Поиск

Рейтинг:  5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

 

Номинация: «Патриотическое воспитание в дошкольном образовательном учреждении».

Тема проекта:    «Боевая слава наших предков».

Тип проекта:   по методу – информационно – исследовательский;

 по содержанию – «Ребёнок – общество и его культурные ценности», детско – взрослый; ребёнок – субъект проектирования; фронтальный, долгосрочный.

Цель проекта:  Формирование у детей чувства исторической сопричастности к своему роду, восстановление утраченных связей между поколениями, формирование патриотических чувств, основанных на ознакомлении с боевыми традициями нашего народа, воспитание уважения к защитникам Родины на основе ярких впечатлений, конкретных исторических фактов, доступных детям и вызывающих у них сильные эмоции.

Проблема:  Чтобы воспитать патриотов своего города, надо его знать.

Участники проекта:  дети подготовительной к школе группы, воспитатели группы, ветераны Великой Отечественной войны, родители воспитанников.

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                 

                                              Народ в наиболее чистом виде

                                          всегда представляют дети.

                                                             Когда национальное умирает в детях,

                                                                     то это означает смерть нации.                     

Г. Н. Волков

                                                                                                                                                                             

Актуальность проекта

        Меняются времена, эпохи, люди. Но вечным остается стремление человека к добру, любви, свету, красоте, истине. Большое внимание воспитанию патриотических чувств у детей, уделялось до перестройки и, к сожалению, потом вопрос воспитания граждан своей Родины угас, стал неактуальным. За эти годы мы растеряли многие ценности души
человеческой, и даже приобщение к церкви, столь модное сегодня, не возвращает утрату. Патриотические чувства закладываются в процессе жизни и бытия человека, находящегося в рамках конкретной среды. Люди с момента рождения инстинктивно, естественно и незаметно привыкают к окружающей их среде, природе и культуре своей страны, к быту своего народа.                                                                                                                                               
        В проекте "Национальной доктрины образования в Российской Федерации" подчеркивается, что "система образования призвана обеспечить <...> воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость".                                                                                                           О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов. Таким образом, нравственно-патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения. 
        Воспитание ребенка — это трудный путь. Каждый шаг здесь сопряжен с заботой и лаской, ответственностью перед ребенком. Именно в дошкольном детстве он должен обрести систему ценностных ориентиров, которые в дальнейшей жизни обеспечат ему чувство защищенности, духовной силы, нравственное здоровье. Педагогическое решение этой проблемы состоит в том, чтобы помочь ребенку соприкоснуться с отечественной духовной и культурной традицией через сказку, музыку, игру и художественно-продуктивную деятельность, обеспечить фундамент для воспитания у него патриотических чувств. Древние говорили, что для абсолютного счастья человеку необходимо славное Отечество. С этим нельзя не согласиться. Поэтому самый верный путь для педагога и его воспитанников — возрождение забытых национальных ценностей. Для формирования чувства патриотизма очень важно давать детям начальные знания о Родине, базисные представления о нашей стране, народе, его обычаях, истории, культуре. Но при этом важно не забывать, что знания сами собой являются пищей ума, а патриотизм «от ума» не бывает, бывает только «от сердца».                                                           
        Работа  по патриотическому воспитанию актуальна и трудна, требует большого такта и терпения, так как в молодых семьях вопросы  воспитания патриотизма, гражданственности не считаются важными, и зачастую вызывают лишь недоумение.                                                                                                               Привлечение семьи к нравственно-патриотическому воспитанию детей требует от воспитателя особого такта, внимания и чуткости к каждому ребенку. В связи с этим может возникнуть необходимость задействовать кого-либо в поиске документов о членах семьи. Добровольность участия каждого — обязательное требование и условие данной работы.                                                                                                                           
        Самостоятельно ребёнок не может найти ответ на все интересующие его вопросы – ему помогают педагоги. В дошкольных учреждениях воспитатели широко используют метод проблемного обучения: вопросы, развивающие логическое мышление, моделирование проблемных ситуаций, экспериментирование, опытно - исследовательскую деятельность  и т.д.                                                                                                                            Проектная деятельность актуальна и очень эффективна. Она даёт ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения.                 
        

   В ходе реализации данного проекта решены следующие проблемы:

* Создана развивающая среда.                                                                               * Разработаны:                                                                                                                                                                                                                                                  - перспективный план работы с детьми старшего дошкольного возраста по данной теме;                                                                                                                                           - конспекты занятий с детьми;                                                                                                                   - альбомы по данной теме.                                                                                                   

* Подобраны:                                                                                                                              - дидактические игры;                                                                                                                           - рекомендации для родителей.                                                                                              * Составлена картотека игр – состязаний на военную тематику.

Задачи, решаемые в ходе реализации проекта:

1. Познакомить детей с историей возникновения родного города. Обратить внимание на то, что в названиях отдельных улиц нашла отражение история города.

2. Дать представления о подвиге Сталинграда в годы Великой  Отечественной войны, о героях войны, о том, как народ чтит их память:  в честь героев слагают стихи и песни, воздвигают памятники.

3. Познакомить с почётными людьми города Волгограда – участниками
    и героями войны.

4. Познакомить детей с боевыми наградами, которыми награждали
    воинов во время Великой Отечественной войны.

5. Организовать сотрудничество с родителями, оказать поддержку и
    содействие семьям в воспитании у дошкольников патриотических
    чувств.

6. Формировать мнение о недопустимом повторении войны.  

7. Развивать познавательные и интеллектуальные способности детей.

8. Развивать творческие способности детей.

 

Педагогические средства, используемые в реализации проекта:

Формы проведения:                                                                                                                              занятия; игры – беседы; обобщающие и проблемно – поисковые ситуации; чтение художественной литературы;  рассматривание иллюстраций; ролевые игры; дидактические игры; консультации для родителей.  

Формы организации:                                                                                                   коллективные, индивидуальные, подгрупповые.                                                        Методы:                                                                                                                                 наглядные, словесные, практические.
ТСО:        

Презентации:

«Гавроши Великой Отечественной войны»

«1942 год»

«1943 год»

«1944 год»

«Подвиг Матросова»

«День Победы»

                               

Технология  реализации  проета

        Для того чтобы начать работу по данной теме, необходимо было выявить уровень знаний детей о Великой Отечественной войне.  В ходе бесед с детьми выяснили, что у детей слабые  разрозненные знания  о Великой Отечественной войне.                                                                         
        Любовь  ребенка - дошкольника к Родине начинается с отношения      к самым близким людям - отцу, матери, бабушке, дедушке, с любовью         к своему народу, дому, улице, на которой он живет, детскому саду, городу.  В этой связи очень важна целенаправленная работа с детьми    по начальному формированию чувств  гражданственности и патриотизма во взаимодействии с семьей. Нами был составлен
перспективный план работы с детьми старшего дошкольного возраста на 2012 – 2013 учебный год (Приложение № 1).                                                                                                                                                                                                                                                                                                                     Мы пришли к выводу,  о том, что необходимо восстановление утраченных связей между поколениями, формирование у детей чувства исторической сопричастности к своему роду. Чтобы дети знали свою историю, почитали наши праздники, знали обычаи и традиции своих предков, в нашей группе проходят встречи с пожилыми людьми, «Посиделки», где рассматриваются семейные альбомы.Дети рассматривают  фотографии дедушек, бабушек, прадедушек и прабабушек, слушают рассказы о Великой Отечественной войне, службе в армии. В нравственно-патриотическом воспитании огромное значение имеет пример взрослых, в особенности же близких людей. Так пришла идея о том, чтобы создать альбом «Боевая слава наших предков» (Приложение № 3). В этом альбоме были помещены краткие статьи и фотографии прадедушек, дедушек, принимавших участие в Великой Отечественной войне. Сколько гордости испытывали дети, когда приносили фотографии своих прадедов и рассказывали о них. Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням.На конкретных фактах из жизни старших членов семьи (прадедушек, дедушек, участников Великой Отечественной войны, их фронтовых и трудовых подвигов) старалась привить детям такие важные понятия, как "долг перед Родиной", "любовь к Отечеству", "ненависть к врагу", "трудовой подвиг" и т.д. Считаем, очень важно подвести ребенка к пониманию, что мы победили потому, что любим свою Отчизну, Родина чтит своих героев, отдавших жизнь за счастье людей. Их имена увековечены в названиях городов, улиц, площадей, в их честь воздвигнуты памятники.   

       Мы проинформировали родителей о предстоящей деятельности. Они с готовностью откликнулись и помогли с приобретением художественной литературы, в изготовлении макета «Сталинградская битва».  Макет стал не только пособием для занятий, но и атрибутом к ролевой игре «Битва за Сталинград.                    

       Так же нами были разработаны: конспекты занятий с детьми (Приложение № 2); подобраны: дидактические игры, художественная и познавательная литература, картотека игр - состязаний на военную тематику (Фоторепортаж).       

      Занятия  направлены на развитие познавательных и интеллектуальных способностей, которые осуществляются через различные виды детской деятельности. Содержание занятий доступно возрасту, даёт детям способность выразить свои эмоциональные  переживания и освоенные знания о Великой Отечественной войне.                                                   

      В ходе  занятий дети получали представления о том, что война - это трагедия и ис­пытание для всего народа (особенно для детей и жен­щин).

О мужестве, героиз­ме, отваге всего населения страны, от мала до велика, ставшего на защиту Отечества. О ценности человеческой жиз­ни, о невосполнимости утрат (нет в Рос­сии такой семьи, где не было бы своего героя. Роди­на выжила и побе­дила, потому, что фронт и тыл были неразделимы). Нами были подготовлены презентации по данной теме (Приложение № 4).   

        В течение дня читаем с детьми рассказы о детях – героях, произведения о мире и войне, беседуем по содержанию. Так пришла идея о создании книжек – малышек «Дети – герои», «Награды Великой Отечественной войны». Совместно с детьми были выпущены газеты: «Что такое мир?», «Боевая слава наших предков» (Приложение № 5). Были организованы выставки рисунков «Война глазами детей», «Поклонимся великим тем годам», «Этот День Победы»  (Фоторепортаж).

      Дети принимали участие в районном конкурсе чтецов, посвящённому Дню Победы, в конкурсе – викторине «Люби и знай свой край». Посещали мы с детьми музей истории Кировского района.

      В нашем детском саду существует традиция: накануне великого праздника Победы на занятия и праздники приходят ветераны Великой Отечественной войны, дети с огромным интересом слушают рассказы о войне, рассматривают фотографии, ордена и медали (Фоторепортаж).     

      Благодаря помощи родителей в группе был создан мини музей «Царицын – Сталинград – Волгоград», проведена закладка Аллеи Памяти (Фоторепортаж).

       Считаем, что взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует бережному отношению к традициям, сохранению вертикальных семейных связей.  

"В вашей семье и под вашим руководством растет будущий гражданин. Все, что совершается в стране, через вашу душу и вашу мысль должно приходить к детям", — эту заповедь А.С. Макаренко стараемся использовать при работе и с детьми, и с их родителями.

 План реализации проекта «Боевая слава наших предков»

Раздел программы

Виды детской деятельности

 

 

 

Речевое развитие

  1. Непосредственно образовательная деятельность
  2. Творческий рассказ «Город, в котором я живу»
  3. Чтение художественной литературы о Великой Отечественной войне, этюды о Волгограде
  4. Конкурс – викторина «Люби и знай свой край»
  5. Утренники
  6. Литературно – музыкальная композиция «Сталинградской битве посвящается»
  7. Участие в районном конкурсе чтецов
  8. Оформление дидактических игр:
  9. «Трудовой десант» детей и родителей (посадка деревьев, уборка мусора весной, осенью на участке)
    1.  Выставки рисунков:
  10. Встречи с ветеранами Великой Отечественной войны
  11. Экскурсия в Музей истории Кировского района
  12. Экскурсия в библиотеку
  13. Устный журнал «Мой город в годы войны»
  14. Консультации
  15. Помощь в организации экскурсий
  16. Участие в выставках рисунков, в выпуске газет
  17. Помощь в создании музея в группе
  18. Участие в посадке Аллеи Памяти

 

 

 

Игровая деятельность

- «Путешествие по городу Волгограду»

- «Люби и знай свой край»

- «Собери герб Волгограда»

- «Ордена и медали Великой Отечественной 
   войны»

- «Попади в музей»

2. Сюжетно – ролевые игры

3. Игра – исследование «Чьи имена носят улицы нашего города»

4. Режиссёрская игра «Битва за Сталинград»

5. Оформление мини – музея «Царицын – Сталинград – Волгоград»

 

 

 

Трудовая деятельность

      2.   Ручной труд:

         - Изготовление макетов зданий города

              - Изготовление символики города

              - Изготовление макета «Сталинградская 
                 битва»

              - Изготовление макета «У вечного огня»

 

 

Изобразительная деятельность

 - «Война глазами детей»

 - «Поклонимся великим тем годам»

 -  «Этот День Победы»

2. Выпуск газет:

 - «Что такое мир»

 - «Боевая слава наших предков»

 

Экологическое воспитание

       1 Создание развивающей среды в группе

       2. Мероприятия по охране окружающей среды

    3. Районный конкурс «Птицы родного края»

 

 

 

Социальное развитие

 

 

Взаимодействие с родителями

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Деятельность воспитателя

  • Разработка конспектов занятий и проведение с детьми бесед, праздников и досугов по теме.
  • Оформление выставок и информационных стендов по теме, с использованием фотоматериалов, детских работ, методической литературы.
  • Создание альбомов и папок «Дети и война», «Города – герои в мирное и военное время», «Они защищали Родину», «Царицын – Сталинград - Волгоград».
  • Оформление Книги Памяти, содержащей рассказы детей и их родителей о членах семьи – участниках Вов, их героических судьбах (с приложением копии документов и фотографий).
  • Выпуск газет: «Что такое мир?», «Боевая слава наших предков».
  • Проведение с детьми конкурсов чтецов.
  • Участие в районных конкурсах.
  • Участие в интервью, конкурсах чтецов.
  • Посещение музея истории Кировского района, целевая прогулка по улице, названной именем героя войны, встреча с ветеранами Вов.
  • Конструирование, изобразительная деятельность.
  • Участие в анкетировании, викторинах.
  • Содействие педагогам в сборе информации, оформлении стендов, создании выставок, музея «Царицын – Сталинград - Волгоград»
  • Беседы с детьми, посещение музеев.
  • Участие в закладке Аллеи Памяти.

Организация выставок детских рисунков:  «Война глазами детей»,

 «Поклонимся великим тем годам», «Этот День Победы».

Деятельность детей

Деятельность родителей


Результативность опыта

    В результате повседневной и кропотливой работы:

1.  Подобран и систематизирован литературный и иллюстрационный материал по теме.

2. Составлены конспекты занятий, досугов, праздников, бесед, викторин.

3. Оформлены выставки детских работ, альбомы, книга Памяти

4. Дети заинтересовались данной темой и  научились:

 - анализировать и делать выводы,

 - передавать в художественно – творческой деятельности

   свои впечатления, полученные на занятиях, после чтения 

    художественной литературы, после бесед,

 - придумывать игры по данной теме.

 5. Родители приняли активное участие в реализации и презентации проекта. Для них подготовлены рекомендации: какие книги читать детям, какие экспозиции в музеях доступны пониманию дошкольников.