Поиск

Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Интеграция образовательных областей: «Коммуникация», «Познание», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Музыка», «Физическая культура», Социализация»

Виды детской деятельности: коммуникативная, продуктивная, музыкально- художественная, игровая, восприятие художественной литературы.

Цели:

Продолжать знакомить детей с правилами башкирского гостеприимства: при встрече поздороваться, пригласить в дом, помочь раздеться, предложить угощение. Познакомить с традиционными башкирскими блюдами, с женским и мужским национальным костюмом, его характерными особенностями, ввести в речь слова, обозначающие предметы национального костюма. Показать детям музыкальный инструмент курай – символ духовной красоты, основа башкирского фольклора. Привить умение наслаждаться музыкой курая, искусством игры на курае. Воспитывать интерес к жизни башкирского еарода, желание узнать новое о родном крае, больше о жизни башкир, уважение к традициям башкирского народа.

Материалы и оборудование: курай, картины, слайды, элементы убранства башкирского дома, башкирский национальный мужской и женский костюмы, национальное блюдо, карандаши, краски, белые альбомные листы.

Содержание организованной деятельности детей

Педагог: Ребята, давайте, вспомним, как готовились к встрече гостей в башкирских семьях. Где жили наши предки?

Дети: В юртах.

Педагог: Где мы можем получить информацию?

Дети: В энциклопедии, Интернете. А еще в нашей библиотеке.

Педагог: Правильно, ребята! В нашей библиотеке много книг о культуре, истории и искусстве башкирского народа.

Ребенок читает из энциклопедии: Юрта (тирмэ) – это переносное жилище башкир. Остов юрты легко разбирался и за короткое время устанавливался вновь (показ слайдов).

Вход в юрту располагался с южной стороны. Противоположная входу сторона считалась главной, почетной и предназначалась для гостей. В центре жилища располагался очаг. Над ним, в самой верхней точке купола, находилось дымовое отверстие. Если очаг был вынесен на улицу, то в центре, на кошмах, расстилалась скатерть, вокруг которой раскидывались подушки, мягкие подстилки, чепраки.

Педагог: Что надо сделать, чтобы встретить гостя?

Дети: Привести в порядок комнату, вытереть пыль, подмести пол. Приготовить угощение, надеть красивый наряд.

Педагог: Правильно,  накроем стол, испечем оладушки – коймак.

Без сакырзык кунактар,

Кунактарзын килеуенэ

Без бешерзек коймактар

С – с – с. (эссе, эсе)

Дети изображают приготовление оладий. Потом стелют палас с башкирским орнаментом, накрывают стол, ставят самовар, пиалы.

Педагог приговаривает:

Уйын ботто, балалар,

Кайнаны самауырзар.

Гож – гож самауыр,

hине кайнатыу ауыр.

Дети, как кипит самовар? Давайте, повторим: гож – гож.

Звук О надо произносить вытянув губы. Настя и Мирослав расскажут, что они приготовили.

Что готовим? Баурсак.

(ставит на стол баурсак. Дети проговаривают слово: «баурhак»)

Раздается звонок по телефону. Педагог сообщает, как правильно дойти в детский сад на башкирском языке.

Заходит гость.

Гость: Здравствуйте, дети. hаумыhыгыз, балалар. Мир вашему дому.

Педагог: Добро пожаловать, почтенный гость. Пусть к добру будет твой приход. Проходи к столу. Табынга рэхим ит.

Гость: Спасибо. Рэхмэт.

Гость проходит к столу, знакомиться.

Педагог: Заметили ли вы, что-нибудь необычное в одежде?

Дети: Башкирский костюм – елэн (музыкальный национальный костюм)

Педагог: Где можно увидеть башкирский национальный костюм?

Дети: В национальном музее РБ, в Башкирском драматическом театре им. М. Гафури, Башкирской Государственной филармонии.

Педагог: Молодцы.

Показ костюмов посредством слад-шоу.

Костюм людей молодого и среднего возраста отличался у башкир яркостью. Отдавалось предпочтение красному цвету в сочетании с зелёным и желтым, реже использовался синий цвет.

Мужская повседневная одежда башкир состояла из рубахи, штанов с широким шагом, лёгких халатов и тулупов из овчины.

Основу башкирского женского костюма составляет платье-кулмек из домотканой ткани. Под платьем носили шаровары тюркского покроя – ыштан. Фартук (алъяпкыс) имел не только хозяйственное значение, а превращался в нарядный элемент костюма, который украшали вышивкой. В качестве верхней одежды башкирки носили легкий тёмный халат – елян или цветной чекмень, отделанные позументом, вышивкой, монетами.

Из кожи башкиры изготавливали сапоги (ситэк) и башмаки.

Настоящим произведением искусства является головной убор замужних женщин – кашмау. Он состоял из плотно охватывающей голову, сплошь покрытой кораллами и монетами шапочки-шлема с отверстием на макушке. Мужскими головными уборами были тюбетейки, круглые меховые шапки, малахаи, закрывающие уши и шею, шапки из ценных мехов – камсак бурек.

В украшении костюма использовались кораллы, бусины, цветное стекло и полудрагоценные камни в оправе, раковины, перламутровые пуговицы, серебряные кружки и монеты

Селтэр – нагрудное женское украшение. «Селтэр» означает «кружево», «сетка». Это украшение представляло из себя плетённую из коралловых нитей сетку, которую украшали монетами. Сакал – женский нагрудник, имел мягкую полуовальную форму.

Дети называют элементы башкирского костюма.

- Я пришел к вам не с пустыми руками. У меня есть сюрприз (показывает курай).

- Что это? Как называется? Хотите послушать сказку о курае?

Гость рассказывает: «Давным – давно один джигит отправился в далекие страны, счастье искать, искал – искал, не нашел и заблудился, оказался в непролазном лесу. Жил там джигит, питаясь разными ягодами, потом смастерил себе лук со стрелами и стал охотиться на дичь, из шкуры зверей сшил себе шубу, но как бы там не было, смертельно тоскливо было ему в том лесу, куда не ступала нога человека. Особенно сильно тосковал он по родительскому  дому, по родному Ирендыку. Так и бродил джигит не находя обратной дороги. Однажды, когда усталый лежал под деревом, положив камень под голову, а под себя траву, стала вдруг струиться мелодия (напев курая). Он живо поднялся на ноги и пошел в ту сторону, откуда слышалась та мелодия. Звук привел его на вершину серой горы, и тут увидел он стебель сухого курая. Оказывается, это он испускал под ветром ту удивительную мелодию. Оторвал джигит стебель, дунул его в полный ствол, и та мелодия стала еще более сильной и напевной. Очень обрадовался джигит. Дуя, в тот стебель, он постепенно научился играть на нем знакомые мелодии (играет фрагменты). И сам стал сочинять новые напевы. И развеялись его мрачные мысли. Однажды, играя на курае, джигит и сам не заметил, как оказался в родных местах – это певучий росток привел его туда. Радости его не было предела, сел он на склоне горы и заиграл на курае.