Основная цель молодежной политики – социальная защита молодежи и социальное развитие подрастающего поколения путем создания экономических, политических, правовых условий и гарантий для его наиболее полной самореализации в российском обществе. Молодежная политика должна быть одним из приоритетных направлений деятельности государственных органов. В документах ООН под «молодежью» понимается возрастная категория лиц от 15 до 24 лет. Политика, адресатом которой является молодежь, ее самореализация, является деятельностью государства (координирующим центром которой выступают органы по делам молодежи).
В современных российских условиях важно обобщить опыт молодёжной политики зарубежных стран, рассмотреть формы ее реализации как с позиции государственно-правовых норм западного общества, так и со стороны частных инициатив самой молодежи. Здесь могут быть определены пути и механизмы социальной политики в этой области, сформулированы новые концептуальные положения, с учетом понимания системного кризиса в России и специфики подходов и практической деятельности в этом направлении в нашей стране. Тематика молодежной политики и молодежного законодательства не нова. Так, например, в ФРГ действовал закон о молодежном благосостоянии, принятый еще в 1922 году в период Веймарской Республики, а история молодежного законодательства восходит к правовым актам 160-летней давности. Молодежное законодательство успешно действует в США, Канаде, Финляндии, Швеции, Италии, Франции и других странах.
Забота о подрастающем поколении была провозглашена одной из главных задач ООН. В 1965 году Генеральной Ассамблеей ООН была принята «Декларация о распространении среди молодежи идеалов мира, взаимного уважения и взаимопонимания между народами».
В ЮНЕСКО с 1979 года принято более ста документов по проблемам молодежи. Основная идея их сводилась к тому, что молодежь своим трудом должна реализовывать свои цели, создавая свою судьбу в современном мире. С 1985 года ЮНЕСКО организовала Всемирный конгресс по вопросам молодёжи, постоянно работает круглый стол, основные вопросы которого-«молодежь, образование, труд». В изучении и разрешении молодежных проблем активное участие принимает Международная организация труда (МОТ), Детский фонд ООН (ЮНИСЕФ). В развитых странах сегодня реализуются две основные стратегии молодежной политики. Одна определяет государственную помощь только наименее защищенным категориям молодежи.(США, Канада). Программы стран Центральной и Северной Европы базируются на признании ответственности государств в реализации долгосрочных программ вхождения молодежи в общественные отношения государства, и «ориентированы на всех».
Необходимы государственные программы, развивающие общественные инициативы молодежи, а также общественные институты, выражающие ее интересы.
Государство не может целенаправленно и успешно решать проблемы молодежи, если оно не считает нужным определять молодое поколение как самостоятельную социально—демографическую группу.
Молодежные проблемы – это проблемы будущего нашей Родины и государства, - это проблемы существования и безопасности нашей страны. Современная социально—политическая ситуация в России диктует обязательный пересмотр взаимоотношений общества в лице государства, семьи и молодежи. Сфера этих сложных отношений определяет социальный статус и качество жизни семьи, детей, подростков и молодежи, а, в итоге, - качество будущего человеческого и трудового потенциала России.
В ч.2 ст.7 Конституции РФ закреплено, что «в Российской Федерации…обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства...» Пункт 1 ст.38 Конституции РФ провозглашает, что «материнство и детство, семья находятся под защитой государства». Данные принципы выступают базисом для принятия государством в лице его полномочных органов мер по охране интересов матери и ребенка, правовых механизмов такой охраны, поощрения института материнства, направленные на создание здоровой семьи, общества, и государства в целом. Нормы, направленные на реализацию данных принципов закреплены в абсолютном большинстве отраслей Российского законодательства: гражданском, семейном, трудовом, уголовном и т.д. Созданы и специальные институты, направленные на защиту интересов матери и ребенка.
Вопрос защиты материнства и детства, помимо внутригосударственного, имеет и международный аспект. Общепризнанные нормы международного права, которые регулируют защиту материнства и детства, являются основой деятельности как органов государственной власти, так и органов местного самоуправления, поскольку согласно статье 15 Конституции Российской Федерации «общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы». Накопленный опыт в решении вопросов по улучшению положения детей, результаты анализа реализации мероприятий федеральной целевой программы, наличие проблем, а также социально-демографическая ситуация в регионах подтверждают целесообразность и необходимость продолжения работы по улучшению положения детей в рамках федеральной целевой программы «Дети России».
В настоящее время на основе анализа практики и действующего законодательства в сфере защиты материнства и детства необходимо рассмотреть возможности органов местного самоуправления для создания дополнительных гарантий и условий в этой сфере на территории муниципального образования и сформулировать предложения по реализации органами местного самоуправления своих полномочий в области защиты прав материнства и детства.
Основными направлениями государственной политики в области защиты материнства и детства являются:
- возрождение приоритета семьи, семейных традиций, укрепление статуса семьи; формирование ответственного родительства и сокращение социального сиротства;
- поддержка семьи, как естественной среды жизнеобитания детей;
- социальная защита семьи, материнства и детства;
- проведение социально ориентированной демографической политики;
- приведение норм внутригосударственного законодательства в соответствии с международными нормами о защите материнства и детства. Государственными задачами в сфере защиты материнства являются:
- обеспечение женщине возможности сочетания профессиональной деятельности с воспитанием детей;
- повышение благосостояния семей с детьми;
- обеспечение равных прав мужчины и женщины;
- охрана здоровья женщины:
- обеспечение прав женщин на охрану труда, защиту жизни с учетом материнской функции.
Необходимо развитие взаимодействия органов местного самоуправления с общественными объединениями, религиозными, правозащитными организациями и иными государственными структурами в сфере защиты материнства и детства при координирующей роли органов местного самоуправления. Также необходима разработка органами местного самоуправления собственных муниципальных программ в области защиты материнства и детства с учетом соответствующих региональных и федеральных программ. Для защиты прав несовершеннолетних матерей и оказания им юридической, психологической и иных видов помощи создать в крупных муниципальных образованиях специальные муниципальные Центры. В остальных муниципальных образованиях проводить курсы, семинары для несовершеннолетних матерей. Приведение указанных мер в жизнь органами местного самоуправления позволит существенно улучшить механизм защиты материнства и детства в Российской Федерации.
Основанием для признания, соблюдения, защиты прав ребенка для Росси и других стран мира служат международные стандарты в области прав ребенка, разработанные и принятые Генеральной Ассамблеей ООН, Парламентской Ассамблеей Совета Европы. Так Конвенция о правах ребенка от 1989г. вступившая в силу 15 сентября 1990г. определила носителя прав ребенка как человека, не достигшего 18 летнего возраста, и провозгласившая право каждого ребенка на жизнь; право на имя и гражданство; право на сохранение своей индивидуальности, включая имя и семейные связи; право поддерживать на регулярной основе личные отношения и прямые контакты с обоими родителями, если они проживают в различных регионах и государствах и т.д. В соответствии с названной Конвенцией Россия должна каждые пять лет представлять периодические доклады Комитету ООН по правам ребенка о выполнении принципов Конвенции. Так, осенью 2005г. по итогам рассмотрения третьего периодического доклада РФ Комитетом ООН по правам ребенка подтверждено отсутствие у России целостной и эффективно работающей системы обеспечения прав ребенка ни по одному из ключевых параметров, в результате чего нарушения прав ребенка носят системный характер.
В области обеспечения прав ребенка большой интерес представляет опыт деятельности Уполномоченного по правам человека РФ, немаловажными направлениями работы которого являются охрана и защита прав и свобод ребенка, внесение соответствующих предложений в органы государственной власти по устранению системных нарушений прав ребенка на основе их изучения и анализа. Каждая третья жалоба приходится на нарушения социальных прав граждан в жилищной сфере, социального обеспечения при предоставлении льгот, прежде всего, социально уязвимым категориям населения, в том числе беременным женщинам и детям. В то же время быстро растет общее количество и доля жалоб, связанных с вопросами предоставления коммунальных услуг, защиты прав детей, прежде всего, усыновления, опеки, предоставления жилья детям-сиротам.
В деятельности Уполномоченного достаточно остро стоит проблема охраны и защиты прав детей-инвалидов: недостаток квалифицированных специалистов, особенно в сельской местности, и, как следствие, несвоевременное установление инвалидности; систематическая нехватка необходимых медицинских препаратов; нарушения Закона Российской Федерации «Об образовании» в отношении детей-инвалидов; ненадлежащие условия жизни в детских учреждениях; дефицит медицинских и педагогических кадров для работы с детьми-инвалидами и т.д.Полное и гармоничное развитие личности, на которое по определению имеет право каждый ребенок, по большому счету возможно только в семье, ведь право каждого жить и воспитываться в семье, право знать своих родителей, право на их заботу и совместное проживание, право на воспитание, всестороннее развитие, уважение человеческого достоинства относиться к основополагающим правам детей.Если же возникает кризис в развитии семейных отношений, это порождает безнадзорность и беспризорность, рост детской преступности и проституции, участие детей в деятельности экстремистских и сомнительных культовых организаций разного толка, что, в частности, свидетельствует о большом притоке детей в интернатныеучреждения[1]. Для исправления данного положения Уполномоченный предлагает разработать законодательную базу, устанавливающую права, обязанности и меры государственной социальной поддержки приемных семей и семейных детских домов.
Одного правового реагирования со стороны государства на неблагоприятную ситуацию в семье посредством разработки, принятия и исполнения справедливых законов недостаточно, для этого необходимы усилия всего общества, объединенного общей идеей заботы о своих детях. Таким образом, актуальными и важными направлениями социальной политики государства по защите прав детей являются создание реальных механизмов по рассмотрению жалоб и оказания помощи детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации; необходимость остановки процесса притока детей-сирот в детские учреждения; развитие гражданских инициатив, направленных на защиту прав детей; ликвидация детской безнадзорности и сиротства;меры по выходу из тяжелого кризиса семьи[2], вызванного ослаблением ее воспитательного потенциала, разрушением нравственных устоев, самой жестокостью родителей, нищетой и незащищенностью и т.д.; создание ювенальной юстиции,предполагающей принятие законов, которые не только закрепят существование ювенальных судов в системе судов общей юрисдикции, но и определят порядок их формирования, деятельности и полномочия. Необходимо создание не только соответствующей материальной базы (выделение отдельных помещений для ювенальных судов и иное техническое обеспечение), но и специальная подготовка как судей, так и социальных работников и специалистов-психологов, чьей основной задачей стала бы защита прав и законных интересов несовершеннолетних при осуществлении правосудия.[3]
[1]По состоянию на конец отчетного года в различных интернатных учреждениях нашей страны проживает около 200 тысяч детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Ежегодно в интернатные учреждения поступает не менее 100 тысяч детей, многие из которых оказались «социальными сиротами» при живых родителях.
[2]Альтшулер Б. Деятельность правозащитных организаций по защите прав детей // Права детей в регионах Российской Федерации. Доклад. 2001. - М., 2002. - С.7.
[3]Официальный сайт Уполномоченного по правам человека в РФ. Доклад Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации http://ombudsman.gov.ru.