Поиск

Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

          Интенсивное развитие современного общества в последнее время предъявляет высокие требования к человеку и его здоровью. Вырастить здорового человека – задача трудная и ответственная. Именно в дошкольном возрасте закладывается фундамент здоровья.  Забота о здоровье – одна из важнейших задач каждого человека. В основной образовательной программе дошкольного образовательного учреждения ведущим декларируется тезис о приоритетности мероприятий, связанных с охраной здоровья ребенка, повышением его функциональных возможностей, уровнем физического, психического развития.

          В соответствии с новыми нормативными документами особую актуальность приобретает оптимизация сохранения и укрепления психофизического здоровья ребенка, требующая внедрения здоровье сберегающих технологий во все образовательные области, в том числе и образовательную область «Музыку», и

Интеграцию оздоровительной работы с музыкально – образовательной.

          По мнению Всемирной организации здравоохранения здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия. В соответствии с ней необходимо комплексно решать задачи физического, интеллектуального и эмоционально-личностного развития ребенка, его подготовки к школе, активно внедряя в образовательный процесс такие технологии, применение которых помогло бы снизить психофизиологические затраты дошкольников, улучшить их психоэмоциональное и физическое состояние, раскрыть и повысит потенциальные, интеллектуальные и творческие способности, т.е. здоровьесберегающие технологии.

               По определению педагога Н.К. Смирновой «Здоровьесберегающие  образовательные технологии – это организация образовательного процесса на всех его уровнях, при которой качественное обучение, развитее и воспитание детей происходит без ущерба здоровью». Понятие «здоровьесберегающая» автор относит к качественной характеристике любой образовательной технологии и рассматривает его как «сертификат безопасности для здоровья».

              Здоровьесберегающие технологии преследуют следующие цели:

  • формировать осознанное отношение к здоровью, укреплять и сохранять его
  • развивать ценностные ориентации;
  • воспитывать здоровую личность ребенка;

механизмы;

В практической деятельности здоровьесберегающие технологии рассматриваются, как совокупность методов и приемов педагогической работы, комплекс профилактических и коррекционных мероприятий, дополняющих и обогащающих традиционные формы работы с детьми.

          Одним из основных направлений по эффективности применения здоровьесберегающих технологий справедливо считается физическая культура. Не  последнюю роль в оздоровлении детей специалисты отводят музыке. О ее целебных свойствах свидетельствуют самые древние источники.

          По мнению таких древних философов Платона и Аристотеля музыка  восстанавливает нарушенную болезнью гармонию в человеческом теле, а среднеазиатский ученый, врач и философ Авиценна лечил музыкой больных нервно-психическими заболеваниями.

          С XIXв. музыкотерапия распространилась и в Европе.

          В наши дни определенный интерес представляют исследования современных ученых таких как П.Н. Анохин, который изучал влияние мажорного или минорного лада на самочувствие, сделал вывод о положительном влиянии мелодического и ритмического компонентов музыки на работоспособность или отдых человека. В.М. Бехтерев – отечественный невролог, психиатр и психолог, который доказал, что музыка может вызывать и ослаблять возбуждения организма. Музыка воздействует не только на эмоциональное, но и на общее физическое состояние человека.

          Говоря о музыкальном воспитании дошкольников, нужно вспомнить высказывание педагога Н.А. Ветлугиной. Она отмечала, что развитие эмоциональной отзывчивости и музыкального слуха помогают активизировать умственную деятельность (образное, ассоциативное мышление, речь, умение пользоваться словами-эпитетами); пение развивает голосовой аппарат, речь, укрепляет голосовые связки, регулирует дыхание; ритмика улучшает осанку ребенка, координацию, уверенность движений, развивает зрение (бинокулярное, периферическое, прослеживающую функцию взгляда, глазомер) и даже математические способности (количественный и порядковый счет, знание геометрических фигур, умение ориентироваться в пространстве и делать перестроения). Таким образом, музыка – одно из средств физического, психического и интеллектуального развития детей.

             В режиме инновационной деятельности в сфере дошкольного образования вышеизложенный вывод послужил толчком к поиску технологических приемов, которые бы соединяли в себе музыкальное воспитание с оздоровительными мероприятиями. Это значит, что традиционные виды музыкальной деятельности, развивающие потенциал музыкальных и творческих способностей ребенка, можно разнообразить с пользой для здоровья, т.е. целесообразно использовать в музыкальной деятельности современные здоровьесберегающие технологии, а именно:

- коммуникативные песенки-распевки или игры-приветствия;

- активное слушание;

- дыхательную и артикуляционную гимнастику;

- оздоровительные и фонопедические упражнения;

– игровой массаж;

 -  пальчиковые и речевые игры;

- музыкотерапию;

- -игры-этюды на формирование правильной осанки;

- психогимнастику.

         Использование здоровьесберегающих технологий в музыкальном воспитании образуют систему работы, суть которой состоит в следующем. Мы в своем детском саду начинаем музыкальную НОД с оптимистической песенки-распевки с нехитрым текстом и несложной мелодией, состоящей из звуков мажорной гаммы, поднимающей настроение и задающей позитивный настрой к восприятию окружающего мира, улучшающей эмоциональный климат общения с детьми.

          После распевки переходим на слушание музыки и разучивание текстов песен (довольно статичные виды деятельности) можно чередовать с игровым массажем или пальчиковой игрой. Причем первичное ознакомление с музыкой, т.е. «пассивное»  слушание, можно сменить при дальнейшем восприятии на «активное»  выражение эмоциональной реакции на музыку через двигательные импровизации.

           Можно провести пальчиковые игры с детьми. В своей практике осуществляю систему пальчиковых упражнений, сопровождаемых пением.

          - упражнение с младшими дошкольниками выполняю в медленном темпе, от 1до 3 раз сначала одной рукой или симметрично расположенными пальцами (ручные знаки)

          - упражнения, проводимые со старшими дошкольниками, усложняются, объем заданий увеличивается, наращивается темп выполнения задания, варьируется использование мелодий (постепенный  переход о поступенного движения к движениям по трезвучию, скачкообразным движениям).

          Перед пением также полезно сделать дыхательную, артикуляционную гимнастику, оздоровительные упражнения для органов дыхания, горла и голосовых связок с целью профилактики простудных заболеваний.

          Для успешной реализации поставленных задач, мы включили систему разработанных упражнений в различные виды деятельности и формы работы. Это – музыкальная и физкультурная НОД, утренняя гимнастика, гимнастика после сна, физкультминутки. В своей практике я использую дыхательные упражнения и дыхательную гимнастику А. Стрельниковой, которая оказывает на организм человека комплексное лечебное воздействие. Основной комплекс дыхательной гимнастики включает в себя упражнения: «Лошадки», «Погончики», «Насос», «Большой маятник», «Малый маятник», «Кошка» и др.

           Артикуляционная гимнастика включает в себя несложные статистические и динамические упражнения для языка и губ: «Утро с котиком Рыжиком», «Улыбка», «Заборчик» и др., ритмичное исполнение стихотворного текста с музыкальным сопровождением. Артикуляционная гимнастика способствует тренировке мышц речевого аппарата, развивает музыкальную память, способствует запоминанию текста песен, вниманию, развивает чувство ритма. При отборе упражнений мы следуем рекомендациям учителя-логопеда. В результате этой совместной работы у наших детей повышаются показатели уровня развития речи, певческих навыков, улучшается музыкальная память. Артикуляционная гимнастика выполняется сидя, т.к. в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении. Чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнения на втором этапе использую небольшие зеркала с удобной ручкой. Зеркала оформила в виде цветов, детей приглашаю на полянку «зеркальных цветов».

          Музыкально-ритмические движения (ритмопластика) являются синтетическим видом деятельности, следовательно развивают и музыкальность, и двигательные способности, а также те психические процессы, которые лежат в их основе. Моя работа над музыкально-ритмическими движениями основана  на программе А.И. Бурениной «Ритмическая мозаика». В детском саду функционирует бесплатный кружок «Ритмопластики» для детей.  Музыкально-ритмические движения влияют на психическую сферу человека. Дети с большим интересом занимаются веселыми упражнениями, чем упражнениями заведомо известными как лечебные.

          Движения русских танцев, хороводные шаги, присядка, различные дроби, притопы, переменный шаг, улучшают осанку, укрепляют мышцы конечностей, способствуют увеличению подвижности суставов.

          Музыкально-развивающая микросреда ДОУ представляет собой мини-центры музыкального развития в каждой возрастной группе, где представлен разнообразный материал для приобщения детей к музыкальной и оздоровительной деятельности.

          Музыка должна сопровождать детей повсюду, поэтому во всех группах нашего сада присутствуют  средства ТСО. Все активнее используется и ИКТ. Следуя структуре построения среды, мы придерживаемся принципов мобильности среды, ее  соразмерности, стильности оформления, доброкачественности, соответствия возрастным особенностям детей. Во всех возрастных группах нами используется полифункциональное игровое оборудование (Открытые ширмы, объемные модули); «запасник ценных вещей», уголок ряжения, театр кукол, детские музыкальные инструменты и т.д.)

          По моим рекомендациям, воспитатели следят за дозированностью звучания музыки в группе. Весь музыкальный материал, электронные презентации  тщательно подбирается в соответствии с возрастом детей,  их музыкальными предпочтениями. Воспитатель отслеживает активность детей в среде.

          По итогам года делаются выводы, происходит обновление и пополнение среды. Таим образом, вся организация музыкальной здоровьесберегающей среды сориентирована на достижение  детьми  психологического, интеллектуального, физического комфорта. В целом в наше дошкольном учреждении педагогический коллектив работает в творческом поисковом режиме по проблеме оздоровления детей, создает необходимые для этого условия, в комплексе проводит оздоровительные мероприятия, развивает свои профессиональные качества, широко использует здоровьесберегающие технологии с детьми.