Методическая разработка по профилактике детского
дорожно – транспортного травматизма «Дорога безопасности»
(1 – 3 класс)
Внеклассное мероприятие
«В стране дорожных знаков»
Пояснительная записка
Вам представлена методическая разработка по профилактике детского дорожно – транспортного травматизма «Дорога безопасности» (1 – 3 классы).
Цель: обучение дорожной грамоте, закрепление знаний по ПДД, предупреждение и профилактика дорожно - транспортных происшествий, развитие сообразительности и внимания.
Спектакль, главными персонажами которого являются герои детских сказок. Попадая в сказку, дети помогают героям страны дорожных знаков Светофории. Учащиеся 1-3 классов не только присутствуют на представлении, но и являются его непосредственными участниками, выполняя задания на повторение и закрепление знаний дорожных знаков, сигналов светофора.
Область применения: внеурочная деятельность в форме коллективной работы с учащимися
Форма реализации: инсценированное представление учащихся 4-5 классов.
Возрастная группа: 1 - 3 класс
Ожидаемые результаты: практическое закрепление знаний правил дорожного движения, дорожных знаков, сигналов светофора.
«В стране дорожных знаков»
Действующие лица:
Растяпа
Дорожный знак «Пешеходный переход»
Кот
Буратино
Мальвина
Светофор
Дети с дорожными знаками
Вед. Ребята, куда это мы попали, вы не знаете? Мы находимся в стране дорожных знаков, стране Светофории. Только что– то пустынно на улицах. А это что? Письмо какое – то… «Дорогие ребята! Мы, жители страны дорожных знаков, находимся в беде. Мы попали в плен к Растяпе. И теперь у нас в стране постоянно происходят аварии. Помогите нам!»
Ученик 1. Здесь, наверно, скажет кто – то:
- Это что за колдовство?
Не случилось ничего!
Ну, исчезли переходы –
Не заплачут пешеходы,
Сами выберут пути,
Где дорогу перейти.
Ученик 2. Светофор не светофорит?
Ну какое в этом горе?
Красный свет, зеленый свет…
Может, в них и толку нет?
Вед. Как вы думаете, ребята, нужен ли светофор? Нужны ли правила дорожного движения?
Дети. Да, нужны.
Вбегает Растяпа.
Растяпа. Ехали медведи на велосипеде,
А за ними кот задом наперед.
Волки – на кобыле, львы – в автомобиле,
Зайчики – в трамвайчике, жаба – на метле.
Едут и смеются, пряники жуют.
Вдруг из подворотни страшный великан,
Рыжий и усатый…Кто?
Дети. Таракан!
Растяпа. Сами вы – тараканы! Из подворотни – я, Растяпа! Все меня боятся! Так – то! А жители Светофории у меня в плену! Ха – ха – ха! Помощи захотели! Не будет им никакой помощи! Да и кто им поможет?
Вед. Мы. Поможем ребята?
Дети. Да!
Растяпа. А вы кто такие?
Вед. Это ребята начальных классов.
Растяпа. Никогда вам не удастся помочь! Не получите вы светофор и дорожные знаки, я их хорошо спрятал. Путь туда трудный и никакими знаками не указан.
Растяпа убегает.
Вед. Ребята, вы испугались его?
Дети. Нет!
Вед. Тогда мы не будем терять времени даром и отправимся в путь с веселой песней.
Песня «Настоящий друг».
Плача входит Дорожный знак. На груди – перевернутый обратной стороной планшет с дорожным знаком.
Вед. Кто ты такой и почему плачешь?
Дорожный знак. Я – Дорожный знак. Меня заколдовал Растяпа. Я убежал от него, но никому не могу показать свой знак, пока меня не расколдуют.
Вед. А мы можем помочь тебе?
Дорожный знак Я смогу открыться только тогда, когда вы отгадаете мои загадки:
- Вот так чудо – чудеса!
Подо мной два колеса.
Я ногами их верчу
И качу, качу, качу. (велосипед)
2. В два ряда дома стоят,
Десять, двадцать, сто подряд.
И квадратными глазами
Друг на друга глядят. (улица)
- Маленькие домики
По улицам бегут.
Мальчиков и девочек
Домики везут. (автобус)
- У машины – есть,
У телеги – есть,
У велосипеда – есть,
А у поезда – не счесть. (колесо)
5. Где бы нам через дорогу
К магазину перейти?
Вот за этими ларьками,
Там, где стрелка у ворот,
Мы на стрелке этой сами
Прочитали… («Переход»)
Дорожный знак открывает на груди знак «Пешеходный переход».
Дорожный знак. Этот знак такого рода:
Он на страже пешехода.
Переходишь с мамой вместе
Ты дорогу в этом месте.
Вед. Ребята, как называется это знак?
Дети. Пешеходный переход.
Дорожный знак. Молодцы ребята! Узнали меня, расколдовали. Но в плену остались мои друзья.
Вед. Не волнуйся «Пешеходный переход», мы поможем твоим друзьям. Отправляемся дальше в путь с веселой игрой
«Это я, это я, это все мои друзья!»
- Кто ватагою веселой
Каждый день шагает в школу?
- Кто из вас в вагоне тесном
Уступил старушке место?
- Кто из вас идет вперед
Только там, где переход?
- Кто из вас, идя домой,
Держит путь по мостовой?
- Знает кто, что красный свет –
Это значит хода нет?
Появляется Кот (едет на самокате).
Вед. Кто это едет нам навстречу?
Кот. Я – Кот, ученик светофорных наук, только я учиться не люблю.
Вед. А ты знаешь правила дорожного движения?
Кот. А зачем? Я и без них прекрасно обойдусь!
Вед. Что ж, проверим. Скажи, пожалуйста, как надо переходить улицу?
Кот. Как? На четырех лапах!
Вед. Ребята, правильно он ответил?
Дети. Нет!
Ученик 1. Пешеход, пешеход!
Помни ты про переход!
Подземный, наземный,
Похожий на зебру.
Знай, что только переход
От машин тебя спасет!
Вед. Скажи – ка, Кот, как следует себя вести, если ты вышел из автобуса, а тебе надо перейти на другую сторону улицы?
Кот. Надо обойти автобус, а еще лучше пролезть между колесами.
Вед. Ребята, можно так переходить улицу?
Дети. Нет!
Вед. Нужно подождать, пока автобус отойдет. Внимательно посмотреть сначала налево, а затем направо и только потом переходить. А если рядом есть обозначенный переход, надо переходить только по нему.
Вбегает Растяпа.
Растяпа. Привет, приятель Кот
Тебя найти я еле смог.
Купили мне отличный мяч.
Давай устроим мини – матч.
Кот с Растяпой играют на проезжей части. Раздается визг тормозов. Игроки разбегаются в разные стороны.
Вед. Разве можно головой
Рисковать на мостовой?
Ты не в цирке. Здесь – дорога.
Ну кого ты удивишь?
Повернется руль немного –
Под машину угодишь!
Ученик 2. Правил дорожных на свете немало,
Все бы их выучить нам не мешало,
Но основное из правил движенья
Знать как таблицу должны умноженья.
Все. На мостовой - не играть, не кататься,
Если хочешь здоровым остаться.
Растяпа (Коту). Не слушай ты их, не слушай! Здорово, да еще как здорово играть на мостовой! Сколько мы с тобой аварий наделаем! А почему они все тебе вопросы задают? Сами – то они знают что – нибудь?
Вед. Конечно, знают. И сейчас вам это докажем.
Растяпа Я хочу спросить про знак,
Нарисован знак вот так:
В треугольнике ребята
Со всех ног бегут куда – то.
Мой приятель говорит:
«Детям путь сюда закрыт!»
Там спортсмены впереди
С номерами на груди.
На дороге эстафета
Надо ж детям бегать где – то…
Но боюсь, однако,
Смысл другой у знака.» («Внимание, дети!»)
Кот. Машина мчит во весь опор,
И вдруг навстречу знак:
Изображен на нем забор.
Я тру глаза, гляжу в упор:
Шоссе закрыто на забор?
А что это за знак? («Железнодорожный переезд со шлагбаумом»)
Растяпа. Шли из школы мы домой,
Видим, знак на мостовой:
Круг, внутри велосипед,
Ничего другого нет…
Поразмыслил друг немного
И сказал:
«Ответ один – знак гласит:
Ведет дорога прямо в веломагазин
(«Движение на велосипеде разрешено»)
Кот. Круглый знак, а в нем окошко
Не спешите сгоряча,
А подумайте немножко:
Что здесь, свалка кирпича? («Въезд запрещен»)
Растяпа Землю роет человек.
Почему проезда нет?
Может быть, здесь ищут клад,
И старинные монеты
В сундуке большом лежат?
Их сюда, наверно, встарь
Спрятал очень жадный царь. («Дорожные работы»)
Кот. Ездят здесь одни машины,
Грозно их мелькают шины.
У тебя велосипед?
Значит - стоп! Дороги нет! («Движение на велосипеде запрещено»)
Растяпа. Пойдем лучше со мной Кот аварии делать, с ребятами неинтересно, все знают.
Уходят.
Вед. Идем дальше? По пути повторим правила дорожного движения, сыграем в игру «Запрещается – разрешается!»
И проспекты ,и бульвары –
Всюду улицы шумны,
Проходи по тротуару
Только с правой стороны!
Тут шалить, мешать народу
ЗА – ПРЕ – ЩА – ЕТ – СЯ!
Быть примерным пешеходом
РАЗ – РЕ – ША – ЕТ – СЯ!
Если едешь ты в трамвае
И вокруг тебя народ,
Не толкаясь, не зевая,
Проходи скорей вперед.
Ехать «зайцем», как известно,
ЗА – ПРЕ – ЩА – ЕТ – СЯ!
Уступить старушке место
РАЗ – РЕ – ША – ЕТ – СЯ!
Если, ты гуляешь просто,
Все равно вперед гляди,
Через шумный перекресток
Осторожно проходи.
Переход при красном свете
ЗА – ПРЕ – ЩА – ЕТ – СЯ!
При зеленом даже детям
РАЗ – РЕ – ША – ЕТ – СЯ!
Буратино. Ой, спасите! Помогите!
Где мне спрятаться, скажите?
Вед. От кого ты убегаешь? От кого тебя спасать?
Буратино. Мне Мальвина надоела.
До всего всегда ей дело.
Ничего не разрешает,
Все на свете запрещает:
Сиди ровно, не шуми.
Нос в чернильницу? Ни – ни!
Теперь новая наука:
Вот скажу где, братцы, скука –
Я должен правила учить
Как по городу ходить.
Мальвина. Очень важная наука –
Правила движения.
И должны их изучать
Все без исключения.
Буратино. Все – напрасные слова,
Разболелась голова.
Вед. Буратино, как не стыдно?
Ведь Мальвине так обидно,
Что старается напрасно!
Неужель тебе не ясно?
Нужно правила движенья
Изучать серьезно.
Уметь улицу переходить
Очень осторожно.
На Мальвину не сердись,
Детей послушай, убедись!
За дверью слышится грохот.
Вед. Ой, ребята, слышите? Это наверное, авария. Может, нужна наша помощь?
Входят Растяпа с перевязанной рукой и Кот на костылях.
Вед. Неужели вам не ясно?
Играть на улице опасно!
Посмотри, Буратино, до чего доводит незнание правил дорожного движения.
Кот. Ой, ребята, простите нас, возьмите к себе. Мы будем хорошо учиться.
Растяпа. Мы поняли, что очень важно – знать правила дорожного движения.
Вед. Открой, Растяпа нам тайну, как спасти дорожные знаки.
Растяпа. Сначала вам нужно освободить самого главного жителя страны Светофории.
Вед. А как его зовут?
Растяпа. Догадайтесь сами:
Высоко над перекрестком
Кто повесил теремок?
Во все стороны окошки,
В каждом чудо – огонек.
Зажигаются все вместе –
По порядку, день и ночь.
Красный, желтый и зеленый
Нам стараются помочь.
Всем известен с давних пор
Теремочек - … ( светофор)
Три девочки исполняют танец «Светофора»
Красный. Чтоб тебе помочь
Путь пройти опасный,
Горим и день, и ночь –
Зеленый, желтый, красный.
Желтый. Наш домик – светофор,
Мы три родных сестрички,
Мы светим с давних пор
В дороге вам, детишки.
Зеленый. Мы три чудесных цвета,
Ты часто видишь нас,
Но нашего совета
Не слушаешь подчас.
Мальвина. Светофор мигает нам
По утрам и вечерам.
Днем мигает, даже ночью
Этот стражник спать не хочет.
Свет зеленый говорит:
(Зеленый) Проходи – ка, путь открыт!
Желтый свет немного строже:
(Желтый) Обожди, будь осторожен!
Самый строгий – красный свет:
(Красный) Стой и жди! Прохода нет!
Игра с залом «Цвета светофора» (красный круг – дети стоят тихо, желтый – хлопают в ладоши, зеленый – идут на месте).
Вед. Мы спасли Светофорик, но как помочь дорожным знакам?
Кот. Нужно сказать три раза несколько волшебных слов:
«Знаки, знаки отзовитесь!
К нам скорее возвратитесь!»
Дети повторяют 3 раза эти слова. Появляются дорожные знаки.
Светофор. Спасибо, друзья, что выручили жителей страны Светофории.
Вед. Давайте ребята познакомимся с дорожными знаками. И вы запоминайте, Растяпа, Кот и Буратино.
1. Я знаток дорожных правил.
Я машину здесь поставил.
На стоянке, у ограды
В тихий час стоять ей надо.
Очень важная наука –
Правила движения.
И должны их соблюдать
Все без исключения. «Место стоянки»
2. Тут и вилка, тут и ложка,
Подзаправились немножко.
Покормили и собаку.
Говорим «спасибо» знаку. «Пункт питания»
3. Очень этот знак серьезен –
Будь здесь очень осторожен.
Говорит знак очень строго:
Здесь железная дорога,
Часто ездят поезда.
Не играй здесь никогда! «Железнодорожный переезд»
4. В голубом иду я круге,
И понятно всей округе,
Если вдуматься немножко -
Пешеходная дорожка. "Пешеходная дорожка"
5. У посадочных площадок
Пассажиры транспорт ждут.
Установленный порядок
Нарушать нельзя и тут. «Место остановки автобуса или троллейбуса»
6. Здесь заправится машина,
Выпьет три ведра бензина.
Поможет знак машине каждой,
Если та страдает жаждой. «Автозаправочная станция»
7. Ната с куклою в тревоге
Нужен доктор им в дороге.
Не смотрите грустным взглядом,
Помощь близко! Доктор рядом! «Пункт первой медицинской помощи»
8. Я в круге с обводом красным,
Это значит - тут опасно.
Тут поймите, запрещенье
Пешеходного движенья. "Движение пешеходов запрещено"
Вед, Вы на знаки посмотрите
И спасибо им скажите,
Изучайте, уважайте,
На дороге не зевайте!
Мальвина. Изучайте, изучайте
Правила движения.
И всегда их соблюдайте
Все без исключения.
Буратино. Ведь не зря на светофоре
Зажигаются огни:
Красный, желтый и зеленый.
Нам хотят помочь они.
Ученик 1. Площадей и улиц
В городе много.
Правила движения
Соблюдайте строго!
Ученик 2. По улицам – дорогам
Машины спешат.
Улицы – дороги
Бедою грозят…
Все. Тем, кто правила не знает,
Тем, кто правила не соблюдает.
Все герои исполняют песню на мотив «Пусть бегут неуклюже…»
- Пусть бегут неуклюже
Пешеходы по лужам,
Но нельзя по дороге бежать.
Тротуар – пешеходам,
А машине – дорога.
Это правило все должны знать.
Припев:
Если красный – путь опасный,
Если желтый – погоди,
А зеленый, значит, можно
Нам дорогу перейти.
- Знак дорожный подскажет,
Запретит и укажет
Пост ГАИ, переход и объезд,
Тем, кто это не знает,
Мы подскажем, ребята:
Вы учите, вот вам наш совет!
Припев:
Знаки разные, все прекрасные,
Как друзей их надо знать.
Знаки разные, все прекрасные,
Мы их будем соблюдать!
Вед, Молодцы ребята. Вы спасли жителей прекрасной страны Светофории – дорожные знаки. На улицах Светофории не будет больше беспорядка. Светофор и знаки дорожного движения – наши хорошие друзья!