Поиск

Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Образовательная задача: Создавать условия  для формирования умения производить звуковой анализ слова, расширять словарный запас.

Развивающая задача: Создавать условия для развития у детей познавательных интересов, формировать целостную картину мира.

Воспитательная задача: Создавать условия  для углубления и уточнения представлений о Родине; воспитания любви и уважения к своей малой Родине; воспитания дружеских взаимоотношений между детьми.

Интеграция образовательных областей:

Речевое развитие : Создавать условия для развития связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи, формировать звуковую аналитико-синтетическую активность как предпосылку обучения грамоте, активизировать словарь детей.

Познавательное развитие: Создавать условия для расширения представлений детей об отечественных традициях и праздниках, продолжать знакомить с народным декоративно-прикладным искусством.

Социально-коммуникативное развитие: Создавать условия для развития навыков общения и взаимодействия со взрослыми и сверстниками, развивать социальный и эмоциональный интеллект, эмоциональную отзывчивость, формировать навыки безопасного поведения в детском саду.

Физическое развитие: Создавать условия для формирования у детей потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании.

Художественно-эстетическое развитие: Создавать условия для формирования у детей интересов к эстетической стороне окружающей действительности.

Оборудование и материалы: карта России, иллюстрации с изображением природы России, фото г.Уфы, фото памятника Юрию Долгорукому,  дымковская,  хохломская, гжельская росписи, пасхальные яйца, овощи для д/и «Поварята», хороводная «Во поле березка стояла».

                                                      Ход         

Беседа о Родине (с использованием карты).

            Воспитатель: Ребята, сегодня я хочу поговорить с вами о нашей Родине. Как называется страна, в которой мы живем?  (Россия)

Ребенок рассказывает стихотворение:                                                    

                                    «Родиной зовётся...»

                                               Есть такое чудо:

                                               Край, навек любимый,

                                               Над рекой под клёном

                                               Отчий дом родимый...

                                             Видя это чудо,

                                               Сердце жарко бьётся,

                                               В жизни это чудо —

                                               Родиной

                                               Зовётся!..

                                               Есть такое слово,

                                               Нет его дороже:

                                               В нём — поля и горы,

                                               В нём — сады и рощи...

                                               Вспомнив это слово,

                                               Сердце сладко бьётся,

                                               В жизни это слово —

                                               Родиной

                                               Зовётся!

                                        (В.Семернин)                                   

         Ребенок:              «Необъятная страна»

                                               Если долго-долго-долго

                                               В самолёте нам лететь,

                                               Если долго-долго-долго

                                               На Россию нам смотреть.

                                               То увидим мы тогда

                                               И леса, и города,

                                               Океанские просторы,

                                               Ленты рек, озёра, горы…

                                               Мы увидим даль без края,

                                               Тундру, где звенит весна.

                                               И поймём тогда, какая

                                               Наша Родина большая,

                                               Необъятная страна.

                                                (Е.Толчина)

            Воспитатель:  Кто может показать на карте границы нашей Родины? (Вызванный ребенок показывает указкой на карте границы страны)

            Воспитатель: Что вы можете рассказать о природе нашей страны? Посмотрите на иллюстрации и попробуйте составить короткий рассказ.

Ответы детей.

                                         Примерный рассказ.

            Россия – большая страна, в ней много лесов, рек, есть горы и возвышенности. В лесах водятся разные звери, птицы, растут  разные деревья и кустарники. Наши леса богаты множеством грибов и ягод. Через всю страну протекает много рек, в которых много разной рыбы. Одна из самых больших рек в России – Волга, а наш родной город построен на берегу реки Уфы и называется также УФА.

Звуковой анализ слова  «ГОРОД».

                          Рассказ «История России»  (воспитатель)

             - Молодцы. Да наша страна очень большая, красивая и богатая. Она возникла очень давно и у нее древняя и интересная история. Раньше в России было множество княжеств. Князья воевали друг с другом и захватывали друг у друга земли. Так Московского князя Юрия прозвали Долгоруким за то, что он отвоевывал и присоединял к своему княжеству земли других князей. Но когда на Русь нападали внешние враги – иноземные, все князья объединялись на борьбу с ними. И однажды они поняли, что воевать с врагами в одиночку невозможно и решили объединиться навсегда. Выбрали себе главного князя, которого стали называть царем.

Русское  устное народное творчество: пословицы, поговорки, сказки.

            Воспитатель:  Мы с вами читали много сказок. Почему о многих из них мы говорили — «народные»? Что еще сочиняли талантливые русские люди?

Ответы детей.

 (Песни, потешки, небылицы, заклички, считалки и дразнилки, скороговорки, пословицы и поговорки).

            Воспитатель:  Какие русские народные сказки вы знаете?

 Ответы детей.

 («Зимовье зверей», «Царевна-лягушка», «Сивка-бурка» и т.д.) Чему нас учат сказки? (Добру, уважению к старшим, заботе о своих близких)

            Воспитатель: Назовите русскую поговорку о дружбе?

Ответы детей.

 «Без друга в жизни туго»; «Друг познаётся в беде»; «Дружба крепка не лестью, а правдой и честью»; «Дружбой дорожи, забывать её не спеши»; «Друг дороже денег»; «Друг научит, а недруг проучит».

            Воспитатель:  Ребята, как вы понимаете значение этих поговорок?

Ответы детей.

                                                  Хоровод.

            Воспитатель:  А еще в России любили водить хороводы. Давайте встанем и заведем хоровод. (В качестве физкультминутки проводится хоровод «Во поле береза стояла»).

             Беседа о народном декоративно-прикладном искусстве.

            Воспитатель:  А сейчас мы попали на русскую ярмарку, где продаются прекрасные изделия, сделанные руками русских мастеров. Возьмите по одному предмету в руки. Расскажите, что за изделие вы купили на ярмарке. (Дети рассказывают о дымковской, хохломской, городецкой росписях)

                                    Беседа о русских традициях.

            Воспитатель: У каждого народа есть свои традиции. Как вы понимаете это слово? Что такое традиции? (Ответы детей).

            Воспитатель:  Традиции – слово нерусское оно переводится с латинского языка как слово «передача», то есть традиция – это то, что передают от одного поколения другому. Например, бывают семейные традиции. Какие традиции есть у вас в семье?

 Ответы детей.

            Воспитатель: Почти во всех семьях есть традиция отмечать день рождения членов семьи и дарить подарки. Во всех странах мира есть традиция встречать Новый год в 12 часов ночи. Есть традиции, которые сложилось много веков назад, и сохранились до наших дней. Какой праздник русские люди отмечают в конце зимы и начале весны? (масленица) Что вы знаете об этом празднике? К какому празднику красят яички? (Пасха) Какие еще старинные традиции вы знаете?

Ответы детей. (Свадьба, именины)

                               Обсуждение слова «именины».

            Воспитатель: Расскажите, что такое именины? (Если дети затрудняются с ответом, рассказать им о традиции празднования именин).

             Каждому человеку при рождении дается имя. Имя ребенку долго выбирают. Часто детей называют в честь бабушки или дедушки, или в честь еще какого-то родственника или знакомого. В старину на Руси очень серьезно относились к выбору имени. Считалось, что если имя выбрано правильно, то ребенок будет счастлив.

            Был такой обычай – когда рождался ребенок, родители выбегали за ворота и спрашивали первого встречного или встречную, как их зовут. Это имя давали ребенку. Но у каждого имени тоже есть свой день рождения. Это день рождения святого. Поэтому, если ребенок родился в день рождения, какого- либо святого, то ему давали его имя. Считалось, что святой, чьим именем зовут ребенка, будет всегда оберегать его от бед. Сейчас люди празднуют свой день рождения. А на Руси существовал обычай праздновать именины, не всегда этот день совпадал с днем рождения ребенка. Когда праздновались именины, имениннику дарили подарки. И существовал обычай – именинник садился за стол, ему давали пирог с кашей.         Разламывали пирог над головой именинника, чем больше каши просыплется на его голову, тем счастливее будет его жизнь в течение года. Еще в этот день разбивали что-то из посуды. По этому, и сейчас, если бьется посуда, говорят «На счастье».

                               Беседа о национальной кухне.

            Воспитатель: А еще есть традиции, связанные с приготовлением различных блюд — традиционная национальная кухня. Национальная кухня зависит от того, что выращивают в той или иной стране. Например, в Японии и Китае выращивают рис, поэтому много блюд готовят из риса. А что выращивают в России?

Ответы детей.  (Пшеницу, рожь, разные овощи).

            Воспитатель:  Из злаков, названных вами, готовят муку. И в традиционной русской кухне много блюд их муки. Например, знаменитые калачи и пряники. Их пекут только в России. (Показать) Какие кушанья из муки пекут в вашей семье?

Ответы детей.

 (Блины, пирожки, оладьи, кулебяки).

            Воспитатель: А еще в России любят щи. Из чего их готовят? Отберите овощи, которые используют при приготовлении шей.

                            Дидактическая игра «Поварята».

Воспитатель:   У русского народа есть поговорка «Щи, да каша – пища наша». Значит, кашу тоже можно назвать национальным русским блюдом.

            Найдите компоненты, используемые для приготовления каш. Какие каши нравятся вам? Из чего их готовят?

Ответы детей.

            Воспитатель:  В России часто бывает холодно зимой и жарко летом. Какой напиток часто используют, чтобы утолить жажду.

Ответы детей.

            Воспитатель: Это квас. (Показать). Делают его из хлеба. А зимой на ярмарках продавали особый напиток – горячий сбитень – это напиток из меда. Он очень хорошо согревал во время сильного мороза.

            Воспитатель:  А сейчас Аня  Прочитает нам стихотворение о  дереве, которое известно во всем мире как «Русская березка».

            Русская берёзка                                     

Люблю берёзку русскую,                     

То светлую, то грустную,                     

В белёном сарафанчике,                        

С платочками в карманчиках,              

С красивыми застёжками,                      

С зелёными серёжками.                           

Люблю ее нарядную,

Родную, ненаглядную,

То ясную, кипучую,

То грустную, плакучую.

Люблю берёзку русскую,

Она всегда с подружками,

Под ветром низко клонится

И гнется, – но не ломится!

      (А. Прокофьев)

                                                Анализ

Воспитатель: 

-Сегодня, ребята, давайте вспомним,  чем мы сегодня с вами занимались?

-Что нового Вы узнали?  (поговорили о нашей стране, о таланте и традициях русского народа.  О дымковской, хохломской, городецкой росписях; об обычаях, традициях русской национальной кухни; рассказывали стихотворения; «Варили» суп и кашу и т.д.)