План
1 .Введение
Причины создания проекта.
Цели
Задачи
2. Теоретическая часть.
Организация досуга детей.
К истории возникновения «детской» грядки
Требования к орудиям труда дошкольников и младших школьников
Требования к детской грядке
3.Наш опыт
Подготовительная работа: сбор информации, чтение художественной литературы, просмотр мультфильмов, видео, экскурсии,
Непосредственная трудовая сельскохозяйственная деятельность
Изобразительная деятельность
4.Предварительные итоги.
Полученные «плюсы» и «минусы»
Выводы.
Возможные формы работы, стимулирующие к труду, познанию и творчеству детей Рекомендации родителям по трудовому воспитанию детей
5.Список используемой литературы
6.Приложение
Пословицы, поговорки, загадки.
Дополнительная литература для чтения детьми.
Стихотворения об огороде, овощах, труде детей
1.Введение
Причины создания проекта «Детская грядка»
- проблема организации полезного и физически-активного досуга детей в весенне-летний период;
-поиск долгосрочного дела, способствующего развитию у детей чувства ответственности, целеустремленности, инициативности, уважения к своему и чужому труду, раскрытию творческих способностей;
- недостаточные знания детей об окружающем мире, в частности об овощных культурах и труде огородников;
- отсутствие у детей навыков труда в огороде;
Цель:
-трудовое и нравственное развитие и воспитание детей
-интеллектуальное и эмоциональное развитие детей через изучение живой природы и непосредственное взаимодействие с ней.
Задачи:
1. Обогащение знания детей знакомством с огородными культурами, их многообразием, особенностями, условиями выращивания и пользе для человека.
2.Формирование понимания причинно - следственных связей между уходом за растениями и качеством получаемого урожая.
3. Формирование трудовых навыков, необходимых для ухода за огородными культурами.
4.Воспитание уважения к собственному и чужому труду, осознания его значимости.
5. Формирование чувства ответственности, инициативности в труде.
6.Воспитание чувства ответственности и желания доводить начатое дело до конца.
7.Стимулирование у ребенка сотрудничества со взрослыми и с другими детьми в совместном труде.
8.Сравнение качества овощей, выращенных на своем огороде с качеством овощей, купленных в магазине.
Участники: дети 3-х, 5-ти, 6-ти, 8-ми и 9 -ти лет.
Место проведения - домашний огород.
Время проведения - весеннее - летний период 2012г. и 2013 г.
2. Теоретическая часть.
Организация досуга детей.
Досуг является важнейшим институтом социализации и адаптации для всех детей и подростков. В досуговое время дети получают навыки общения, реализуются творчески, развиваются и самосовершенствуются, получают положительный социальный опыт. Особая ценность досуга заключается в том, что он может помочь ребенку реализовать то лучшее, что в нем есть. Детский досуг - это своеобразная «зона невмешательства» так необходимая для самопроверки, оценки собственного «Я». Кроме того, хорошо организуемый детский досуг может помочь в дальнейшем и в выборе профессии.
Так как дети не способны организовывать свой досуг сами, ответственность за его организацию полностью ложится на родителей. Вот почему, мы всерьез озаботились качественной организацией весеннего, и особенно, летнего периода отдыха наших детей.
К истории появления «детской» грядки.
За свою историю русский народ накопил богатый опыт и традиции взращивания и воспитания детей. Не имея учебников по педагогике и психологии, любая неграмотная женщина - мать умела подготовить своих детей к тяжелой и суровой крестьянской жизни. Уже к 15-16 годам девушка была готова к выполнению важнейших социальных ролей: хозяйки, матери, жены, а юноша к восемнадцати знал и умел все необходимое, чтобы стать настоящим отцом, мужем и хозяином, владел хотя бы одной мужской профессией.
Обучение проходило в повседневной жизни, как бы невзначай: дети видели постоянный труд родителей, наблюдали за их действиями, пытались повторить их, выполняли поручения. Начиналось все с самых ранних лет, например, уже в 3 года дети:
-участвовали в посадке картофеля, бросая в лунки клубни картошки,
-пололи травку на грядках, собирали ее в небольшие корзинки,
- кормили собранной травой телят или ягнят.
Орудия труда всегда соответствовали возрасту и силам ребенка.
Родители делали маленькие серпы, специальные детские мерные ведерки, деревянные жернова, небольшие тяпки, лопатки и т.д.
На основании этнографических исследований, в крестьянских семьях, а они составляли более 90% населения страны, никто не сидел без дела, каждый трудился в меру своих сил
- на пользу всей семьи.
Самое страшное прозвище для девушки было «никудашняя», значит ничего не умеющая и ни к чему не пригодная. Таких неохотно брали замуж, и это разумно, ведь раньше не было гипермаркетов, где сегодняшняя семья может приобрести все: от пищи и одежды до автомашины. Раньше от способностей жены и мужа зависели не только здоровье, но и жизнь всей семьи, ведь абсолютно все нужно было делать своими руками.
«Детская» грядка, как явление, так редко и осторожно используемая в сегодняшних семьях, 100 лет назад была абсолютной нормой и прямой обязанностью детей в семье. Прежние родители воспитывали своих детей пословицами: « Без труда не вытащишь и рыбку из пруда», «Без хорошего труда нет плода», «Терпенье и труд все перетрут». «Кто не работает, тот да не ест», и др. Современным детям больше нравятся такие как: «Работа не волк - в лес не убежит», «Дураков работа любит и дурак работе рад», призыв: «Бери от жизни все» и т.д.
Технический прогресс освободил людей почти от всех видов ручного труда, подарил массу свободного времени, только радость и чувство удовлетворения от жизни
сегодняшним людям не только не прибавил, а катастрофически сократил. Без ежедневного труда люди теряют что- то очень важное, необходимое душе каждого человека. У миллионов выращенных потребителей все чаще проявляется «унлюст»- «беспричинная подавленность настроения и раздражительность, сопровождающиеся отсутствием желаний и неприязненным отношением к окружающему». Это не удивительно, ведь когда ты ничего не умеешь и не хочешь делать сам, тебе приходиться полностью зависеть от других людей, настроения твоего спонсора, состояния мировой экономики, наличия товаров в магазинах и т.д.
Уверенность и самоуважение присутствуют чаще всего у тех, кто не рассчитывает на других, а старается все, что можно делать своими руками , постоянно учится и овладевает новыми знаниями, умениями и навыками. До сих пор рейтинг и статус таких людей в любой социальной группе, особенно детской - самый высокий.
Пусть трудится сегодня немодно, однако, это единственная возможность занять достойное место в обществе и профессионально и личностно реализоваться.
Требования к детской грядке
1.Выделяется одно из лучших мест в огороде - иначе, полученный урожай не вдохновит детей на собственную грядку в следующем году.
2.Весной грядка перекапывается взрослыми и хорошо удобряется, желательно, не химикатами.
3.Ширина грядки зависит от роста ребенка - он должен легко дотягиваться до ее середины.
4.Для первого раза, к выбору размера грядки подойдет принцип - «лучше меньше - да лучше»: лучше качественно ухаживать за тремя овощами, чем бросить в середине лета - десяток растений.
5.Семена должны быть всхожими и принадлежать к сортам, которые уже хорошо себя зарекомендовали, а не новинкам.
6. Предпочтительнее холодостойкие и раннеспелые сорта.
7. Рассаду для посадки выбирать самую лучшую.
8. Содержимое грядки должно быть разнообразным, например зелень, огурец, кустик клубники, очень плодовит кабачок.
9.Выбор орудий труда, соответственных возрасту и здоровью ребенка.
Требования к орудиям труда дошкольников и младших школьников
Для уборки участка, работы на огороде и в цветнике используется следующий инвентарь. Лопаты для перекопки земли, вскопанной взрослыми; лоток лопаты 15—13 см, длина ручки 75-80 см.
Грабли деревянные (для сгребания листьев) и железные (для рыхления, очистки поверхности почвы от камней, выравнивания поверхности гряд): примерное количество зубьев — 7, расстояние между ними 2,3—2,5 см, высота зубьев 5 см, длина гребенки 20— 22 см, длина граблей 100—110 см, сечение ручки 2—3 см.
Носилки с бортиками для переноски земли, песка, опавших листьев: длина 20—25 см, ширина 20 см, высота бортика 3—4 см, длина с ручками 100—110 см.
Тачка для перевозки земли, песка, опавших листьев, камешков: высота бортов — 20 см, длина вместе с ручками 100— 110 см, длина бортов 30—40 см, диаметр колеса — 12 см. Ведра вместимостью 1,5—2 л.
Лейки вместимостью до 2 л.
Совки для выкапывания и посадки растений, для окучивания и рыхления почвы; длина лотка — 10 см, ширина — 7—8см, длина совка— 16-20 см.
3.Наш опыт.
Подготовительная работа:
Чтение художественной и специальной литературы.
-чтение и обсуждение книг:
-Н. Надеждина «Вокруг света по стране Легумии» и «Где щи, там и нас ищи»,
-Наталия Жирмунская. Огородные приключения гнома Петрушона
-сказки Д. Родари «Приключения Чиполлино»,
-рассказ А. В. Евстигнеева «Капуста»
-русские народные сказки «Репка», «Вершки и корешки»,
-белорусская сказка «Пых»,
-украинская сказка «Колосок»,
-татарская песенка «Мешок»,
-Ю.Тувин «Овощи»,
-стихотворения С.В. Михалкова «Овощи» и многих др. (см. в Приложении)
Просмотр мультфильмов:
«Веселый огород» , 1946г,
«Дереза», 1985
«Фунтик и огурцы», 1961
«Раз - горох, два - горох» и др.
Беседы о разнообразии семян, особенностях выращивания на основе рассматривания иллюстраций в книге Небесного С. «Юным овощеводам» .
Экскурсия « В мир семян» (непосредственная и с помощью интернет ресурсов)
Цель:
- показать разнообразие видов овощей и многообразие сортов одного вида растения.
-сравнить семена по форме, цвету, размеру
- сравнить семечко и плод, который из него вырастает
Просмотр видео
«Прорастание семени»
http://www.youtube.com/watch?v=pIRwzDaVrqM
http://www.youtube.com/watch?v=nzJYwlq2MAs
« Посадка гороха»
http://dizain-sada.ru/gryadki/posadka-goroxa/ и др.
Непосредственная сельскохозяйственная деятельность:
- подготовка грядки к посеву и высадке рассады
-рыхление почвы
-посадка семян
-измерение расстояния между растениями
-высадка рассады
-удобрение растений различными составами: из птичьего помета, яичной скорлупы, золы, настоев трав
-сортировка плодов одного вида по размеру, например картофеля во время уборки
-сравнение и наблюдение за разными сортами одного вида, например помидоров
-анализ причин плохого урожая: объективных, например засуха, заморозки и субъективных, например, забывали во время поливать растения, ленились.
- сбор урожая
Изобразительная деятельность в рамках проекта.
Изобразительная деятельность оказалась важной и необходимой составляющей этого проекта, так как помогла закрепить полученные впечатления, опыт и знания в ходе трудовой деятельности.
«Наш урожай» - лепка из соленого теста
«Огородные инструменты» рисование
«Такие разные помидоры» рисование с натуры
Поделки из картофеля
Мы рисовали, делали аппликации, поделки из овощей, лепили из соленого теста. Дети старались как можно точнее передать изображаемые предметы. Изобразительная деятельность способствовала развитию внимания, памяти, стимулировала фантазию, творчество, доставляла много радости.
Театрализованная деятельность.
Постановка сказки «Колосок»
4.Предварительные итоги и выводы.
Нашему проекту всего 2 года, но можно уже сейчас определить его «плюсы» и «минусы», и наметить конструктивные шаги к улучшению этого проекта.
Начнем с «минусов» - они были, к сожалению, предсказуемы:
-неприученные к постоянному труду дети - ухаживали за своей грядкой без особого энтузиазма
- дети выполняли необходимые трудовые действия, не потому что им хотелось, а потому что это было надо.
-интерес к наблюдению за развитием растений был небольшой, детям по-настоящему интересен был только момент всходов семян и появление самих плодов, промежуточные моменты остались, практически, без внимания;
-об уходе за грядкой детям приходилось всегда напоминать, сами дети о ней вспоминали крайне редко.
«плюсы»
-дети были обеспечены фронтом работ в течение всего весенне-летнего сезона,
-научились планировать свой день с учетом необходимых трудовых поручений, например, сначала прополоть, а потом с подругами поиграть
-начали разбираться в огородных культурах, научились отличать их друг от друга (укроп от петрушки, мелиссу от душицы, ...)
- выучили особенности ухода - огурцы поливать каждый день, помидоры - 1 раз в неделю; капусту - холодной водой, огурцы - теплой и т.д.
-стали внимательнее к растениям вообще, находя какое - то неизвестное растение, спрашивали: как оно называется и полезно ли оно;
-радовались получаемым плодам, приносили домой, показывали, даже рассказывали о них соседям;
- дети стали обращать внимание на качество почвы, ее состав, ведь не секрет, что именно от нее максимально зависит размер урожая;
- без подсказки могли сами собрать в огороде все, что необходимо для приготовления салата, борща, заварки вкусного чая;
- с интересом стали относиться к приготовлению блюд;
-оценили пользу своего огорода: отпала надобность ходить в магазин за овощами, а качество своих овощей оказалось выше магазинных.
- постепенно пробуждился интерес к различной литературе на тему «Огород», не только мама с детьми, но даже папа погрузился в эту тему.
Выводы:
1. Начинать включать в такой проект детей надо не позднее 3-х лет, чтобы с годами вырабатывался устойчивый навык работы в огороде.
2.Даже при таком старте, не стоит ждать быстрых результатов, они появятся не скоро.
3.Этот проект требует постоянного и активного участия родителей. В этом его сложность (для очень занятых родителей) и абсолютный плюс, т.к. ничто так не сближает детей и взрослых - как совместное дело
5.Просто привлекать детей к физическому труду - не эффективно, здесь необходим целый комплекс мер, мотивирующий их к этой деятельности.
Возможные формы и виды работы, стимулирующие к познанию, творчеству и труду детей
-собирание и фотографирование причудливых плодов;
-создание книги «Рекордов Гиннеса» своего огорода: самый ранний огурец, самый тяжелый помидор, самое большое количество картофелин на кусте и т.д.
-составление плана огорода с обозначением культур на каждой грядке, эта рабата важная, т.к. помогает грамотно запланировать посадку овощей на будущий год.
-сочинение сказок, рассказов о полюбившемся овоще;
-собирание редкой, интересной информации об огородных растениях;
-оформление собственной кулинарной книги со своими полюбившимися рецептами приготовления ягод и овощей;
-ведение дневника наблюдений за конкретной культурой;
-изготовление симпатичного огородного чучела, особенно это актуально, если грядка находится на даче;
-рисование: придумывание портретов овощей;
-создание бальной одежды для каждого овоща;
-составление из нарезанных овощей и фруктов оригинальных, смешных или сказочных композиций;
-приготовление овощных блюд своими руками и т.д.
Рекомендации родителям по трудовому воспитанию детей
Ребенок полюбит трудиться, если:
-приобщение к труду начнется с раннего детства;
-примером трудолюбивых людей - будут его собственные родители;
-у ребенка имеется свое постоянное трудовое поручение;
-предлагаемая ему работа не пустяковая, а требует определенных усилий и терпения;
-ребенок будет видеть не только результаты своего труда, но и их значимость для семьи, например из выращенных им кабачков сделают икру на зиму, а из собранных им ягод сварят варенье;
-родители серьезно относятся к труду ребенка и его результатам - поощряют и уважают его.
Ребенок разлюбит трудиться, если:
- трудом его наказывают;
-торопят в ходе трудовой деятельности, доделывают за него, ориентируясь только на результат, и недооценивают важности самого процесса работы;
- ребенок получает непосильные или непонятные поручения;
-взрослые допускают отступления от принятых требований;
- взрослые не считают нужным благодарить за помощь или просто забывают это делать.
Памятка для родителей:
-сообщите цель и необходимость поручения;
-помогите выбрать или приготовить нужные орудия труда;
-напомните или, если это необходимо, покажите трудовые действия;
-постоянно контролируйте (только не навязчиво) процесс и результат труда;
-фокусируйте сознание ребенка на радости от получаемых результатов и на победе над ленью и равнодушием.
Использованная литература и интернет ресурсы:
1 .Энциклопедия садовода и огородника /О.А. Ганичкина, А.В. Ганчкин. 3 - изд. испр. и доп. - М.: ЭКСМО, 2005 - 701 с.
2. Тематический проект: «Огород на подоконнике» Подготовительная к школе группа Старший воспитатель: Якунина Нина Ивановна
http://sad72.tomsk.ru/index.php/novosti/22-news l.html
3.Лопатина А.А. Сказы матушка земли: экологическое воспитание через сказки, стихи и творческие задания / А. Лопатина, М. Скребцова. - Москва: Амрита - Русь, 2007. - 252 с.
4.Среднесрочный творческий проект «Огород на подоконнике»
5.Программа детского объединения «Юный овощевод»
http://lib.convdocs.org/docs/index-66210.html
6.Трудовое воспитание в семье
http://knowledge.allbest.ru/pedagogics/3c0b65635b2bc68a5d43b88421206d27 0.html
7.Правила трудового воспитания детей дошкольного возраста http://mervpoppins.com/trudovoe-vospitanie-doshkolnikov/
8.Семь ворот на огород. Ракитина Е. В.
9. В помощь учителю. Овощи. Ракитина Е. В. Наборы репродукций.
10.Чудесная страна. Детский сайт для родителей
http://www.chudesnavastrana.ru/stihi-pro-ovoshi-i-fruktv.htm
11.Науменко Г.М. Этнография детства
12.«Вот веселый огород, что здесь только не растет» Гаврилова О.Н.
http://festival. 1 september.ru/articles/210353/ секрет№1
http://festival. 1 september.ru/articles/210354/ секрет №2 http://festival.lseptember.ru/articles/210436/ секрет №3
13.Смирнов А.В. Вершки и корешки: Научно-художественная лит-pa. -М.: Дет.лит., 1986
14.Правильная организация досуга ребенка
http://www.intemet-kontrol.ru/otdich/pravilnava-organizatsiva-dosuga-rebenka.html
15.«Наблюдения и труд в природе». М, 1976
16. «Материалы и оборудование для трудовой деятельности детей» http://www.detskiysad.ru/trud/645.html
6. Приложение
Поговорки:
«Огород - для семьи доход»
«Летом под межой не лежи и гороху не щипли» (не отлынивай, дела не ждут) «Выбирай жену не в хороводе, а в огороде»
«Всякое семя сеют в свое время»
«Всякому овощу свое время»
«Где сорняк цветет, там хлеб вянет»
«Доброе семя - добрый и всход»
« Как посеешь, так и пожнешь»
«Каково семя, таково и племя»
«Что посеешь, то и пожнешь»
Загадки:
1.Огород:
Там морковка, там капуста, там клубничкой пахнет вкусно.
И козла туда, друзья, нам никак пускать нельзя.
2.Помощники огородника:
Шланг:
Проползла во дворе змея черная и длинная,
Огород наш поливала, на работе не зевала.
Бочка:
Смастерили из досок и надели поясок.
И хранит посуда эта с грядки собранное лето.
Сама я дубовая, а пояс мой ивовый.
Стоит толстуха, деревянное брюхо, железный поясок.
Ведра'.
Два братца пошли в речку купаться.
Эй, Назар, пора вставать, огород поливать,
Поднимайся бодро, доставай-ка
Из избы идут - пляшут, в избу идут - плачут.
Один купается, другой на берегу дожидается.
Грабли:
Зубасты, а не кусаются.
Двенадцать коней одним поводком веду.
Деревянный брусок, на нем растет лесок.
Где прошла гребенка, выросла копенка.
Лейка:
Из железа тучка, а у тучки - ручка.
Эта тучка по порядку обошла за грядкой грядку.
Семьсот ворот, один выход
В длинном с дырками носу я без тучки дождь несу.
Сбоку ручка, сверху ручка, а внутри вода.
Огородник Федот с длинным носом живет,
Как наклонится, так дождь пойдет.
Лопата:
Надели на палку стальную ладошку
И под ладошку сажают картошку.
Вот ладонь на длинной ножке,
выкопала всю картошку.
Гладкая, покатая, а зовусь…
Я землю копала, ничуть не устала,
А кто мной копал, тот и устал.
Землю копала, грядки ровняла,
ручейки прорывала
И ничуть не устала.
Дополнительное чтение
По Г. Скребицкому и А. Брему “В поле и на огороде”
О. Никифорова “Огород на окне”
Н. Носов “Огурцы”
М. Лященко “Изумрудные города”
Стихотворения
В огороде.
По таинственным законам, непонятным до сих пор,
Огурец растет зеленым, рядом - красный помидор.
Баклажаны синие рядом с желтой дынею.
А земля - черным - черна, а земля для всех одна.
О. Бундур
Овощная считалка:
В огороде у Егора Тыква, репа, помидоры.
В огороде у Ивана Кабачки и баклажаны.
Ты посадишь патиссон,
Выходи из круга вон
***
Стала тыква нас просить:
Жарко! Дайте нам попить!
- Мы достали быстро лейку
И полили всю семейку:
Чтобы крепли молодцы
- Кабачки и огурцы,
Чтобы сладкими на вкус,
Были дыня и арбуз!
-Вот спасибо вам, друзья!
Напилась моя семья!
***
-Что кряхтите, мышки?
-О-о-х!
Тяжело тащить горо-о-ох!
Как нам быть, не знаем,
С этим урожаем!
- Эй, синицы, налетайте!
Мышкам живо помогайте!
- Как дела, мышата?
-Плохо!
-Нет теперь у нас гороха!
-Нам синицы помогали
-Весь горошек поклевали!
***
-Заболел малютка ежик!
Доктор, что ему поможет?
-Ваш поправится сынок.
А спасет его - чеснок!
***
Обожаю я свеколку,
- Говорит зайчонок волку,
- Вот, попробуй, угощаю!
Будет вкусно, обещаю!
Свекла мне не по зубам!
Вот тебя я лучше - ам! –
... Но в зубах злодея волка
Оказалась лишь свеколка!
***
Когда картошку уплетаю,
Всегда индейцев вспоминаю:
Вот не нашли б они картошку,
Что ел бы я большою ложкой?
***
Ну-ка, девица редиска,
Полезай скорее в миску!
Здесь уже твои сестрички.
Видишь хвостики - косички?
-Нет, я в миску не спешу,
Лучше в грядке посижу!
***
***
Знаю я, любезный лук,
Ты - мой добрый, верный друг.
Что ж глаза мне щиплешь так,
Будто ты не друг, а враг?
Уж такой я, потерпи.
Если любишь, то прости!
***
Прими, дорогая подружка,
Зелёный венок из петрушки!
Ещё приготовил тебе я
Чудесный букет сельдерея!
-Спасибо! - корова сказала
Из далёких, тёплых стран
К нам приехал баклажан.
Гость наш холода боится
- Значит будет жить в теплице!
***
-На вопрос ответь - ка:
Слаще хрена редька?
-Не хочу я отвечать!
Сам попробуй
- будешь знать!
И мигом подарок сжевала!
***
Сразу видно - всё в порядке:
Листик к листику тугой,
А кочан - большой какой!
Значит, будет из капусты
Нам пирог румяный, вкусный!
***
Благоустройство огорода
Огородник
Огородик посажу и кругом огорожу,
Протопчу туда дорожку - никому не покажу.
Ни лобастому теленку, ни ушастому зайчонку,
Ни курице с цыплятами, ни свинке с поросятами,
Черепахе и ежу - даже им не покажу.
Огородик посажу. И кругом огорожу,
Только дождику дорогу в огородик покажу.
О. Дриз
Хороша зарядка
У ребят-дошколят хороша зарядка,
В ход пустили сто лопат - получилась грядка.
Сто ребят, сто лопат - дружная работа.
В огороде много гряд - каждому забота.
Дождь идет, дождь идет - водяные змейки!
Поливают огород маленькие лейки. Е. Авдиенко
Посев семян
На огороде
Возле нашего двора собралась вся детвора.
От забора до стены грядки свежие видны.
В них Сережа и Бориска сеют дружно лук с редиской,
Сеет Леночка салат, помогает Лене брат.
Даже маленькая Таня из кармана пряник тянет
И его сажает в грядку, чтобы рос большой и сладкий.
Г. Новицкая
Огородники
Как без нашей помощи не родятся овощи.
Только лишь пришла весна, мы сажаем семена.
Вот какой огород! Удивляется народ.
Землю грело солнышко, прорастало зернышко,
Огурцы, морковь и лук из земли полезли вдруг.
Вот какой огород! Удивляется народ.
Ровно три горошины в землю были брошены,
А собрали пять мешков замечательных стручков.
Вот какой огород! Удивляется народ.
Л. Некрасова
Наш огород
Возле грядки - две лопатки, возле кадки - два ведра.
После утренней зарядки мы работали на грядке.
И посадки все в порядке, их полить уже пора.
Е. Благинина
Вот так помогли
Мы на даче помогать будем с братиком опять!
Только к грядке подошла - ой, крапива обожгла!
Больно мне, но я не плачу, мы работаем на даче.
Полем, полем по порядку...
Разомлели от жары.
Оглянулись мы на грядку - ни морковки, ни травы.
3. Орлова
Летом огород - что город!
В нём - сто тысяч горожан:
помидор, горох, капуста, кабачок и баклажан.
А по осени там пусто!
Скоро в град придёт зима
Люд разъехался в корзинках в погреба и закрома! (Ж. Дарк)
***
Я - лук, я - Чипполино,
Веселый, озорной.
Простуды и ангины,
Не справятся со мной.
***
По дорожке мы идём,
Дружно семечки грызём,
Белки попросили:
-Нас бы угостили!
- Подбежала кошка:
-Мяу, мне немножко!
- Свистнула синица:
-Можно угоститься?
- Зачирикал воробей:
-Дайте семечек скорей!
- А козлёнок закричал:
-Я давно о них ме-ечтал! –
Прискакал барашек:
-Сыпьте мне в кармашек! –
Носом шмыгнул ёжик:
-Я люблю грызть тоже! –
В луже хрюкнула свинья:
-Не забудьте про меня! –
Вдруг навстречу нам верблюд:
-Где здесь семечки дают? -
...По дорожке мы идём,
Дружно семечки грызём.
С нами кошки, мышки,
Белки и мартышки.
Козлик, ёжик и верблюд
Тоже семечки грызут!
Ах, подсолнух, как ты мил:
Всех на славу угостил!
***
-Круглый жёлтенький крепыш,
Ты кого боишься?
-Мышь!
Каждый вечер прибегает,
За бочок меня кусает!
-Репка, мы тебя спасём!
Ну - ка, мышка,
марш в свой дом!
***
Перец перцу говорит:
-У тебя прекрасный вид!
Ты большой и гладкий!
-Потому что сладкий!
Если был бы горький, злой,
То не вырос бы такой!
***
Посадила в огороде;
Помидоры и картофель,
Чуть моркови, огурцов.
Для братишек сорванцов.
Помидор сорвал Алешка.
Вот и сыта стала кошка.
А Максим ест огурец.
Наш мальчишка молодец.
Он на грядке сидит ловко
Вот и вырвана морковка.
Ест морковку кошка, кот,
Кто зашел к нам в огород.
Всех мальчишки угощают.
Витамин есть заставляют.
А. Максакова
Батюшка наш огород!
Поклонюсь тебе с любовью –
Ты кормил нас целый год
И капустой, и морковью.
Угощал нас кабачком,
Сельдереем и лучком.
Солнечным весенним днём
Снова я к тебе приду.
Я вскопаю чернозём,
Вырву с корнем лебеду.
Стану я тебя лелеять,
Наш кормилец - огород,
Чтобы всходы зеленели,
Чтобы вырос спелый плод.
Летний дождик мягкой лапкой
Г ладит овощи на грядке.
Лишь к капусте прикоснётся,
Как капуста встрепенётся:
Листья белы и сочны
Завивает в кочаны.
Летний дождик мягкой лапкой
Гладит овощи на грядке.
Лишь к капусте прикоснётся,
Как капуста встрепенётся:
Листья белы и сочны
Завивает в кочаны.
В огороде репка
Сидит на грядке крепко,
Ребятишек манит:
Кто за хвост потянет –
Вытащит репку,
Жёлтую, гладкую,
Вкусную, сладкую!
Заботы огородника
Огородник-садовод!
Много у тебя забот.
Надо репку посадить,
И окучить, и полить.
Дружно всходы прорастут,
Ведь землица любит труд!
И в награду нам даёт
Вкусный, сладкий корнеплод.
Помидора брат родной
К нам пришёл из жарких стран
Вкусный овощ баклажан.
Помидора брат родной,
Но с лиловой кожурой.
Видел ты его, Ванюша!
Формой он похож на грушу,
Плотный, гладкий , весь блестит,
Будто лаком он покрыт!
Разноцветные фонарики
Разноцветные фонарики
Украшают огород.
Словно ёлочные шарики
На ветвях под Новый год.
Для меня они - отрада!
Но пришлось мне потрудиться,
Чтобы вырастить рассаду
Перца сладкого в теплице.
Я ему готовил грядки,
Поливал его, берёг,
И зажёг мне перец сладкий
В огороде огонёк!
Южное растение
Перец - южное растение,
Он густой, не любит тени,
Он на солнышке растёт,
Свет лучистый перец пьёт.
Любит влагу и полив,
Красный, жёлтый он красив!
Зубчик чеснока.
Чеснока душистый зубчик
Мы с тобой положим в супчик.
Даст он супу аромат,
Станет суп вкусней стократ!
Корзина овощей
Я корзину овощей
С огорода принесу.
Пили лук и сельдерей
Утром светлую росу.
Умывал их дождик тёплый,
Солнце нежно согревало.
Наливаясь соком, свёкла
Становилась плотной, алой,
И питал их день за днём
Влажный, рыхлый чернозём.
Шаловливый ветерок,
Пролетая возле гряд.
Г ладил каждый стебелёк
И дарил им аромат.
Мы корзину овощей
С огорода принесли.
Для салатов и борщей
Пригодятся нам они!
Что растёт на нашей грядке?
Огурцы, горошек сладкий,
Помидоры и укроп
Для приправы и для проб.
Есть редиска и салат –
Наша грядка просто клад.
(В. Коркин)
***
Луковица золотая
Круглая, литая.
Есть у ней один секрет –
Нас она спасёт от бед:
Может вылечить недуг
Вкусный и душистый лук!
Томат
Из Южной Америки,
Как говорят,
Попал к нам большой
Ярко-красный томат.
Сначала он клумбы
В садах украшал,
А после в борщи
И салаты попал.
Он свежий, приятный
И сочный на вид,
Он соком томатным
Тебя угостит!
Свежий огурчик
Среди листьев изумрудных
Спрятался огурчик.
Отыскать его нетрудно –
Вот же он, голубчик!
Он блестящий
И колючий,
Он хрустящий
И пахучий.
Положу его в салат,
То-то будет аромат!
Ай да тыква!
Тыкву в древности любили
И из тыквы мастерили
И сосуды для пшеницы,
И кувшины для водицы,
Табакерки и шкатулки,
Барабан весёлый гулкий,
И причудливый фонарик,
И цветной узорный шарик,
Домик, где живёт скворец.
Без рук, без ног
Залез на батог.
Стоит высокий,
Балахон на нём широкий.
Кто мимо ни пройдёт,
Тот его дёрнет. ( Горох)
Огородница
Лида вынесла лопатку,
У крыльца вскопала грядку.
И зарыла у крыльца
Семена от огурца.
Урожая Лида ждёт,
Поливает огород.
(И. Тобольский)
Помидоры.
В огороде за забором
Поспевают помидоры.
Держатся за колышки,
Греются на солнышке. М. Смирнова
Зелёные растеньица.
Теперь попробуй разберись –
Тут сорняк,
А где редис?
Что надо с корнем вырывать,
А что любить и поливать.
Но как вырос урожай
Вот такого роста,
Лук от репы отличить
Стало очень просто.
Морковь, капуста, огурец...
Узнаёшь их? Молодец!
***
У девочки Веры
Бабушка есть.
У бабушки с Верой
Заботы не счесть.
Решили они развести огород.
И вот...
На рынке купили они семена
И посадили в саду у окна.
Стояли тёплые деньки,
И всё росло вперегонки.
Взошли, как чудо-деревца,
Прополка
На маме - красная футболка,
Под голубою кепкой чёлка.
Сегодня в поле на прополку
Она меня с собой берёт.
Мы с мамой держим тяпки крепко:
-Тебе не место здесь, сурепка,
Схватил напрасно землю цепко
Корнями длинными осот.
У сорняков - переполох.
-Беда! - кричит чертополох.
Но травам сорным нет спасенья
Ни на полях, ни вдоль дорог!
Молодой огурец
Он - колючий, словно ёж.
И на кактус он похож.
Есть ещё одна примета:
Он такой в начале лета,
Позже станет
Жёлтым, грустным,
Толстым, гладким и невкусным.
В. Нестеренко
Стишки про овощи
Я - морковка, рыжий хвостик.
Приходите чаще в гости.
Чтобы глазки заблестели,
Чтобы щечки заалели,
Ешь морковку, сок мой пей,
Будешь только здоровей!
Я - толстый красный помидор,
Люблю детишек давних пор.
Я - витаминов сундучок,
А ну-ка, откуси бочок!
Я - и свежий, и соленый.
Весь пупырчатый, зеленый.
Не забудь меня, дружок,
Запасай здоровье впрок.
А я - сочная капуста,
Витаминами горжусь.
В голубцы, борщи, салаты
Я, конечно, пригожусь.
А какие вкусные
Щи мои капустные!
В черной шляпе - топ да топ
- По дорожке скачет боб.
Подкрутил усы горох: чем я плох?
Совсем не плох. Говорит ему фасоль:
- Ты, горох, у нас - король.
Мы, бобовые, гордимся,
Что для разных каш годимся,
Что плоды у нас в стручках,
Как в волшебных сундучках.
Но полезные белки
Мы не прячем под замки.
Те, кто с детства дружат с нами,
Те растут богатырями.
Белая и хрусткая,
Зовут меня капусткою.
Вкусная, полезная –
Прогоню болезни я.
Да, я - перец, но не тот,
Что язык так сильно жжет.
Я мясистый, витаминный,
Запаси меня на зиму.
Мое имя - баклажан.
Фиолетовый кафтан,
Ты сырым меня не жуй!
Для икры я пригожусь.
Я и в супе, и в салате,
В пирогах я и в оладьях.
Ты меня попробуй, крошка,
Я - всем нужная картошка!
Я шепну тебе на ушко:
Я - не клоун, но - петрушка.
Сочная и длинная
- Зелень витаминная.
И зеленый, и душистый.
И, как елочка, пушистый.
Я - укроп, делюсь секретом:
Нужен я зимой и летом.
А у нас в саду порядок
Мы вскопали десять грядок.
Как на первой горох,
Уродился, не плох!
На второй редиска,
Друг от друга близко.
А на третьей репка,
И сладка и крепка.
На четвертой огурцы
Поспевают, молодцы!
Пятая с морковкой,
Подрастает ловко.
На шестой зеленый лук,
Он и лекарь, он и друг.
На седьмой огромной грядке,
Ягодки играют в прятки.
На восьмой кабачки,
У них толстые бочки.
На девятой арбуз Полосатый карапуз.
А десятая отныне,
Нам подарит даже дыни!
***
Пойдем с тобою в огород
Пойдём с тобою в огород:
Посмотрим, как у нас растёт
Морковь, укроп, петрушка,
Полна ль воды кадушка
Большая для полива
В углу под старой сливой.
Не съели ль листья слизняки,
Не заглушили ль сорняки
Ростки бобов, гороха –
Вот это будет плохо!
Пойдём с тобою в огород,
Немало там у нас забот!
Возьмём лопаты, тяпки,
Взрыхлим, прополем грядки.
И сядем на скамейке.
Ведь надо нам с тобой чуть-чуть
После работы отдохнуть!
Т. Казырина