Поиск

Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

 

По извилистой дорожке

Шли по миру чьи – то ножки

Вдаль смотря широкими глазами,

Шёл малыш знакомиться с правами.

Рядом мама крепко за руку держала

В путь дорогу умницу свою сопровождала.

Знать должны и взрослые и дети,

О правах, что защищают их на свете

Актуальность темы:

-Положение детей в Росси в начале 21 века вызывает большую тревогу. Увеличилось количество больных детей и оставшихся без попечения родителей, малолетних алкоголиков и наркоманов; не посещающих детские сады и школы в связи с тяжёлым материальным положением в семье. Нарушается одно из основных прав ребёнка – ПРАВО НА ПОЛНОЦЕННОЕ ДЕТСТВО.

-Это происходит из за незнания прав как взрослыми, так и самими детьми.

-Психическое развитие детей дошкольного возраста, таково, что позволяет формировать у них представления о Правах человека.

-Эта работа должна опираться на понимание и принятие детьми нравственных норм поведения и взаимоотношений в группе, отношений взрослыми и другими детьми.

Новизна

   Научная новизна работы представляет собою один из главных её отличительных признаков. В литературе по семейному праву прошлых лет права ребёнка в семье не были объектом внимания. Чаще использовалось понятие «интересы не совершеннолетнего», которое имело разную интерпретацию. В центре внимания специалистов в области семейного права находились права и обязанности родителей по воспитанию детей. При их характеристике изредка вскользь говорилось о правах ребёнка. В 1990-е годы о существовании прав несовершеннолетних на надлежащее семейное воспитание говорилось в общих чертах в работе А.М. Нечаевой «Правонарушения в сфере личных семейных отношений». После появления нового Семейного Кодекса, где в качестве самостоятельной фигурирует глава, именуемая «права детей», возникла необходимость их включения в орбиту внимания специалистов. Однако в учебнике М.В. Анкольской «Семейное право» правам ребёнка уделяется минимум внимания, а в курсе лекций А.Н. Нечаевой «Семейное право» права ребёнка рассматриваются сквозь призму соответствующих статей Семейного кодекса.  Тоже самое можно сказать о комментарии к Семейному  кодексу Российской Федерации 1996 года.

Таким образом, права ребёнка в семье впервые исследуются в настоящей работе предельно полно не только с точки зрения семейного права, но и с общетеоретических позиций.

 

Научная обоснованность

Для реализации данной задачи я изучила следующую литературу

-Соловей С.А., Львова Т.И., Дубко Г.И. «Реализация Конвенции о правах ребёнка в дошкольных образовательных учреждениях». Данное пособие интересно тем, что в нём рассматриваются разные вопросы реализации

По праву ребёнка: система работы с родителями, система работы с детьми, психологическое сопровождение, методическое обеспечение. Воспитательная работа представлена как результат деятельности по оригинальным авторским  методикам.

-Доронова Т.Н., Жичкина А.Е., и другие «Защита прав и достоинств маленького ребёнка».

-Копытова Н.Н., «Правовое образование в ДО.». В пособии впервые рассмотрены права и обязанности родителей по отношению к ребёнку с учётом требований федерального и регионального законодательства.

Дана оценка соблюдения прав детей на охрану здоровья, образование, защиту и помощь в системе дошкольного образования.

Показано как в условиях детского сада проводить профилактическую,

диагностическую и коррекционную работу по защите  ребёнка-дошкольника

от запугивания, небрежного обращения, насилия и жестоких наказаний в семье.

-Миков П.В., Русаков Н.А., «Обеспечение прав ребёнка в образовательном процессе». В пособии представлено современное понимание прав человека, права ребёнка, подробно рассмотрены права ребёнка в образовательном процессе, представлен обширный нормативно-правовых актов в области прав и прав ребёнка в частности, рассматриваются различные формы защиты прав детей. Оно адресовано педагогам общеобразовательных учреждений и родителям.

  Каждое из этих пособий направлено на решение задач правового воспитания.

    Из всей мною изученной литературы я взяла авторов Русакова Н.А., и Микова П.В., «Обеспечение прав ребёнка в образовательном процессе».

После изучения литературы я перешла на практическую часть моего опыта работы

Практическая значимость

Мы определили, что оптимальным возрастом формирования правовой грамотности является дошкольный возраст, т.к именно в это время закладывается основа личности, в том числе её правовой стороны.  Определения уровня  знаний детьми своих прав показало, что общее представление о своих правах имеют далеко не все дети.

Исходя из вышесказанного, я поставила следующие задачи:

 - Создавать условия для развития у детей положительного самоощущения;

- Формировать у детей представление о правах человека (на основе литературных произведений);

- Способствовать формированию чувства собственного достоинства, осознание своих прав и свобод, чувство ответственности за другого человека. За начатое дело, за данное слово;

- Воспитывать уважение к достоинству и личным правам другого человека;

- Разъяснять общественные нормы и правила поведения, взаимодействия с взрослыми и сверстниками;

-  Познакомить детей с соответствующей  их возрасту форме с основными документами  по защите прав человека.

-  Обеспечить комплексный подход при знакомстве детей с правами.

Для решения данных задач я  разработала перспективное планирование

 

Перспективное планирование

по охране прав ребёнка в группе общеразвивающей

направленности от 4 до 5 лет

Сентябрь.

1. Беседа «Я и моё имя».

Цель: Закрепить знания о том, что у каждого человека есть имя.

2. Д. И. «Как тебя называют дома? »

Д. И. «Назови своё имя по - другому ».

3. Знакомство с новыми детьми своей группы.

Цель: Познакомиться с новыми детьми своей группы, воспитывать доброжелательное отношения к сверстникам и малышам.

Д. И. «Ласковые имена», «Кто такой я».

4. Весёлый праздник «День новых имён» - отправляемся в гости в другие группы.

Октябрь.

1. Беседа «Я самый, самый».

Цель: Воспитывать у детей интерес к собственной личности, дать понять, о том, что все люди не похожи друг на друга, учить общаться со сверстниками, смотреть в глаза друг другу.

2. Чтение произведения Н. Носова «Приключения Незнайки и его друзей».

Беседа «Расскажи про своего друга».

3. Беседа «Хочу всё знать».

Цель: Познакомить детей с правом на получение знаний, формировать представление детей о том, какое значение имеет образование в жизни

людей.

4. Развивающие игры: «Измени имя», «Как Вас теперь называть? », «Когда я стану взрослым».

Ноябрь.

1. Беседа «Моя семья».

Цель: Уточнить у детей как они знают имена и отчества родителей, других членов семьи, кем работают, какие обязанности у членов семьи и увлечения.

2. Фотовыставка «Моя семья».

Цель: Закреплять знания о себе, о своей семьи, воспитывать ласковое и чуткое отношение к близким, потребность радовать их своими добрыми делами.

3. Чтение А. Барто «Машенька», Е. Благинина «Алёнушка», Д. Грабе «Моя семья».

4. Беседа «Мой дом».

Чтение русских народных сказок «Теремок», «Заюшкина избушка», «Маша и медведь».

Декабрь.

1. Составление рассказа по картине «Моя семья».

2. Д. И. «Давайте познакомимся», рассматривание семейного альбома.

Чтение К. Ушинский «Петушок с семьёй», Л. Квитко «Бабушкины руки», В. Вересаев «Братишка».

3. Беседа «Как нужно вести себя, чтобы не огорчать родителей» (рассказы из личного опыта детей).

4. Сюжетно - ролевая игра «Семейный праздник», «Поход в зимний лес».

Январь.

1. Беседа «Мой организм» (тело человека, роль и функции организма) .

Чтение : С. Прокофьев «Румяные щёчки», Н. Саксонская «Где мой пальчик? », Е. Пермяк «Про нос и язык», С. Маршак «Почему у человека две руки и один язык».

2. Личная гигиена.

Чтение Г. Зайцев «Дружи с водой», К. Чуковский «Мойдодыр», А. Барто «Девочка чумазая», чтение потешек про водичку.

Февраль.

1. Беседа «Я люблю свои игрушки» (сравнение игрушек, правила хранения и ухода за ними) .

Чтение А. Барто «Игрушки».

2. Д. И. «Чем похожи », «Найди и опиши», «Найди разные».

3. Беседа «Как мы играем в детском саду» (рассказы из личного опыта) .

4. Сюжетно - ролевая игра «Магазин игрушек» (описание игрушек) .

 

Март.

1. Беседа «Мы все равны», «Мы все разные».

Цель: Формировать представление о том, что на Земле живут люди разных национальностей, понятие о том, что все люди равны.

2. Беседа «Я житель планеты Земля» .

(рассматривание с детьми глобуса, побеседовать с детьми о том, как много людей разных национальностей живут на нашей планете, познакомить с обычаями и костюмами разных национальностей) .

3. Беседа «Какой я, какие другие? », «Каждый человек неповторим» (рассказы из личного опыта) .

Чтение Г. Зайцев «Уроки Мойдодыра » - рассматривание себя в зеркало.

4. Беседа «Одинаковые и разные».

Чтение С. Маршак «О девочках и мальчиках».

Д. И. «Угадай кто позвал», «Как зовут угадай и предмет передай», «Назови по имени».

Апрель.

1. Беседа «Для чего нужны правила? »

Цель: Учить детей соблюдать правила поведения в детском саду, дома и в общественных местах, быть общительными, помогать товарищам и взрослым.

Чтение В. В. Маяковского «Праздник непослушания».

2. Беседа «Как поступать правильно».

Чтение В. В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо».

3. Беседа «Доброе братство дороже богатства».

Цель: Учить детей защищать себя, не обижать друзей, уважать свои права и права других, ухаживать за животными и растениями.

4. Беседа «Если что у вас болит, вам поможет Айболит».

Цель: Формировать представления об условиях, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья каждого ребёнка.

Май.

Беседа «Моя тайна».

Цель: Формировать понятия о том, что каждый человек имеет право на личную жизнь, никто не имеет право входить без разрешения в чужой дом, читать чужие письма.

2. Беседа «Как важно быть грамотными»

Цель: Формировать представления о значимости образования в жизни каждого человека.

3. Беседа «Вечер игр».

Цель: Познакомить детей с правом на отдых, правом собираться вместе и дружно играть.

(играть вместе с детьми в подвижные, настольные, дидактические игры) .

4. Беседа «Если вдруг тебя обидели».

Цель: Формировать у детей право на безопасные условия жизни, никогда не давать себя в обиду.

Обсуждение проблемы: «Что ты будешь делать, если тебя обижают?»

5. Физкультурный досуг «В лес с Незнайкой».

Цель: Закреплять знания детей об охране природы, воспитывать доброжелательное отношения друг другу.

               Организуя работу с детьми, я опиралась на ведущие для дошкольников виды деятельности: игровую и художественно-продуктивную.

Проводила с детьми:

• ролевые, театрализованные и дидактические игры;

• издавала информационные листовки «А как бы ты поступил? »

• На образовательной деятельности закрепляла знания о профессиях родителей, навыки толерантного поведения

• Закрепляла право на здоровье, знакомила детей с витаминами

Организовывала:

• Проблемно-поисковую деятельность детей (работа в группе по решению ситуаций и задач).

• В качестве наглядных примеров, иллюстрирующих то или иное право, понятие, использовала сказки, стихи, пословицы, поговорки .

        Начиная работу с семьей по изучению Конвенции о правах ребенка, я провела предварительное анкетирование среди родителей с целью, выявления информированности о данном правовом документе. Было опрошено 19 родителей моей группы.

Выявлен:

79, 5%( 15 чел.) - не знают о существовании Конвенции о правах ребенка.

20, 5%( 4 чел.) – слышали, но в его содержание не вникали.

Исходя из первоначальных показателей, и того, что родители являются гарантом соблюдения Конвенции, я наметила следующую задачу: разъяснение Конвенции о правах ребенка, как правового документа социально – нравственного и педагогического значения.

Предложив родителям ответить на вопрос: «Через какие формы работы Вам хотелось бы получить информацию о Конвенции», я выяснила, что родители, прежде всего, хотели бы получить теоретические знания. Затем родители заинтересованность к таким формам работы, где бы они непосредственно были активными участниками вместе со своими детьми. Поэтому в план моей работы включены такие мероприятия, как диспуты, беседы – тренинги, совместное проведение праздников, оформление выставок и т. д.

       Самым первым этапом моей работы – было оформление уголка для родителей: «Правам ребенка посвящается», где я поместила теоретический материал о Конвенции по правам ребенка.

       При обсуждении ряда статей Конвенции, родителям были заданы следующие вопросы:

Что такое Конвенция прав ребенка? Что вы о ней знаете?

Как вы понимаете права человека? Ребенка?

Нужно ли родителям и детям знать Конвенцию? Зачем?

Какие права ребенка устанавливает Конвенция? Зачем?

При обсуждении всех вопросов многие правильно оценивали свою роль и значение в воспитании ребенка, не перекладывая его на детский сад и государство. Кроме того, я использовала в своей работе папки – передвижки, письменные консультации, листовки- памятки на такие темы: «Ребенок и его права», «Влияние на родительских установок на развитие детей», «Искусство быть родителем», «Семь правил для всех», «Родительская любовь» и т. д.

       Подводя итоги работы с родителями, я отметила, что наиболее эффективными формами оказались совместные мероприятия, где родители и дети были активными участниками, и где ребенок выступал как полноправная, полноценная личность. Взаимоотношения между детьми и родителями постепенно переходили от авторитарного стиля к демократическому, т. е. к личностно - ориентированному взаимодействию взрослого и ребенка.

     Прежде чем, приступить к конкретной деятельности с детьми, передо мной встал ряд проблем:

- Какие именно статьи, какие права могут и должны быть реализованы в моей работе с детьми;

- Как понятнее и доступнее донести до детей содержание этих статей, смысл каждого права;

- Через какие формы работы с детьми целесообразнее проводить данную работу.

После изучения материалов Конвенции, я условно разделила статьи данного документа на несколько блоков:

• Право на охрану и укрепление здоровья

• Право на сохранение своей индивидуальности

• Право ребенка участвовать в играх, развлечениях

• Право на образование.

       Обучение основам правового сознания я планирую через интегрированную систему в разных видах деятельности, по принципу постепенного движения от собственного «Я» к окружающему миру.

       Знакомство и обучение основам правового сознания, я провожу в виде игры, и обязательно с присутствием сказочного героя. Основной принцип в работе дать детям возможность познавать себя и окружающий мир на их собственном опыте в конкретных делах поступках.

        Чтобы сформировать у ребенка целостное представление о себе, необходимо научить его «прислушиваться» к собственным ощущениям, эмоциям, рассказывать о своих чувствах и переживаниях. Для этого мы проводили такие игры, как «Зеркало», «Чем мы похожи и отличаемся, друг от друга», «Мои сказочные сны», «Волшебные человечки»… Детям очень нравятся игры путешествия к сказочным героям, где на основе полученных ощущений, восприятий, у детей формируется свое отношение к окружающему миру. В этих играх детям предоставляется возможность не только анализировать свои чувства и желания, но и возможность заглянуть на себя со стороны, расширить представления о себе, осознать собственную ценность и ценность других людей.

      Используя прием драматизации «Заюшкина избушка»,  «Теремок»  я стараюсь развить у детей умение « вчувствоваться» в образ сказочного героя, войти в его положение. Каждый ребенок по средствам игры имеет возможность побывать в роли другого. Это помогает ему характеризовать поведение окружающих, острее реагировать и высказывать свое отношение к происходящему.

       В беседах, конкурсах, в чтениях художественной литературы, заучивании стихотворений, пословиц, поговорок, а также совместной и самостоятельной деятельности детей, я стараюсь дать новые знания, вызывать оценочное отношение к окружающему миру.

          Большую часть времени посвящаю практике: решению проблемных задач, поиску решений от своего имени или от имени сказочного героя: если бы я поймал золотую рыбку. ; если бы я был волшебником… ; выбери правильный тон… ; дидактические игры: «Чьи права нарушены? », «Выбери правильный тон разговора и ответ», «Как тебя называют дома», «Ласковые имена», «Назови право к данной картинке», «Напой песню о названном праве», «Кто такой я». Чтобы дети более тонко ощущали изменения окружающего мира, я использую прием визуализации. Мы разыгрываем небольшие инсценировки, в которых дети представляют себя в роли крошечных насекомых, животных либо маленькой любимой игрушкой, попавшей в беду, в большом окружающем мире. Ощущая беспомощность маленького друга, дети не только раскрывают все черты своего нравственного воспитания, но и искренне делятся своими впечатлениями, которые они почувствовали на себе.

       Знакомя детей с правом на имя, проводили такие игры, как «Ласковые имена», «Расскажи, что означает твое имя? », «Подбери цветок к своему имени», «Кто такой я».

        Чтобы подвести детей к знакомству с правом на гражданство, я начала знакомить детей с историей нашего города, его символикой.

         Всю свою работу, стараюсь построить так, чтобы ребенок из пассивного, бездеятельного наблюдателя превращался в активного участника действия. В ходе всей работы учитываю право ребенка быть таким, каков он есть на самом деле, со всем набором его личностных качеств, сложившемся социальным опытом, запасом действенных знаний, умений, навыков.

        Для закрепления представлений о праве ребенка на медицинскую помощь при рассмотрении темы «Семья», я подчеркнула, что родители заботятся о здоровье ребенка, оказывают первую помощь при заболевании; проводя организационную образовательную деятельность по знакомству с родным городом, упомянула о том, что в нем есть различные лечебные учреждения, в том числе для детей; одним из видов специального транспорта - машины скорой помощи; в детском саду и школе есть медицинский кабинет и врачи, которые следят за состоянием здоровья детей.

       Закрепляя представления детей о своих правах, проводила  образовательную деятельность по образовательным областям в соответствии с требованиями ФГОС: речевое развитие,  художественно эстетическое развитие, познавательное развитие, физическое развитие, социально-коммуникативное развитие.

       В работе с детьми я проводила беседы на тему: «Моя семья», «Я самый, самый», «Я и моё имя». Эффективным является и наблюдение за детьми в сюжетно-ролевой игре «Семья», так как дошкольники в игровом взаимодействии воспроизводят типичные для их семей отношения и общение. Поведение детей, их действия, высказывания, экспрессия позволило   мне сделать вывод о характере внутрисемейных отношений.

Результативность

Непременно детей берегите,

Уважайте их право на счастье,

Быстротечное детство храните,

Прогоните все беды, ненастья

      Работа в группе по охране прав ребёнка довольно специфична и требует от педагогического и обслуживающего персонала большой отдачи сил и энергии, ведь контингент, с которым приходиться взаимодействовать – маленькие дети. Я считаю, что главную проблему обеспечения безопасности участников образовательного процесса решена. Она решалась, опираясь на предыдущий опыт и накопленные знания.

    Из обследования детей стало видно, что работа по охране прав детей даёт положительные результаты, дети стали более внимательными по отношению друг к другу, легко идут на контакт со знакомыми взрослыми. Вместе с тем необходимо продолжать стремиться к такой организации жизни ребёнка, которая бы соответствовала нормам и требованиям Конвенции. Важно предоставлять детям возможность реализовывать свои права, чтобы ребёнок ощутил свою принадлежность к «родным корням» и приблизился к пониманию того, что он единица Вселенной.

 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК:

  1. Антонов В. А. Изучаем права человека. – «Вита-Пресс», 1997
  2. Бабич Л. Н. 365 увлекательных занятий для дошкольников. - М. :Айрис-Пресс, 2000 Ефимовский Е. карусель изобретений. Мудрые науки без назиданий и скуки. С. -Пб. : «Комета Дуэт», 1994
  3. Журналы:
    • «Дошкольное воспитание»;2005 №6, 8

    • «Ребенок в детском саду»;

    • «Управление»

    • «Дошкольное образование»

    • «Обруч»

  4. Зайцев Г. Р. Уроки Айболита. ---Пб. : «Акцидент», 1998.
  5. Клюева Н. В., Касаткина Ю. В. Учим детей общению. – Ярославль:»Академия развития», 1997
  6. Морохин В. Н. Малые журналы русского фольклора. - М. :»Высшая школа», 1986.
  7. Насонкина С. А. Уроки этикета. –С. -Пб. : «Акцидент», 1998.
  8. Рылеева А. А. Как помочь дошкольнику найти свое место в мире людей. – М. : «Ангстрем», 1993
  9. Саплина Е. В., Спалин А. И. Введение в историю. – М. : «Дрофа», 1999
  10. Усачев А. Н., Березин А. К. «Основы безопасности жизнедеятельности». – М. : «АСТ-Пресс», 1996
  11. Усачев А. Н. Всеобщая Декларация прав человека для детей и взрослых. – М. : «Аншстрем», 1993
  12. Шабельник Е. С. Права ребенка. – М. : «Вита-Пресс», 1997
  13. Шабельник Е. С., Каширцева Е. Г. Ваши права! – М. : «Вита-Пресс», 1997
  14. Шипицына Л. М., Защиринская О. В., Воронова А. П., Нилова Т. А. Азбука общения. – С. -Пб. : «Детство-Пресс», 2000
  15. Юдин Г. Главное чудо света. – М. : «Педагогика», 1991.