«…Физическое воспитание-это то, что обеспечивает здоровье и доставляет радость.»
Крэттен
Актуальность темы:
Двигательная активность - хорошее средство психогигиены ребёнка . Концентрация возбуждения в нервных центрах, связанных с работой мышц, ведёт к их активному торможению, которые берут на себя нагрузку при умственной работе. Движения снимают умственное напряжение, стрессы, раздражение и утомляемость, улучшают самочувствие детей. Во время физических упражнений формируются такие личностные качества, как выносливость, смелость, ловкость, сила, физическая красота. Двигаясь, ребёнок познаёт окружающий мир. Важным направлением в физическом воспитании ребёнка дошкольного возраста является правильно организованная двигательная предметно - развивающая среда. Многие исследователи В.Г Алямовская, Т.Э Токаева, Т.И Осокина, З.Л Венкова отмечают важность создания пространственной предметно-развивающей среды и использования эффективного спортивного оборудования на основании документов обеспечивающих содержание ФГОС к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования(приказ Минобразования РФ№1155 от 17.10.2013 года) она должна носить не только развивающий характер, но также являться разнообразной, динамичной, трансформируемой, полифункциональной. Проанализировав двигательную среду в старшей группе выявили частичное несоответствие с ФГОС .Было принято решение преобразовать физкультурный уголок в центр двигательной активности с привлечением воспитанников и родителей.
Проблема:
Двигательный центр активности не соответствует всем требованиям ФГОС, у воспитанников нет накопления и обогащения двигательного опыта.
Обоснование проблемы:
- Центр двигательной активности является местом для хранения физкультурного оборудования, нет реализации его функционального
- Не просматривается четкой интеграции образовательных областей в развивающей среде.
- Воспитанники с ОНР имеют нарушения общей моторики во время ациклических упражнений : лазании, прыжках, метании. Отставание в развитии основных физических качеств :силы , ловкости , скорости .
- Проанализировать предметно – развивающую среду центра двигательной активности;
- Воспитывать у детей интерес к использованию нетрадиционного оборудования на занятиях и в свободных видах деятельности;
- Создать условия для социального благополучия ребенка в семье и ДОУ;
- Организовать условия для развития двигательной активности и оздоровления воспитанников;
- Активизировать участие родителей в оформление предметно – развивающей среды центра двигательной активности, повышение компетенции родителей в вопросах организации оздоровительной работы.
- Создание здоровье сберегающей и развивающей среды в группе.
- Внедрение нестандартного оборудования, новых методов работы по формированию движений и здорового образа жизни у дошкольников.
- Создание условий для формирования двигательных умений и навыков у детей.
- Привлечение детей к размещению физкультурных пособий в группе, на участке, стимулируя этим желание выполнять те или иные движения
- Владение воспитателями специальными (опосредованными) методами активизации движений детей.
- Вовлечение всех участников образовательного процесса в разнообразные формы деятельности по сохранению и укреплению здоровья.
- Л.В. Игнатова , О.И. Волик , В.Д. Кулакова , Г.А. Холюкова «Программа укрепления здоровья детей в коррекционных группах» - 2008 г.
- Т.Э. Токаева «Путешествие в мир физической культуры и здоровья» 2002 г.
- О.В. Козырева «Лечебная физкультура для дошкольников» -2003 г.
- Е.И. Подольская «Комплексы лечебной гимнастики» - 2010 г.
- М.М. Борисова «Малоподвижные игры и игровые упражнения для детей от 3-7 лет» - 2012 г.
- Федорова. С.А. «Нестандартное оборудование на занятиях по физической культуре» - Инструктор по физкультуре. – 2010
- Нищева Н.В. «Предметно-пространственная развивающая среда в детском саду». - С-Пб.: «Детство-пресс», 2010 г.
- Дорожка со следами
- Массажные коврики
- Социально - коммуникативное развитие
назначения.
Цель проекта: Создание разнообразной физкультурно – игровой среды в группе, направленную на организацию двигательной активности детей с ОНР.
Задачи проекта:
Участники:
Л.К. Глухова – заместитель заведующей по ВМР, О.Л. Журавлева инструктор по физической культуре, М.Н. Федонюк – воспитатель, С.Ю. Душкина – воспитатель, И.Н. Кустова – логопед, С.А. Бажина – логопед.
Целевая группа:
Дети старшей группы с тяжелым нарушением речи 5-6 лет , 8 мальчиков и 5 девочек, родители воспитанников.
Вид проекта:
По доминирующей в проекте деятельности; творческий.
По времени проведения; среднесрочный (6 месяцев)
По характеру контактов ; ребенок и семья, в рамках МАДОУ.
По профилю знаний; одно предметный.
По характеру участия ребенка в проекте: участник от зарождения идеи до получения результата.
Масштаб:
Проект реализуется Январь 2014 – Июнь 2014 года.
Ведущая (приоритетная, основная) образовательная область:
«Физическая культура»
Интегрируемые образовательные области:
«Здоровье»
«Безопасность».
Этапы внедрения:
Реализация проекта предполагает три этапа.
Этап |
Мероприятия |
Сроки |
Ответственные |
Риски |
Подготовительный этап |
1.Анализ оборудования центра двигательной активности. 2. Постановка цели и задач, составление плана работы. 3. Определение пространства для двигательного центра активности. 4. Групповая консультация для родителей о целях и задачах внедряемого проекта «Нестандартное оборудование своими руками» |
Январь 2014 Февраль 2014 Февраль 2014 Март 2014 |
Методист ДОУ Воспитатели Логопеды Инструктор по ФК |
Недостаточное финансирование для приобретения оборудования Слабая заинтересованность родителей |
Основной этап |
1. Беседа с детьми «Наш мини-зал в группе », их предложению и идеи по созданию двигательной зоны. 2. Внесение необходимых изменений и корректив в двигательную зону в соответствии с тематикой – инвентаря для спортивных игр 3. Пополнение физкультурного оборудования изготовленного педагогами . 4.Создание картотек: - основных движений в иллюстрациях - иллюстрация о видах спорта - игр по формированию здорового образа жизни 5.Разработка перечня в паспорте с учетом интеграции образовательных областей |
Март 2014 Апрель 2014 Апрель 2014 Май 2014 Июнь 2014 |
Воспитатели группы Дети Инструктор по ФК Логопеды |
Слабая заинтересованность детей Недостаток времени и материала для изготовления |
Заключительный этап |
1.Выставка в группе нового оборудования, изготовленного родителями и педагогами. 2.Реклама оборудования для занятий физкультурой. 3. Физкультурный досуг «За здоровьем всей семьей» с использованием нестандартного оборудования. 4.Заполнение паспорта двигательной зоны в группе |
Июнь 2014 Июнь 2014 Июнь 2014 Июнь 2014 |
Воспитатели группы Инструктор по ФК Родители Дети |
Небольшое количество участников Слабая заинтересованность родителей |
Ожидаемые результаты:
Роль родителей в реализации проекта .
- Изготовление нестандартного оборудования в соответствии с требованиями доступности , безопасности (СанПиН).
- Создание рекламы для презентации изготовленного оборудования.
- Участие в спортивном мероприятии с использованием нестандартного оборудования .
Продукт проектной деятельности:
Паспорт двигательной зоны в группе, содержащий перечень с учетом интеграции образовательных областей, рекомендации педагогам «Центр двигательной активности в группе», нестандартное оборудование и инвентарь; фотокаллаж, отзывы родителей.
Информационные источники:
Паспорт центра двигательной активности старшей группы №3
Воспитатели : - Федонюк М.Н. , Душкина С.Ю.
Оборудование центра двигательной активности .
Тип оборудования |
Основной набор |
Кол-во на группу |
Оборудование для ходьбы, бега и равновесия
|
- Диски здоровья - Обручи - массажные коврики резиновые - дорожки шагов - кубы пластмассовые - стойки |
6 4 6 1 13 6 |
Оборудование для прыжков
|
- Прыжковый мяч «Кенгуру» - скакалки резиновые - скакалка наборная - лошадке на палочке |
1 6 1 1 |
Оборудование для катания, бросания, ловли
|
- дротики динозаврики - летающие колбочки - летающие тарелки (пластмассовая, тряпичная) - мячи малые - мячи большие - безопасная рогатка - городки - баскетбольная корзина
|
3 13 2 6 2 1 1 компл.
1 |
Оборудование для обще развивающих упражнений
|
- коврик с пуговицами - ленточки с кольцами - кубики - массажер деревянный роликовый - массажер деревянный шариковый - массажер пальчиковый - гантели с крупой - прищепки на цветке - резиновые шарики массажеры - разнообразные мелкие игрушки (мячи , флажки , платочки ,кубики ,шишки, мелкие поролоновые шарики для метания .
|
1 13 13 1 1 1 6 1 13 набор |
Инвентарь и оборудование для спортивных игр.
Наименование
|
Размер , Масса |
Количество |
Для игры в бадминтон: ракетки; воланы |
Масса волана 4-5 г |
2 2 |
Для игры в городки: Городки (пластмассовые); палки-биты |
Длина 14-15 см, сечение 3,5-4,5 см; длина 50-60 см |
6 2 |
Для игры в хоккей: клюшки хоккейные; шайбы |
Длина 60-70 см; Масса 50-70 г, диаметр 5-6 см |
2 2 |
Список нестандартного оборудования с описанием .
Использовать для массажа ступней , ходьба с целью профилактики плоскостопия .
Стимулирует работу внутренних органов .
Развивает координацию движения , равновесие.
Изготавливается из отрезков ковровых дорожек (основа), наклеенными или пришитыми на них следами разными размера из тканей разных фактур .
Длина дорожек : от 1 до 1,5 метров Ширина: от 20 до 40 см.
Размер и фактура следов любые .
Использовать для массажа ступней, ходьба с целью профилактики плоскостопья. Стимулирует работу внутренних органов. Развивает координацию движения , равновесие .
Изготавливается из отрезков ковровых дорожек (основа), наклеенными или пришитыми на них различными предметами:
- крупными пуговицами
- футлярами от фломастеров и авторучек
3. Разноцветные ленточки
Используются для развития координационных способностей, в
подвижных играх, при выполнении обще развивающих упражнений,
на праздниках и для забав, для выполнения музыкальных упражнений.
Изготавливаются из отрезков атласных лент разных цветов ( длиной
от 80 до 100 см.) пришитых к колечкам из пластмассы.
4. Шелковый дождь
Позволяет устранить беспокойство , возбуждение, снимает напряжение
всех органов, восстанавливает силы и здоровье детей.
Изготавливается из гимнастической короткой палки ( длина 60-80 см.) и
отрезков атласных лент синего цвета длиной от 1,80 до 2 метров .
5. Летающие колбочки (оборудование для метания)
Изготавливается из пластмассовых колбочек из под киндер сюрпризов
крупа для заполнения, тонкие атласные ленточки .
Перечень пособий и материалов центра двигательной активности с учетом ФГОС. Образовательные области .
Настольные игры
Шахматы , шашки
Настольный хоккей
Настольный баскетбол
«Твистер»
Картотека считалок
Картотека пальчиковых игр
Картотека загадок о спорте , о спортивном оборудовании
Дидактические игры ( «Назови вид спорта», «Спорт»)
Домино «Спортивное»
Иллюстрации изображающие жизнь других стран и национальностей
(игры, любимые занятия)
Шапочки и маски подвижных игр.
Познавательное развитие.
Энциклопедии спорта.
Картинки, фотографии, иллюстрации:
«Зимние виды спорта»
«Летние виды спорта»
«Олимпийская символика»
Плакаты из серии «Мой организм»
Речевое развитие .
Картотека художественного слова о ЗОЖ
Картотеки физические упражнения и игровые задания :
- упражнения тренирующие речевые зоны .
- игры с элементами логоритмики .
- артикуляционная гимнастика .
- пальчиковая гимнастика .
-Детская литература
- былины о богатырях;
-картотека подвижных игр с оречевлением
Художественно – эстетическое развитие .
Музыка для релаксации
Музыкальные сборники ( утренняя гимнастика , гимнастика пробуждения)
Трафареты по теме «Спорт»
Раскраски о видах спорта
Физическое развитие.
Нестандартное оборудование
Атрибутика к подвижным играм
Картотека «Малоподвижные игры и игровые упражнения для детей 3-7 лет»
Материал на развитие мелкой моторики кистей рук (бусы, леска для нанизывания , шнуровки).
Картотека «Развлечение и игры тренирующие органы дыхания».
Упражнения после сна
Физминутки
Упражнения в кровати
Игры и упражнения для развития мелкой моторики рук
Полезные советы о здоровом образе жизни
Картотека игр по формированию здорового образа жизни
Рекомендации «Центр двигательной активности в группе»
Помните, что центр двигательной активности – это не место для хранения оборудования, а площадка для движений. На основании документов, обеспечивающих содержание ФГОС к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования (приказ Минобразования РФ № 2151 от 20.07.2011 года) она должна носить не только развивающий характер, но также являться разнообразной, динамичной, трансформируемой, полифункциональной. Поэтому при выборе места для центра двигательной активности подумайте о пространстве, удобном рациональном размещении каждого пособия, чтобы дети имели свободный доступ к нему.
Эффективно используя физкультурное оборудование, вы обеспечите разнообразную и интересную для детей двигательную, игровую, познавательную деятельность.
- Периодическая сменяемость пособий.
- Свободное пространство для двигательной деятельности.
- Максимальный уровень размещения пособий.
- Расположение вдали от зоны малой активности.
- Рациональное сочетание пособий и движений, не допускающее их однообразия .
- Мелкие пособия нужно держать в открытых ящиках так, чтобы дети могли свободно ими пользоваться.
- При выборе цвета физкультурного оборудования следует отдавать предпочтение мягким, постельным тонам.
Трансляция проекта
- Знакомство с проектом на педагогическом совете.
- Информирование коллег и родителей о ходе реализации проекта и его результатах в фото и слайд презентации.
- Благодарность активным родителям за участие в проекте на сайте ДОУ.
Дальнейшее развития проекта.
- Размещение информации на сайте МАДОУ
- Выпуск газеты с материалами и результатами проекта.
- Ознакомление с проектом на педагогическом совете, для использования в работе коллегами в других группах холдинга МАДОУ «Детский сад № 175». .