Программное содержание
-
- Закрепить артикуляцию и изолированное произнесение звука [с].
- Упражнять в правильном произнесении звука [с] в слогах, словах и предложениях.
- Развивать фонематическое восприятие и фонематический слух.
- Закрепить умение определять наличие и место звука [с] в словах.
- Продолжать учить детей подбирать признаки и действия, а также однокоренные слова к слову «снег».
- Продолжать учить отвечать на вопросы развернутыми предложениями.
- Развивать целостное восприятие, внимание, память и мелкую моторику.
Оборудование
Диск с демонстрационным материалом, изображение снеговика на листе бумаги для развития умения определять место звука в слове (по количеству детей), манка, ленточки (для изображения буквы), мяч, листы с заданием, карточки с индивидуальным заданием (на каждого ребенка), музыкальное сопровождение.
Ход занятия
1.Дети входят в зал и видят на экране зимний пейзаж (звучит тихая спокойная музыка).
Посмотрите, что изображено на экране? Правильно, это ЗИМА. Все дети ждут приход зимы. А что больше всего дети любят делать зимой? (Кататься на санках, на коньках, на лыжах, играть в снежки, лепить снеговиков). Молодцы!
На экране появляется конверт с письмом.
Что это? (конверт). Кто-то нам прислал письмо. Давайте его прочитаем:
Меня не растили,
Из снега слепили.
Вместо носа ловко
Вставили морковку.
Вы догадались, от кого письмо? (От снеговика).
А вот и он сам.
2. Давайте подразним снеговика.
Улыбнитесь ему и покажите, какие у вас ровные зубки
(упражнение «Забор»).
А теперь покажите ему язычок, плоский как лопата
(упражнение «Лопата»).
Подуйте на язычок, покажите снеговику, что вы дружите с ветерком
(упражнение «Ветерок» ).
Уберите язычок за зубки и покажите, какие они у вас чистые
(упражнение «Почистим нижние зубки».)
А теперь оставьте язычок за нижними зубами, сомкните зубы, улыбнитесь и пустите ветерок (дети произносят: с-с-с). У вас получился любимый звук снеговика. Давайте его послушаем.
Молодцы! Ваша песенка очень понравилась снеговику. А теперь садимся за столы. Идут дети, а снег под ногами скрипит: с-с-с.
3. Характеристика звука (согласный, твердый, глухой).
Вот и наступила долгожданная зима! Снеговику стало скучно, и он пришел к нам в гости. Давайте поиграем с ним. (Давайте).
4. Посмотрите, снег пошел, с неба снежинки падают. Попробуйте их поймать, но ловите снежинку только тогда, когда услышите в слове звук [с].
Санки, шуба, вьюга, снег, коньки, зима, лыжи, снеговик, метель, лопата, варежки, снежинка.
5. Смотрите, снега стало намного больше! Давайте слепим из снега комки.
са-са-са сы-сы-сы сэ-сэ-сэ
Дети сжимают ладони и повторяют за логопедом слоговые ряды.
6. А теперь, подскажите снеговику слова…
С неба падает…(снежинка).
Комок из снега ... (снежок).
Девочка из снега ... (снегурочка).
Человечек из снега ... (снеговик).
Баба из снега ... (снежная баба). Цветок, первым появляющийся из-под снега... (подснежник).
7. Снеговик хочет поиграть с вами в игру « Найди место звука в слове». Возьмите картинку с изображением снеговика и фишку.
Дети работают с картинками изображенными на экране (ананас, сумка, колбаса, сапоги, автобус, собака, самовар, лиса, часы).
8. Физминутка
Снежок
Раз – два – три – четыре
Мы с тобой
Снежок слепили.
Крепкий, круглый,
Очень гладкий
И совсем – совсем
Не сладкий.
Раз – подбросим,
Два – поймаем
Три – уроним
И сломаем.
9. Составление предложения по картинке. (Мальчик везет санки). Звуковой анализ слова САНКИ. Дети выкладывают схему слова, а затем сравнивают ее с образцом на экране.
10. Ребята, наш гость, снеговик сделан из снега, и он хочет знать, умеете ли вы подбирать признаки и действия к этому слову.
Дети с логопедом встают в круг и передавая друг другу снежок (мяч) произносят:
- действия предмета (снег – летает, падает, кружится, тает, хрустит и т.д.);
- признаки предмета (снег – белый, пушистый, мокрый, холодный и т.д.).
Молодцы! Снеговик очень рад, что вы и с этим заданием справились.
11. Звук – это то, что мы слышим, произносим. Надоело любимому звуку снеговика быть невидимым, он надел платье и стал буквой (С). Давайте попробуем нарисовать букву пальчиком на «снегу».
Дети изображают букву, рисуя ее на манке, а затем выкладывают ее с помощью ленты.
12. Внимательно послушайте следующее задание: необходимо расставить картинки в нужном порядке и составить по ним рассказ.
Дети расставляют сюжетные картинки в нужном порядке, вместе с логопедом разбирают их (с помощью наводящих вопросов) и самостоятельно составляют рассказ.
Какого красивого и веселого снеговика слепил мальчик. А вы знаете, что он слепил не одного снеговика, а целых четыре! И наш гость – снеговик подружился с одним из них. А вот с каким снеговиком он подружился, вы сейчас и узнаете.
13. Угадайте, кого из них выбрал снеговик: он не грустный, на голове нет миски, а в руке нет зонтика (смотри рисунок). Какой снеговик подходит к этому описанию?
Вот и нашел себе друга снеговик. Теперь ему не будет так скучно и одиноко. Им пора домой, давайте попрощаемся с ними.
14. Итог занятия.
Молодцы! Вы сумели не только развеселить снеговика, но и помогли найти ему друга.