Поиск

Рейтинг:  5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

 

Оглавление.

     Введение                                                                                                                    3

  l.Основная часть.                                        

       1.1  Птицы встречаются повсюду                                                                          5                                                                                                                                                   

       1.2   Чёрный стриж                                                                                                   6

       1.3   Стриж – птица года                                                                                     9                                                                  

ll. Исследовательская  часть.

        2.1   Беседа с обучающимися  2 «А» класса                                                                10

        2.2  Подготовка  наблюдательного  люка                                                                    10

        2.3  Фенологические наблюдения                                                                                11

        2.4  Дневник наблюдений                                                                                             11

        2.5  Мои наблюдения образа  жизни чёрного стрижа                                               13

        2.6   Результаты наблюдений                                                                                       16

Заключение                                                                                                                                

lll.Список используемой литературы                                                                          17                                                                                                                                                                                  

lV. Приложение                                                                                                                   18

      4.1 «Приложение А».  Сравнительная таблица стрижа и ласточки                           19     

      4.2 «Приложение Б».   Результаты беседы с обучающимися 2 «А» класса               20

      4.3 «Приложение В».   Фенологическая таблица прилётов и отлётов                       21

      4.4 «Приложение Г».    Дневник наблюдений образа жизни чёрных стрижей     22                                                                                                  

 

                       

          Введение

            Каждую весну, на протяжении четырёх лет,  наша семья с нетерпением ждёт прилёта стрижей. Эти милые создания стали гнездиться у нас в доме под балконами с тех пор, как за домом спилили сухие деревья,  и пространство осталось просторным, что обеспечивает свободный подлёт.

           Мы часто выходили на балкон и наблюдали,  как они стремительно проносятся  с громким визгом мимо нашего балкона.  (Мы живём на третьем этаже). Иногда они поднимались в небо так высоко, что пропадали из виду.

          Как-то раз, летом, выйдя  на балкон,  я  услышал слабый  писк. Это явно пищали  птенчики. Я сделал вывод: у нас поселились  стрижи.  После  я заметил, как  стрижи  залетают   под  наш балкон.  Каждый раз   я прислушивался  к  слабому писку птенцов. С каждой неделей писк становился всё громче и настойчивее.  А в середине лета голоса птенцов затихли. Видимо, птенцы выросли и покинули  гнездо.

           На следующий год в мае  стрижи прилетели  опять, и мы вновь услышали под балконом  визг стрижихи, а после…  и слабый писк стрижат.

           Я задавал  родителям многочисленные вопросы:  «…Куда улетели стрижи?   Когда вернуться снова?  Какое у  них гнездо?  Сколько там птенцов? Как взрослые стрижи  заботятся о них?  И как они выглядят?»           

          После этого  в руках у меня  оказалась    книжка,  написанная  Виктором Астафьевым  «Стрижонок  Скрип».  Но в рассказе   описывалась увлекательная история из  жизни  вовсе не стрижей, а ласточек – береговушек,[1] с которыми их иногда смешивают,  как выяснилось позже.

              Но на этом мой интерес не угас, и мне  очень  хотелось самому увидеть   птенцов и понаблюдать, как они растут,  поэтому  этой весной я решили провести исследование  образа жизни  стрижей  и найти ответы на мои вопросы.

            Актуальность:   Дикие птицы, обитающие в человеческих поселениях.  Настоящие спутники человека, постоянно живущие в наших домах и других строениях.  Они находят здесь пищу и обустраивают места для размножения. У каждого из них своя роль. А для нас важно знать особенности их внешнего вида и образа жизни, позволяющие нам их различать и определять их практическую значимость. Тогда мы будем знать, как к ним относиться: защищать и охранять их или бороться с ними.

            Цельработы:   изучение  гнездовой жизни  чёрного стрижа.

           Задачи:

 

1) изучить гнездовое поведение семейной пары; 

2) организовать наблюдение за птицами:

3) собрать фотографический материал;

4) проанализировать данные.

 

 

 

 

              Подготовительная работа;

    1.  Опрос  знакомых друзей и одноклассников, с тем чтобы выяснить,  что мы знаем о стрижах;
    2. Составление фенологической таблицы  прилётов и отлётов стрижей;
    3. Подготовка наблюдательного люка;
    4. Дневник наблюдений;
    5. Сбор  фотографического  материала;
    6. Изучил различную энциклопедическую  и познавательную литературу по данной теме.

 

Объект исследования:пара чёрных стрижей.

Гипотеза исследованиялюди очень мало знают о стрижах. 

 

ll. Основная часть.

     2.1. Птицы встречаются повсюду.

     Птицы издавна привлекали внимание людей и пользовались особой любовью народа. Об этом свидетельствуют памятники древней письменности.  Это видно по народным пословицам и поговоркам,  по поэзии и музыке.

      Повышенный интерес к птицам объясняется их привлекательностью и тем, что преобладающее большинство их для нас полезно.  Будучи естественными врагами   вредных насекомых и грызунов,  птицы, в массе уничтожая их, защищают леса, сады, поля и огороды от этих вредителей.  Не может не привлекать  внимание  человека также  и разнообразие окраски оперения птиц, их удивительная подвижность, способность петь, вить гнёзда и совершать дальние массовые перелёты.

      Большое  значение имеет  широкое распространение птиц. Птицы встречаются повсюду:

 

  1. моховые болота;
  2.  луга и поля;
  3. побережья водоёмов;
  4.  сосновые,  еловые, лиственные и смешанные леса;
  5. сады и парки. 
  6.  Также они являются  многочисленными  обитателями   наших городов.  Их немало, наших пернатых соседей. Они - живые голоса природы.
  7.        Птицы в большинстве своём – легко заметны, они постоянно попадаются на глаза. Издаваемые ими громкие  и разнообразные крики, позывы и песни привлекают наше внимание на расстоянии. Главное  уметь  замечать их, слушать и наблюдать.  Но птицы, как правило, бывают осторожными и близко к себе не подпускают, и даже  на расстоянии позволяют   себя разглядеть далеко не всегда. Порой бывает, слышишь птицу, но  трудно отыскать её  глазами, рассмотреть строение, подметить особенности  её поведения, голоса и т.п.  Большой интерес представляют  жилые птичьи  гнёзда, которые  иногда  случается  обнаружить на  деревьях,  в кустах и даже на  земле.   Но вот птиц, живущих в дуплах,  расщелинах скал, под крышами домов, обычно не удаётся наблюдать любителям птиц, увлекающимися  естествознанием  и интересующимися жизнью пернатых.

         А настоящий интерес к изучению живой природы появляется   тогда, когда сам становишься наблюдателем и  исследователем природы. 

       2.3.  Чёрный стриж.

      Весьма обыкновенные  у нас в городе в летнюю пору чёрные стрижи,  летающие обычно целыми  группами вблизи высоких домов.          

      Чёрный стриж -  (Apusapus) – отряд стрижеобразные. Его названье произошло от латинского – стригущий воздух. Это  небольшая птица плотного телосложения, с довольно большой и уплощённой головой. Клюв короткий, широкий,  несколько сплюснут сверху вниз, разрез рта очень большой, заходящий за глаз. Направленные вбок глаза защищены короткими плотными пёрышками.  Окраска верха  и низа оперения буро-чёрная, горло грязно-белое. Клюв и ноги чёрные.  

Стрижи  имеют некоторое внешнее  сходство с ласточками, с которыми их иногда смешивают, чтобы этого не случилось со мной,  я составил сравнительную таблицу стрижа с ласточкой. (См. «Приложение А»).  Однако в  полёте стрижей  легко узнать по длинным, серповидным крыльям. Летают стрижи стремительно и прямо, но не вёртко. Когда нужно повернуть, они делают большой вираж. Иглохвостые стрижи, например, могут развивать  скорость 100-110 км/ч. Ласточки по сравнению  с ними тихолётны – не более 50-60 км/ч. По скорости полёта  стрижи стоят на первом месте среди птиц.  Хвост короткий  и вырезанный  на конце.  Ноги у стрижей  совсем маленькие: длина их сантиметр. Пальцев четыре, заканчиваются сильно изогнутыми и острыми когтями.  Взлететь  с земли стриж не может, крылья при  взмахе ударяются об  неё.  Чтобы подняться в воздух, этим птицам нужно какое-то возвышение.  Поэтому стрижи  всё проделывают в воздухе: кормятся, пьют, купаются, окунаясь на миг в воду,  соединяются на короткий миг любви,  собирают материал для гнезда  (пух, перья, сухие травинки, поднятые ветром, и т.д.).  Язык у стрижей короткий, треугольный.

Во рту имеются многочисленные слюнные железы, клейкий секрет которых выделяется  в особенно большом количестве во время гнездостроения.[2]

       Ещё один интересный факт, это то, что в полёте стрижи  спят!

       В Европе шла война. Людям было не до животных. Никто не думал о том,  где и как они спят. Люди сами спали кое-как… .  И вот в одну из таких бессонных ночей французский лётчик, сам того не подозревая, попал прямо в спальню к стрижам.

        Он пролетал высоко над немецкими позициями и выключил мотор, чтобы его не услышали. Скользил плавно и бесшумно. Внизу белело море облаков, вверху сияла полная луна. Когда самолёт его, планируя, снизился до трёх тысяч метров, перед ним открылась странная картина: всюду вокруг, насколько он мог видеть, небольшие чёрные птицы, распластав крылья и временами ими взмахивая, безмолвно, как призраки, летели над бездной.  Много птиц!  Все чёрные, все словно не живые, и все плыли над облаками в одну сторону.  Они спали! Когда самолёт приближался, птицы, как сомнамбулы, но с точным расчётом ныряли под него  и снова плавно скользили  на раскинутых крыльях, но уже за ним. [3]

        Другая особенность стрижей – температура  тела у них не столь постоянна, как у других птиц. Она может временно снижаться, и притом настолько, что птицы впадают в оцепенение.[4]

        Обитает чёрный стриж  и в горах, и в лесах, и в пустынях, и на равнинах. Однако  в настоящее время чёрный стриж хорошо приспособился к жизни рядом с человеком и  в большей части ареала  является  городской птицей.  Гнездиться он и в сельской местности, особенно где имеются каменные постройки – церкви, башни, многоэтажные дома и т.п.

         Стрижи – перелётные птицы.  Они прилетают к нам в конце весны, их прилёт означает наступление  устойчивой тёплой погоды.   Однако прилёт стрижей растянут  во времени и длится  в зависимости  от погодных условий от 18 до 27 дней. Стрижи прилетают небольшими группами с перерывами в несколько дней. Как правило, появление стрижей связано с циклоном. О стрижах говорят: «Стрижи прилетели «на спине  циклона»».

          С пронзительным визгом  летают  над полями, сёлами, над  каменными громадами городов.  В полёте ловят  своим широким ртом насекомых, которых  тёплые потоки воздуха  от нагретой земли возносят в небо.

           После прилёта проходит немного дней, и чёрные стрижи приступают к гнездованию. Супружеские пары возвращаются обычно к старым гнёздам.   Если погода холодная или дождливая и  в воздухе  мало насекомых, они не спешат плодиться, а  прячутся в гнёздах.  Молодые птицы, прошлого года рождения, которым рано размножаться,  и у которых ещё  нет гнёзд, где можно отсидеться  улетают  туда, где хорошая погода.  С хорошей погодой возвращаются к метам гнездовья вновь.

        Стрижиные пары  начинают строить гнёзда, у кого они есть, обновлять подстилку, точнее – весь лоток гнезда.  Всё принесённое  склеивают слюной. Получается небольшая  округлая колыбелька. Затем  два, реже три  яйца насиживают попеременно  оба родителя. Длительность насиживания  стрижей  неустойчива и зависит от  погоды. Впрочем,  в особенно плохую погоду,  много времени уходит на  поиски корма и насиживать попросту некогда, то стрижи возвращаются в гнездо и отсиживаются. Дня четыре способны голодать.   Но от такого насиживания весьма мало толку, так как голодная птица не может дать необходимого тепла.  А если с питанием  становится совсем  плохо, стрижи, словно понимая, что  при таких условиях выкормить потомство невозможно,   выбрасывают яйца из гнезда.

        Но если всё пройдёт благополучно, появятся  голые, слепые, несуразные на вид, весом каждый три грамма! Только на пятый день зачатки перьев чёрным пунктиром обозначаются в их розовой коже, только в конце первой недели откроют они глаза.   Конечно, родители не в состоянии подлетать к гнезду с каждой пойманной ими мошкой. Птицы набирают сначала полный рот корма, обволакивают его слюной и затем с этим «пакетиком» летят к своему гнезду. За день стрижи приносят корм к гнезду примерно 30-40 раз.

        Птенцы чёрного стрижа, как и взрослые птицы, при холодной погоде тоже впадают во временное оцепенение  и  могут пережить без вреда для себя голодовку в течение недели.

         Выведшиеся птенцы находятся в гнезде  долго. В наиболее благоприятных случаях  они вылетают на 38-39 день жизни, иногда даже раньше. В неблагоприятные годы они находятся в гнезде до 56 дней.

          В августе молодые стрижи покидают гнёзда. За несколько дней перед этим один из родителей обычно бросает их, а второй кормит теперь не так уж усердно, как прежде.  Голод заставляет  юнцов оставить отчий дом.  У стрижей отсутствует период семейной послегнездовой жизни.  С  момента вылета из гнезда  ни отца, ни мать они не знают. Воспарив в небо, они умело летают и самостоятельно кормятся и почти   сразу же покидают  свою гнездовую территорию.  Взрослые птицы последуют за ними немного позднее.

        Летят  стрижи в Африку. Здесь, на родине,  они  могли  бы  ещё неплохо кормиться.  Что побуждает  их так  рано покинуть её?   Возможно, стрижам  пора   обновить перья, вот они и спешат с отлётом,  прежде чем начнётся  линька.[5]  

2.2. Стриж – птица года.

        С 1996 года Союз охраны птиц России ежегодно избирает птицу года. Цель этой кампании — привлечение внимания населения России к нашим птицам и проблемам их охраны. Выбранная птица оказывается в «свой» год в центре общего внимания.В 2014 г. птицей года выбран чёрный стриж. Это один из лучших летунов среди птиц. Большую часть своей жизни он проводит в полёте и может пролететь в день до 1800 км.  В России обитает четыре вида стрижей. Самый обычный и широко известный из них – чёрный стриж, который населяет территорию Российской Федерации от западных границ до Бурятии.[6]

 

 

 

 

lll. Исследовательская  часть          

     3.1. Беседа с учащимися 2 «А» класса МБОУ  СОШ №175.

     Жизнь черных стрижей почти не видна, хотя они рядом, над нашими головами.

Что мы знаем о них?

      В различных  справочниках,   энциклопедиях, а также познавательной  литературе,  можно найти ответ на любой вопрос, как   о трудных для наблюдения особей, так  и о самых обычных наших птицах, но  в природе можно увидеть больше того, что сказано в  любом руководстве.

       Почти  пять месяцев  я  и моя семья, изучали    гнездовой период  чёрного стрижа в естественных условиях.

       Я провёл опрос  среди   ребят  моего класса,   друзей,  знакомых  и выяснил, что многие  ребята держат дома птичек, и они любят и заботятся о своих пернатых питомцах.  Некоторые  ребята наблюдали  за птицами  около кормушек, со стороны, но на вопрос, знаете  ли вы,  как и где гнездится  у нас в городе такая замечательная птица, как  чёрный  стриж, никто из ребят  не дал  положительного ответа.(См. «Приложение  ).  А значит, из многочисленных опрошенных, я был первым, кому  довелось  проследить весь гнездовой  период  стрижей.  Все   наблюдения были  записаны  в моём   дневнике. (См. «Приложение ).  На основании проведённой беседы, я решил вместе с руководителем моей работы рассказать ребятам о своих наблюдениях  и  показать фото и видео материал. 

      3.2.   Подготовка  наблюдательного  люка.

      Для того чтобы при  изучении птиц  многое можно было увидеть, услышать и сделать   снимки,  прежде всего, надо  стараться быть менее видимым и слышимым.  А для этого нужно сохранение естественной обстановки и укромное место,  или как я его называл, наблюдательный люк.

      Папа помог мне с его изготовлением. Для этого  нам понадобилась:  дрель,  лобзик, маленькая ручка для ящичков, 2 шурупа,  молоток, плоскогубцы  и простой карандаш.

     После того, как все необходимые инструменты были приготовлены, можно было приступить к практическому изготовлению люка.

  1. Вначале  мы   убрали   линолеум  и  на   дощечку нанесли  разметку;
  2. Необходима в работе и  дрель,  там, где нужно сделать отверстие  и вставить в него пилочку лобзика;
  3. Теперь лобзиком выпиливаем   в полу балкона люк размером    25*15;
  4. Чтобы упростить открывание и закрывание люка, папа, в считанные минуты,  приделал  к   люку  ручку;
  5. Затем нужно не забыть  про заключительный этап работы - это прикрепить обратно линолеум и убрать мусор.

 

Вся работа заняла меньше часа.

Вывод:  я  получил доступный объект наблюдений!

      Заглянув  в него,  мы увидели  слой кожуры  от семечек подсолнечника. Это мама угощает зимой на подоконнике воробьёв и синиц, а они переносят их в безопасное место, семечку расклёвывают, а кожура остаётся под балконом и,  может быть, служит  им зимой мягкой тёплой подстилкой.    

      3.3. Фенологические наблюдения.

     Фенология (от греч. fenomen - явление и logos - учение)- это наука, изучающая сезонные явления в жизни природы. К сезонным явлениям относятся и весенний прилет птиц, и отлет их осенью, кладка яиц и вывод птенцов.               

      Я уже говорил, что не первый год  наша семья наблюдала за стрижами.   Мама помогла мне  составить фенологическую таблицу прилётов и отлётов стрижей.  (См. «Приложение Б»). 

      Вывод: согласно таблице,   стрижи возвращаются  к  нам   в конце  Апреля - начале Мая.  

         3.3.  Дневник наблюдений.

        Наконец-то пришла долгожданная весна. Остаются считанные деньки до прилета наших пернатых друзей.  Я  подготовил всё необходимое для дальнейших наблюдений.  Это бинокль, фотоаппарат и ноутбук  для  записей  своих наблюдений.

      Чёрный стриж – один из пяти вестников весны, возвращение которых с мест зимовок, означает наступление  устойчивой тёплой погоды.

         Итак, 21 Апреля, когда  погода   устоялась,  к нам в Самару прилетели  первые  стрижи.   Несколько дней они держались высоко  под облаками и оттуда доносились их пронзительные своеобразные крики «стри-жи-и».

        Я  поспешил   сделать первые фотографии и  записи  наблюдений.  Но записывать весь процесс наблюдения,   было очень трудоёмкой работой,  и для упрощения записи  я решил придумать шифровку, т.е.   условные обозначения. (См. «Приложение В»).   

      Солнышко-ясная погода, солнышко с тучкой – облачность,а если пасмурно-туча…Для обозначения других соответствующих слов,  такие как гнездо, кормление, голоса птиц, купание и др.,    также  придумал  соответствующие  знаки.

         В дальнейшем  записывая  наблюдения,  было  гораздо  быстрее, удобнее  и даже   интереснее.

         При ведении дневника  я  обязательно указывал  точную   дату, время, состояние погоды,  место и  условия  наблюдения, если оно менялось. Регистрацию наблюдений оформил в виде таблицы, в которой также  фиксировал  и поведенческие реакции стрижей, а также отмечалось  время насиживания кладки, рост и  развитие птенцов.            

       Оформляя дневник  наблюдений,   я разделил лист на две  части:  на правой стороне  листа  я  расположил дату, таблицу и  название месяца.  На левую сторону вынес преследуемые цели, выводы,  фотоснимки,  свои предположения, возникшие в процессе наблюдения, подтверждения  и  доказательства, если они  подтверждались, литературные  данные   и  сравнения с ними.

    Современные технологии позволили мне  вести дневник наблюдений  не в бумажном, а в компьютерном варианте. Word- редактор имеет необходимые функции: вставка таблицы, фигуры  с  изображением солнышка  или тучки, а также  выбора  нужного рисунка из моих условных обозначений.

     Вывод: все записи в дневнике велись сразу после наблюдения или во время него, что позволило мне совершенно точно  и  правдиво записать все результаты, а после

сравнить  свои наблюдения с теми  сведениями,  которые были получены из источников.

Весь период наблюдений   я   придерживался  основных правил:

1.При наблюдениях за птицами вести себя как можно тише.

2. При наблюдениях за птицами,  лишний раз или просто без надобности не заглядывать в гнездо, дабы не тревожить птиц.

Но также из книг я узнал, что самка плотно сидит на яйцах и не бросает свою кладку.

       3.4.    Результаты наблюдений.

            Наблюдения проводились 131 день - в сроки  с 05.04.14г. по 13.08.14г.  Свои наблюдения я разбил на 7 этапов.  

5) Этап  выкармливание    птенцов   продолжался 39 дней  с 03.07 по 09.08.   Птенцы родились голые и слепые. Но на  5-6 день они покрылись  зачатками перьев, которые хорошо обозначаются на их розовой коже. Один из родителей  продолжает  обогревать птенцов, а другой приносил корм.  9-10 дней  В возрасте   15 дней птенцы открыли глаза, их  тело покрылось пухом, на крыльях и хвосте отрасли трубочки - будущие перья. Теперь оба родителя  улетели за кормом. 18 день-Трубочки маховых перьев раскрылись.  

Суточная динамика кормления птенцов говорит о том, что количество прилетов к гнезду разное в течение дня. Так активность кормления выше до полудня. После полудня  наблюдается спад активности кормления птенцов до  15:00. А после восстанавливается с прежней силой.   22 день – тело оперено не полностью. 27 день – птенцы почти не отличаются от взрослых птиц, начали выходить из лотка гнезда. Бегут за взрослой птицей и буквально выхватывают у неё свою порцию мошек. 35 день - по внешности не уступают  взрослым птицам.  Через 39 дней родители перестали выкармливать  птенцов.

Сроки взросления птенцов совпали со сроками, указанными в «Жизнь животных. Том шестой. Птицы. Под редакцией Ильичёва В.Д, Михеева А.В. Москва «Просвещение» 1986».

 6)Конечный  этап пребывания выводка в гнезде  2 дня - с 09.08 по 11.08.  На 39-40 день  с перерывом примерно  в 10 часов  птенцы покинули гнездо.

7) Этап  отлёта длился   9 дней - с 04.08. по 12.08. начало отлёта я фиксировал по исчезновению большинства особей. Завершающую стадию отлёта стрижей в районе гнездования  я отметил по дате последней встречи  птиц, после которой они больше не встречались в районе наблюдений.

Вывод: закончив ведение  дневника,  теперь я  имею  свои сведения о сроках   прилёта, отлёта, строительства гнезда и выкармливании птенцов.

Заключение

        Таким образом,  изучив познавательную литературу и благодаря  своим  наблюдениям,  я  убедился, что стрижи действительно  спят в полёте, пьют воду, хватая её с поверхности воды,  купаются, немного погружаясь в воду, играют, гоняясь небольшой стайкой по кругу,  и  пережидают холодную и дождливую погоду в своих гнёздах, впадая в дрёму.  Но вместе с тем на собственных наблюдениях  я сопоставил    сроки  обогревание кладки,  и  они не совпадают со сведениями, взятыми  из литературы. Также я обнаружил, что  момента появления птенцов вся семья ночует вместе в одном гнезде.

          Подводя итоги исследовательской работы, я достиг поставленной цели,  изучив период гнездования  чёрного стрижа. Познакомился со многими интересными фактами  из  жизни стрижей  и вообще познал  много  интересной  и полезной  информации, которой поделился с ребятами своего класса.   Кроме того,  собрал фото и видео материал, с которым поучаствовал в  фотоконкурсе «Большой год», который организовал Жигулёвский государственный заповедник, чтобы привлечь внимание к жизни птиц. Но пока никто не прислал фотографий за такой длительный период наблюдения за стрижами, то у меня есть шанс стать победителем в номинации «Птица года».

          Заниматься изучением  живой природы – занятие не новое, многое рассказано и о стрижах, но никогда не станет старомодным.  

Просматривая и разбирая свои записи, оказалось, что кое-какие данные  ускользнули от моего вни­мания, а  некоторые нуждаются в дополнительной проверке.

Чёрный стриж  давно уже стал городским жителем, и, казалось бы, не нуждается в помощи человека.   Однако в ходе реконструкции зданий зачастую ниши заделываются,  а  новые дома не имеют никаких ниш. Стрижам становится негде строить гнёзда. Один из путей решения проблемы – изготовление искусственных мест гнездования. Стрижи охотно заселяют обыкновенные скворечники,  но также для этих птиц сооружают  специальные домики – «стрижатники».  Исходя из этого, я  составил  план дальнейших наблюдений, но особое внимание в своём исследовании я уделю    решению этой проблемы.

       Ещё не одну весну  буду ждать прилёта стрижей, чтобы  осмыслить и  уяснить   полученный материал, а также впоследствии поведать друзьям, знакомым и  ребятам своего класса.

  Кто знает, может кого-то из ребят увлечёт и появится желание присоединиться к этому интересному и познавательному занятию.

 

 

 

Vl. Список литературы:

1. Акимушкин И., Мир животных. Москва «Мысль» 1989.- 226С.

2. Астафьев В., «Стрижонок Скрип». Москва «Детская литература» 1982.

Занимательный атлас – Птицы. Издательство Атлас  2008г. – 5 с.

3. Большой атлас природы России. Эгмонт Россия лтд.-340с.

4. Гюнтер Штайнбах.,Самый популярный справочник. Птицы-обитатели лугов, полей и лесов. Издательство Астрель Москва 2002. -8с.

5. Дмитриев Ю.,Н.Пожарицкая, А.Владимирорв, В.Порудоминский, Книга природы.Москва «Детская литература»1990.

6. Жизнь животных. Том пятый. Птицы. Под редакцией Н.А. Гладкова, А.В.Михеева. Москва Издательство «Просвещение» 1970.-404с.,474с.

 7. Жизнь животных. Том шестой. Птицы. Под редакцией  Ильичёва В.Д,  Михеева А.В.  Москва «Просвещение» 1986.-314с.

8.Матиас Фройде., Животные строят.Москва «Мир» 1986.-84с.ж

9.Б.Е. Райков и  М.Н. Римский-Корсаков, Зоологические экскурсии. Москва «ТОПИКАЛ» 1994

 

Интернет-ресурсы:

               1.nkama-park.ru/news/2014-02-11-667

 

 

 

 

Приложения

«Приложение  А»

Сравнительные критерии

Названия птиц

Стрижи

Ласточки

Отряд

Стрижеобразные

Ласточковые

Окраска

Буро-чёрная, горло грязно-белое

Верх головы, спина, плечи и частично хвост чёрные. Надхвостье, низ тела и ноги – белые.(у деревенской ласточки лоб и горло красновато-ржавое)

Длина тела

18-21 см

14-17см

Голос

визг

щебет

Скорость

140км/ч

50-60км/ч

Таблица 1. Сравнительная таблица стрижа и ласточки.[7]

 

 

                                                             «Приложение   Б»                  

                                  Результаты беседы с обучающимися  2 «А» класса

Вопросы беседы:

  1. Обращаете ли вы внимание на улице на птиц?

 

  1. Кто заботится дома о своих пернатых питомцах?

  1. Имел ли кто возможность наблюдать за ростом птенцов в естественных условиях?

     

«Приложение  В»

Год

Прилёт

Отлёт

Число, месяц

Число, месяц

Первое наблюдение

Массовое проявление

Первое наблюдение

окончание

2011

5 мая

-

август

сентябрь

2012

3мая

-

август

август

2013

28апреля

5 мая

август

август

2014

21апреля

29 апрель

4 -5августа

11 августа

                                                                                                                                                        

Таблица 2.  Фенологическая таблица прилётов и отлётов чёрного стрижа.


 

[1] Астафьев В., «Стрижонок Скрип», Москва «Детская литература» 1982.

[2] Жизнь животных. Том шестой. Птицы. Под редакцией  Ильичёва В.Д,  Михеева А.В.  Москва «Просвещение» 1986.-314с.

[3] Акимушкин И., Мир животных. Москва «Мысль» 1989.- 226С.

[4] Большой атлас природы России. Эгмонт Россия лтд.-340с.

[5] Дмитриев Ю.,Н.Пожарицкая, А.Владимирорв, В.Порудоминский, Книга природы.Москва «Детская литература»1990

[7] Жизнь животных. Том пятый. Птицы. Под редакцией Н.А. Гладкова, А.В.Михеева. Москва Издательство «Просвещение» 1970.-404с.,474с.

 

 

 

Тезисы к исследовательской работе  по окружающему миру

«Семья под балконом»

Авторы работы

ученик 2 А класса МБОУ СОШ  № 175 г.о Самара.

Гончаров Кирилл

Научный руководитель: заместитель директора по воспитательной работе и  учитель начальных классов МБОУ СОШ  № 175 г.о. Самара

Вершинина Наталья Александровна

Актуальность:  дикие птицы, обитающие в человеческих поселениях.  Настоящие спутники человека, постоянно живущие в наших домах и других строениях.  Они находят здесь пищу и обустраивают места для размножения. У каждого из них своя роль. А для нас важно знать особенности их внешнего вида и образа жизни, позволяющие нам их различать и определять их практическую значимость. Тогда мы будем знать, как к ним относиться: защищать и охранять их или бороться с ними.

Цель: изучение  гнездовой жизни  чёрного стрижа.

Задачи

Ÿ  изучить гнездовое поведение семейной пары;

Ÿ  организовать наблюдение за птицами;

Ÿ  собрать фотографический материал;

Ÿ  проанализировать данные.           

 Методы исследования: изучение литературы, наблюдение, беседа в классе (анализ), математическая обработка данных.

Объект исследования: пара чёрных стрижей.

Гипотеза: люди очень мало знают о стрижах.

Теоретическая значимость работы состоит в том, что она помогает углубить знания  о распространении, размножении, питании и других особенностях чёрных стрижей.

Оборудование: бинокль, фотоаппарат, блокнот и карандаш.

Практическая  значимость  работы заключается в том, что на основе  наблюдений  подготовится статья в научный сборник "Самарская Лука", который издает Институт экологии волжского бассейна (г. Тольятти). 

Вывод:

Исследовательская деятельность дала возможность узнать особенности внешнего вида и образа жизни чёрного стрижа. Также иметь свои сведения о сроках прилёта, отлёта, строительства гнезда и выкармливания птенцов. 

Перспектива работы: стрижам становится негде строить гнёзда.  Один из путей решения проблемы – изготовление искусственных мест гнездования –«стрижатники».                                       В дальнейшем хочу уделить этому вопросу особое внимание.

 

 

 

 

РЕЦЕНЗИЯ

на исследовательскую   работу «Семья под балконом»

 Гончарова Кирилла, ученика 2 класса МБОУ СОШ №175.

Руководитель: Вершинина Н.А., заместитель директора по ВР, учитель начальных классов.                                                                                                                              

          Работа грамотно и аккуратно выполнена на 18 листах (без приложений)  и включает в себя такие общепринятые для исследовательских работ структурные компоненты как введение, теоретическую и исследовательскую части, заключение и список литературы. В конце работы приведены приложения с иллюстративным материалом.                                                                                                                                                          Цель, задачи и актуальность исследования четко сформулированы.                                                                                                                              Теоретическая часть  даёт  понять, что материал  по данной теме внимательно изучен и соответствует теме.  

Работа имеет большую практическую значимость.  На  научном  уровне проведены наблюдения и сделаны выводы.                                                                                                                                                                                                   Работа написана хорошим литературным языком,   в ней  просматривается творческий подход, оригинальность и элементы изобретательности.                                                                                                                       Характеристика собственного исследовательского материала (срок ведения работы, его объем, достоверность):  срок ведения наблюдений 131 день.  Представленные данные весьма интересны! Причем  все наблюдения  оформлены   в  удобном  для чтения дневнике наблюдений.                                                                                   

                                                                                                                                                                                                 Резюме:  исследовательский  материал работы был  представлен на фотоконкурс «Большой год», который организовал Жигулёвский государственный заповедник и получил призовое место в номинации «Птица года».  Также на основе этих наблюдений  подготовится статья в научный сборник "Самарская Лука", который издает Институт экологии волжского бассейна (г. Тольятти). Учитывая сложность наблюдения,  за этой стремительной и гнездящейся  в  недоступных   для человека местах птицей, считаю, что работа достойна  высокой оценки  и заслуживает дальнейшего  участия в ряде конкурсов  эколого-биологического  направления. 

 

Научный руководитель: Н.А. Вершинина