Поиск

Рейтинг:  5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

 

                                                   Авторы: Рыбникова Елизавета, Манапова Мария  
                                                   6 класс, МАОУ СОШ  № 154,
                                                    Научный руководитель:
                                                    Ларкина Вера Ивановна,
                                                    учитель биологии, МАОУ СОШ № 154

Содержание

 Введение___________________________________________________________2

Глава 1. История траволечения и использования растений в

медицине.____________________________________________________5

Глава 2. Лекарственные растения в окрестностях МАОУ СОШ №154

1.1Общие сведения о лекарственных растениях_____________________10

1.2. Экскурсия «Места произрастания лекарственных растений_______11

1.2.1. Береза повислая __________________________________________12

1.2.2. Крапива двудомная _______________________________________14

1.2.3 Ландыш майский__________________________________________15

1.2.4. Мать-и-мачеха обыкновенная ______________________________16

1.2.5. Шиповник коричный _____________________________________18

Выводы______________________________________________________20

Заключение___________________________________________________22

Список литературы____________________________________________23

Приложение 1_________________________________________________24

Приложение 2_________________________________________________25

Приложение 3_________________________________________________26

Приложение 4______________________________________________27 -30

ВВЕДЕНИЕ

 

Первоначально все лекарства получали из природных веществ. Это были отвары или настои растений или их частей. Они хорошо усваивались организ­мом человека. Позднее химики научились выделять чистые быстродействую­щие вещества из растений. Из них стали приготавливать лекарства. Ещё позд­нее ученые изобрели искусственные сильнодействующие заменители природ­ных лекарств, которые также помогают лечить больного, но для организма че­ловека они не были безвредными.

Оказывая положительное воздействие на больной орган человека, лекар­ство может в очень маленькой степени, но, всё же,  влиять (не всегда хорошо) на состояние других органов. Поэтому к приёму лекарств надо относиться очень осторожно. Современная ситуация с лекарствами очень сложная, рынок запол­нен, главным образом, импортными синтетическими препаратами, цены на ко­торые очень высокие. В то же время, существует возможность лечения многих заболеваний травами, известными человеку с давних пор - в этом и заключает­ся актуальность темы.

Фитотерапия - лечение лекарственными и пищевыми растениями -составляет часть древней и современной медицины. Она требует бережного от­ношения к целебным растениям. Ещё совсем недавно многие думали, что запа­сы лекарственных растений у нас неисчерпаемы. Наша природа действительно щедра своими дарами. С каждым годом в результате хищнического истребле­ния дикорастущих лекарственных трав скудеют запасы природной кладовой. Известная хранительница опыта и знаний предшествующих поколений о це­лебности растений Ф.А.Геммерман писала: «Народная медицина исчезает, а с ней исчезает и многовековой народный опыт, нигде не записанный, устный, хранящий немало сокровищ» [2].

В процессе работы по данной теме, мы обнаружила много литературных источников. Самыми значимыми мы считаем книги Новиков В.С., Губанов И. А. школьный атлас-определитель высших растений [6], Плешаков А.А. Зеленые страницы [7], Сафонов Н.Н. «Домашняя энциклопедия растений» [8].

Практическая значимость работы в том, что изучение лекарственных растений поможет обеспечить профилактику различных заболеваний, обога­тить домашнюю аптеку каждого человека.

Цель нашей исследовательской работы: изучить лекарственные расте­ния нашей местности, используемые при лечении заболеваний. Оформить гербарий лекарственных растений для дальнейшего использования на уроках биологии. Данная цель будет достигнута при решении поставленных задач.

Задачи:

•         определить места произрастания лекарственных растений;

•     познакомиться с правилами заготовки лекарственного сырья и приготовлением лекарственных настоев;

•         оформить гербарии лекарственных растений (см. приложе­ние)

•      воспитывать бережное отношение к запасам природной    кла­довой.

Объект исследования — лекарственные растения, произрастающие в ок­рестностях школы №154.

Предмет исследования — лечебные свойства лекарственных растений.

Методика и материал

Сбор материалов для исследовательской работы проводила творческая группа учащихся 6 класса МАОУ СОШ №154 в составе Рыбниковой Елизаветы и Манаповой Марии.

Место проведения исследования: окрестности школы №154 Калининско­го района.

Гипотеза – некоторые растения, произрастающие на территории МАОУ СОШ №154 обладают лекарственными свойствами.

Выполнение работы:

Первоначальный этап в нашей исследовательской работе - ознакомление с науч­но-литературными источниками, содержащими информацию о лекарственных растениях и их многообразии, об использовании лекарственных трав для лече­ния различных заболеваний; второй этап -мы сходили на экскурсию и обсле­довали территорию вокруг школы №154 и территорию близкую к школе, но находящуюся за автомобильной дорогой и граничащую с лесом. Во время экс­курсии мы встретили следующие растения: деревья и кустарники - береза повислая, или бородавчатая, береза пушистая, ива, тополь, липа сердцевидная, рябина обыкновенная, вишня обыкновенная, сосна обыкновенная, сирень обыкновенная, шиповник коричный, боярышник кроваво-красный, дуб черешчатый, или обыкновенный, клен ясенелистный, или американский; травы – пастушья сумка, сурепка обыкновенная, пырей ползучий, одуванчик обыкновенный,  тысячелистник обыкновенный, подорожник большой, мать-и-мачеха, крапива двудомная, ромашка аптечная, чистотел большой и дру­гие.

Нам очень интересно было узнать обладают ли данные растения лечебными свойствами и при лечении каких заболеваний их можно использовать.

Оборудование: научно-литературные источники, папка-пресс, садовая лопатка, фотоаппарат, картон, калька, клей , нитки.

Глава 1. История траволечения и использования растений в медици­не

Лечебные свойства растений известны человеку глубокой древности. При раскопках поселений эпохи неолита обнаружены предметы для растирания и варки лекарственных трав. Первые записи о лекарственных растениях принад­лежат шумерам, жившим около 6 тысяч лет до н.э. на территории нынешнего Ирака. Шумеры, жившие на территории современного Ирака, использовали лекарственные растения в свежем виде, готовили из них порошки и настои, применяя в качестве растворителя воду, вино, пиво.

Тайной целебных трав владели в Древнем Египте, Индии, Китае. Широко использовали растения в лечебных целях Греции, Риме и на Руси. Применяют­ся они и в современной медицине.

Сведения о методах народного лечения и средствах, которыми пользова­лись члены рода; племени, передавались из поколения в поколение, а позже они становились достоянием отдельных семей.

Во 2 тысячелетии до н. э. жители Вавилонского царства, а затем сирийцы уже широко пользовались лекарственными растениями. Богатая и разнообраз­ная флора Вавилона- родина многих лекарственных растений: солодки, дурма­на, белены, льна и др. Было отмечено, что солнечный свет отрицательно дейст­вует на целебные свойства некоторых растений, поэтому их сушили в тени, а такие травы, как белену и белладонну собирали даже ночью.

У вавилонян и ассирийцев сведения о лекарственных травах и их свойст­вах заимствовали египтяне, которые еще за 4 тыс. лет до н. э. составили неко­торое подобие фармакопеи.

В 1872 году в одной из ливанских гробниц был найден папирус, который был куплен и расшифрован немецким египтологом Георгом Эберсом. Папирус получил название «Папирус Эберса». Это - своеобразная медицинская энцик­лопедия древних египтян, в которой приведены рецепты для лечения заболева­ний дыхательных путей, уха, горла, печени, ожогов. Глазных и кожных болез­ней. В состав рецептов входили в основном растения и минеральные вещества, такие как сера. Сажа, глина, селитра, продукты животного происхождения. Ле­карственные растения египтяне разделяли по лечебному действию: слабитель­ные, рвотные, кровоостанавливающие. Египетским врачевателям были извест­ны алоэ, анис, белена, мята, клещевина, морской лук и многие другие растения, широко применяемые и в настоящее время.

Еще более высокого развития достигло траволечение в Древней Греции, где этим занимались не жрецы, а ученые. Гиппократ(460 -377 гг. до н. э.) счи­тал, что лекарственное растение своим действием обязано определенному соче­танию всех его составных частей, а потому растение следует употреблять в том виде, в каком создала его природа. Он утверждал, что в соках лекарственных растений удивительно «подобраны» биологически активные начала, чудодейст­венно влияющие на организм человека. В его сочинениях описано 236 видов растений. Именно Гиппократу принадлежит емкое определение медицины: «Медицина — есть искусство подражать целебному воздействию природы».

В Древнем Риме свое учение о лекарственных травах создал теоретик и практик, живший в начале нашей эры Клавдий Гален. Его перу принадлежит около 400 сочинений по разным вопросам естествознания, философии. Поло­вина из них посвящена медицине, причинам болезней, методам и средствам их лечения.

Выдающийся представитель арабской медицины Абу - Али Ибн - Сина, Известный в Европе как Авиценна, таджик по национальности, написал «Канон врачебной науки» - труд, ставший настольной книгой врачей на многие века. Он перечислил 900 лекарственных средств и способов их употребления.

Античная фармакопея у арабов была дополнена лекарственными расте­ниями тех областей, где была распространена арабская культура. Арабская ме­дицина широко использовала сложные рецепты, в состав которых входило мно­го лекарственных трав. Эти рецепты стали популярны в Западной Европе.

С древнейших времен обособленно существовала народная медицина Востока.

Первая китайская книга о травах (Бень Цао) датирована 2600 - м годом до н. э. В книге приводится около 900 видов лекарственных растений с подробным описанием их применений.

Первые письменные источники индийской медицины с описанием трав Индии и способов их применения относятся к первым столетиям до нашей эры. Уникальным трудом остается индийская «Наука о жизни» (Яджур веда). Зна­менитые индийские врачи Чурака (1 в. н. э.), Сашрута и Вагбата (7 - 8 в. н. э.) дополнили «Яджур веду», в их списках насчитывалось около тысячи лекарст­венных растений.

В трактате по тибетской медицине «Чжуд - ши» мы находим восемь ро­дов лекарственных веществ, испокон веков применявшихся врачевателями. Это - различные минералы (мел, сера, сажа, глина, селитра), вещества животного происхождения (мясо, кровь, жир, рога, желчь, мускус) и т. п., но большую часть лекарственных веществ получали все же из растений: деревьев, трав, кус­тарников; из них добывали соки и готовили отвары.

Западноевропейские врачи в средние века пользовались обширной антич­ной медицинской литературой, основную часть которой составляли описания лекарственных трав и плодов кустарников, способов их применения. Список, известный врачам и фармацевтам средневековья, насчитывал около 1000 расте­ний, достаточно хорошо проверенных и обладавших ценными свойствами. Ев­ропейская аптека была создана по арабскому образцу. В 9-10 веках появляются переводы травников Диоскорида, Галена, Гиппократа на европейские языки: итальянский, старофранцузский, старонемецкий и другие. Оригинальные евро­пейские травники 15-16 веков были не только переводами, а содержали допол­нительные сведения и рисунки местных видов растений. В результате в европейскую медицинскую практику были включены почти все лекарственные рас­тения  Европы, Западной Азии и отчасти Индии.

Старославянские травники 11-12 веков до нас не дошли, но они сущест­вовали, ибо в летописях Киевской Руси упоминается о волхвах, зелейниках, за­нимавшихся врачебной практикой. Были лекари и среди знатных людей того времени. Внучка Владимира Мономаха - Евпраксия, или Добродея, имела об­ширные познания в области народной медицины и написала на греческом языке трактат «Мази». В летописях упоминается и ряд лечцов из среды монахов, пользовавшихся средствами народной медицины. Таковы Демьян Целебник и Агапит - «врач безмездный», лечивший в Киеве в 12 веке. Агапит знал «каким зельем лечится, какой недуг» и вылечил киевского князя Владимира. Эти и другие врачеватели лечение проводили в основном травами.

Известный исследователь В. Ф. Груздев считает, что одни лечебники бы­ли русского происхождения, а другие - переводными произведениями. «Надо сказать, - пишет он, - что и переводные травники и лечебники не лишены рус­ского народного творчества, там упоминаются русские народные названия трав, русские заговоры и молитвы, наконец, лекарственные дозы определены здесь не в аптекарском весе, а горстями и ложками.

Первая аптека на Руси была открыта в 1581 году в Москве при Иване Грозном.

Она помещалась в Кремлевских палатах и обслуживала царский двор. Управляла ею Аптекарская палата, основанная в том же году.

Широкий размах использования лекарственных трав относится к царст­вованию Алексея Михайловича. Аптекарская палата им была преобразована в Аптекарский приказ, которому надлежало заниматься сбором лекарственных трав. Каждое воеводство должно было заготавливать определенные травы, ко­торые часто приходили взамен податей. Заготовку вели специальные травники. Воеводам был дан строгий приказ «чинить им во всем вспомогательство». В 1654 году в Москве была организована первая в России медицинская школа, где готовили аптекарей. Были созданы «аптекарские огороды» - сады, где раз­водили лекарственные растения.

Многое сделал для развития лекарственного дела на Руси Петр 1. По его указу в 1714 году был создан «Аптекарский огород» в Петербурге, ставший первой опытной станцией по изучению лекарственных растений. На месте это­го огорода в настоящее время находится Ботанический сад Академии наук.

Введенная Петром 1 «ягодная повинность», включавшая сбор лекарст­венных трав, успешная деятельность аптекарских огородов позволили настоль­ко увеличить заготовки лекарственного сырья, что в 1754 году Медицинская канцелярия прекратила ввоз лекарственных растений из-за рубежа.

В конце 18 и начале 19 веков возрос интерес к отечественным лекарст­венным растениям. Н. М. Амбодик - Максимович опубликовал свой многотомный труд «Врачебное веществословие» с описанием и красочными зарисовками многих лекарственных растений.

Траволечение, господствовавшее в медицине многие века, в конце 19 и в начале 20 веков в связи с развитием наук, и, прежде всего химии., стало отхо­дить на второй план. И все же развитие научного лекарствоведения не прекра­щалось: основатели русских терапевтических школ Г. А. Захарьин, Ф. И. Ино­земцев, С. П. Боткин, продолжали применять лекарственные растения для ле­чения больных.

 

Глава 2. Лекарственные растения в окрестностях

МАОУ СОШ №154

  1. 1.1Общие сведения о лекарственных растениях
  2. Определили места произрастания лекарственных растений.
  3. Познакомились с правилами заготовки лекарственного сырья и приготовлением лекарственных настоев.
  4. Изучили лекарственные растения нашей местности.
  5. Наша гипотеза подтвердилась, растения произрастающие на территории МАОУ СОШ №154 обладают лечебными свойствами.
  6. Изучили методику изготовления гербариев.
  7. Оформили гербарии лекарственных растений, для дальнейшего использования на уроках биологии в 6-х классах, при изучении курса  «Растения. Бактерии. Гри­бы. Лишайники.».(см. Приложение).
  8. Выступили с сообщениями о лекарственных растениях в начальной школе и в параллели 6 классов с оформлением газет о лекарственных растениях.

Вначале знания о лечебных свойствах растений накапливались у женщин - хранительниц домашнего очага. Уже в первобытном обществе известны ле­чебные свойства растений. При археологических раскопках обнаруживают всё новые данные о применении древнейшими народами мира растений с лечеб­ными целями. Данные эти были записаны на папирусе. Учёные много раз зада­вались вопросом, как в далёком прошлом люди узнавали о лекарственных свойствах растений. Одно из предположений сводится к следующему: в те вре­мена люди были ближе к природе и обладали способностью чувствовать, какой вид растения может помочь от того или иного недуга (эта способность присуща многим животным, которые лечатся травами в лесу или на лугу).

В современной медицине лекарственные растения привлекают к себе большое внимание учёных. Почти 40% препаратов, применяемых в медицине, изготавливается из лекарственных растений. С каждым годом число их увели­чивается. Возможно длительное применение лекарственных растений, т.к. они не проявляют побочные действия.

 

 1.2. Экскурсия «Места произрастания лекарственных растений»

В течение двух месяцев мы обследовали территорию школы и ее окрест­ности. Посетив библиотеку, прочитав книги, о лекарственных растениях, мы уз­нали, что многие растения из тех, что мы встретили, используются при лечении простудных , сердечно- сосудистых и других заболеваний. С этими растениями мы решили познакомиться более подробно.

1.2.1. Береза повислая [1]

Считается, что русское название березы происходит от слова «беречь». Это толкование связано с тем, что славяне считали березу даром богов и при­писывали ей охраняющие свойства. Береза - листопадное дерево высотой до 20 м с гладкой белой корой. По мнению многих лингвистов, название березы в ев­ропейских языках происходит от индоевропейского «bhе» - «светлый», цветки раздельнополые. Мужские цветки мелкие, собраны в поникающие соцветия-сережки, женские цветки одиночные, расположены в пазухах листьев, цветет в апреле-мае, плоды созревают в августе-сентябре. Наиболее широко распро­странены береза, повислая, или бородавчатая (В. реndulа), и береза пушистая (В. pubescens); оба вида широко используются в медицине. Оба вида широко распространены в лесной и лесостепной зонах Европы, лесной зоне Западной Азии и Северной Америки. Береза повислая обычно растет в сухих местах, Бе­реза пушистая, напротив, предпочитает влажные леса и болота.

Цветение: Ап­рель-май Время сбора: Почки - январь-март, ли­стья - май-июнь, сок - апрель- май. Используемые части: Почки, листья, кора.

Сбор и заготовка

Почки заготавливают в январе-марте и сушат в хорошо проветриваемых помещениях или в су­шилках при температуре 25-35°С. Молодые листья собирают в мае-июне и сушат в тени или на черда­ках. Сок собирают ранней весной, до распускания листьев и лишь со старых деревьев. Для этого кору надрезают не более чем на 2 см и собирают сок в сборник.

Применение

Березовый уголь выпускают в виде таблеток (активированный уголь, препарат «Карболен») и применяют при колитах, повышенной кислотности и как абсорбирующее средство при отравлениях. Березовый деготь используется как антисептиче­ское средство. Его применяют наружно при кож­ных заболеваниях, ожогах и гнойных ранах .

Он не раздражает почек, но усиливает образование мочи. Поэтому его используют для промывания мочевыводящих путей, при бактериальных вос­палительных заболеваниях. Настойка березовых почек - испытанное отхарки­вающее и желчегонное.

Порошком листьев присыпают язвы. Мелко нарубленный   сухой лист входит в состав лечебного курения при спазматическом кашле.

Настойку березовых почек назначают при анемии в послеро­довом периоде.

Наружно применяют в виде растираний и компрессов при миозитах, артритах, плохо заживающих язвах, ссадинах, пролежнях, гнойных ранах после вскрытия абс­цессов.

Примечания

Препараты безвредны, но принимать их следует только по назначению врача, так как они противопоказаны при некоторых заболеваниях.

1.2.2. Крапива двудомная [4] 

Многолетнее травянистое растение из семей­ства крапивных.

Крапива начинает цвести в конце мая и продолжает почти все лето. Кра­пива двудомная - одно из самых распространенных растений в республике. Растет около жилья и дорог, по тенистым лесам, по берегам рек, по оврагам. Часто образует большие заросли. Встречается она во всех районах Башкирии.

Для лекарственных целей заготавливают листья. С одного растения мож­но собрать от 7,3 до 23,6 г сырых листьев.

Для сбора листьев надевают кожаные или брезентовые рукавицы. Листья собирают со стеблей снизу вверх. Можно вначале скосить, а после провялива­ния листья оборвать со стеблей. Сушат их в тени в хорошо проветриваемых помещениях, раскладывая тонким слоем. Можно сушить в сушилках при тем­пературе не выше 60-80С. Собирают листья до цветения или во время цветения. Сухие листья хранят 2 года.

Препараты из листьев крапивы двудомной усиливают свертываемость крови, увеличивают содержание гемоглобина и эритроцитов, обладают сосудо­расширяющим действием. Применяют как поливитаминное средство, листья входят в состав чаев-сборов желудочных, слабительных, поливитаминных.

1.2.3.Ландыш майский [4]

Многолетнее, высотой 10-25 см, травянистое растение с ползучим, ветвящимся корневищем. Растение голое, обычно имеет два листа. Листья черешчатые, эллиптические, у основа­ния одеты влагалищными чешуями. Цветонос прямой.

При острых отитах настойку закапывают в ухо для промывания бара­банной полости.

    В народной медицине ландыш применялся при заболеваниях сердца, отеках, водянке, параличе, эпилепсии, лихорадке. Наружно в виде примочек при заболеваниях глаз. Употребляют чай из листьев ландыша как мочегонное при отеках и в меньшей степени - для очищения крови.

 1.2.4. Мать-и-мачеха обыкновенная [5] 

Это многолетнее травянистое растение высотой до 20-25 см. Семейство сложноцветных (см. Приложение 4). Мать-и-мачеха распространена на всей территории нашей страны. Лекарственными являются не только листья, но и цветы. Листья появляются только после цветения. Верхняя сторона их голая, тёмно-зелёная, а нижняя - пушистая и на ощупь кажется теплее. Верно, подме­тил народ особенности растения. Мать-и-мачеха используется с лечебной це­лью в 15 странах мира. Мать-и-мачеха оказывает обволакивающее действие на слизистые оболочки полости, рта, горла и гортани защищая их от раздражения, кроме того смягчает сухой кашель.

Настой листьев растения используют как мягчительное, отхаркивающие средство.

Научная медицина рекомендует настой при заболеваниях дыхательных путей (ларингиты, бронхиты, трахеиты, бронхопневмониях, бронхиальной аст­мы). Мать-и-мачеху включают в состав многих лечебных сборов(грудные и по­тогонные чаи). В народной медицине растение применяют более широко: при простуде, катарах пищеварительного тракта, воспалении мочевого пузыря, вос­палении почек, водянке, общей слабости, а также как горечь для возбуждения аппетита.

Наружно мать-и-мачеху используют как ранозаживляющее и противо­воспалительное средство. Свежие листья прикладывают к нарывам и фурунку­лам, плохо заживающим язвам. Настоем листьев полощут горло при ангинах и катарах верхних дыхательных путей. Смесь листьев крапивы двудомной и мать-и-мачехи настаивают и моют настоем голову при перхоти и облысении.

Цветки собраны в рыхлую однобокую кисть с мелкими чешуевидными прицветниками, повислые, молочно-белые, ре­же чуть розоватые, пахучие, шаровидно-колокольчатые, с ко­роткими отогнутыми зубчиками.

Цветет с мая по июнь. Плод — красная ягода (5). Растет на подсыхающих, свежих, слабо и сильнокислых, богатых, гумусных, рыхлых, глубоких, щебнистых и глинистых почвах: в светлых лиственных и хвойных лесах, в кустарниках. Опушечно-лесное растение.

Растение лекарственное, используются зеленые части и корень. Издает интенсивный аромат, применяется в изготовле­нии нюхательного табака и парфюмерии. Растение ядовито (яд содержится даже в вазе с водой, в которой стояли цветы), но очень красиво, в некоторых странах охраняется.

Мать-и-мачеха - один из первых ранневесенних медоносов. Пчелы соби­рают с нее нектар и пыльцу. Весной мать-и-мачеха - настоящая благодетель­ница для пчелиных семей, поскольку поддерживает ранний медосбор и способ­ствует раннему развитию пчел.

1.2.5. Шиповник коричный [9] 

Внешний вид

Колючий кустарник из семейства розоцветных, высотой до 2 м с красно-коричневыми блестящими ветвями с парными небольшими, крепкими, не­сколько изогнутыми шипами. Листья очередные, опушенные, неравноперистые из 5—7 пильчатых листочков. Цветки крупные, розовые, пятилепестные, на ко­ротких цветоносах, одиночные, иногда по 2—3. Плоды — шаровидные или сплюснуто-шаровидные гладкие, красные, заполненные многочисленными во­лосистыми семянками. Цветет в мае — июне, плоды созревают в августе — сентябре.

Места произрастания

Встречается на лесных опушках, полянах, среди кустарников, на склонах балок, в речных долинах в лесной и лесостепной зонах. Довольно часто разво­дится в садах и парках.

Целебные свойства

Плоды шиповника содержат большое количество аскорбиновой кислоты, филлохинон, каротин, тиамин, рибофлавин, токоферол, яблочную, лимонную и другие кислоты, флавоновые гликозиды (кампферол, кверцетин), пектины, са­хара, пигменты (рубиксантин, ликопин), соли железа, кальция, марганца, фос­фора, магния, микроэлементы (медь, стронций, молибден). В семенах найдены жирное масло, которое содержит ненасыщенные и насыщенные жирные кисло­ты, каротиноиды и токоферолы, в листьях — много хлорофилла, дубильные вещества, аскорбиновая кислота, фитонциды. В корнях обнаружены сахара, ду­бильные вещества пирокатехиновой и пирогалловой группы, аскорбиновая ки­слота, фитонциды, в цветках — большое количество розового масла.

Применение шиповника

Препараты плодов шиповника используют как поливитаминное, общеук­репляющее и повышающее сопротивляемость организма средство при гипо- и авитаминозах, атеросклерозе, различных инфекционных заболеваниях, ожогах, обморожениях, ранениях, гемофилии, кровотечениях. Они обладают желчегон­ным действием и показаны при холециститах, холангитах, гепатитах, особенно связанных с понижением желчеотделения. Установлено положительное дейст­вие шиповника на секрецию желудочного сока. Он повышает кислотность и увеличивает переваривающую силу пепсина, поэтому препараты его рекомен­дуют при анацидных гастритах. Плоды растения входят в состав поливитамин­ных сборов, в противоастматическую микстуру И. М. Траскова, из них готовят желчегонный препарат холосас, назначаемый при заболеваниях печени и желч­ных путей.

Масло из семян шиповника стимулирует регенерацию кожи и слизистых оболочек. Применяют его при трещинах и ссадинах сосков у кормящих жен­щин, дерматозах, трофических язвах голени, пролежнях, неспецифическом яз­венном колите.

В народной медицине настой плодов используют при цинге, малокровии, общем упадке сил, язвах желудочно-кишечного тракта, болезнях печени, же­лудка, почек, желчного и мочевого пузырей (столовую ложку сухих плодов за­ливают 2 стаканами кипятка, настаивают в термосе сутки, пьют по 1/2 стакана 2—3 раза в день перед едой). Кожуру плодов и семена рекомендуют как нежное слабительное и мочегонное средство. Листья и корни шиповника — как вяжу­щее средство при поносах и кровотечениях, а ванны из отвара корней — при параличах и ослаблении мышц ног. Водный отвар семян — при камнях в почках и мочевом пузыре, отвар лепестков с медом — при рожистых заболеваниях и дают детям при поносе, настоем цветков промывают глаза при ослаблении зрения.

В тибетской медицине шиповник используют при неврастении, туберку­лезе легких, атеросклерозе.

Выводы и рекомендации

                                                                  Нужно только не лениться,

                                                              Нужно только научиться

                                                                 Находить в лесу растенья-

                                                                           Те, что для людей полезны. 

                                                            И отступят все болезни.

В.Лукша

В нашей работе мы описали конкретно только на несколько видов лекарственных растений — это шиповник, береза повисшая, мать-и-мачеха, крапива двудомная (хотя собрали растений больше)

Рекомендации:

  • При заготовке лекарственных растений нельзя забывать мудрый девиз: используй, охраняя, и охраняя, используй.
  • Для использования лекарственных растений в лечебных целях рекомендуем собирать их в экологически чистой территории и соблюдать правила сбора.
  • Лучше всего покупать лекарственные растения в аптеках, при этом не забыв проконсультироваться с лечащим врачом.

Заключение 

Природа - является источником здоровья и опасности для человека. Богат и разнообразен выбор лекарств в «зеленой аптеке», но нужно быть осто­рожными: отравление лекарственными растениями возможно, если заниматься самолечением. Обращаться в «зелёную аптеку», также как и в обычную, следу­ет при установленном диагнозе болезни и с рецептом врача.

В МАОУ СОШ №154 мы ведем пропаганду об эффективности приме­нения лекарственных трав для лечения различных заболеваний среди населе­ния, используя все средства (беседы, лектории, оформление стендов), чтобы выработать у людей положительное отношение к использованию лекарствен­ных трав.

Необходимо знакомить людей с правилами заготовки, хранения лекарст­венного сырья и приготовления лекарственных настоев.

«На земле нет ничего, что не считалось бы лекарством»,- утверждает од­но из положений тибетской медицины. Мы живём в мире лекарств. Раститель­ный мир нашей страны очень богат, и практически все его представители обла­дают лекарственными свойствами. Однако, в условиях экологического небла­гополучия, большое значение приобретает забота о рациональном использовании природных богатств лекарственной флоры в борьбе за здоровье и активное долголетие людей.

Прав был средневековый врач Парацельс, который писал: «Весь мир -аптека...»

Действительно, куда бы мы ни пошли в лес, на речку, в поле или вышли на садовый участок везде можно встретить лекарственные растения.

Мы намерены продолжить изучение данной темы. Хотим проверить, верны ли слова Гиппократа: « Ваша пища должна быть лекарством, а ваше лекарство должно быть пищей».

Следующий этап - изучение целебных растений - дикорастущих и куль­тивируемых — используемых в повседневном питании.

 

Список литературы

  1. Береза повислая: /Электронный ресурс. http://herbalfood.ru/betula/bereza-povislaya/
  2. Гаммерман А.Ф: /Электронный ресурс. http://pharmax.ru/index.php?autocom=ibwiki&cmd=article&id=2329
  3. Кузнецова М.А., Резникова А.С. «Сказание о лекарственных растениях». Москва «Высшая школа», 1992г
  4. Лекарственные растения: /Электронный ресурс: http://www.mplants.org.ua/
  5. Мать – и – мачеха: /Электронный ресурс: http://lady.mail.ru/product/mat-i-macheha/
  6. Новиков В.С., Губанов И. А. школьный атлас-определитель высших растений: Кн. для учащихся. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 1991.
  7. Плешаков А.А. Зеленые страницы. - М.: Просвещение, 1994.
  8. Правила изготовления гербариев:/Электронный ресурс. http://www.zoodrug.ru/topic1917.html
  9. Сафонов Н.Н. «Домашняя энциклопедия растений». Москва 1995г
  10. Шиповник коричный:/ Электронный ресурс:  http://mag.org.ua/rast/trava240.html   
  11. Я познаю мир: Растения: Детская энциклопедия/Автор- со­став. Л.А. Багрова. - М.:ООО «Издав-то АСТ», 2002

Приложение 1

Из проанализированной литературы мы  сделали вывод, что можно пользоваться лечебными травами, оказывающими терапевтическое воздействие.

Действие

Растение

Желудочно – кишечный тракт

Календула,  пижма, подорожник, ромашка, шиповник, лилия, лук, черемуха, лох, одуванчик, чистотел, крапива, подорожник, тысячелистник

Неврозы

Мята,  цикорий, хмель, череда, мелисса

Заболевания дыхательных путей

Подсолнечник, малина, чабрец, клевер, крапива, подорожник, горец  птичий, мелисса

Дезинфицирующее средство

Календула, череда, пижма, полынь, цикорий, шалфей, чабрец

Сердечно – сосудистое  средство

Пижма, цикорий, базилик, пустырник,  шиповник, одуванчик, подорожник

Желчегонное  средство

Пижма, полынь, укроп, кукуруза, крапива, одуванчик, чистотел

Обезболивающее средство

Мята, чистотел, пустырник

Противовоспалительное  действие

Ромашка, пижма, тысячелистник, календула, шалфей, базилик, клевер, крапива, щавель, подорожник

Ранозаживляющее  средство

Календула, крапива, щавель,

Кровоостанавливающее  средство

Череда, тысячелистник, крапива, кукуруза, малина, шиповник

 

Приложение 2

 

Приложение 3

Приложение 4

Правила изготовления гербариев

  1. Растения, предназначенные для гербаризации, собирают целиком, т. е. со всеми надземными и подземными органами — корнями, корневищами, клубнями, луковицами, которые извлекают из почвы железным совочком или ботанической копалкой.
  2. Для сушильных «рубашек» и растений, собираемых в поле, необходима экскурсионная папка. Она состоит из двух пластинок картона или фанеры с прорезями около углов — в них продевается широкая тесьма, чтобы завязывать папку и носить ее через плечо.
  3. Высушиваются растения в ботаническом прессе. Он представляет собой две деревянные рамки одинакового размера (30X45 см или 35Х50 см, т. е. немного больше гербарного листа), на которые натянуты металлические сетки. Для затягивания пресса используется крепкий шнур или два ремня. Пресс можно сделать также из двух листов фанеры, просверлив в них множество отверстий для вентиляции. Если по углам фанерных листов прорезать щели и продеть в них тесьму, то получится комбинированная папка-пресс, пригодная и для сбора, и для сушки растений.
  4. Растения для гербария собирают только в сухую, ясную погоду. Растения, смоченные дождем или росой, долго сохнут и могут испортиться.
  5. Высокие растения с узкими листьями, например злаки, перегибаются и укладываются в «рубашку» зигзагом. При всяком сгибе растение надо класть так, чтобы корень был обращен вниз, а конец стебля — вверх.
  6. Для гербаризации рекомендуется брать не менее трех экземпляров каждого ботанического вида. Из них один предназначается для препарирования (разделения на части) при определения, второй — для монтировки на гербарный лист, третий — запасной.
  7. На каждое растение тут же, в поле, составляется черновая этикетка, которая вкладывается вместе с ним в «рубашку» и в дальнейшем от него не отделяется.
  8. Чтобы установить точное научное название вида растения и принадлежность его к тому или иному семейству, пользуются определителями растений.
  9. По окончании сбора все «рубашки» с растениями необходимо переложить (не переворачивая!) из папки на рамку пресса. Между «рубашками» при этом кладут по 2—3 прокладки из той же газетной бумаги для впитывания влаги. «Рубашки» раскладываются на рамке так, чтобы толстые части растений располагались попеременно то в одну, то в другую сторону, тогда пачка «рубашек» получится ровной, без горбов. Накрыв пачку второй рамкой, туго затягивают пресс ремнями накрест или шнуром в 2 петли. В таком виде пресс вешают или прислоняют к стене где-нибудь на солнце и на ветру. Не реже раза в сутки повлажневшие прокладки меняют на сухие. «Рубашки» же не меняются, и растения из них не вынимаются. В сырую погоду пресс обычно помещают около теплой печки или батареи центрального отопления, поставив его на ребро.
  10. На одном гербарном листе монтируется только один вид — в одном или нескольких экземплярах. Укладывается растение на гербарный лист так, чтобы части его не выступали за края, и прикрепляется в разных местах

     Отбирать следует экземпляры вполне развитые, без каких-либо повреждений, с распустившимися цветками и по возможности с плодами,

      хотя бы и незрелыми (без плодов некоторые растения очень трудно определить).

узкими (3—4 мм шириной) полосками бумаги. Клей наносится на концы полоски и углы этикетки. Толстые части растений, например корневища, можно прикрепить к листу нитками. Чтобы нитки не были видны, их окрашивают акварелью или тушью в зеленый цвет. Приклеивать растения к бумаге нельзя. Пакетик либо капсула с плодами или семенами приклеивается к левому нижнему углу гербарного листа. Правый нижний угол листа отводится для этикетки, переписанной начисто чернилами, а лучше всего тушью. Семенной пакетик и этикетка приклеиваются немного отступя от краев листа. Чистовая гербарная этикетка выглядит так: