Программное содержание:
- Уточнить и расширить представления детей о Г.Х. Андерсене и его творчестве.
- Совершенствовать выразительность речи при передаче образов героев, умение детей отвечать на вопросы полными ответами.
- Развивать связную речь.
- Воспитывать познавательный интерес к чтению.
- Развивать память и внимание.
- Совершенствовать навыки сотрудничества при работе в группах.
Оборудование и материалы: проектор, экран, презентация (Г.Х.Андерсен).
иллюстрации к сказкам, «черный ящик», диафильмы по сказкам, эмблемы команд и капитанов, флажки, зонт, наградные грамоты, «зонтики».
Предварительная работа:
- Чтение сказок Г.Х.Андерсена и рассматривание иллюстраций.
- Логическое упражнение «Расшифруй слова»
- Разделение на две команды, выбор капитанов.
- Оказание помощи командам в подготовке диафильмов.
Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Любите ли вы сказки? Какие? Кто пишет сказки? (писатели-сказочники) Сегодня мы с вами отправимся в гости к одному их них.
Показ слайдов (сопровождается рассказом) (приложение 1)
Ганс Христиан Андерсен родился в Дании, в маленьком городке Оденсе.
Это была страна лесов, гор, водного мира.
Жил он в семье прачки и сапожника. Первые сказки он услышал от отца. Мальчик переделывал сказки по-своему, украшая их, и в неузнаваемом виде снова рассказывал их. Андерсен был единственным ребенком в семье и, несмотря на бедность родителей, жил вольно и беззаботно. Его никогда не наказывали. Всего Андерсен написал 170 сказок.
В настоящее время без его сказок немыслимо детство любого человека. Не случайно Высшая международная премия за лучшую детскую книгу носит его имя — это Золотая медаль Ганса-Христиана Андерсена, которую присуждают раз в два года самым талантливым писателям и художникам.
Воспитатель: Как же нам попасть в Данию? (на самолете, на корабле, на машине, на пароме) А ещё быстрее?
У меня есть волшебный зонтик. Мне дал его на время один из персонажей Андерсена. Как вы думаете, кто он? (Оле-Лукойе) С помощью волшебства этого зонтика мы мигом очутимся в Дании. Становитесь вокруг меня и повторяйте за мной:
Зонтик, зонтик, повернись,
Сказка добрая, начнись. (звучит волшебная музыка)
Воспитатель: Наше путешествие будет непростым, оно пройдёт в виде викторины по сказкам великого Сказочника. Вы разделились на команды и выбрали своих капитанов. Капитаны, представьте свои команды, пожалуйста!
Команда «Всезнайки»
Девиз: Мы – всезнайки! Просто класс!
Победи попробуй нас!
Команда «Умники»
Девиз: У нас есть дружба и успех!
Мы победим сегодня всех!
(Команды занимают свои места)
Воспитатель представляет командам жюри.
Воспитатель: Команды готовы! Мы начинаем.
Конкурс 1. ЗАГАДКИ
(загадки загадываются по очереди каждой команде)
Разыгралась непогода,
А на улице темно.
В эту злую непогоду
Девушка стучит в окно.
Не сомневайся, принц, она хорошая,
Она несчастная….
Бравый солдат домой возвращался,
С ведьмою старой в лесу повстречался.
В пустое дупло солдат наш спустился,
Золото взял и назад воротился...
Но кроме деньжонок вещица чудная
Служивому парню от ведьмы досталась.
Девушка братьев своих выручала,
Крапиву рвала, что ей руки сжигала,
Ночами трудилась, глаз не смыкала,
Чтоб братьев спасти все время молчала.
Предмет хоть сей и очень мал,
Но беспокойства доставлял.
Он спрятан был под сто перин,
И принцессу сна лишил.
Надеюсь, ребята, что сказку ту зная,
Напомните мне, как она называлась.
Как только ночь приходит к нам в дом,
Маленький сказочник появляется в нём.
Зонтик он свой разноцветный раскроет,
Сказки расскажет, одеялом укроет.
Герой - персона в государстве,
Кто рассмешил своё же царство:
Он нарядился так на праздник,
Что до сих пор его все дразнят.
А этот сказочный герой
Знаком с игрушечной войной.
Как все - в коробочке лежал,
Как все - ружьё в руках держал.
Нежная девочка с рыбьим хвостом,
Пеной морскою станет потом.
Всё потеряет, любви не предаст, но
Жизнь за неё отдаст.
Конкурс 2. ЧЕРНЫЙ ЯЩИК.
(для каждой команды выносятся «черные ящики»)
-Достаньте предмет, который помог солдату одолеть собак в пещере.
(Клетчатый передник)
-Достаньте предмет, который служил кроваткой для Дюймовочки.
(Скорлупа грецкого ореха)
Конкурс 4. КУНСТКАМЕРА
Воспитатель: В сказках волшебными бывают не только герои, но и вещи. Сейчас мы оправимся в музей «Вещи героев Андерсена». В старину музей, где хранились всякие диковинные вещи, называли «кунсткамерой»:
Кунсткамера наша полна экспонатов.
Все эти предметы служили когда-то
Принцессам, и принцам, и людям незнатным,
И бравым солдатам, и дамам богатым.
Об этих предметах историй забавных
Мы множество знаем - и грустных, и славных.
Воспитатель: На ваших столах лежат картинки, на которых изображены предметы, принадлежащие героям сказок Андерсена. Вы должны отгадать, кому они принадлежат, и из какой они сказки:
* Горошина – «Принцесса на горошине»
* Роза – «Снежная королева», «Свинопас»
* Ворон – «Снежная королева»
* Грецкий орех – «Дюймовочка»
* Зеркало – «Снежная королева»
* Зонтик – «Оле-Лукойе»
* Собака – «Огниво»
* Свинарник – «Свинопас»
* Ложка – «Стойкий оловянный солдатик»
* Крапива – «Дикие лебеди»
* Корабль – «Русалочка»
* Санки – «Снежная Королева»
* Бумажный кораблик – « Стойкий оловянный солдатик»
* Горшочек с бубенцами – «Свинопас»
онкурс 5. ШИФРОВАЛЬЩИКИ
Воспитатель: Расшифруйте героев сказки и назовите её название.
( на двух магнитных досках выложены слова, конкурс «на время»)
Сказка «Русалочка»
РЕМО, ТЕРВЕ, ИНПРЦ, РАКОБЛЬ
Ответ: море, ветер, принц, корабль
Сказка «Дюймовочка»
АБАЖ, КАЛАСТОЧ, ЭФЛЬ, ШЬМЫ
Ответ: жаба, ласточка, эльф, мышь
Воспитатель: Опишите качества характера главных героев. Каждый участник должен назвать по одному качеству.
МУЗЫКАЛЬНАЯ ПАУЗА
Воспитатель: А сейчас давайте немного отдохнём и потанцуем. Повторяйте за мной.
(танец по показу)
Конкурс 6. «РАССКАЖИ СКАЗКУ» (Конкурс капитанов) (приложение 2)
Воспитатель: Следующий конкурс для наших капитанов, вам предстоит ненадолго стать сказочниками, и пересказать для нас сказку «Дюймовочка».
Но сделать это будет непросто, потому что события в нашей сказке перемешались. Сначала нужно будет разложить картинки в правильной последовательности. После этого вы начнете рассказывать сказку. (по очереди – каждый по одной картинке)
Конкурс 7. СКАЗОЧНАЯ МАТЕМАТИКА
Воспитатель: Скажите, хорошая ли у вас память на числа? Сейчас мы это и проверим. Объявляется конкурс «Сказочная математика». Попробуйте ответить на вопросы «Сколько…»:
(участвуют все дети, у каждого флажок)
* Сколько историй рассказано Андерсеном в сказке «Снежная королева»? (Семь)
* Сколько собак увидел солдат в сказке «Огниво»? (Три)
* Сколько дней каждый год проводили лебеди-братья на родине (в сказке «Дикие лебеди»)? (одиннадцать дней в году)
* Сколько комнат было в подземелье, куда спустился солдат по приказу ведьмы в сказке «Огниво»? (Три)
* Сколько сыновей-солдатиков было у старой оловянной ложки в сказке «Стойкий оловянный солдатик»? (Двадцать пять)
* Сколько тюфяков, перин и горошин положили на постель принцессы в сказке «Принцесса на горошине»? (двадцать тюфяков, двадцать перин и одна горошина)
* Сколько сыновей и дочерей было у короля в сказке «Дикие лебеди»? (одиннадцать сыновей и одна дочь)
* Сколько волшебных предметов было в сказке «Свинопас»? (два: чудесный котелок с бубенчиками и музыкальный инструмент - трещотка)
* Сколько поцелуев принцессы потребовал свинопас за свои чудесные подарки (сказка «Свинопас»)? (Десять – за котелок и сто – за трещотку.)
Конкурс 8. ПРЕЗЕНТАЦИЯ ДИАФИЛЬМОВ (ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ)
(приложение 3)
Воспитатель: А сейчас наши команды представят вашему вниманию свои диафильмы. Это было домашним заданием команд, они выбрали наиболее понравившуюся сказку и сделали фильм.
Подведение итогов, награждение команд.