Поиск

Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

«Кто постигает новое, лелея старое, тот может быть учителем…»

Конфуций...

Жизнь выдвигает перед теорией и практикой образования и воспитания, кроме традиционных вопросов - чему и как учить в современных условиях, приоритетную проблему: как сформировать человека, который отвечал бы требованиям общества на нынешнем этапе исторического развития. Вот почему мы обращаемся к личности ребёнка, анализу процессов, влияющих на её формирование.Современное общество требует инициативных молодых людей, способных найти "себя" и своё место в жизни. Основные структуры личности закладываются в первые годы жизни, а значит, на семью и дошкольные учреждения возлагается особая ответственность по воспитанию таких качеств у подрастающего поколения.

Сегодня в обществе идет становление новой системы дошкольного образования, направленной на реализацию федеральных государственных образовательных стандартов. Как и любая инновация, новые условия организации образовательного процесса трактуются неоднозначно и вызывают множество вопросов, сомнений, обсуждений.

Введение ФГОС связано с тем, что настала необходимость стандартизации содержания дошкольного образования, для того чтобы, обеспечить каждому ребенку равные стартовые возможности для успешного обучения в школе.Необходимо отметить, что наиболее значимое отличие дошкольного образования от общего образования заключается в том, что в детском саду отсутствует жесткая предметность. Меняется цель образовательной работы – вместо набора Знаний, Умений и Навыков предлагается формировать новые качества ребенка (физические, личностные, интеллектуальные).

Программа определяет содержание и организацию образовательного процесса для детей дошкольного возраста. Ее содержание направлено на формирование общей культуры детей; предпосылок учебной деятельности; развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста, коррекцию недостатков в физическомилипсихическом развитии детей.В Федеральных Государственных Образовательных Стандартах определено, что образовательная деятельность, осуществляется в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения), а также в ходе режимных моментов, в самостоятельной деятельности детей и во взаимодействии с семьями воспитанников ДОУ.

Содержание педагогической работы должно быть направлено на освоение детьми образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «познавательное развитие», «речевое развитие», «художественно – эстетическое развитие», «физическое развитие».

Воспитатель использует все многообразие форм работы с детьми для решения педагогических задач, но в каждом режимном моменте продумывает конкретные организационные ситуации. Качественный результат образовательной деятельности зависит не только от программы, а прежде всего от личности взрослого, который создает эмоционально насыщенную среду для освоения ребенком той или иной области знаний. Задачи по формированию физических, интеллектуальных и личностных качеств детей решаются в ходе освоения всех образовательных областей интегрировано.

Образовательный процесс должен строиться с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников. Согласно теории Л.С. Выготского и его последователей, процессы воспитания и обучения не сами по себе непосредственно развивают ребенка, а лишь тогда, когда они имеют деятельностные формы и обладают соответствующим содержанием.

Таким образом, образовательные задачи решаются в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования и предполагает построение образовательного процесса в адекватных дошкольному возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с дошкольниками является игра. Игровой деятельности, как форме организации детской деятельности, отводится особая роль. Игра – это ведущая деятельность ребенка, посредством которой он органично развивается, познает очень важный пласт человеческой культуры – взаимоотношение между взрослыми людьми – в семье, их профессиональной деятельности. Таким образом, игра выступает как самая важная деятельность, через которую педагоги решают все образовательные задачи, в том числе и обучение. Акцент на совместную деятельность воспитателя и детей, на игровые формы образования дошкольников, на отсутствие жесткой регламентации детской деятельности, учет поло ролевых особенностей детей при организации педагогического процесса в детском саду и вносит в содержание программ необходимые изменения.

Специфика дошкольного образования, помимо многих других особенностей, заключается в том, что процесс обучения является, по сути, процессом усвоения в других видах деятельности.

Схема развития любого вида деятельности такова: сначала она осуществляется в совместной деятельности со взрослым, затем в совместной деятельности со сверстниками и становится самодеятельностью.

Образовательный процесс в дошкольном учреждении ведется непрерывно, в течение всего дня, а не только в периоды обязательной образователь­ной деятельности. По ходу всех режимных моментов (кроме времени, отведенного на сон) должны решаться задачи разных образовательных областей.

Построение всего образовательного процесса вокруг одной централь­ной темы дает большие возможности для развития детей. Темы помогают организовать информацию оптимальным способом. У дошкольников появ­ляются многочисленные возможности для практики, экспериментирова­ния, развития основных навыков, понятийного мышления.

Тематический принцип построения образовательного процесса позво­ляет легко вводить региональные и культурные компоненты, учитывать специфику дошкольного учреждения.

Введение похожих тем в различных возрастных группах обеспечивает достижение единства образовательных целей и преемственности в детском развитии на протяжении всего дошкольного возраста, органичное развитие детей в соответствии с их индивидуальными возможностями.

В действующую структуру планирования, ФГОС вносит существенные изменения, воспитание и обучение основывается на 2-х взаимосвязанных частях:

- совместная деятельность взрослого и детей

- самостоятельная деятельность детей.

Эта модель реализуется через организацию детских видов деятельности и соответствующих им форм работы с детьми. Каждый вид деятельности переплетаются между собой.

Комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса реализуется черездеятельность взрослых и детей.

Взаимодействие образовательного учреждения с семьей с введением ФГОС приобретает новое, более сильное значение. Поэтому необходимо изменение содержания взаимодействия с учетом комплексно-тематического планирования образовательного процесса в ДОУ.

Каждое дошкольное учреждение имеет свои особенности, в силу которых и выстраивает работу, подбирая наиболее эффективные для данного учреждения формы взаимодействия с семьями воспитанников.

Одна из наиболее популярных форм взаимодействия с семьей – это конкурсы и выставки детских работ, выполненных совместно с родителями.

Современный детский сад не может обойтись без инновационных технологий при взаимодействии с семьями воспитанников. С этой целью создают сайты, на страницах которого родители могут познакомиться с темой недели, по которой работает детский сад, в удобное для себя время прочитать консультации и изучить практический материал по теме, познакомиться с отчетом о проведении самых интересных итоговых мероприятиях по теме недели.

Таким образом, внедряя в практику новые формы организации педагогического процесса в ДОУ можно сделать вывод, что обязательно должен повысится:

  1. интерес педагогического коллектива к образовательно-воспитательному процессу;
  2. уровеньпрофессиональногомастерствапедагогов;
  3. уровеньобразованностивоспитанников;
  4. повысится стремление родителей участвовать во всех видах деятельности детского сада;
  5. интерес социума к деятельности дошкольного образовательного учреждения, если будут созданы все условия как со стороны ДОУ, так и со стороны родителей и конечно же государства.

В заключение хочется отметить, что в настоящих Федеральных государственных образовательных стандартах, на самом деле не так много нового, только образовательные области, а интеграция, тематическое планирование, образовательная деятельность в процессе режимных моментов, в самостоятельной деятельности детей – все это многим хорошо знакомо, все это делалось и до внедрения Федеральных государственных образовательных стандартов, только немного в другой форме.

Литература:

  1. Скорлупова О., Федина Н. О комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса в дошкольном образовании // Дошкольное воспитание. – 2010. – № 5 – С. 46-50.
  2. Сидина Т.А. Комплексно-тематический принцип организации педагогического процесса как условие реализации ФГОС к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования // Дошкольная педагогика. – 2013. – № 3 – С. 8-11.
  3. Закон Российской Федерации от 29.12.2012 «Об образовании в РФ»
  4. Реализация комплексно-тематического принципа организации образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении (методические рекомендации). Екатеринбург, 2011.
  5. Федеральный государственный стандарт дошкольного образования.
  6. Из первых рук. Проектирование образовательногопроцесса в ДОУ в условиях перехода на ФГОС дошкольного образования.