Поиск

Рейтинг:  5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Цель занятия в детском саду — развитие познавательной активности ребенка в процессе знакомства со свойствами магнитов.

Задачи занятия в детском саду:

  • Знакомство с понятием «магнит».
  • Формирование представлений о свойствах магнита.
  • Актуализация знаний об использовании свойств магнита человеком.
  • Формирование умений приобретать знания посредством проведения практических опытов, делать выводы, обобщения.
  • Воспитание навыков сотрудничества, взаимопомощи.
  • плюшевый мишка (или другая плюшевая игрушка),
  • деревянный карандаш,
  • пластмассовая пуговица,
  • металлические предметы (булавка, гвоздь, скрепка, алюминиевая ложка, монеты достоинством в 1 копейку, 5 копеек, 1 рубль),
  • бумажный кораблик,
  • маленький магнит.

Ход занятия в детском саду

1. Организационный момент

Педагог: — Здравствуйте ребята! Я хочу предложить вам отправить со мной в путешествие на планету магнитов.

Физминутка: Ракета
Раз, два — стоит ракета
(Руки вверх)

Три, четыре — самолет(Руки в стороны),

Раз, два — хлопок в ладоши,

А потом на каждый счет.

Раз, два, три, четыре -

И на месте походили.

Тик-так, тик-так,

Целый день вот так.

А сейчас мы с вами дети,

Улетаем на ракете!

Педагог:  Ну вот мы и прилетели, посмотрите на меня, улыбнитесь. А вот и планета Магнитов, давайте же узнаем свойства жителей этой планеты.

2. Все ли притягивают магниты?

Опыт с различными предметами

Оборудование (на каждого ребенка или на пару):

Ход опыта:

  1. Поднести магнит по очереди ко всем предметам.
  2. Предметы, которые притягиваются к магниту, отложить в правую сторону, а те, которые не притягиваются, — в левую. Можно дать детям «Листочек наблюдений», на котором изображены предметы, находящиеся перед ребенком, и предложить обвести карандашом те из них, которые притягиваются магнитом.

Результат опыта. Некоторые металлические предметы притягиваются к магниту, а неметаллические не испытывают его притяжения.

Вывод. Магниты — это куски железа или стали, обладающие способностью притягивать металлические предметы.
Но магнит притягивает только некоторые металлы, например железо, сталь и никель. Другие металлы, например, алюминий, магнит не притягивает. Дерево, пластмасса, бумага, ткань не реагируют на магнит.

Педагог:- Я расскажу вам одну старинную легенду. В давние времена на горе Ида пастух по имени Магнит пас овец. Он заметил, что его сандалии, подбитые железом, и деревянная палка с железным наконечником липнут к черным камням, которые в изобилии валялись под ногами. Пастух перевернул палку наконечником вверх и убедился, что дерево не притягивается странными камнями. Снял сандалии и увидел, что босые ноги тоже не притягиваются. Магнис понял, что эти странные черные камни не признают никаких других материалов, кроме железа. Пастух захватил несколько таких камней домой и поразил этим своих соседей. От имени пастуха и появилось название «магнит».

- Существует и другое объяснение слова «магнит» — по названию древнего города Магнесия, где эти камни нашли древние греки. Сейчас эта местность называется Маниса, и там до сих пор встречаются магнитные камни. Кусочки найденных камней называют магнитами или природными магнитами. Со временем люди научились сами изготавливать магниты, намагничивая куски железа.

3. Действует ли магнит через другие материалы?

Игра-опыт «Рыбалка»

Оборудование (на каждого ребенка или на пару):

  • стакан с водой,
  • 5 рыбок из цветной клеенки с глазиком-кнопкой, загнутой с обратной стороны,
  • маленький магнит.

Ход опыта:

  1. В стакан с водой опустить рыбок.
  2. Прислонить магнит к внешней стороне стакана на уровне рыбки. После того как она «клюнет», медленно двигать магнит по стенке стакана вверх. Так надо выловить всех рыбок.

Результат опыта. Рыбки следуют за движением магнита и поднимаются вверх до тех пор, пока не приблизятся к поверхности воды. Таким образом их можно легко достать, не замочив рук.

Вывод. Сила магнита действует и сквозь стекло, и сквозь воду.

Педагог: — Благодаря своей способности притягивать предметы под водой магниты используются при строительстве и ремонте подводных сооружений: с их помощью очень удобно закреплять и прокладывать кабель или держать под рукой инструмент.

 Может ли магнит действовать на предметы, находящиеся на расстоянии?

Игра-опыт «Магнитная регата»

Оборудование (на каждого ребенка или на пару):

  • кусочек пенопласта в виде лодочки,
  • портновская игла для мачты,
  • цветная бумага для паруса (можно сразу прикрепить парус к мачте);
  • маленький магнитик,
  • миска или таз с водой.

Ход опыта:

  1. Построить лодочки из пенопласта, прикрепив мачты с парусами.
  2. Пустить лодочки плавать в таз с водой. Управлять лодочками, двигая магнит над тазом (не касаясь их).

Результат опыта. Магнит приводит лодки в движение, даже если не касается их.

Вывод. Сила магнита действует даже на расстоянии.

Педагог:- Благодаря свойству магнитов воздействовать на расстоянии и через растворы их используют в химических и медицинских лабораториях, где нужно перемешивать стерильные (очень чистые) вещества. Чтобы не соприкасаться с недостаточно стерильным инструментом, в пробирку с веществом, которое будут перемешивать, опускают маленькую стальную пластинку, покрытую стерильным материалом. Под пробиркой располагается магнит, который, вращаясь, приводит в движение пластинку в пробирке. Таким образом вещество перемешивается.

Почему иногда два магнита отталкиваются?

Опыт № 1

Оборудование (на каждого ребенка или на пару):

  • два маленьких мебельных магнита.

Ход опыта:

  1. Поднести два магнита друг к другу.
  2. Перевернуть один из магнитов другой стороной и снова поднести магниты друг к другу.

Результат опыта. В одном случае магниты притягиваются, в другом отталкиваются.

Педагог: — У каждого магнита, даже самого маленького, есть два полюса — северный и южный. Северный полюс принято окрашивать в синий цвет, а южный — в красный.

Опыт № 2

Оборудование (на каждого ребенка или на пару):

  • пары магнитов разной формы (бруски или подковообразные) с окрашенными полюсами.

Ход опыта:

Приблизить друг к другу одинаково окрашенные полюса магнитов, потом — разноокрашенные.

Результат опыта. Полюсы одного цвета отталкиваются, полюсы разных цветов притягиваются.

Педагог:- Свойство магнитов отталкиваться используют на железных дорогах в Китае и Японии. Некоторые скоростные поезда не имеют колес: внутри поезда и на рельсах устанавливаются мощные магниты, которые повернуты друг к другу одинаковыми полюсами. Такие поезда практически летят над рельсами и могут развивать огромные скорости.

 Окончание занятия в детском саду

Педагог:- Наше занятие подошло к концу. Давайте вспомним, с какими свойствами магнитов мы познакомились.

Дети:- Магниты воздействуют на предметы из некоторых металлов. Магнитная сила может проходить через предметы или вещества. Магниты оказывают свое действие даже на расстоянии. Сила магнитов больше по краям. Разные полюса магнитов притягиваются, одинаковые — отталкиваются.

Педагог:- Молодцы, вы хорошо усвоили новый материал! А чтобы у вас была возможность еще поиграть и поэкспериментировать с магнитами, я хочу оставить вам в подарок магнитик, с которым вы сегодня работали. А сейчас нам надо отправляться обратно на планету Земля!