Поиск

Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 


Проект «Педагогические условия и методы воспитания культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста».

Вид проекта: педагогический.

Продолжительность проекта: январь – июнь 2015 г.

Участники проекта: педагоги старшей группы: Каменева Ирина Валентиновна, Попова Татьяна Викторовна, учитель – логопед Ковина Екатерина Николаевна, психолог Тылибцева Екатерина Ивановна, музыкальный руководитель Лыкова Марина Николаевна, инструктор по физической культуре Аникина Любовь Вячеславовна.

Целевая группа: дети и родители старшей группы.

Актуальность темы.

С самого раннего детства ребёнок вступает в сложную систему взаимоотношений с окружающими людьми (дома, в детском саду) и приобретает опыт общественного поведения. Формировать у детей навыки поведения, воспитывать сознательное, активное отношение к порученному делу, чувство товарищества нужно с дошкольного возраста.

В детском саду для этого немало возможностей. В процессе повседневного общения со сверстниками дети учатся жить в коллективе, овладевают на практике моральными нормами поведения, которые помогают регулировать отношения с окружающими.

В силу того, что дети годами посещают детский сад, появляется возможность упражнять их в хорошем поведении многократно, и это способствует выработке привычек. Каждый день дети здороваются и прощаются, убирают за собой игрушки, умываются, одеваются на прогулку и раздеваются. Ежедневно ребёнку приходится аккуратно вешать одежду, ставить обувь. Во всех этих ситуациях дети не только практически овладевают различными навыками и умениями, но и осваивают определённые нормы поведения в коллективе сверстников.

Анализ поведения наших воспитанников показал, что неумение правильно вести себя в обществе, дома создаёт человеку определённую репутацию, которая усложняет его отношения с людьми, мешает жизни. С детства следует формировать культуру поведения. Поэтому выбранная тема является актуальной.

Цель проекта.

Способствовать вовлечению всех субъектов педагогического процесса в реализацию проекта по формированию культурного поведения, используя педагогические средства и методы воспитания.

Гипотеза.

Если мы будем реализовывать проект по выбранной теме, то это позволит повысить воспитательно-образовательный уровень в вопросах культуры поведения всех участников педагогического процесса (детей, родителей, педагогов).

Задачи:

  1. Изучить проблемы воспитания культуры поведения у дошкольников.
  2. Изучить имеющиеся методики по проблеме культуры поведения и применять их в работе с детьми старшего дошкольного возраста.
  3. Способствовать интеграции в работе воспитателей и специалистов ДОУ при разработке и реализации перспективно-тематического плана.
  4. Создать предметно-развивающую среду для проведения элементарной работы по формированию культуры поведения у детей.
  5. Вовлечь родителей в воспитательно-образовательный процесс.
  6. Расширить представление дошкольников о культуре поведения в дошкольном учреждении и вне его стен.
  7. Научить выполнять правила поведения, оценивая свои поступки и поступки сверстников.

Формы реализации проекта: занятия, экскурсии, проблемные ситуации, ежедневные прогулки, игра, праздники, работа с семьёй, свободная деятельность детей.

Методы реализации проекта.

Наглядные: мультимедийные презентации, энциклопедии, наборы открыток, фотографии, тематические картинки, дидактические игры, рисунки детей.

Словесные: беседы, чтение художественной литературы, консультации для родителей, объяснения, указания, словесные инструкции, рассказ воспитателя о различных ситуациях и явлениях социального мира.

Практические: дидактические игры, ситуационные задачи, упражнения с дидактическими материалами, создание альбома о правилах поведения.

Ресурсное обеспечение проекта.

Информационное: установление связи с библиотекой, с детско-спортивной школой искра, с музеем старины. Информирование всех участников о ходе реализации проекта.

Методическое: разработка, составление планов, конспектов, презентаций, рекомендаций для родителей.

Кадровое: привлечение специалистов ДОУ для участия в проекте.

Материально-техническое: приобретение методических пособий, художественной литературы, дидактических игр, дисков с мультфильмами, канцелярских принадлежностей, посещение театра кукол, театра юного зрителя.

Предполагаемые результаты проекта.

Дети:

  • Усвоение детьми этических норм и правил поведения в повседневной жизни.
  • Закрепление культурно-гигиенических правил.
  • Рост речевой активности детей в разных видах деятельности.
  • Способность анализировать свои поступки и поступки других.

Родители:

  • Обогащение родительского опыта приёмами взаимодействия и сотрудничество с ребёнком в семье.
  • Повышение родительской компетентности по теме «Культура поведения».
  • Активизация участия в жизни группы и образовательной деятельности.

 

Педагоги:

  • Повышение эффективности работы по теме.
  • Повышение личностно-профессионального уровня.
  • Интеграция всех специалистов ДОУ в реализации проекта.

 

 

Этапы реализации проекта.

  1. Подготовительный.
  2. Основной.
  3. Заключительный.

 

1 этап. Подготовительный.

Цель: довести до всех участников проекта важность данной проблемы. Заинтересовать каждого участника (педагогов, родителей, детей, специалистов) темой проекта.

Задачи

Содержание

Сроки

Ответственные

Продукт

1.Повышение собственной профессиональной компетентности педагогов (воспитателей и специалистов)

1.Подбор, изучение методической литературы по теме.

2.Изучение передового педагогического опыта.

3.Тематическое и перспективное планирование занятий (со специалистами).

4.Подбор диагностического, педагогического инструментария.

5.Выбор объектов для экскурсии.

6.Подбор музыкального репертуара.

7.Разработка сценариев развлечений, досугов, парной гимнастики.

Январь – февраль 2015 года.

Педагоги, родители, психолог, учитель-логопед, музыкальный руководитель, инструктор по ФИЗО.

Тематический и перспективный план.

2.Выявление знаний детей по данной теме.

Первоначальная диагностика детей (приложение №1). Беседы  детьми.

Январь – февраль 2015 года.

Педагоги, психолог.

Результаты мониторинга

3.Определение уровня заинтересованности родителей по теме проекта.

1.Информация для родителей о проекте «Культура поведения детей».

2.Родительское собрание «Разработка планов совместных мероприятий».

3.Работа с родителями по взаимодействию в рамках проекта.

4.Определение тематики бесед, консультаций.

5.Сбор информации по теме.

6.Оформление стенда «Что такое хорошо? Что такое плохо?».

7.Анкетирование родителей по выявлению уровня представлений о социально-нравственном воспитании дошкольников.

Январь – февраль 2015 года.

Педагоги,

логопед, психолог.

План совместных мероприятий.

Родительское собрание.

Оформление стенда.

Анкета для родителей (приложение №2).

4.Пополнение развивающей предметно-пространственной среды.

1.Подбор литературы.

2.Изготовление пособий, картотеки (игры со сверстниками).

3.Тематические альбомы.

4.Фотоальбомы.

5.Приобретение дидактических игрушек (Смешарик, Незнайка, Хрюша, Капризка).

Январь – февраль 2015 года.

Педагоги, родители, психолог,

учитель-логопед.

1.Оформление уголка «Азбука поведения для воспитанных детей».

2.Фотовыставка «Наш любимый детский сад».

2 этап. Основной.

Цель: формирование полезных для общества устойчивых форм повседневного поведения в быту, в общении, в различных видах деятельности.

Понятие культуры поведения дошкольника можно определить, как совокупность полезных для общества устойчивых форм повседневного поведения в быту, в общении, в различных видах деятельности.

Работа ведётся по следующим разделам:

  1. Культура общения – предусматривает выполнение ребёнком норм при общении со взрослыми и сверстниками, основанных на уважении и доброжелательности, с использованием соответствующего словарного запаса и норм обращения, а так же вежливое поведение в общественных местах, быту.
  2. Культурно-гигиенические навыки – важная составная часть культуры поведения. Необходимость опрятности, содержание в чистоте лица, рук, тела, причёски, одежды, обуви продиктована не только требованиями гигиены, но и нормами человеческих отношений.
  3. Культура деятельности – проявляется в поведении ребёнка на занятиях, в играх, во время выполнения трудовых поручений.

 

Задачи

Содержание

Сроки

Ответственные

Продукты

1.Способстовать распространению положительного опыта по организации обучения детей культуре общения.

Встреча с сотрудниками библиотеки («В одном прекрасном царстве жил сказочник Кузьмин»), посещение детско-спортивной школы «Искра», знакомство с музеем истории «Диорама», сетевое взаимодействие с клубом «Электрон» по проекту «Сохраняя традиции», посещение музея старины, беседы с детьми «О хорошем и плохом поведении», информационно-деловое оснащение «Учимся вежливости», игра – занятие «Гостям всегда рады», «У меня зазвонил телефон», «Вежливый ручеек», совместная деятельность,  физкультурно - оздоровительный праздник «Если хочешь быть здоров».

Март-апрель 2015 года.

Педагоги, психолог, учитель-логопед, музыкальный руководитель, руководитель ФИЗО.

Плакат «О хорошем и плохом поведении», макет телефона, альбом музей «Диорама», атрибуты для игры «Гостям всегда рады», атрибуты для праздника «Если хочешь быть здоров».

2.Закреплять, отрабатывать культурно - гигиенические навыки.

1.Дидактические игры «Сервировка стола».

2.Упражнение «Моя помощница – салфетка».

3.Игра «Кукольное чаепитие».

4.Сюжетно-ролевая игра «Детский сад».

5.Показ «Дефиле одежды» (для театра, спортивная, повседневная, нарядная).

6.Совместная деятельность «Мой друг – Мойдодыр».

7.Упражнение «Взял – клади на место».

Апрель-май 2015 года.

Педагоги, психолог, учитель-логопед, музыкальный руководитель, руководитель ФИЗО.

1.Карточки для младшей группы «Одеваться-раздеваться».

2.Альбом для девочек и мальчиков «Причёски».

3.Альбом «Уход за руками, ногтями».

4.Стенд «Мой друг – Мойдодыр».

3.Знакомить с нормами поведения. Обучать первоначальным навыкам совместной деятельности.

1.Игра «Как хорошо с тобой дружить».

2.Составление сказки о дружбе детей и зверей.

3.Коллективна лепка «Три медведя».

4.Чтение, обсуждение стихотворения «Что такое хорошо и что такое плохо?».

5.Экскурсия «Мой друг – светофор».

6.Сюжетно – ролевая игра «Автобус».

7.Игра – лото «Как мы одеваемся».

8.Экскурсия в мини – музей старины.

9.Упражнение «Уберём наш группу».

10.Игра «Мои друзья: игрушки, книги».

Апрель-май 2015 года.

Педагоги, психолог, учитель-логопед, музыкальный руководитель, руководитель ФИЗО.

1.Книжки – малышки «Дружба детей».

2.Макет светофора.

3.Атрибуты к игре «Автобус».

4.Лото «как мы одеваемся».

5.Альбом «Мой дом».

6.Альбом «Игрушки».

Работа с родителями.

Воспитание культуры поведения предполагает совместную работу воспитателя и родителей. Связь с семьёй – необходимое условие, позволяющее сохранить единство требований и преемственность воспитания. Общая цель семьи и детского сада – хорошо воспитанный, культурный и образованный человек.

Задачи

Содержание

Сроки

Ответственные

Продукт

1.Помочь родителям осознать важность формирования у детей культуры поведения.

1.Индивидуальные встречи с родителями по вопросам культуры поведения 

2.Кргулый стол «Будьте вежливы».

3.Совместное ведение дневников наблюдений.

4.Передача информации через записки, телефонные звонки, видео и фото материалы.

Апрель-май  2015 года.

Педагоги, психолог, учитель-логопед, музыкальный руководитель, руководитель ФИЗО.

1.Просветительная листовка «10 заповедей родительства».

2.Памятка «Искусство быть родителем».

3.Атрибуты для праздников.

4.Детский фотоальбом.

2.Расширить их представление по содержанию культуры поведения дома и в детском саду

1.Организация семейных вечеров, состязаний.

2.Родительские четверги «Путешествие по сказкам К.И. Чуковского».

3.Совместные праздники.

4.Групповые встречи на этикетные темы.

5.Семинар-практикум «Как организовать детский праздник в семье».

Апрель-май  2015 года.

Педагоги, психолог, учитель-логопед, музыкальный руководитель, руководитель ФИЗО.

1.Атрибуты к сказкам К.И. Чуковского.

3 этап. Заключительный.

Цель: повышение уровня знаний детей, родителей и педагогов.

Задачи

Содержание

Сроки

Ответственные

Продукт

1.Формирование у детей и родителей интереса к теме проекта.

1.Повторное анкетирование родителей.

2.Диагностика детей.

Июнь 2015 года.

Педагоги, психолог, учитель-логопед, музыкальный руководитель, руководитель ФИЗО.

Результаты анкетирования.

2. Выявление представлений детей после реализации проекта

Итоговый мониторинг

Июнь 2015 года.

Воспитатели группы

Результаты мониторинга.

3.Проведение итоговых мероприятий с детьми, выявляющими уровень освоения  проблемы и отношение  к ней 

1.Совместная деятельность с детьми «Наши добрые слова».

2.Игра «День рождения».

Июнь 2015 года.

Педагоги, психолог, учитель-логопед, музыкальный руководитель, руководитель ФИЗО.

Конспект занятий.

4.Трансляция проекта

Выступление на педсовете в ДОУ, на конференциях, семинарах в районе и  городе.

Июнь 2015 года.

Воспитатели группы

Проект

Риски проекта:

1. Нежелание родителей принимать участие в проекте.

2. Низкая посещаемость детей в ДОУ по причине болезни.

3. Недостаточное количество денежных средств на пополнение развивающей среды.

Трансляция проекта: материалы проекта будут представлены на родительском собрании, на педагогическом совете, на методическом объединении в ДОУ, на курсах профессиональной переподготовки в РИНО.

Перспективы проекта: данный проект является методическим сопровождением в помощь воспитателям для развития: культуры деятельности, культуры общения, культурно – гигиенических навыков у детей старшего дошкольного возраста.


Ресурсное обеспечение проекта.

№ п/п

Наименование

Количество

Цена (рублей)

Сумма (рублей)

Методическое оснащение

1

Художественная литература.

10 шт

100

1 000

2

Методическая литература

10 шт.

100

1 000

3

Демонстрационные плакаты

2 шт.

270

540

4

Игровой дидактический материал.

2 шт.

170

340

Материально-техническое оснащение

5

Фломастеры

10 шт.

20

200

6

Цветные карандаши

10 шт.

30

300

7

Цветная бумага (ксероксная)

1 уп.

300

300

8

Услуги сканера/принтера/копира

20 л.

4

80

9

Костюмы

5 шт.

500

2 500

10

Видеодиски с играми

2 шт.

100

200

11

Поездка в театр

20 бил.

150

3 000

12

Услуги транспорта

20 чел.

100

2 000

13

Прочие расходы

   

3 540

Кадровое оснащение

14

Привлечение к участию библиотекаря, писателя

 

500 (разовая встреча)

3000

Информационное оснащение

15

Изготовление буклетов, визиток, афиш.

20 шт

20

400

16

Размещение информации на сайте ДОУ. 

 

600

600

 

Итого

   

19000

 

Библиография

  1. Арушанова А., Организация диалогического общения дошкольников со сверстниками. Дошкольное воспитание, 2001 г, №5.
  2. Бочкарёва О.И., Система работы по формированию здорового образа жизни. Старшая группа. Волгоград: ИТД «Корифей» - 96с., 2008г.
  3. Громова О.Е., Соломатина Г.Н., Кабушко А.Ю., Ознакомление дошкольников с социальным миром. – М: ТЦ Сфера, 2012-224с. (модули программы ДОУ).
  4. Завязкин О.В., Уроки этикета и вежливости для маленьких гением. – Донецк: ООО ПКФ «БАО», 2014 г – 48с.
  5. Иванова Н.В., Азбука этикета для малышей: 33 правила хорошего тона. – Ростов Н\Д. Феликс, 2014 г -45с.
  6. Кондрыкина Л.А., Занятия по патриотическому воспитанию в ДОУ. – М: ООО ТЦ Сфера, 2011 г.
  7. Конкевич С.Ю., Социально-нравственное воспитание дошкольников в формировании представлений об этикете: практическое пособие. – СПб: ООО «Издательство «Детство – пресс»», 2013 г – 80с.
  8. Кузьмин Л.И., В одном прекрасном царстве. Издат. - полиграф комплекс «Звезда», 2000 г - 196с.
  9. Монина Г.Б., Ларечина Е.В., Игры для детей. – «Творческий центр», СПБ, 2012 г.
  10. Насонкина С.А., Информационно – деловое оснащение ДОУ. ООО Издательство «Детств – пресс», наглядное пособие.
  11. Петрановская Л.В., Что делать если… - М: Мир Энциклопедий Аванта +, Астрель, 2011 г – 127с.
  12. Сизова Н.О., Детям об этикете. – СПб: Паритет, 2014 г – 32с.
  13. Шалаева Г.П., Как вести себя. Правила поведения для хороших мальчиков и девочек. – М: АСТ: Слово, 2011 г -128с.
  14. Шорыгина Г.А., Беседы о хорошем и плохом поведении. – М: ТЦ Сфера, 2015 г - 96 с.

 

 

 

 

Приложение №1. Мониторинг уровня культуры поведения детей.

Ф.И. ребёнка

Навыки личной гигиены и культура еды

Знание детьми правил поведения

Умение оценивать своё поведение

Общение со сверстниками

Общение со взрослыми

Культура речи

Занятия

Игры

Трудовые поручения

Максим В.

 

 

 

 

 

 

 

 

Софья Г.

 

 

 

 

 

 

 

 

Арина Д.

 

 

 

 

 

 

 

 

Дима К.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение №2. Анкета для родителей.

Уважаемые родители!

Предлагаем Вам ответить на несколько вопросов, которые помогут нам спланировать работу по социально-нравственному воспитанию наших детей. Подчеркните ответы на вопросы анкеты.

1) Знаете ли Вы, от чего зависит психологический настрой ребёнка на целый день?

  • Да
  • Нет

2) Какой вопрос Вы задаёте ребёнку по возращении из детского сада?

  • Чем вас сегодня кормили?
  • Что интересного было в дошкольном учреждении?
  • Что ты сегодня натворил?
  • Как ты себя сегодня вёл в детском саду?

3) Что Вы знаете о том, как следует реагировать на агрессивное поведение ребёнка в детском саду?

  • Я много об этом читал, знаю многое.
  • Я мало что знаю об этом.
  • Не знаю ничего.

4) Знаете ли Вы, что надо сделать, чтобы исправить поведение ребёнка в детском саду и дома?

  • Да, знаю.
  • Знаю, но хотелось бы знать больше.
  • Не знаю ничего.

5) Нужен ли Вам совет по улучшению поведении. Ребёнка дома и в детском саду и оказанию ему разумной помощи?

  • Да, он необходим.
  • Нет.

6) Считаете ли Вы, что агрессивные интонации являются неотъемлемо частью воспитательного процесса в семье?

  • Да, это единственный способ воздействия на ребенка.
  • Да, но я избегаю этого.
  • Нет, это неверно.