Поиск

Рейтинг:  5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

 

 

Автор:    Ермилова Мария Андреевна, 

г.Челябинск, МАОУ СОШ №154, класс 4


Руководитель:  Ларкина Вера Ивановна,
учитель биологии высшей категории,

МАОУ СОШ №154

 

 

Содержание

Введение ___________________________________________________3

Основная часть.

  1. Тропизм __________________________________________________4
  2. Гидропоника____________________________________________4
  3. Краткая характеристика растения. Морковь обыкновенная_____6
  4. Экспериментальная часть_________________________________6

Заключение и выводы_________________________________________7

Список литературы___________________________________________7

Приложение_______________________________________________8-10

 

Введение

Известно, что растениям для жизни нужны земля, вода, свет, воздух. Земля и вода содержат полезные для растений вещества. Свет необходим для главного процесса у растений – фотосинтеза, и, конечно,  воздух нужен для дыхания растений. А может ли растение расти без земли и почему они  всегда растут вверх? Меня очень заинтересовали эти вопросы, и я обратилась к учителю биологии. Вместе с руководителем мы поставили небольшой опыт, который должен был дать нам ответы на наши вопросы.

Особая актуальность изучения поставленных вопросов в том, что зная потребности растений, можно создавать условия для их выращивания, повышения урожайности, использовать возможность выращивания растений в отсутствии земли.

Цель: изучить условия выращивания растений и познакомиться с влиянием солнца на зеленые части растения.

Задачи:

  • Изучить дополнительную литературу по заданной теме
  • Познакомиться с морковью обыкновенной
  • Познакомиться с понятиями  фототропизм и гидропоникой
  • Изучить влияние солнца и воды на растения
  • Проделать опыт
  • Оформить работу с последующей презентацией

          Объект исследования – морковь обыкновенная

           Предмет исследования – физиологические свойства растений

Оборудование и материалы – демонстрационный предметный столик, бечевка, крупная морковь с небольшой ботвой, вода, нож.

Место проведения исследования:  МАОУ СОШ №154 г.Челябинска Калининского района, 306 кабинет

Методы: анализ литературы, проведение  опыта,  наблюдение, сравнение, анализ полученных результатов.

Новизна исследования: самостоятельное проведение эксперимента и его анализ.

Гипотеза – солнце влияет на направление роста листьев

 

Основная часть

 

I.   Тропизм

Геотропизмом называется способность растительных органов принимать определенное положение по отношению к вертикальной линии. Положительно-геотропические органы – корни, а отрицательно-геотропические – стебли. [2]                                                                  

Фототропизмом называется способность движения растений в зависимости от направления лучей света. Положительным фототропизмом обладают стебли, а корни и усики – отрицательным. Листья располагаются обычно перпендикулярно к падающим лучам (трансверсальной фототропизм). Фототропизм имеет огромное значение в жизни растений, так как благодаря ему стебли и листья оказываются в положении наиболее выгодного освещения.[7]                                                                  

Фототропический изгиб слагается из процессов: 1) раздражение светом определенных клеток; 2) возникновение в этих клетках возбуждения; 3) передача возбуждения к месту реакции; 4) реакция в виде изгиба.

Для объяснения фототропических изгибов стебля многие ученые пользуются гормональной теорией (Н. Г. Холодного – Ф. Вента). На освещенной стороне стебля скапливается отрицательный заряд электричества, а на затененной – положительный. Фитогормоны, притекающие из верхушки стебля и несущие отрицательный заряд, скапливаются на затененной стороне, которая вследствие этого начинает расти быстрее, и стебель изгибается к свету. У проростков злаков гормоны роста притекают из верхушки колеоптиле, и первый лист изгибается в направлении источника света.

Более ускоренный рост клеток на затененной стороне стебля некоторые ученые (П. А. Генкель и др.) объясняют тем, что на этой стороне скапливается больше протоплазмы и гетероауксина, ускоряющих все физиологические процессы, а следовательно, и рост.

Понятно значение для растений положительного и отрицательного фототропизма. Зеленым стеблям и листьям нужен свет для усвоения углерода. Многие цветки обладают положительным фототропизмом; так, соцветия подсолнечника и череды до распускания корзинок все время поворачиваются к солнцу.

Благодаря отрицательному фототропизму боковые корни растений, отклоняясь от света, зарываются в землю. Выращивая растения в темноте, можно наблюдать появление боковых корней на поверхности земли.

 

II.   Гидропоника

 

Гидропоника — это общее название различных методов выращивания растений без почвы с применением искусственных субстратов различного происхождения. Все необходимые минеральные вещества в данном случае культуры получают из специально приготовленных питательных растворов, которые подаются к корням тем или иным способом. Более подробно об основных методах гидропоники и о возможности применения в качестве субстратов различных современных материалов мы говорили в статье «Гидропоника. Основные методы и способы выращивания огородных культур дома». [3]                                                                  

Гидропоника, по сравнению с почвенным выращиванием, имеет ряд неоспоримых преимуществ. Этот метод культивации позволяет растению не тратить силы на поиск питательных веществ, которые подаются прямо к корням, а это значительно ускоряет рост и повышает урожайность. Используя гидропонику, удается избежать проблем с возникновением опасных заболеваний и появлением паразитов, которые, как правило, живут и размножаются в почве. Гидропоника идеально подходит для выращивания различных растений в домашних условиях. Учитывая отсутствие земли, без труда удается поддерживать чистоту в помещениях, где расположены ваши грядки.

Методы беспочвенного выращивания подойдут для культивации практически любой культуры, кроме разве что корнеплодов. Гидропонику чаще всего используют для выращивания огурцов, томатов, различной зелени, а также клубники и домашних цветов. Причем основные агротехнические приемы при этом практически не отличаются от тех, которые принято применять при обычном почвенном выращивании.

Особое место в гидропонике отведено питательному раствору, от правильного состава которого зависит нормальное развитие культур и получение оптимальной урожайности.

На сегодняшний день выращивание растений без почвы используется все чаще и чаще, особенно в условиях небольших фермерских хозяйств, где на малых площадях, благодаря гидропонике, удается выращивать приличные урожаи зелени, овощей, ягодных и цветочных культур.

Гидропоника обладает рядом неоспоримых преимуществ, по сравнению с традиционным почвенным выращиванием:

  • экономное расходование воды и земельных ресурсов;
  • растение не тратит силы на поиск питательных веществ, они подаются прямо к корням, а вся сэкономленная энергия идет на рост и дополнительное плодоношение.

Многие ученые считают гидропонику решением проблем человечества, связанных с перенаселением, нехваткой пресной воды и продуктов питания. Данная система выращивания растений особенно актуальна в странах с засушливым климатом и отсутствием плодородных земель. С помощью гидропоники удается получить несколько урожаев в год, применяя этот метод, помидоры, огурцы и другие овощи можно выращивать даже в регионах с пониженными круглогодичными температурами.

 

III.   Краткая характеристика растения.  Морковь обыкновенная

 

Морковь обыкновенная. Другие названия: морковь культурная, морковь

посевная, морковь дикая, морковь садовая.

Морковь обыкновенная - двулетнее овощное растение. Морковь в первый год жизни образует розетку прикорневых листьев и съедобный мясистый корень (корнеплод) разнообразной формы в зависимости от сорта, красно-оранжевый, редко желтый или белый (кормовые сорта). Обычно сплюснуто-шаровидной, цилиндрической или конической формы. Стебель жестковолосистый бороздчатый, высотой 30—100 см. Листья треугольные, яйцевидные или продолговатые, многократно перисто-рассеченные, длиной до 20 см, нижние на длинных черешках, верхние — сидячие. Соцветие — 10-15-лучевой сложный зонтик. Лучи зонтика шероховато-опушенные, распростертые во время цветения, при плодах сжатые вместе. Листочки обертки трехраздельные или перистые, многочисленные, линейно-шиловидные или узкояйцевидные. Цветы с мелкими зубчиками чашечки и белыми, красноватыми или желтоватыми лепестками, с выемкой и загнутой внутрь выемки долькой. В центре зонтика имеется темно-красный цветок. Плоды — мелкие, эллиптические двусемянки длиной 3—4 мм. Полуплодики (мерикарпии) с 5 главными нитевидными ребрами, одетыми 2 рядами согнутых щетинок и 4 вторичными ребрами, усаженными шиловидными шипами; секреторные канальцы расположены по одному под вторичными ребрами, 2 канальца находятся на спайке.
Цветет в июне—июле в первый год жизни. [4]                                                                   

Распространение. Морковь растет по всей территории России как культурное растение.

Фармакологические свойства. Препараты моркови оказывают противовоспалительное, ранозаживляющее, успокаивающее, сосудорасширяющее, спазмолитическое, миотропное действие главным образом на мускулатуру коронарных сосудов.

 

 

IV.   Экспериментальная часть

 

  1. Необходимо взять крупную морковь с ботвой (лучше, если длина ботвы будет 5-7 см).
  2. Широкий конец моркови отрезаем аккуратно ножом.
  3. Вырезаем в нем углубление, чтобы получилась своеобразная чашечка с листьями.
  4. Закрепляем морковь в подвешенном состоянии с помощью веревки и помещаем в освещенное место (подоконник).
  5. В углублении наливаем небольшое количество воды. Необходимо следить, чтобы морковная чашечка всегда была полной, по мере необходимости доливать воду.
  6. Через 3-4 дня, опущенные листья должны подняться вверх и начать расти, хотя морковь разрезана и перевернута вверх тормашками. ( в нашем опыте листья моркови начали подниматься уже на второй день, а расти на 3 день)

Заключение  и выводы

  1. Мы познакомились с понятиями фототропизма  и гидропоники.
  2. Наша гипотеза подтвердилась – растения могут расти вверх, даже если первоначально листья находятся в противоложном положении относительно солнца.

Список литературы

  1. Ботва моркови, редиски и свеклы: польза и применение в кулинарии.// Электронный ресурс.http://news.rambler.ru/15396232/
  2. Геотропизм.//Электронный ресурс.http://www.valleyflora.ru/geotropizm.html
  3.  Гидропоника. Основные методы и способы выращивания огородных культур дома .//Электронный ресурс. http://www.rmnt.ru/story/garden/588931.htm
  4. Морковь обыкновенная. // Электронный ресурс.http://oblepiha.com/lekarstvennye_rasteniya/617-morkov-obyknovennaya.html
  5. Морковь посевная. Применение моркови.//Электронный ресурс. http://www.liveinternet.ru/users/mirtrav/post312618585/   
  6. Корнеплоды, свекла, морковь, брюква, турнепс, кормовая репа.//Электронный ресурс. http://www.zol.ru/z-news/showlinks.php?id=87685
  7. Фототропизм.//Электронный ресурс. http://www.valleyflora.ru/fototropizm.html

 

 

 

Приложение 1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                 [3]                                                                   [1]                                                              

 

 

                                                                   [5]

 

 

Приложение 2

 

 

 

Начало  опыта 

 

 

На следующий день

 

 

Приложение 3

 

 

 

 

 

 

 

Через неделю

 

Через 10 дней