Поиск

Рейтинг:  5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
01/24 
start stop bwd fwd

Тип урока: урок – изучение нового материала.

     Процесс обучения должен быть пронизан идеей научного значения классификации ве­ществ, которая позволяет на основе изучения небольшого количества веществ и реакций предвидеть множество фактов. Воспитание убеждения учащихся в возможности научного предвидения – важнейшая задача обучения. Исключительная важность темы для осознан­ного усвоения курса неорганической химии определяет применение на данном этапе ряда специфических средств и методов обучения. К важнейшим относятся химический экспе­римент и компьютерные средства обучения. Главное внимание следует направить на самостоятельную работу учащихся по практи­ческому использованию полученных знаний об общих существенных признаках основных классов неорганических соединений в их вза­имосвязи и взаимообусловленности, на раз­нообразные приемы анализа и обобщения знаний. На этом этапе велика роль опорных схем, таблиц, раскрывающих структуру и зако­номерности формирования знаний, которые дают возможность предсказывать и описывать реакционную способность веществ. При отборе содержания особое внимание обращается  на формирование экологической культуры, здоровье сбережение учащихся.

Цели урока:

1) Образовательные – сформировать понятие об оксидах; на примере оксидов закрепить знания о химической номенклатуре для бинарных соединений;  изучить физические свойства и классификацию оксидов; рассмотреть значение оксидов в природе и жизни человека; познакомить учащихся с основными способами получения оксидов.

2) Развивающие – продолжить формирование исследовательских навыков учащихся при работе с различными источниками информации; формировать умения сравнивать, выявлять общие и существенные признаки веществ, делать выводы; повысить мотивационную активность путем интеграции учебных предметов.

3) Воспитательные – продолжить формирование у учащихся грамотной речи при ответах и представлении учебных презентаций; воспитывать ответственность за результаты работы; формировать коммуникативные качества обучающихся при организации работы в парах; формировать самостоятельность,  познавательный интерес, ценностное отношение  к химии как науке и учебному предмету; прививать любовь к родному краю и к окружающей среде.

Задачи урока:

1) Изучить основные правила  химической номенклатуры оксидов и научиться давать им названия.

2) Познакомить учащихся с классификацией оксидов на основании их физических и химических свойств.

3)Сформировать понятия «кислотный оксид», «основный оксид», «солеобразующий оксид», «несолеобразующий оксид».

4) Актуализировать знания учащихся о реакции горения при рассмотрении основных способов получения оксидов.

5) Расширить кругозор учащихся о значении оксидов в природе и деятельности человека.

Методы: словесно-наглядный (рассказ с элементами беседы, демонстрация презентации по теме урока); частично-поисковый (самостоятельная работа учащихся с текстом учебника, выполнение заданий в листах успеха, заполнение таблиц и схем); контроль знаний.

Основные понятия: оксиды, номенклатура оксидов, кислотный оксид, основный оксид, амфотерный оксид, солеобразующие оксиды, несолеобразующие оксиды, физические свойства оксидов, способы получения оксидов.

Оборудование и реактивы: компьютер, мультимедийный проектор, презентация по теме урока, лист успеха на столах учащихся,   Рудзитис Г.Е., Фельдман Ф.Г. Химия. Неорганическая химия  8 класс. – М.: «Просвещение», 2011год, - 176 стр, лист рефлексии учащихся; карточки с оценками; штатив с пробирками, стеклянная палочка, вода, оксид кальция (СаО), оксид меди (II) (СuO), оксид железа (III) (Fe2O3), кварцевый песок (на демонстрационном столе учителя).

План урока:

1. Понятие об оксидах.

2. Номенклатура оксидов.

3. Оксиды в природе и жизни человека.

4. Физические свойства оксидов.

5. Классификация оксидов по химическим свойствам.

6. Способы получения  оксидов.

7. Закрепление изученного материала.

Ход урока.

I. Понятие об оксидах.

Учитель: Человека окружает многообразие химических веществ. По составу они делятся на две группы: простые и сложные. Какие вещества называются простыми? Приведите примеры простых веществ.

Какие вещества называются сложными? Приведите примеры сложных веществ.

Учитель: Сложные вещества в зависимости от строения, проявляемых химических свойств разделяются на несколько групп (или классов): оксиды, основания, кислоты и соли (Демонстрация слайда 1 презентации «Классы неорганических веществ»).

Подобные названия мы встречали при изучении ряда тем в курсе химии 8 класса. Настало время расширить и привести в определенную систему знания об этих значительных группах веществ. И сегодня мы изучим более подробно особенности первого класса неорганических соединений – оксидов (Демонстрация слайда 2  презентации «Оксиды»).

Учитель: При изучении какой темы мы встречались с понятием оксиды?

Ученики: При изучении химических свойств кислорода.

Учитель: Мы говорили, что в большинстве случаев при взаимодействии веществ с кислородом, образуются оксиды. В подтверждении наших слов можно прочитать  стихотворение (Демонстрация слайда 3  презентации со стихотворением об оксидах).

Скажите, а какие же вещества называются оксидами?

Ученики: Это сложные вещества, которые состоят из двух химических элементов, один из которых кислород.

Учитель: Исходя из этого, мы можем предложить общую формулу оксидов: ЭхОy, где Э – элемент, входящий в состав оксида, О – кислород, х и y – индексы, которые показывают количество атомов химического элемента и кислорода в оксиде (Демонстрация слайда 4 презентации «Общая формула оксидов»).

Учитель: Перед вами перечень веществ, выберите оксиды, согласно определению и общей формуле, и запишите их в столбик на своих листах успеха.

Перечень веществ: H2S, CaO, HCl, CO2, H2O, NH3, CuO, H2SO4, NaOH, Fe2O3, P2O5, SiO2, Na2CO3 (Демонстрация слайда 5 презентации).

Учащиеся выполняют задание на своих листах успеха. Время выполнения – 3 минуты.

По каким признакам вы выписали оксиды?

Ученики: Три признака – сложное вещество, состоит из двух элементов, один из элементов – кислород (Демонстрация слайда 6 презентации «Признаки оксидов»).

Проверка правильности выполнения задания (Демонстрация слайда 7 презентации).

 

II. Номенклатура оксидов.

Учитель: Любое вещество имеет определенное химическое название. Также и выписанные вами оксиды имеют свои названия. Для того чтобы узнать,  как даются названия оксидам по правилам международной номенклатуры, откройте учебник на стр 91 §30  и прочитайте пункт «Названия оксидов». Время выполнения задания – 2 минуты.

Для того чтобы правильно называть соответствующие оксиды, используют опорную схему.

Номенклатура оксидов

Первый вариант: элемент с постоянной валентностью.

НАЗВАНИЕ = ОКСИД + НАЗВАНИЕ ХИМИЧЕСКОГО ЭЛЕМЕНТА В Р.п.

ОКСИДА

 

Второй вариант: элемент имеет переменную валентность.

НАЗВАНИЕ = ОКСИД + НАЗВАНИЕ ЭЛЕМЕНТА В Р.п. + ВАЛЕНТНОСТЬ

ОКСИДА

Если элемент проявляет переменную валентность, ее указывают словами, а при написании –  римскими цифрами в скобках после названия химического элемента.    Рассмотрим на конкретных примерах: СаО – оксид кальция, SO2 – оксид серы (IV)  (Демонстрация слайда 8 презентации «Номенклатура оксидов»). Учитель записывает два оксида на доске и объясняет учащимся,  как правильно даются названия оксидам.

Учитель: Используя данные правила, дайте названия выписанных вами оксидов из первого задания.

Учащиеся выполняют задание №2 на своих листах успеха. Время выполнения задания – 5 минут.  Далее проверяем правильность выполнения задания (Демонстрация слайда 9 презентации).

 

III. Оксиды в природе и жизни человека.

Учитель: Оксидов в природе много. Как вы думаете, в чем причина такого многообразия оксидов?

Ученики: Практически все простые вещества при окислении дают оксиды. Кроме того, многие элементы, проявляя разные значения валентности, участвуют в образовании нескольких оксидов.

Учитель: Давайте рассмотрим это на примере оксидов азота. Азот дает пять оксидов, которые представляют собой совершенно разные вещества.

Оксиды азота

 

Формула оксида

Валентность атома азота

Физические свойства

N2O

I

Бесцветный газ со сладковатым запахом.

NO

II

Бесцветный газ, плохо растворяется в воде.

N2O3

III

Жидкость синего цвета.

NO2

IV

Красно-бурый газ.

N2O5

V

Бесцветные и очень летучие кристаллы.

Демонстрация слайда 10 презентации «Оксиды азота».

Ученик выступает с заранее подготовленным сообщением о наиболее распространенных в природе оксидах и об их использовании человеком (Демонстрация слайда 11 презентации «Оксиды в природе и жизни человека»).

Ученик рассказывает о воде, оксиде углерода (IV), оксиде кальция, оксиде алюминия,  оксиде кремния (IV). Время,  отводимое на сообщение – 6 минут.

IV. Физические свойства оксидов.

Учитель: Какими свойствами обладают любые вещества?

Ученики: Физическими и химическими.

Учитель: К физическим свойствам относятся агрегатное состояние вещества, его цвет, растворимость в воде, температура плавления или кипения и т.д. Давайте посмотрим, какие физические свойства характерны для оксидов. Для этого выполните задание №3 в ваших листах успеха.

Учитель демонстрирует классу образцы оксидов, они отмечают их агрегатное состояние, цвет, растворимость в воде и заполняют таблицу в листе успеха. Время выполнения задания – 3 минуты. 

Учитель вместе с классом проверяет правильность заполнения таблицы (Демонстрация слайда 12 презентации «Физические свойства оксидов»).

 

 

 

Физические свойства оксидов.

Оксид и его название

Агрегатное состояние при н.у.

Цвет

Растворимость в воде

CaO – оксид кальция

Твердый

Белый

Растворим

CO2– оксид углерода (IV)

Газообразный

Бесцветный

Растворим

H2O – вода (оксид водорода)

Жидкость

Бесцветный

              _

CuO – оксид меди (II)

Твердый

Черный

Нерастворим

Fe2O3 – оксид железа (III)

Твердый

Красно-коричневый

Нерастворим

SiO2 – оксид кремния (IV)

Твердый

Бесцветный

Нерастворим

 

V. Классификация оксидов по химическим свойствам.

Учитель: «Куда ни глянь –

Кругом оксиды.

И как же разобраться в них?»

В зависимости от того, какие химические свойства проявляют оксиды, их можно классифицировать следующим образом:

Новый рисунок

Демонстрация слайда 13 презентации «Классификация оксидов».

Учитель объясняет классу, почему оксиды называются солеобразующие и несолеобразующие.

Учитель: Почему оксиды получили такое название? Для того чтобы ответить на этот вопрос, откройте учебник на стр 89-90 и прочитайте пункт «Классификация оксидов».

Рассмотрим представителей каждой группы оксидов. Какую закономерность вы наблюдаете?

Ученики: К основным оксидам относятся оксиды металлов с валентностью I и II. К кислотным – оксиды неметаллов и металлов с валентностью больше IV (V, VI, VII). К амфотерным – оксиды металлов с валентностью III и IV, и некоторые с валентностью II (например, Be, Zn).

Предложите общие формулы, которые соответствуют каждому классу оксидов,

и заполните схему в листах успеха. Время выполнения задания – 2 минуты. (Демонстрация слайда 14 презентации).

Новый рисунок (1)

VII. Способы получения оксидов.

Учитель: Многие оксиды, как вы уже успели убедиться, имеют важное значение в хозяйственной деятельности человека, используются им на различных производствах. В связи с этим необходимо поговорить о способах получения оксидов. Используя учебник на стр 91 и пункт §30 «Способы получения оксидов», составьте схему основных путей получения оксидов в своих листах успеха.

Ученики выполняют задание. Время выполнения задания –  5 минут. Далее проверка схемы (Демонстрация слайда 15 презентации «Общие способы получения оксидов»).      

Новый рисунок (2)       

Учитель объясняет основные способы получения оксидов, используя презентацию и схему 12 учебника на стр 91. Учитель также объясняет как определить растворимость основания.

VIII. Закрепление.

Учитель: А теперь, используя полученные на сегодняшнем уроке знания по теме

«Оксиды», выполним ряд заданий.

1) Назовите    представленные    оксиды    по    международной    номенклатуре    и определите к какому типу они относятся, согласно изученной классификации:

N2О, МgО, SО3, К2О, СО2, СО, СаО, NO, А12О3, Р2О5. (Демонстрация слайда 16

презентации).   Учащиеся  называют  оксиды  и  определяют  их тип устно,  по

цепочке.

2)  «Выбери лишнее». Определите,  какой оксид в ряду лишний и почему? (Демонстрация слайда 17 презентации).

№ ряда

Формулы оксидов

Кто лишний ?

1

P2O5 , CaO, SO3, CO2

CaO - основный

2

SO3, SiO2, CO, Na2O

CO - несолеобразующий

3

Fe2O3 , CuO, CaO, CO2

CO2 – кислотный, газообразный

4

CO, SiO, N2O, K2O

K2O - солеобразующий

3) Загадки про оксиды (Демонстрация слайда 18  презентации).

Их получают путем горения

Или сложных веществ разложения.

В них два элемента, один - кислород.

Я отнесу к ним и известь, и лед.

Какие это вещества? (ОКСИДЫ)

Она и дождь, и град, и снег,

Туман и гололед.

Носитель благ, предвестник бед,

И радуга, и лед.

Что это за оксид? (ВОДА)

Меня дает огонь в печи,

И пламя маленькой свечи,

И стоит только сделать вдох,

Чтоб я на свет явиться смог. ( УГЛЕКИСЛЫЙ ГАЗ, СО2)

IX. Рефлексия.

(Демонстрация слайда 19  презентации).

Учитель: Молодцы, вы сегодня хорошо работали. Мы все вместе узнали что-то новое, а каждый для себя совершил какое-то открытие. Поделитесь этим открытием, закончив предложения:

1)Сегодня на уроке мне удалось узнать, что………………………………………….

2) По этой теме я хочу еще  узнать …………………………………………………..

Итак, озвучьте свои записи.

Учащиеся делятся своими впечатлениями об уроке.

Учитель: Как вы оцениваете свою работу. Возьмите карточки с цифрами и оцените себя.

X. Домашнее задание.

(Демонстрация слайда 20  презентации).

1)§ 30 (пересказ).

2) Учебник стр 92 №3, 5 письменно в тетради.

3) Задача. В каком кислотном оксиде СО2 или SiO2 больше процентное содержание кислорода?

Сообщение учащегося по теме «Оксиды в природе и жизни человека».

 

Вода.

1)Одно из распространенных веществ на планете (71% поверхности земли занимает гидросфера).

2) 65% тела человека состоит из воды.

3) Важный компонент технологических и сельскохозяйственных производств.

4) Вода особой чистоты используется человеком в производстве продуктов питания и медицине, химическом анализе, в изготовлении полупроводников.

5) Вода – основа топлива в будущем.

image009

Воды мирового океана.

 

Углекислый газ (СО2).

1)Множество названий: углекислый газ, двуокись углерода.

2) В атмосфере – 0,038% СО2.

3) В пищевой промышленности используется как консервант Е290 и в качестве разрыхлителя теста.

4) Сжиженный углекислый газ под высоким давлением – жидкая углекислота. Ей наполняют баллоны, которые используют в качестве огнетушителей.

Твердая углекислота – сухой лед. Используется как хладоагент в морозильных установках.

Сухой лед.

Огнетушители.

СаО.

1)Негашеная известь. Это продукт обжига известняка и мела.

2)Используют в строительстве: кладочные и штукатурные растворы, силикатные бетоны, в с/х  - для известкования почв.

Al2O3.

1)Он входит в состав изумруда, вместе с другими оксидами (кремния и бериллия). Входит в состав рубина – красный драгоценный камень.

2) В чистом виде его называют корунд. Входит в состав глины.

Глина.

Изумруды.

Рубины.

SiО2.

1)Называют кремнезем.

2) Встречается в природе в виде минерала – кварца, который является основой речного песка.

3) Большие прозрачные кристаллы кварца – горный хрусталь. Из-за примесей и включений образует различные поделочные и полудрагоценные камни – аметист, агат, яшму.

4) Кварцевый песок используется в производстве стекла, цемента, силикатных кирпичей.

 

Кристаллы кварца.

  

Горный хрусталь.

 

Аметист.

  

Агат.

  

Яшма.

 

 

 

 

 

Лист успеха.

Дата: ……………………………………….

Тема урока: Оксиды.

План урока:

1.Понятие об оксидах.

2. Номенклатура оксидов.

3. Оксиды в природе и жизни человека.

4. Физические свойства оксидов.

5. Классификация оксидов по химическим свойствам.

6. Способы получения оксидов.

7. Задания для закрепления изученного материала.

Ход урока

I. Понятие об оксидах.

Общая формула оксидов

ЭхОy,

где Э – элемент, входящий в состав оксида, О – кислород, х и y – индексы, которые показывают количество атомов химического элемента и кислорода в оксиде.

Задание №1. Из перечня веществ выберите оксиды и выпишите их в столбик:

H2S, CaO, HCl, CO2, H2O, NH3, CuO, H2SO4, NaOH, Fe2O3, P2O5, SiO2, Na2CO3.

1)……………………….. …                               5)…………………………………..

2)……………………………                              6)…………………………………..

3)……………………….. …                               7)…………………………………...

4)…………………………….                             8)……………………………………

II. Номенклатура оксидов.

 

Номенклатура оксидов

Первый вариант: элемент с постоянной валентностью.

НАЗВАНИЕ = ОКСИД + НАЗВАНИЕ ХИМИЧЕСКОГО ЭЛЕМЕНТА В Р.п.

ОКСИДА

 

Второй вариант: элемент имеет переменную валентность.

НАЗВАНИЕ = ОКСИД + НАЗВАНИЕ ЭЛЕМЕНТА В Р.п. + ВАЛЕНТНОСТЬ

ОКСИДА

Если элемент проявляет переменную валентность, ее указывают словами, а при написании –  римскими цифрами в скобках после названия химического элемента.

 

Задание №2. Дайте названия выписанным оксидам согласно правилам международной номенклатуры.

III. Оксиды в природе и жизни человека.

Выступление учащихся с сообщением.

 

IV. Физические свойства оксидов.

Задание №3. Заполните таблицу.

Оксид и его название

Агрегатное состояние при н.у.

Цвет

Растворимость в воде

CaO –

оксид кальция

     

CO2– оксид углерода (IV)

   

 

H2O – вода (оксид водорода)

   

              

CuO – оксид меди (II)

   

 

Fe2O3 – оксид железа (III)

   

 

SiO2 – оксид кремния (IV).

   

 

 

V. Классификация оксидов по химическим свойствам.

Задание №4. Предложите общие формулы, которые соответствуют каждому классу оксидов, и заполните схему.

Новый рисунок (3)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

VII. Домашнее задание.

1)§ 30 (пересказ).

2) Учебник стр 92 №3, 5 письменно в тетради.

3) Задача. В каком кислотном оксиде СО2 или SiO2 больше процентное содержание кислорода?

Лист рефлексии учащегося.

Закончите предложения.

1)Сегодня на уроке мне удалось узнать, что………………………………………….

2) По этой теме я хочу еще  узнать ……………………………………………………

Карточки с оценками за работу на уроке.

 

Новый рисунок (4)