Конспект интегрированного занятия (НОД) (образовательные области «Художественное творчество» (рисование), «Познание» (формирование экологической культуры, развитие речи) для детей старшего дошкольного возраста
Тема: «Пушистые зверята» (НОД)
Программное содержание:
- Знакомить детей с творчеством художника-иллюстратора Евгения Ивановича Чарушина на примере книги: «Друзья».
- Продолжать учить рисованию животных в движения, передавать в рисунке пушистую шерсть детенышей, создавать выразительный образ маленького животного, используя приемы рисования сухой кистью, совершенствовать навыки работы гуашью.
- Закрепить знание детей о животном мире лесов России, воспитывать бережное отношение к животным.
- Развивать наглядно-образное мышление, активизировать речь детей: волк-волчонок-волчишка; лиса-лис-лисенок-лисичка; заяц-зайчонок-зайчишка; медведь-медвежонок-медвежата-медвежатки; белка-бельчонок; отец-мать-один-много.
Материал и оборудование: магнитофон, аудиозапись шума леса, капели, журчание ручья, музыкальная пьеса П.И. Чайковского «Времена года», карта «Природные зоны России», портрет Е.И.Чарушина, книга «Друзья, иллюстрации художника Е.И.Чарушина к рассказам, тонированные листья бумаги, гуашь, палитры, кисти мягкие, жесткие (на каждого ребенка), банки с водой, салфетки.
Предварительная работа: чтение рассказов Е.И.Чарушина, рассматривание иллюстраций к ним, дидактические игры «Узнай по описанию (детеныша животного) «Назови правильно».
Ход занятия:
Расстановка:
- магнитофон, записи
- столы у окна для рисования
- столы для готовых работ
- мольберт для портрета Е.И. Чарушина
- столик для книг Е.И. Чарушина
- выставка работ на подставках
- на доске-карте «Природные зоны России»
- на столе – картинки «отец – мать - детеныши» для дидактической игры «Назови правильно»
1. Звучит аудиозапись «шум весеннего леса»
Воспитатель читает стихотворение о весне.
Весна
И. Токмакова
К нам весна шагает
Быстрыми шагами,
И сугробы тают
Под её ногами
Черные проталины
На полях видны.
Верно, очень теплые
Ноги у весны.
Пришел месяц март, наступила весна, все изменилось, в лесу ожило.
Воспитатель подводит детей к карте «Природный мир России», предлагает посмотреть на неё.
Назовите животных, которые живут в наших лесах. (Дети называют животных, воспитатель показывает карточки с их изображением)
Воспитатель рассказывает: ранней весной выходят из берлоги медведицы с медвежатами; родятся у зайчих зайчата, у белок в дуплах, в гнездах родятся от трех до пяти слепых, голых беспомощных бельчат, глазки у них открываются только через месяц; в логове волчихи появляются 4-6 слепых волчат. Все эти детеныши – зверята питаются материнским молоком.
Они такие милые, маленькие, беззащитные, нежные, трогательные.
Воспитатель предлагает детям дидактическую игру «Назови правильно», показывает карточку с изображением семьи животных. Дети называют. Например: медведь – медведица – медвежата)
Воспитатель спрашивает: Какие они зверята? (Дети: милые, маленькие, пушистые, беззащитные, нежные и т.п.).
Воспитатель приглашает детей на выставку книг, иллюстраций художника-иллюстратора Е.И.Чарушина.
Посмотрите на эти книги, иллюстрации, о каком художнике-иллюстраторе детских книг мы будем говорить?
(Дети: о Евгении Ивановиче Чарушине)
- нравятся ли вам его иллюстрации?
Ответы детей.
Воспитатель: Евгений Иванович Чарушин рисовал животных, а также писал о них книги, в его произведениях зверята всегда как живые. Читая книга Е.И.Чарушина, мы узнаем много интересного. Истории, которые рассказывал этот художник и писатель, учат нас понимать и любить мир животных. А как удивительно точно передает Чарушин не только внешний облик, но и характер животного.
2. Воспитатель показывает и обсуждает с детьми 2 иллюстрации.
- Как художник нарисовал своих зверят?
(ответы детей).
- Как мы рисуем зверят?
(дети вспоминают строение животных, их характерные движения, последовательность рисования)
- Молодцы! А как можно сделать зверят пушистыми?
(дети называют прием рисования «сухой кистью»)
- Я предлагаю вам нарисовать разных зверят и сделать выставку. Мы нарисуем их «сухой кистью». Назовите, кого вы будете рисовать?
(дети: лисенка, зайчика, медвежонка и т.д.)
- Какого цвета будет ваш зверек?
(дети: серенький, коричневый, оранжевый и т.д.).
Физкультминутка «Теремок»
Кисти рук подняты до уровня шеи, концы пальцев соединены и изображают крышу.
Стоит в поле теремок, На двери висит замок. Открывает его волк: Дерг-дерг, дерг-дерг. Пришел Петя-Петушок И ключом открыл замок. |
Дети пальцы раздвигают в стороны. Пальцы переплетают «в замок». Движения сомкнутыми кистями влево - вправо. Движения сомкнутыми кистями к себе, от себя. Пальцы размыкаются, руки занимают исходное положение. |
Дети садятся за столы
Воспитатель показывает прием рисования «сухой кистью», предлагает детям показать прием рисования «сухой кистью» в воздухе. А мелкие детали какой кистью будем рисовать? (Дети: мягкой кистью).
Дети приступают к работе.
Во время анализа рисунков воспитатель предлагает детям выбрать самого пушистого, самого хитрого, самого ленивого, самого ловкого и т.д.
Вопросы анализа:
- Как зовут художника-иллюстратора, работы которого мы сегодня рассматривали? (Е.И.Чарушин).
- Каким приемом вы сегодня рисовали своих зверят? (рисование «сухой кистью»)
- Каких лесных зверей мы сегодня вспомнили? (медведей, лисиц, белок, зайцев)
- Что вам больше всего понравилось на нашем занятии? Почему?
По окончании работ дети дают своим зверятам имена и придумывают о них истории.