Поиск

Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

 

Форма проведения: игра – путешествие.

Цель: Обсудить с родителями проблему формирования экологической культуры ребенка; способствовать повышению роли семьи в воспитании у детей любви к природе, формированию правил экологически грамотного взаимодействия с окружающей средой.
       Задачи: воспитание любви к природе; привлечение внимания детей и их родителей к проблеме охраны окружающей среды; формирование опыта взаимодействия ребенка с природой, формирование экологической культуры; развитие навыка правильно оценивать свои поступки и поступки окружающих с точки зрения экологии.
       Участники: родители, педагоги, дети.
        План проведения:
1.Круглый стол по теме собрания.
2.Педагогический всеобуч «Воспитание любви к природе»
3.Игра – путешествие «Мы идем в поход»
4.Подведение итогов собрания. Принятие решения.
        Подготовительный этап.
1. Оформить открытки родителям на собрание в виде какого-либо природного объекта: листка, грибка, облака и т.д., выполненные детьми в виде аппликации.
2. Организовать и провести конкурс детских рисунков и поделок из природных материалов.
3. Оформить выставку книг, журналов, дидактических игр на тему «Любить, ценить и охранять»
4. Записать фонограмму «Звуки природы»
5. Подготовить памятку для родителей «Правила поведения в лесу»
6. Провести анкетирование на тему «Природа в жизни вашей семьи».

                                                               Ход собрания.
Вступительное слово.

1. Добрый вечер, уважаемые родители. Сегодня мы собрались, чтобы вместе обсудить вопросы воспитания наших детей, в частности поговорить о воспитании любви к природе в семье.

     Мы рады Вам, рады что Вы откликнулись на наше предложение пообщаться, ведь только совместными усилиями можно добиться желаемых результатов.

      Современные дети крайне редко бывают на природе, общение с ней им зачастую заменяют телевизионные передачи, компьютерные игры, видеофильмы. Конечно, передачи о животных, о природе привлекают внимание ребенка, расширяют его кругозор. Но согласитесь, что между красочной картинкой на телеэкране и реальным лесом, лугом, существует большая разница. Ведь в природе мы воспринимаем окружающее не только глазами, но и через запахи и звуки.

      Сегодня мы на родительском собрании поговорим об этом красивом, безграничном и живом мире природы, а самое главное – вместе подумаем о том, как можно в детском саду и в семье воспитать у детей чувство любви к этому миру, как охранять Землю – наш большой дом, в котором мы живем.
Вначале предлагаю вопросы для обсуждения. Высказывайте, пожалуйста, свою точку зрения. Итак:
       Как Вы считаете, что такое семья и чем является она для человека? (высказывания родителей).

        Семья – это самое дорогое и родное, что есть у каждого человека. Семья для ребенка – эта модель общества, с помощью которой он входит в мир. Семье принадлежит ведущее место в развитии ребенка, поэтому и в воспитании ребенка  приоритет, безусловно, принадлежит семье. В семье осуществляется преемственность поколений, происходит передача социальных норм и ценностей, образцов поведения. При этом решающую роль играет весь уклад жизни семьи, социальные установки родителей, уровень общения между членами семьи. Отец и мать самые близкие  и самые убедительные «образцы», по которым маленький человечек проверяет и строит свое поведение.

        Дошкольное детство, самый благоприятный период для развития всех качеств личности ребенка. Уйдя в школу, он унесет в душе ростки добра или зла. Он расстанется с детским садом, но навсегда останется с родителями. А вот когда ребенок врастет, кого увидят состарившиеся родители рядом с собой : доброго и заботливого или жестокого и равнодушного человека?  Это, прежде всего, зависит от самих родителей.

       За последние десятилетия мир очень сильно изменился. Ни для кого не секрет, что на Земле существуют экологические проблемы, угрожающие здоровью и жизни людей.

       Как Вы думаете, почему это произошло, в чем причины? (высказывания родителей)

  • Загрязнение окружающей среды.
  • Сокращение площади лесов.
  • Опустынивание почвы, её засорение.
  • Изменение климата.
  • Озоновые дыры.

      Также с этими проблемами тесно переплетаются проблемы, которые непосредственно связаны с жизнью людей: это проблемы энергетики, транспорта, питания и здоровья.

       Какой же выход из сложившейся ситуации, что же делать? (высказывания родителей)

      Сегодня от нас Вами зависит дальнейшее существование жизни на Земле.

      Современные проблемы взаимоотношений человека с окружающей средой могут быть решены только при условии формирования экологического мировоззрения у всех людей, повышения их экологической культуры. Экологическая культура–  это часть общечеловеческой культуры, которая отражает взаимосвязь человека с природой во всех видах деятельности. Начинать экологическое воспитание необходимо с раннего детства, с развития понимания красоты природы, любви к ней.

      Русская природа. Эти слова сразу же вызывают в памяти каждого человека разнообразные картины: это и стройный сосновый лес, весёлая березовая роща, золотые поля, заливные луга. Трудно найти человека, равнодушного к родной природе. У природы человек учится красоте, чувству меры, добра, справедливости.

Как же приобщить ребенка к родной природе? Как развивать у него познавательный интерес к ней, воспитывать любовь и бережное отношение?

Прежде всего, надо давать ребенку возможность любоваться деревом и кустиком, птичкой, надо сталкивать ребенка с чудесами живой природы. Встреча с природой должна быть для ребенка праздником, который мы, взрослые, должны подготовить.

Чуткая ребячья душа, которая с детства познала чувство восторга красотой природы, непременно затронет самые нужные струны человеческого характера. Но сколько бы мы не проводили разговоров, бесед с детьми, о природе, о бережном отношении к ней, мы не достигнем желаемого результата, пока не будем выводить ребенка на природу, пока сами не будем показывать пример бережного и заботливого отношения к ней.

      Что же, прежде всего поможет? (высказывания родителей).

Да, это прогулки  и разнообразные наблюдения. А в дальнейшем разнообразные походы в лес, на луг, в поле, к реке.

Во время прогулок наблюдайте за происходящим в природе, обогащая детей новыми знаниями, развивают у детей чувство прекрасного. При этом помните, что чувства – первооснова отношений.

2. Игра-путешествие «Мы идем в поход». Лето – это время увлекательных походов. А вы хотели бы отправиться в поход по родному краю? Я приглашаю детей и родителей отправиться в лес. Во время путешествия, мы будем говорить не только о красоте природы, ее жителях, но поговорим и о бережном отношении к Земле – к дому, в котором мы живем. Кроме этого, мы должны серьезно подумать, что угрожает нашей планете, с чем нужно нам бороться всем вместе, чтобы Земля была чистой и красивой.

По – своему чудесен каждый край,
          И если хочешь ты увидеть чудо,
          По белу свету странствовать ступай. (М. Марик).

В игре буду участвовать 2 туристические группы, в которую войду и родители и дети.     Звучит фонограмма «Песенка веселого туриста»
В нашем конкурсе принимают участие 2 команды «Рюкзак» и «Компас». В конкурсе за каждый правильный ответ команды будут получать карточки с соответствующим «км» (полоска обозначающие километры «1км»). В конце игры подведем итог: кто пройдет больше «км», та группа и будет победительницей.
Задание 1 «Кто больше назовет пословиц о природе». (
приложение 1).
Задание 2  «Нужные вещи в походе» (для детей и родителей) (приложение 2).
Ведущий. Следующее испытание. Нужно собраться в поход. А что бы вы взяли с собой? Сейчас мы это узнаем. Команды по очереди отгадывают загадки и получают за правильный ответ карточку «1 км».
Задание  3 «Какая будет погода?» В походе погода можно предсказать по различным признакам. Умеете ли вы это делать? (Приложение 3).
Молодцы! Думаю, что плохая погода вас не застанет в пути.
Задание  4 «Лесная опушка» (испытание для детей) .

Когда ты входишь в лес,
Где чистым воздухом принято так дышать,
Есть в травах и цветах целительная сила.
Для всех умеющих их тайну разгадать.

Ребята, мы остановились на лесной опушке. Это самое красивое место, где растет много различных цветов. Попробуйте по описанию узнать, о каком цветке говорится. (команды по очереди отгадывают загадки)(приложение 4).
Мир цветов красив и чуден. Скажите, почему нельзя рвать цветы на лугу, в лесу? (ответы детей).
Задания  5 « Угадай -ка» Чтобы понять, как живет лес, нужно хорошо знать повадки обитателей леса. Угадайте по описанию зверей нашего края. (Приложение 5)

Задание № 9. «Как вести себя в природе?» (для родителей и детей).
В лесу много тайн и секретов, но открывает он их только тем, кто приходит в лес добрым. Не забывайте об этом! Важно не только самому встать на защиту живой природы. Важно убедить в этом своих товарищей. Сейчас родители, будет оценивать ситуации, что в них сделано не так. А вы,ребятки,будете внимательно слушать и запоминать, как надо действовать правильно.
Итак, экологические задачи .Оцените ситуации, что в них сделано не так.
                    Первая ситуация.
- Вот и кострище есть. Давайте разожжем здесь костер, - предложил Ваня.
Зачем здесь? Идем вон под то дерево, там уютнее, - возразили девочки. Мальчики выкопали под деревом ямку, землю откинули подальше, чтобы не мешала. (Костер желательно разводить на старом кострище, а под деревьями делать это категорически запрещается из –за опасности возникновения пожара).
                     Вторая ситуация.
Ребята вырыли под кустом яму и сложили в нее весь мусор, который остался после их отдыха. (Мусор надо уносить с собой, закапывать можно только остатки пищи. Помните! Брошенный клочок бумаги разлагается 2 года, консервная банка – не менее 70 лет. Оставленный вами полиэтиленовый пакет будет лежать несколько сот лет. А осколки банки или бутылки способны причинить вред даже через 2000 лет. А в солнечную погоду осколок стекла способен сыграть роль линзы и вызвать лесной пожар.
Подведение итогов.
Земля – наш большой дом, в котором мы живем. А хозяин в этом доме – человек. И этот хозяин должен быть добрым и заботливым. Каждая команда выдержала все испытания. А теперь посчитайте, сколько «км» преодолела ваша команда. Вручаются медали победителям и побежденным.

Решение родительского собрания:
1. Считать воспитание у детей любви к природе важнейшим направлением        совместной деятельности педагогов и родителей.

2.Организовывать в семье постоянные прогулки на природу .

3.Поддерживать интерес детей к природе, поощрять их любознательность.

4.Провести конкурс рисунка «Рисуем природу вместе с ребенком».

Заключительное слово.

У вас на столе лежат цветочки, напишите пожелание на обратной стороне наше Земле, что бы она стала краше и богаче, какой вы хотите ее видеть и прикрепите к нашей Земле (глобусу).
Ты, Человек, любя природу,

  Хоть иногда ее жалей;

 В увеселительных походах

  Не растопчи ее полей.

Не жги ее напропалую 

   И не растаптывай до дна,
И помни истину простую  -

Нас много, а она одна…

 

 

 

 

 

Приложение 1.                                  

Анкета

«Природа в жизни вашей семьи»

 

Уважаемые родители!

Скоро в нашей группе состоится родительское собрание на тему «За порогом дома» по экологическому воспитанию. Для подготовки собрания просим Вас ответить на вопросы.

1. Любит ли ваш ребенок природу? В чем это проявляется?
  2. Как вы думаете, почему одни дети любят природу, оберегают животных, а другие – нет?
3.Часто ли вы бываете с ребенком на природе? Как проходят такие прогулки?
4. Приходилось ли вам вместе с ребенком наблюдать природные явления, приметы, учить стихи о природе?
5.Был ли у вашего ребенка хороший поступок по отношению к природе? Какой?
6.Приходилось ли вам вместе с ребенком сажать деревья, заготовлять корм для зимующих птиц. Кормить их, собирать лекарственные травы?
7.Что больше всего, по вашему мнению, помогает воспитанию сострадания, доброго отношения ко всему живому?

Приложение 2.

Рощи да леса - всему миру краса.
        Лето собирает, а зима подъедает.
        Был бы лес, соловьи прилетят.
        Лето пролежишь, зимой с сумой побежишь.
        Поздней осенью одна ягода, да и то горькая рябина.
        Что летом родится, то зимой пригодится.
        Будет зима - будет и лето.
        Солнце на лето, зима на мороз.
        По дважды в год лета не бывает.
        Летом нагуляешься - зимой наголодаешься.
        Летний день - год кормит.

Приложение 3.

1. Я маленький, да удаленький,
    Стоит на меня взглянуть,
     И тотчас узнаешь путь. (Компас).

2. Он в походе всем нам нужен,
Он с кострами очень дружен,
Можно в нем уху сварить,
Чай душистый вскипятить. (Котелок)


3. В деревянном домике
Проживают гномики.
Уж такие добряки-
Раздают всем огоньки. (Спички).
4. Два ремня висят на мне,
Есть карманы на спине.
Коль в походе идешь со мной,
Я повисну за спиной. (Рюкзак)
5. Я горячее храню, я холодное храню,
Я и печь, и холодильник вам в походе заменю. (Термос).
6.Этот глаз – особый глаз,
Быстро взглянет он на вас,
И появится на свет
Самый точный ваш портрет. (Фотоаппарат).

 

Приложение 4.

Белым шариком пушистым
Я красуюсь в поле чистом.
Дунул легкий ветерок
И остался стебелек.  (Одуванчик)

Девчонки – невелички,
А сердце золотое,
Пушистые реснички
Сияют белизною,
На ветру качаются,
Всем улыбаются.    (Ромашки).

То фиолетовый, то голубой,
Он на опушке встречается с тобой.
Звонким названием он наделен,
Но никогда мы не слышали звон.  (Колокольчик).

Какой цветочек маленький, знаем мы с тобой –
Не беленький, не аленький, а бледно – голубой.
У ручейка лесного виднеется чуть – чуть,
Его названье вспомни и после не забудь.  (Незабудка).


Приложение 5.

1.Дикий вид, устрашающий голос, коварный нрав.
Подсказка. Этих зверей называют санитарами леса. (Волк).
2. У этого зверя два основных способа защиты от врагов: маскировка и ноги. Он не просто убегает от опасности, а выбирает короткий путь к спасению. Но случается, что не помогают ни хитрость, ни быстрота, тогда он падает на спину и обороняется сильными задними ногами.
Подсказка. Его считают большим трусишкой (Заяц).
3. Этот зверек умеет прекрасно маскироваться, у него острые зрение, слух, обоняние. А как он танцует! Поднимается на задние лапы и ходит в таком положении мелкими шажками. У людей этот танец получил название «фокстрот». Питается зверь насекомыми, грызунами, птицами, зайцами.
Подсказка. Убегать от преследования помогает рыжий пушистый хвост (Лиса).
4. Этот зверь очень подвижный и ловкий: может бегать, делать большие прыжки, влезать на деревья и плавать. В гору бежит быстрее, чем по равнине. По лесу шагает осторожно, старается не шуметь, лапы ставит немного внутрь.
Подсказка. Его считают неуклюжим сладкоежкой. (Медведь).