Образовательные задачи: формировать умение проводить звуковой анализ слов, совершенствовать фонематический слух.
Развивающие задачи: развивать связную речь, формировать умение составлять план рассказа и придерживаться его.
Воспитательные задачи: воспитывать чувство любви и привязанности к самому близкому и родному человеку – маме, желание заботиться о своих близких людях.
Интегрируемые образовательные области:
Речевое развитие: формировать умение составлять рассказы из личного опыта; подбирать к существительным прилагательные, воспитывать умение поддерживать беседу.
Социально-коммуникативное развитие: закреплять умение выполнять правила игры, воспитывать творческую деятельность, умение инсценировать небольшие произведения.
Познавательное развитие: раскрыть детям многогранный образ матери, воспитывать любовь и заботливое отношение к ней.
Художественно-эстетическое развитие: обогащать музыкальные впечатления детей, вызывая яркий эмоциональный отклик при восприятии музыки разного характера.
Физическое развитие: выполнять движения и удовлетворять двигательную активность детей в соответствии с текстом; элементы артикуляционной гимнастики.
Региональный компонент: воспитывать интерес к башкирским пословицам и поговоркам, понимать смысл.
Материал и оборудование: Фотовыставка «Наши мамы», картинка «Подарок», пеналы по обучению грамоте, игрушки и элементы одежды к инсценировке «Разгром», кассета с записью песни «Мама».
Ход
Воспитатель: Дети, я хочу вам загадать загадку:
Кто вас детки крепко любит?
Кто вас нежно так голубит,
Не смыкая ночи глаз,
Кто заботится о вас?
Колыбель кто вам качает,
Кто вас песней забавляет
Или сказку говорит,
Кто игрушки вам дарит?
Дети: Мама!
Воспитатель: Правильно, конечно же, мама! Мама, мамочка… Сколько тепла таит это
простое слово, которым называют человека, самого близкого, дорогого,
единственного. А сколько песен и стихов написано о мамах. Одно из них
сейчас прочитает Диана.
Стихотворение «Разговор о маме» Н. Саконской.
От чистого сердца, простыми словами
Давайте, друзья, потолкуем о маме.
Мы любим ее, как хорошего друга,
За то, что у нас с нею все сообща…
За то, что всегда без утайки и прямо
Мы можем доверить ей сердце свое.
И просто за то, что она наша мама,
Мы крепко и нежно любим ее.
Воспитатель: Спасибо, Диана. Конечно, вы все очень любите своих мам. Давайте
скажем о маме все хорошие слова. Каждый из вас назовет по одному
слову, но, не повторяя уже сказанное.
Игра «Какая мама?»
(ласковая, добрая, нежная, трудолюбивая, умная, красивая, единственная, родная и т.д.)
Воспитатель: Молодцы! Вот сколько ласковых слов вы знаете о мамах! А какой первый
звук в слове «мама»?
Дети: звук «М»
Воспитатель: Назовите слова со звуком «М» в начале слова.
Дети: Мороженое, мак, малыш, молоко и т.д.
Воспитатель: В середине слова?
Дети: Лампа, сумка и т.д.
Воспитатель: В конце слова?
Дети: Дом, сом, дым и т.д.
Воспитатель: Хорошо! Дети, а у ваших мам есть мамы? Кто же она?
Дети: Бабушка.
Воспитатель: Вы, наверное, очень дружите с бабушками, потому что они добрые,
внимательные. И я знаю, что вы любите ездить в гости к бабушке. Давайте поиграем в игру, которая так и называется «У бабушки с дедушкой».
Артикуляционная гимнастика «У бабушки с дедушкой»
Толстые внуки приехали в гости (надули щеки),
С ними худые – лишь кожа да кости (втянули щеки не открывая рот),
Бабушка с дедушкой всем улыбнулись (широкая улыбка),
Поцеловать они всех потянулись (имитация поцелуя).
Утром проснулись – в улыбочку губы (широкая улыбка),
Чистим мы свои верхние зубы (язычок двигается между верхней губой и зубами),
Вправо и влево, внутри и снаружи
С нижними зубками тоже мы дружим (язычок двигается между нижней губой и зубами)
Воспитатель: Да, бабушки вас очень любят.
Игра «Назови ласково»
Воспитатель: А как ласково можно назвать бабушку?
Дети: Бабуля, бабулечка и т.д.
Воспитатель: Маму?
Дети: Мамочка, мамуля, мамушка и т.д.
Воспитатель: Сестру?
Дети: Сестренка, сестричка, сестреночка и т.д.
Воспитатель: Молодцы, дети! Вот сколько вы знаете лаковых слов, чаще говорите своим мамам ласковые и добрые слова, и как сильно вы их любите. У мамы золотые руки и нежное сердце. Если у вас радость, она радуется вместе с вами. Если вам грустно, она успокоит вас и утешит. Мама радуется вашим успехам и вместе с вами переживает ваши неудачи. Старайтесь больше дарить маме радостных минут и как можно меньше доставляйте ей огорчения. Сегодня на занятие вы принесли фотографии своих мам. Расскажите, Пожалуйста, о своей маме по вопросам: «Как зовут маму? Где она работает? Чем она любит заниматься дома? Как вы играете с мамой? Как помогаете ей? Когда вы ухаживаете за мамой, когда она болеет?
Рассказывание из личного опыта (3-4 детей)
Воспитатель: Молодцы! Как хорошо рассказали о своих мамах. Вот было бы здорово, если бы все дети научились помогать маме, берегли бы и любили свою маму не только в мамин праздник, но и каждый день!
Физминутка.
А теперь давайте встанем и покажем все вместе как нужно помогать маме!
Как мы будем подметать пол? Молодцы!
Протирать пыль? Молодцы!
А как помогать маме стирать белье? (полоскать, выжимать, повесить на веревку, снимаем, гладим и складываем аккуратно). Молодцы!
Ну и давайте покажем, как нужно мыть посуду! Молодцы!
Вот теперь я точно знаю, что вы можете помогать своим мамам. Из вас выйдут замечательные помощники!
Воспитатель: Вот мы и отдохнули. Юля, Даша З. и Ваня приготовили вам сюрприз. Они покажут инсценировку.
Инсценировка стихотворения «Разгром» Э. Успенского
Мама приходит с работы,
Мама снимает боты,
Мама проходит в дом,
Мама глядит кругом
- Был на квартиру налет?
- Нет!
- К нам заходил бегемот?
- Нет!
- Может быть дом не наш?
- Наш!
- Может, не наш этаж?
- Наш!
Просто приходил Сережка,
Поиграли мы немножко.
- Значит, это не обвал?
- Нет!
- Значит, слон не танцевал?
- Нет!
- Очень рада.
Оказалось,
Я напрасно волновалась.
Воспитатель: Спасибо, вам, ребята. Я надеюсь, вы не разбрасываете игрушки по всему дому? Уверена, что каждый из вас убирает игрушки после игры.
Воспитатель: Продолжаем нашу беседу. А какие вы знаете башкирские пословицы и поговорки о мамах?
Дети: «Возле солнца тепло, возле матери - благостно»
«Материнская рука целительная»
«Радость ребенка – радость матери»
«Без иглы дома не бывает, без матери - порядка»
Воспитатель: Скажите, когда бывает праздник, где мамам дарят подарки, стараются порадовать их?
Дети: 8 Марта, в День матери (в конце ноября).
Воспитатель: Это очень хорошо, что вы делаете подарки к празднику. Но разве дело только в этом? Вы знаете о том, что подарки мамам нужно делать каждый день, ведь она этого заслужила. Только эти подарки будут особые… Иногда маму нужно обнять и поцеловать, и сказать ей ласковое слово, а иногда надо помочь ей помыть посуду и убрать со стола, а иногда надо просто убрать за собой игрушки или аккуратно сложить свои вещи, а иногда маму надо просто не огорчать, и не капризничать по пустякам, а иногда надо дать маме возможность отдохнуть и не мешать ей своими шумными играми. Это будет самый хороший подарок для мамы.
Посмотрите, какой у меня подарок! (воспитатель показывает красивую коробочку, а затем картинку «Подарок»)
А сейчас мы разберем слово, т.е. проведем звуковой анализ слова «подарок».
Воспитатель: Сколько слогов в слове «подарок» (3)
Сколько звуков в слове «подарок»? (7 звуков)
Какой первый звук? (П – твердый; согласный)
Какой второй звук? (О – гласный звук)
Какой третий звук? (Д – твердый; согласный звук)
Какой четвертый звук? (А – ударный; гласный звук)
Какой пятый звук? (Р – твердый; согласный звук)
Какой шестой звук? (О – гласный звук)
Какой седьмой звук? (К – твердый; согласный звук)
Сколько твердых согласных звуков? (4)
Сколько мягких согласных? (нет)
Сколько гласных звуков? (3)
Какой ударный гласный звук? (А)
Переставьте ударение (черную фишку) на звук «О», как теперь будет
звучать слово? (подарОк)
Снова поставьте ударение верно.
Придумайте предложение со словом «подарок»? (2-3 предложения)
Воспитатель: Молодцы, вы справились с заданием. Дети, а кто знает скороговорку про
маму?
Дети: Мама мыла Милу мылом.
Воспитатель: Давайте все вместе произнесем эту скороговорку.
(индивидуально выговаривают 3-4 ребенка)
Итог:
Воспитатель: Вот и закончилось наше занятие.
Что вам больше понравилось?
Что вы запомнили?
Ответы детей.
Воспитатель: Закончим наше занятие самой нежной и ласковой песней о маме (Звучит песня «Мама … первое слово»)