Поиск

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

 

Содержание

1.Обоснование актуальности проекта…………………………………………...3

2.Цели и задачи проекта……………………………………………………….….4

 3.Основное содержание проекта…………………….……………………….….4

4. Ресурсы, партнеры проекта……………………………………………….…...7

5.Информация о сайте проекта…………………………………….………….…8

6.Целевая аудитория……………………………………………….……………..8

7.Результаты проекта…………………………………….…………………….…8

8.Оценка эффективности проекта……………………………………………..…9

9.Перспективы дальнейшего развития…………………………………………..9

10.Список, используемой литературы…………………………………………..9

Приложение……………………………………………………………………...11

 

 

 

 

1.Обоснование актуальности проекта

Происходящие  изменения в системе дошкольного образования обусловлены объективной потребностью в изменениях, адекватных развитию общества и образовательной системы в целом. Основным механизмом таких перемен является поиск и освоение инноваций, способствующих качественным изменениям в деятельности дошкольных образовательных учреждений.

В проекте Национальной доктрины образования в Российской Федерации подчеркивается, что «система образования призвана обеспечить ... воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость».

         Реализация такой системы образования невозможна без знаний традиций своей Родины, своего края. «Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохраненное предшествующим поколениям может любить Родину, узнать ее, стать подлинным патриотом». (С.Михалков).

         Обращение к отеческому наследию воспитывает уважение к земле, на которой живет ребенок, гордость за нее. Поэтому детям необходимо знать уклад жизни, быт, обряды, верования,  историю своих предков, их культуру. Знание истории своего народа, родной культуры поможет в дальнейшем с   вниманием, уважением и интересом отнестись к истории и культуре других народов.

         Несмотря на  многочисленные исследования, названная проблема остается актуальной, что подчеркивается Государственной программой: 
«Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011–2015 годы» и  обуславливает выбор темы настоящего проекта: «Приобщение детей 5-7 лет к русской народной культуре через знакомство с русскими народными календарными праздниками, народными играми».

         Не требует даже доказательств то, что на формирование нашего мировоззрения большое влияние оказывают эмоции - чувственное восприятие знакомых фактов, событий истории и культуры своего народа. Очень важно, чтобы дети на эмоциональной основе получили первоначальные знания, которые бы вызвали интерес к теме уже в дошкольном возрасте. Этой цели в большей мере соответствуют народные праздники и обряды. Ведь именно в них  фиксируется накопленные веками наблюдения за характерными особенностями времён года, связанные с трудом и бытом человека во всей их целостности и многообразии. В праздничных обрядах, ритуалах закрепляется социальное поведение, которое помогает ребёнку осознать свою национальную принадлежность а яркая эмоциональная форма и содержание воспитывают положительные чувства. В праздниках соединяются разные виды народного искусства. Ведь невозможно представить себе народный обряд без национальной одежды, музыки, предметов крестьянской жизни. Решение  проблемы по приобщению дошкольников к русской народной культуре  нуждается в новых подходах, заключающихся в тесном  сотрудничестве  с семьей.

2.Цели и задачи проекта

Проект  ориентирован на вступившие в силу новые федеральные образовательные стандарты (в части умения ребенка работать в материальной и информационной среде) дошкольного  образования в соответствии с содержанием психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательных областей, поэтому работа в данном направлении обеспечивает повышение качества образования дошкольников путем формирования компетентностей в областях реализуемой в МБДОУ программы,  как показатель готовности к обучению в школе за счет активизации исследовательской деятельности детей  на основе проектного метода.

Цель  проекта: развитие  у детей дошкольного возраста устойчивого интереса к русской народной культуре, воспитание патриотизма и формирование гражданской позиции через ознакомление  с традициями народной культуры.

Объект: приобщение детей 5-7 лет к русской народной культуре

Предмет: русские народные календарные праздники, обычаи, игры как средство приобщения  детей 5-7 лет к русской народной культуре.

Гипотеза: мы предполагаем, что ознакомление детей старшего дошкольного возраста с историей и традициями родного  народа способствует их  патриотическому воспитанию и развитию, формированию гражданской позиции.

Задачи:

1. Познакомить детей с русскими календарными праздниками, которые отмечают в разные  времена года.

2. Формировать представления о традициях календарных народных праздников, в которых фокусируются накопленные веками тончайшие наблюдения за характерными особенностями времён года, погодные явления, поведение птиц и животных, насекомых,  изменения  в растительном мире.

3. Воспитывать у детей чувство причастности к русской культуре, обществу, которое дорожит своим прошлым, как достоянием;

4. Оказать помощь родителям в возрождении и творческом развитии лучших традиций.

 

3. Основное содержание проекта

Данный проект реализовывался в 2014-2015 учебном году в несколько этапов

I этап

(аналитический)

  • Выявление проблемы.
  • Определение темы и цели проекта.
  • Анализ литературы, методических пособий,  обсуждение с педагогами, родителями, детьми вопросов, связанных с проведением проекта.
  • Опрос воспитанников и их родителей для выявления уровня знаний о народном творчестве.
  • Составление тематического планирования мероприятий с детьми, родителями.
  • Определение срока и участников проекта.
  • Подбор  источников информации.
  • Подбор приемлемых методов и приемов работы.
  • Разработка системы по приобщению дошкольников к русской народной культуре через праздники, народные игры.
  • Подбор дидактического материала, литературы; изготовление костюмов, атрибутов к играм, создание календаря народных праздников.
    • Создание развивающей среды.
  • Непосредственная образовательная деятельность
  • Совместная деятельность
  • Беседы
  • Подвижные народные игры
  • Игры-хороводы
  • Непосредственная образовательная деятельность по музыкальному развитию:
  • Декоративно-прикладное искусство
  • Выставки совместного труда детей и родителей
  • Развлечения
  • Театрализованные игры
  • Театральные  представления по мотивам русских народных сказок.
  • Создана  программа по приобщению детей к русской народной культуре через ознакомление с русскими народными играми, праздниками и традициями
  • Пополнена и обновлена развивающая предметно-пространственная  среда
  • Создана картотека русских  народных игр
  • Собран  сборник сценариев развлечений и народных праздников
  • Проведён итоговый мониторинг выявления сформированности знаний  основ русской народной  культуры у детей 5-7 лет,  анкетирование, беседы, что  подтвердило эффективность данного проекта 

II этап (организационный)

 

III  этап  (практический)

 Создание программы  по приобщению дошкольников к русской народной культуре через ознакомление с традициями, праздниками, народными играми.

Программа  включает работу по образовательным областям:

 Познавательное развитие:

 Физическое развитие:

 Художественно-эстетическое развитие:

-разучивание и исполнение попевок, потешек, закличек, колядок, хороводов, игр с пением;

-инсценирование песен;

-игра на шумовых народных инструментах

 Работа с родителями:

Родители принимают активное участие в подготовке и проведении развлечений, народных праздников.

 Работа с педагогами:

Мастер-классы   для педагогов по  проведению народных игр с детьми. 

IV этап (итоговый)

 

При реализации проекта использовались следующие формы  работы:

         Дети:

-       организованная образовательная деятельность;

-       беседы;

-       чтение художественной литературы;

-       совместная деятельность;

-       праздники и развлечения;

-       просмотр видеофильмов, слушание музыки;

-       использование всех видов фольклора;

-       выполнение творческих заданий;

-       игровая деятельность: подвижные, игры-хороводы, пальчиковые игры, игры с пением, театрализация;

-       совместная деятельность с  инструктором по физической культуре, воспитателями, учителем-логопедом;

-       экскурсии в Музей истории Екатеринбурга;

-       экскурсии в школьный музей истории Горного Щита;

-       выступления на фестивалях «Сельские узоры» в ЦК «Горный Щит»;

-       выступления перед ветеранами фольклорного ансамбля «Селяне»;  Родители

-       индивидуальные беседы;

-       консультации;

-       информационные памятки;

-       анкетирование;

-       участие в праздниках и развлечениях;

Воспитатели:

-       консультации;

-       презентации;

-       выступления;

Информация о проекте распространялась через сайт МБДОУ № 316, анкетирование и консультации, Родительский клуб, мастер-классы для родителей и педагогов МБДОУ и района.

4. Ресурсы, партнеры проекта

Информационные ресурсы:

МБДОУ использует в работе нормативно-правовую базу:

-       Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

-       Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020годы, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 22.12.2012г. №2148-р;

-       Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.102013г. №1155 «Об утверждении федерального государственного стандарта дошкольного образования»;

-       Постановление правительства Российской Федерации от 4.10.2000г. №751 «Национальная доктрина образования в Российской Федерации до 2025г.»;

-       Постановление правительства Российской Федерации от 05.10.2010г. №795 «О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы»;

-       имеется обширное программно-методическое обеспечение к программе,  подписные издания «Дошкольное воспитание», «Воспитатель ДОУ», «Ребенок в детском саду», интернет-ресурсы

Социальные ресурсы:

МБДОУ взаимодействует со МБОУ СОШ № 142, ЦК «Горный Щит», музеем истории Екатеринбурга, театральными коллективами: «Гримм-маски», «Театр-сказка».

Материальные ресурсы:

в МБДОУ создана безопасная развивающая среда, имеется телевизор, музыкальный центр, интерактивная доска, медиапроектор,  создан Уголок русской избы, центры по изодеятельности, центры краеведения в группах, приобретены наглядные пособия по народным промыслам, имеются различные костюмы и атрибуты для проведения русских народных праздников, предметы народного декоративно-прикладного искусства, дидактические игры, иллюстрации.

 

 

5.Информация о сайте проекта

Информация о реализации проекта представлена на сайте МБДОУ № 316 (см. Приложение)

 

6.Целевая аудитория

Проект рассчитан на детей 5-7 годов жизни, их родителей

7.Результаты проекта

В результате реализации проекта разработана система по патриотическому воспитанию и развитию детей, формированию их гражданской позиции через ознакомление с традициями народной культуры:

-создана Программа по ознакомлению детей с традициями народной культуры;

-разработаны критерии оценки результата освоения Программы;

-пополнена и обновлена развивающая предметно-пространственная  среда (Уголок русской избы, центры краеведения в группах, изготовлены атрибуты к играм, народные костюмы);

-создана картотека русских  народных игр;

-собран  сборник сценариев развлечений и народных праздников;

-проведён фестиваль игр народов Урала;

-проведены календарные народные праздники: Покровская ярмарка, Екатерина – санница, Рождественские колядки, Масленица, Сороки – праздник прилёта птиц, Весенние посиделки, Летний фольклорный праздник

-дети принимали участие в фестивалях «Сельские узоры» и «Служить России»;

-дети выступали перед ветеранами и тружениками тыла села Горный Щит;

-родители принимали активное участие в подготовке и проведении праздников;

-по результатам анкетирования родители стали чаще посещать вместе с детьми фольклорные концерты и мероприятия;

-проведена экскурсия в Музей истории Екатеринбурга и школьный музей истории села Горный Щит;

-проведён районный практический семинар и мастер – класс для воспитателей и музыкальных руководителей района «Ознакомление с истоками народной культуры как средство становление гражданско-патриотической позиции»;

-получена Почётная грамота Министерства общего и профессионального образования Свердловской области за успехи в организации и совершенствовании образовательного процесса.  

8.Оценка эффективности проекта

Оценка эффективности проекта отслеживалась по следующим критериям:

1. Дети знают и рассказывают русские народные сказки.

2. Дети знают элементы русского народного костюма.

3. Дети знают содержание русских народных песен, хороводов, игр, умеют в них играть.

4. Дети знают народные праздники, их содержание, традиции празднования.

5. Дети знают народные промыслы, ремёсла (урало-сибирская роспись, хохлома, городец, вышивка, вязание, шитьё, каслинское литьё).

6. Дети активно высказываются.

7. Дети поют народные песни, водят хороводы.

8. Умеют отгадывать загадки.

9. Используют в активной речи пословицы, поговорки, считалки.

        

 

9.Перспективы дальнейшего развития

         Педагогический коллектив решил внести разработанную в результате реализации проекта Программу в Образовательную программу МБДОУ, как часть формируемую участниками образовательных отношений. В учебном плане появилась новая дисциплина «Знакомство с народной культурой». Будет продолжена работа по реализации Программы «Ознакомление детей с традициями народной культуры».

10.Список, используемой литературы

1. Ватаман В.П. Воспитание детей на традициях народной культуры: Программа, разработки занятий и мероприятий. – Волгоград: Учитель, 2008. – 181с.

2. Камаев А.Ф. Народное музыкальное творчество. – М.: Издательский центр "Академия", 2005. – 304с.

3. Князева О.Л., Маханёва М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие – 2 изд., перераб. и доп. – Спб. Детство-Пресс, 2010 – 280с.

4. Науменко Г.М.  Фольклорный праздник в детском саду и в школе. -  М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2000- 224с.

5. Пугачёва Н.В., Есаулова Н.А., Потапова Н.Н. Календарные обрядовые праздники для детей дошкольного возраста. – Учебное пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2005. – 144с.

6. Семенова М. Мы – славяне! – СПб.: Азбука – Терра, 1997. – 560 с.

7. Соловьёва Е.В., Царенко Л.И. Наследие. Программа по приобщению детей дошкольного возраста к традиционной отечественной культуре: учебно-методическое пособие. – М.: Дрофа, 2010. – 203с.

8. Шейко Н.И. Пословицы и поговорки русского народа – М.: Вече, 2006. – 304с.