Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

     Развлечения в детском саду являются важной формой организации детей вне занятий, помогают создать радостную атмосферу, способствующую формированию  у детей положительных эмоций, расширяют сферу их чувств, приобщают к коллективным переживаниям, развивают инициативу, творческую выдумку. Организация развлечений в детском саду является важной педагогической задачей.

     Развлечения прежде всего являются средством нравственно-эстетического развития детей, поскольку в них используются различные виды искусств. Хороший художественный уровень небольших, простых по содержанию спектаклей кукольного, теневого, настольного театра и концерты, составленные из доступных произведений, воспитывают художественное восприятие, вызывают эстетические чувства. На концертах, в инсценировках песен, сказок каждому участнику предоставляется возможность проявить себя активно, творчески.

     Развлечения проводим для одной или нескольких групп одновременно. Объединение детей для совместного просмотра спектакля, празднования дня рождения, проведения вечера шуток, аттракционов создаёт радостное настроение, вызывает внимательное отношение к выступающим товарищам, воспитывает тёплые, ласковые чувства к малышам, развивает определённые навыки поведения в коллективе.

     Смотря в саду телепередачи, концерты, участвуя в инсценировках, дети обогащаются новыми впечатлениями, закрепляют знания и навыки, полученные на занятиях.

     Средним и старшим группам дошкольников, чаще устраиваем такие развлечения, в которых они могут продемонстрировать умения и навыки самостоятельно. Активность детей в старшем возрасте наблюдается в большей самостоятельности – повышается ответственность за собственное выступление и выступление своих товарищей. Старшие ребята хорошо знают, как надо сыграть ту или иную роль в инсценировке, спеть, прочитать стихотворение, они могут оценить и выбрать лучшего исполнителя. Дети, проявляя выдумку и инициативу, участвуют в изготовлении атрибутов. Перед проведением концерта «Осень», предлагали вспомнить любимые песни, стихи, танцы, хороводы, загадки. Привлекли детей к изготовлению корзиночек, грибков, листьев для украшения осеннего леса. Дети с большим удовольствием готовят атрибуты. Большого внимания требуют инсценировки, музыкальные спектакли, которые поставлены в детском исполнении. Эта форма развлечений позволяет включить дошкольников в творческую работу над созданием образов отдельных персонажей. Помочь ребёнку найти и закрепить наиболее удачные интонации, обратить его внимание на музыку с тем, чтобы движения, характеризующие образ, соответствовали ей, можно игровым методом, используя наглядность, образное сравнение, выразительную мелодию.

     В инсценировке сказки «Теремок» все лисы – девочки подготовительной группы – стремились скорее добежать до теремка и основное внимание уделяли выразительности произнесения своих слов. Юля К. двигалась особенно плавно, одной рукой изображая хвост («хвостиком след заметает»), и остановившись перед теремком, не сразу начала говорить, а сначала осторожно подкравшись, осмотрела его. На вопрос, почему она так сделала, Юля сказала: «Потому, что лисичка хитрая, она хочет посмотреть – вдруг там зверь страшный».

     Часто замысел развлечений возникает в ходе игр. Например в старшей группе небольшой деревянный круг натолкнул ребят на мысль сделать «Поле чудес». Мы поддерживаем всегда инициативу детей. Богатый материал для развития самостоятельного художественного творчества у детей дают развлечения, проводимые летом и зимой на участке. Здесь в окружении деревьев, кустарников и цветов проходили концерты «Здравствуй лето», праздники цветов, различные спортивные соревнования, встречи со сказками.

     Очень яркое впечатление оставил праздник русской зимы. Построили его на знакомом детям материале, что не требовало специальной подготовки. Красиво убрали участок. Это развивает у детей воображение и делает праздник более ярким и впечатляющим. Строили разные снежные постройки, такие, как «Три медведя», «Колобок и звери». И ребята с удовольствием украшали участок под руководством воспитателей.

     Этот труд нёс в себе эстетическое начало, все старались, чтобы постройки были красивыми, любовно отшлифовывали большие плоскости на скульптурах, проявляли много вкуса и выдумки в выкладывании узоров на снежных валах из цветных льдинок.

     Большое оживление в праздник русской зимы внесли персонажи: Дед Мороз, Снеговик, Лиса, Заяц и другие. Мы так составляли сценарий, чтобы они появлялись незаметно, как будто выходили из сказки, и включались в общее веселье.

     Продумываю развлечения так, чтобы дети были не пассивными наблюдателями зрелища, а активными участниками событий. Проводя развлечения, стараюсь не только развлекать детей, но и в интересной форме обучать, развивать музыкально-сенсорные способности.

     В подготовительных группах широко разнообразим деятельность детей в развлечениях, углубляем работу над выразительностью исполнения. Обладая более устойчивыми навыками, дети способны передать художественный образ тоньше. Уровень их исполнения иногда может вызвать эстетическое переживание. Поэтому выступления старших детей включаются в концерты чаще.

     Программы некоторых развлечений могут быть составлены по предложениям детей, которые выбирают с помощью воспитателя. Проявляя большую заинтересованность и самостоятельность, дети могут придумать несложный сюжет, например, для театра игрушек, и показать спектакль.

     В подготовительных группах, развивая навыки более устойчивого внимания, организованного поведения, воспитываем внимательное отношение и уважение  к выступающим товарищам.

    Тематические концерты требуют определённой подготовки, систематизации детских представлений, новых впечатлений. Например, перед концертом «Весна» проводили с детьми наблюдения весенней природы, просматривали иллюстрации, читали соответствующие рассказы. Все это подготавливает правильное восприятие произведений данной тематики, оживляет представления, вызывает активность, большую выразительность в исполнении. Рассказ воспитателя о повадках зверей позволяет  детям точнее передать их особенности при инсценировке сказки, спектакля. Во время развлечений даём задание оценить исполнение, определить, какая группа выиграла.

     Заинтересованность, желание быть сказочным персонажем проявляется обычно у ребёнка, когда приносим различные атрибуты, шапочки-маски, детали костюмов, соответствующие игрушки. Индивидуальные вкусы появляются у старших дошкольников при слушании любимой музыки, в выборе песен, хороводов, стихотворений. Всячески поддерживаем такие проявления и стремимся их развивать. Большую радость доставляет ребятам выступление вместе со взрослыми. Они  испытывают удовольствие, слушая,  когда поют или новую песню, и дружно хлопают в ладоши при исполнении весёлой пляски. Часто взрослые или старшие дошкольники выступают перед малышами, а это вызывает эстетические переживания у маленьких слушателей.

     Сила воздействия зрелища определяется прежде всего удачным сочетанием различных видов искусства. Характерная музыка, поэтичные стихи, выразительные силуэты зверей, смена освещения экрана (например, бледно-зелёный, когда действие происходит в лесу, и золотисто-розовый, когда дети ведут хоровод вокруг ёлки) производят большое впечатление на малышей. Они поддаются общему настроению. Следовательно творческий подход, тщательное продумывание и подготовка дают свои результаты.

     Развлечения – это педагогический процесс, протекающий в своеобразной форме. Здесь реализуется целый ряд воспитательных задач, направленных на развитие восприятия, специфической деятельности детей и особых навыков поведения. Развлечения являются важным средством углубления музыкальных представлений детей, совершенствования музыкального восприятия.

     Вдумчивое использование развлечений расширяет сферу педагогического влияния на всестороннее развитие дошкольников, способствует проявлению положительных качеств личности.