Поиск

Рейтинг:  5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Цели: профилактика психологического здоровья педагогов, ознакомление педагогов с приемами саморегуляции.

 Задачи:

-знакомство с понятием эмоционального выгорания, его характеристиками;

-определение своего отношения к профессии, вычленение проблемности, «перекосов» в распределении психической энергии;

- анализ проявления признаков выгорания, выделение источников неудовлетворения профессиональной деятельностью;

- снижение уровня эмоционального выгорания педагогов.

 Материалы и оборудование:интерактивная доска, бумага, ручки, листы с изображением лестницы, памятки, сборник мелодий для релаксации.

Ход занятия.

  1. Вступительное слово:

-Здравствуйте, уважаемые коллеги! Тема нашей с вами встречи

«Проблема эмоционального выгорания  педагогов».

- Скажите, пожалуйста, что вам известно об эмоциональном выгорании?  (ответы коллег).

Эмоциональное выгорание – это синдром развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоциональных, энергетических и личностных ресурсов работающего человека. Эмоциональное выгорание – это своего рода выработанный личностью механизм психологической защиты в виде полного или частичного исключения эмоций в ответ на психотравмирующие воздействия. Профессиональная деятельность педагогов изобилует факторами, провоцирующими эмоциональное выгорание: высокая эмоциональная загруженность, огромное число эмоциогенных факторов, ежедневная и ежечасная необходимость сопереживания, сочувствия, ответственность за жизнь и здоровье детей. К тому же педагогические коллективы, как правило, однополы, а это – дополнительный источник конфликтов. В результате педагог становится заложником ситуации эмоционального выгорания, пленником стереотипов эмоционального и профессионального поведения.

Выделяют три стадии эмоционального выгорания педагогов:

1-я стадия "Напряжение"

Симптомы: неудовлетворенность собой, "загнанность в клетку",

переживание психотравмирующих ситуаций, тревожность и депрессия.

- 2-я стадия "Резистенция"

Симптомы: неадекватное, избирательное эмоциональное реагирование, эмоционально-нравственная дезориентация, расширение сферы экономии эмоций, редукция профессиональных обязанностей.

- 3-я стадия "Истощение"

Симптомы: эмоциональный дефицит, эмоциональная отстраненность, личностная отстраненность, психосоматические и психовегетативные нарушения.

 

II. Практическая часть

 Существует китайская поговорка:

 «Расскажи мне – и я забуду,

 Покажи мне – и я запомню,

 Вовлеки меня – и я пойму и чему-то научусь»

 Человек усваивает:

 10% того, что слышит

 50 % того, что видит,

 70 % того, что сам переживает,

 90 % того, что сам делает.

1.Экспресс-диагностика «выгорания».

Уважаемые коллеги, сейчас мы вам предлагаем экспресс-диагностику «выгорания».

Сейчас каждый из вас получит бланк с вопросами, ответив на которые вы поймете есть у вас  синдром эмоционального выгорания.

Участникам раздаются бланки (приложение 1). Ответив на вопросы участники, оценивают свои результаты. Обсуждение результатов.

В результате диагностики получились разные результаты. Уважаемые коллеги, как вы думаете, что способствует синдрому эмоционального выгорания?

Обсуждение причин.

2.Упражнение “Карусель общения”.

Цель: включение в работу, снятие накопившегося напряжения; сплочение, создание группового доверия и принятия.

Материалы: мягкая игрушка.

Время: 10 -12 минут.

Участники по кругу передают мягкую игрушку и у кого из участников игрушка продолжают фразу, заданную ведущим.

 “Я люблю…”, “Мне грустно когда…”, “Я сержусь, когда… ”, “Я горжусь собой, когда…

 3. Упражнение «Дерево моего «Я»

Цель: осознание себя в стрессовой ситуации, в системе профессионального и личностного общения;

Материалы: бумага, маркеры, релаксационная музыка.

Время: 10 минут.

Содержание: «Давайте совершим экскурсию в глубину собственного «Я». Это «Я» можно изобразить в виде дерева с разными веточками и корнями. Одна из веточек – «качества, которые мешают», другая – «помогают» в вашей профессии». Какие еще веточки есть на вашем дереве? Нарисуйте корни вашего дерева. Корни - это ваши стержневые качества, которые помогают вам постоянно расти и изменятся ».

После того, как участники группы выполнят задание, они садятся в круг и по желанию рассказывают о своем дереве.

 

 4. Упражнение «Молодец!»

Цель: оптимизация самооценки педагогов, снятие эмоционального напряжения.

Время: 5-7 минут.

Инструкция. Разделиться на два круга — внутренний и внешний, встать лицом друг к другу. Участники, стоящие во внутреннем кругу, должны говорить о своих достижениях, а во внешнем круге — хвалить своего партнера, произнося следующую фразу: «А это ты молодец — раз! А это ты молодец — два!» и т.д., при этом загибая пальцы. Участники внешнего круга по команде (хлопку) передвигаются в сторону на один шаг, и все повторяется. Затем внутренний и внешний круг меняются местами, и игра повторяется до тех пор, пока каждый участник не побудет на месте хвалящего и хвастуна.

 

 5. Упражнение «Лестница».

Цель: осознание себя как личности, находящейся на определенном промежутке жизненного пути и профессиональной деятельности. Всем участникам тренинга раздаются листочки со схематичным изображением лестницы, и предлагается внимательно ее рассмотреть и отметить свое местонахождение на лестнице на сегодняшний день.

Материалы: листочки с изображением лестницы (приложение 2).

Время: 5 минут.

По мере прохождения упражнения ведущий задает участникам вопросы:

 - Подумайте и ответьте, Вы поднимаетесь вверх или опускаетесь вниз?

 - Устраивает ли Вас Ваше местоположение на лестнице?

 - Что мешает Вам находиться наверху?

 - Вы в силах устранить причины, которые мешают вам двигаться вверх?

6. Техника «Ластик»

Цель: Для поддержания стабильного психологического состояния, а также для профилактики различных профессиональных психосоматических расстройств

Материалы: музыка для релаксации.

Время: 10 минут.

Сядьте и расслабьтесь. Закройте глаза. Представьте перед собой чистый альбомный лист бумаги. Карандаши, ластик. Мысленно нарисуйте на листе негативную ситуацию, которую необходимо забыть. Это может быть реальная картинка, образная ассоциация, символ и т. д. Мысленно возьмите ластик и начинайте последовательно «стирать» с листа бумаги представленную ситуацию. «Стирайте» до тех пор, пока картинка не исчезнет с листа. Откройте глаза. Произведите проверку. Для этого закройте глаза и представьте тот же лист бумаги. Если картинка не исчезла, снова возьмите ластик и «стирайте» до ее полного исчезновения. Через некоторое время методику можно повторить.

В результате выполнения антистрессовых упражнений восстанавливается межполушарное взаимодействие и активизируется нейроэндокринный механизм, обеспечивающий адаптацию к стрессовой ситуации и постепенный психофизиологический выход из нее.

 

 7. Упражнение «Порой я балую себя»

Цель:Познакомить с приемами снятия нервного напряжения описанными Мадэлин Беркли-Ален.

Содержание:перед началом ведущий предупреждает участников, что сейчас каждому понадобиться лист бумаги и вся информация, которую они запишут на листе, будет носит строго конфиденциальный характер. Поэтому желательно быть более искренними, не заглядывать в листы коллег, сидящих рядом, и не спрашивать их о том, что они написали.

Инструкция:вспомните и составьте список дел, которые Вы выполняете с целью доставить себе удовольствие, позаботиться о своем душевном здоровье и немного побаловать себя.   

Когда списки будут готовы, участники должны отметить, как часто они делают то, что написано на листе. После этого предлагается обсудить и высказать свое мнение по поводу того, насколько важно иногда сделать что-нибудь приятное себе.

III. Рефлексия.

Участникам тренинга заполняют бланки обратной связи.

 

Приложение 1

Ф.И.О.__________________________________________________________

Экспресс-оценка «выгорания»

На следующие предложения отвечайте «да» или «нет».

Количество положительных ответов подсчитайте

1

Когда в воскресенье в полдень я вспоминаю о том, что завтра снова идти на работу, то остаток выходных уже испорчен

да

нет

2

Если бы у меня бала возможность уйти на пенсию (по выслуге лет, инвалидности), я сделал (а) бы это без промедления

да

нет

3

Коллеги по работе раздражают меня: невозможно терпеть их одни и те же разговоры

да

нет

4

То, насколько меня раздражают коллеги, еще мелочи по сравнению с тем, как выводят меня из равновесия клиенты (пациенты, ученики, посетители, заказчики)

да

нет

5

На протяжении последних трех месяцев я отказывался (отказывалась) от курсов повышения квалификации, от участия в конференциях и т.д.

да

нет

6

Коллегам (ученикам, посетителям, заказчикам и т.д.) я придумал (а) обидные прозвища (например, «идиоты»), которые использую мысленно

да

нет

7

С делами по службе я справляюсь «одной левой». Нет ничего такого, что могло бы удивить меня в ней своей новизной

да

нет

8

О моей работе мне едва ли кто скажет что-нибудь новое

да

нет

9

Стоит мне только вспомнить о своей работе, как хочется и послать ее ко всем чертям

да

нет

10

За последние три месяца мне не попала в руки ни одна специальная книга, из которой я почерпнул (а) бы что-нибудь новенькое

да

нет

 

Оценка результатов

0-1           балл- синдром выгорания вам не грозит

2-6 баллов – вам необходимо взять отпуск, отключиться от рабочих дел

7-9 баллов – пришло время решать: либо сменить работу, либо, что лучше, переменить стиль жизни.

10 баллов – положение весьма серьезное, но, возможно, в вас еще теплится огонек; нужно, чтобы он не погас.

Приложение 2