента и возрастом детей. Чем меньше ребёнок, тем проще ему нужен инструмент. Чем беднее музыкальный опыт ребёнка, тем с более простых инструментов нужно начинать обучение.

Этот этап требует времени, т. к. с помощью шумовых инструментов в музыкальном обучении детей проходит несколько важных ступеней. Это и формирование метроритмического чувства, и постепенное развитие тембрового, а затем и интонационного слуха, образно-ассоциативного мышления. 

Результатом нашей работы является достижение следующих моментов:

- создание на музыкальных занятиях, праздниках, развлечениях, досугах  атмосферы  радостного общения, приподнятого настроения и гармоничного самоощущения;

- дети активны и раскрепощены, в их действиях постепенно исчезают страх и неуверенность;

- не приходится прибегать к принуждению, дети заинтересованы и увлечены;

- усваиваются  элементарные музыкальные знания, развиваются  музыкально-творческие способности, познаётся окружающий мир в процессе игрового, радостного и естественного общения с музыкой, без лишних «натаскиваний» и утомительных заучиваний.

Поскольку данный материал является доступным, привлекательным, вызывающим яркие положительные эмоции, его с успехом можно включать  и  в коррекционную работу с детьми, имеющими особенностями развития.