Поиск

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

«…Физическое воспитание-это то, что обеспечивает здоровье и доставляет радость.»

                                                                                          Крэттен

Актуальность темы:

Двигательная активность - хорошее средство психогигиены ребёнка . Концентрация возбуждения в нервных центрах, связанных с работой мышц, ведёт к их активному торможению, которые берут на себя нагрузку при умственной работе. Движения снимают умственное напряжение, стрессы, раздражение и утомляемость, улучшают самочувствие детей. Во время физических упражнений формируются такие личностные качества, как выносливость, смелость, ловкость, сила, физическая красота. Двигаясь,  ребёнок познаёт окружающий мир. Важным направлением в физическом воспитании ребёнка дошкольного возраста является правильно организованная двигательная предметно - развивающая среда. Многие исследователи В.Г Алямовская, Т.Э Токаева, Т.И Осокина, З.Л Венкова отмечают важность создания пространственной предметно-развивающей среды и использования эффективного спортивного оборудования на основании документов обеспечивающих содержание ФГОС к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования(приказ Минобразования РФ№1155 от 17.10.2013 года) она должна носить не только развивающий характер, но также являться  разнообразной, динамичной, трансформируемой, полифункциональной.             Проанализировав двигательную среду в старшей группе выявили частичное несоответствие с ФГОС .Было принято решение преобразовать физкультурный уголок в центр двигательной активности с привлечением воспитанников и родителей. 

 Проблема:

Двигательный центр активности не соответствует всем требованиям ФГОС, у воспитанников нет накопления и обогащения двигательного опыта.

Обоснование проблемы:

  1. Центр двигательной активности является местом для хранения физкультурного оборудования, нет реализации его функционального
  2. Не просматривается четкой интеграции образовательных областей в развивающей среде.
  3. Воспитанники  с ОНР имеют нарушения общей моторики во время ациклических упражнений : лазании, прыжках, метании. Отставание в развитии основных физических качеств :силы , ловкости , скорости .
  4. Проанализировать предметно – развивающую среду центра двигательной активности;
  5. Воспитывать у детей интерес к использованию нетрадиционного оборудования на занятиях и в свободных видах деятельности;
  6. Создать условия для социального благополучия ребенка в семье и ДОУ;
  7. Организовать  условия для развития двигательной активности и оздоровления воспитанников;
  8. Активизировать участие родителей  в оформление предметно – развивающей среды центра двигательной активности, повышение компетенции родителей в вопросах организации оздоровительной работы.
  9. Создание  здоровье сберегающей и развивающей среды в группе.
  10. Внедрение нестандартного оборудования, новых методов работы по формированию движений и здорового образа жизни у дошкольников.
  11. Создание условий для формирования двигательных умений и навыков у детей.
  12. Привлечение  детей к размещению физкультурных пособий в группе, на участке, стимулируя этим желание выполнять те или иные движения
  13. Владение воспитателями специальными (опосредованными) методами активизации движений детей.
  14. Вовлечение всех участников образовательного процесса в разнообразные формы деятельности по сохранению и укреплению здоровья.
  15. Л.В. Игнатова , О.И. Волик , В.Д. Кулакова , Г.А. Холюкова «Программа укрепления здоровья детей в коррекционных группах» - 2008 г.
  16. Т.Э. Токаева  «Путешествие в мир физической культуры и здоровья» 2002 г.
  17. О.В. Козырева «Лечебная физкультура для дошкольников» -2003 г.
  18. Е.И. Подольская «Комплексы лечебной гимнастики» - 2010 г.
  19. М.М. Борисова «Малоподвижные игры и игровые упражнения для детей от 3-7 лет» - 2012 г.
  20. Федорова. С.А. «Нестандартное оборудование на занятиях по физической культуре» - Инструктор по физкультуре. – 2010
  21. Нищева Н.В. «Предметно-пространственная развивающая среда в детском саду». -  С-Пб.:  «Детство-пресс», 2010 г.
  22. Дорожка со следами
  23. Массажные коврики
    1. Социально  -  коммуникативное развитие

назначения.

Цель проекта: Создание разнообразной физкультурно – игровой  среды в группе, направленную на организацию двигательной активности детей с ОНР.

Задачи проекта:

 

Участники:

Л.К. Глухова – заместитель заведующей по ВМР, О.Л. Журавлева  инструктор по физической культуре, М.Н. Федонюк – воспитатель, С.Ю. Душкина – воспитатель, И.Н. Кустова – логопед, С.А. Бажина – логопед.

Целевая группа:

Дети старшей группы с тяжелым нарушением речи 5-6 лет , 8 мальчиков и 5 девочек, родители воспитанников.

Вид проекта:

По доминирующей в проекте деятельности; творческий.

По времени проведения; среднесрочный (6 месяцев)

По характеру контактов ; ребенок и семья, в рамках МАДОУ.

По профилю знаний; одно предметный.

По характеру участия ребенка в проекте: участник от зарождения идеи до получения результата.

Масштаб:

Проект реализуется Январь 2014 – Июнь 2014 года.

Ведущая (приоритетная, основная) образовательная область:

«Физическая культура»

Интегрируемые образовательные области:

«Здоровье»

«Безопасность».

Этапы внедрения:

 

Реализация проекта предполагает три этапа.

Этап

                   Мероприятия

Сроки

Ответственные  

Риски

Подготовительный

этап

1.Анализ оборудования центра двигательной активности.

2. Постановка цели и задач,

 составление плана работы.

3. Определение пространства

для двигательного центра активности.

4. Групповая консультация для родителей о целях и задачах внедряемого проекта «Нестандартное оборудование своими руками»

Январь

2014

Февраль

2014

Февраль

2014

Март

2014

Методист ДОУ

Воспитатели

Логопеды

Инструктор по ФК

Недостаточное финансирование для приобретения оборудования

Слабая заинтересованность родителей

Основной

этап

1. Беседа с детьми «Наш мини-зал в группе », их предложению и идеи по созданию двигательной зоны.

2. Внесение необходимых изменений и корректив в двигательную зону в соответствии с тематикой – инвентаря для спортивных игр

3. Пополнение физкультурного оборудования изготовленного педагогами .

4.Создание картотек:

- основных движений  в иллюстрациях

- иллюстрация о видах спорта

- игр по формированию здорового образа жизни

5.Разработка перечня в паспорте с учетом интеграции образовательных областей

Март

2014

Апрель

2014

Апрель

2014

Май

2014

Июнь

 2014

Воспитатели группы

Дети

Инструктор по ФК

Логопеды

Слабая                 заинтересованность детей

Недостаток времени и материала для изготовления

Заключительный этап

1.Выставка в группе нового оборудования, изготовленного родителями и педагогами.

 2.Реклама оборудования для занятий физкультурой.

3. Физкультурный досуг «За здоровьем всей семьей» с использованием нестандартного оборудования.

4.Заполнение паспорта двигательной зоны в группе

Июнь

 2014

Июнь 2014

Июнь 2014

Июнь 2014

Воспитатели группы

Инструктор по ФК

Родители

Дети

Небольшое количество участников

Слабая заинтересованность родителей

Ожидаемые результаты:

 

 

Роль родителей в реализации проекта .

- Изготовление нестандартного оборудования в соответствии с требованиями доступности , безопасности  (СанПиН).

- Создание рекламы для презентации изготовленного оборудования.

- Участие в спортивном мероприятии с использованием нестандартного оборудования .

Продукт проектной деятельности:

Паспорт двигательной зоны в группе, содержащий перечень  с учетом интеграции образовательных областей, рекомендации педагогам «Центр двигательной активности в группе», нестандартное оборудование и инвентарь; фотокаллаж, отзывы родителей. 

Информационные источники:

Паспорт центра двигательной активности старшей группы №3                           

                                                   Воспитатели :                                                                                                                                                                       -                                                               Федонюк  М.Н. , Душкина С.Ю.

 

       Оборудование центра двигательной активности .

 

 

Тип оборудования

 

                 Основной набор

 

Кол-во на группу

Оборудование для ходьбы, бега и равновесия

 

 

 

- Диски здоровья

- Обручи

- массажные коврики резиновые

- дорожки шагов

- кубы пластмассовые

- стойки

 

6

4

6

1

13

6

Оборудование для прыжков

 

- Прыжковый мяч «Кенгуру»

- скакалки резиновые

- скакалка наборная

- лошадке на палочке

1

6

1

1

Оборудование для катания, бросания, ловли

 

 

- дротики динозаврики

- летающие колбочки

- летающие тарелки (пластмассовая, тряпичная)

- мячи малые

- мячи большие

- безопасная рогатка

- городки

- баскетбольная корзина

 

3

13

2

6

2

1

1 компл.

1

Оборудование для обще развивающих упражнений

 

 

- коврик с пуговицами

- ленточки с кольцами

- кубики

- массажер деревянный роликовый

- массажер деревянный шариковый

- массажер пальчиковый

- гантели с крупой

- прищепки на цветке

- резиновые шарики массажеры

- разнообразные мелкие игрушки (мячи , флажки , платочки ,кубики ,шишки, мелкие поролоновые шарики для метания .

 

 

1

13

13

1

1

1

6

1

13

набор

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Инвентарь и оборудование для спортивных игр.

 

 

 

Наименование

 

 

Размер , Масса

 

Количество

Для игры в бадминтон:

ракетки;

воланы

Масса волана 4-5 г

2

2

Для игры в городки:

Городки (пластмассовые);

палки-биты

Длина 14-15 см,

сечение 3,5-4,5 см;

длина 50-60 см

6

2

Для игры в хоккей:

клюшки хоккейные;

шайбы

Длина 60-70 см;

Масса 50-70 г, диаметр 5-6 см

2

2

Список нестандартного оборудования с описанием .

 

Использовать для массажа ступней , ходьба с целью профилактики плоскостопия .

Стимулирует работу внутренних органов .

Развивает координацию движения , равновесие.

Изготавливается из отрезков ковровых дорожек  (основа), наклеенными или пришитыми на них следами разными размера из тканей разных фактур .

Длина дорожек : от  1 до 1,5  метров       Ширина: от  20 до 40 см.

Размер и фактура следов любые .  

                                                                                                                  

Использовать для массажа ступней, ходьба с целью профилактики плоскостопья. Стимулирует работу внутренних органов. Развивает координацию движения , равновесие .

Изготавливается из отрезков ковровых дорожек (основа), наклеенными или пришитыми на них различными предметами:

- крупными пуговицами

-  футлярами от фломастеров и авторучек

      3. Разноцветные ленточки

            Используются для развития координационных способностей, в

            подвижных играх, при выполнении обще развивающих упражнений,

            на праздниках и для забав, для выполнения музыкальных упражнений. 

            Изготавливаются из отрезков атласных лент  разных цветов ( длиной

            от 80 до 100 см.) пришитых к колечкам из пластмассы.

                  4. Шелковый дождь

         Позволяет устранить беспокойство , возбуждение, снимает напряжение    

          всех органов, восстанавливает силы и здоровье детей.

         Изготавливается из гимнастической короткой палки ( длина 60-80 см.) и

         отрезков атласных лент синего цвета длиной от 1,80 до 2 метров .

        5.  Летающие колбочки (оборудование для метания)

               Изготавливается из пластмассовых колбочек из под киндер сюрпризов 

           крупа для заполнения, тонкие атласные ленточки .

Перечень пособий и материалов центра двигательной активности с учетом ФГОС. Образовательные области .

           Настольные игры

          Шахматы , шашки

          Настольный хоккей

          Настольный баскетбол

          «Твистер»

          Картотека считалок

          Картотека пальчиковых игр

          Картотека загадок о спорте , о спортивном оборудовании

          Дидактические игры ( «Назови вид спорта», «Спорт»)

          Домино «Спортивное»

          Иллюстрации изображающие жизнь других стран и национальностей

          (игры, любимые занятия)

          Шапочки и маски подвижных игр.

 Познавательное развитие.

Энциклопедии спорта.

Картинки, фотографии, иллюстрации:

«Зимние виды спорта»

«Летние виды спорта»

«Олимпийская символика»

Плакаты из серии «Мой организм»

Речевое развитие .

Картотека художественного слова о ЗОЖ

Картотеки физические упражнения и игровые задания :

- упражнения тренирующие речевые зоны .

- игры с элементами логоритмики .

- артикуляционная гимнастика .

- пальчиковая гимнастика .

-Детская литература

- былины о богатырях;

-картотека подвижных игр с оречевлением

Художественно – эстетическое развитие .

Музыка для релаксации

Музыкальные сборники ( утренняя гимнастика , гимнастика пробуждения)

Трафареты по теме «Спорт»

Раскраски о видах спорта

Физическое развитие.

Нестандартное оборудование

Атрибутика к подвижным играм

Картотека «Малоподвижные игры и игровые упражнения для детей 3-7 лет»

Материал на развитие мелкой моторики кистей рук (бусы, леска для нанизывания , шнуровки).

Картотека «Развлечение и игры тренирующие органы дыхания».

Упражнения после сна

Физминутки

Упражнения в кровати

Игры и упражнения для развития мелкой моторики рук

Полезные советы о здоровом образе жизни

Картотека игр по формированию здорового образа жизни

Рекомендации «Центр двигательной активности в группе»

Помните, что центр двигательной активности – это не место для хранения оборудования, а площадка для движений. На основании документов, обеспечивающих содержание ФГОС  к условиям  реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования (приказ Минобразования РФ № 2151 от 20.07.2011 года) она должна носить не только развивающий характер, но также являться разнообразной, динамичной, трансформируемой, полифункциональной. Поэтому при выборе места для  центра двигательной активности подумайте о пространстве, удобном рациональном размещении каждого пособия, чтобы дети имели  свободный доступ к нему.

Эффективно используя физкультурное оборудование, вы обеспечите разнообразную и интересную для детей двигательную, игровую, познавательную деятельность.

- Периодическая сменяемость пособий.

- Свободное пространство для двигательной деятельности.

- Максимальный уровень размещения пособий.

- Расположение вдали от зоны малой активности.

- Рациональное сочетание пособий и движений, не допускающее их однообразия .

- Мелкие пособия нужно держать в открытых ящиках так, чтобы дети могли свободно ими пользоваться.

- При выборе цвета физкультурного оборудования следует отдавать предпочтение мягким, постельным тонам.

Трансляция проекта

- Знакомство с проектом на педагогическом совете.

- Информирование коллег и родителей о ходе реализации проекта и его результатах в фото и слайд презентации.

- Благодарность активным родителям за участие в проекте на сайте ДОУ.

Дальнейшее развития проекта.

- Размещение информации на сайте МАДОУ

- Выпуск газеты с материалами и результатами проекта.

- Ознакомление с проектом на педагогическом совете, для использования в работе коллегами в других группах холдинга МАДОУ «Детский сад   № 175». .