Жила-была в одной семье девочка. Все ее очень любили. Была она очаровательна, мила, но капризна и непослушна. Из-за этого с ней случались разные неприятные истории. О некоторых я хочу рассказать, чтобы с другими детьми такого не произошло.
История первая
В мастерской
У девочки, назовем ее Катей, в деревне жили бабушка и дедушка. По выходным она с родителями ездила к ним в гости. Бабушка брала ее с собой в огород, разрешала кормить кошку и собаку, даже позволяла из шланга поливать огород. Но ее больше привлекала дедушкина мастерская. Он устроил ее в старом сарае. Чего там только не было! Винтики, гаечки, болтики… Но интереснее всего были инструменты, с помощью которых дедушка изменял всякие бревнышки, дощечки, брусочки. Когда он работал в своем сарайчике, то казался Кате волшебником. Ах, как легко в его руках обыкновенная деревяшка становилась корабликом, а фанерка, объединившись с реечками, превращалась в кормушку! Кате казалось, что стоит ей взять в руки дедушкин инструмент, и она сможет тоже что-нибудь смастерить. Легко и просто! Но дедушка с бабушкой не позволяли ей самой заходить в мастерскую. Напомню, что Катя была не всегда послушной.
Однажды, заметив, что дедушка ушел смотреть футбол, а бабушка занята на кухне,
Катя забралась в дедушкино «царство». «Сделаю сейчас что-нибудь необыкновенно красивое и подарю деду, - решила девочка. – Пусть знает, какая я умелая!» Она стала на табуретку, достала с полки дощечку. «Надо отпилить», - сказала Катя сама себе и достала пилу. Пила оказалась тяжеловата, но уж очень красиво она пела в дедушкиных руках.
«Ничего, - сказала пиле Катя, - у меня тоже запоешь!» Девочка пристроила дощечку на скамейку, как делал это дедушка, поставила сверху пилу и стала толкать ее вперед и тянуть назад. Пила ее не слушалась. Она пыталась вырваться из Катиных рук, завалиться на бок. «Как же дед с ней справляется?» - удивилась девочка. «Да ну ее, упрямую!» - подумала дедушкина внучка, огляделась вокруг, заметила молоток. «Этот, наверно, послушнее пилы» - подумала Катя, взяла молоток, банку с гвоздями и стала решать, что бы такое сделать. «Кажется, придумала. Это будет нужная вещь. Сейчас вобью гвоздик, загну его край кверху - получится крючок. На него можно что-нибудь повесить, например, полотенце или мою скакалку» - обрадовалась своей затее девочка. Она взяла большой гвоздь, чтоб крючок получился большой и крепкий, прислонила его к оконной раме, так как знала, что гвозди хорошо забивать в дерево. Не в живое, растущее, конечно, а в деревянные предметы. Оконная рама была как раз из дерева, гвоздь должен войти без капризов. «Без капризов» - любимое мамино выражение, она всегда его говорила Кате, когда была недовольна дочкиным поведением. Приставила Катя гвоздь, размахнулась посильнее молотком, да как стукнет им по гвоздю. А гвоздь уклонился от удара, молоток вместо гвоздя стукнул Катин палец, от боли и неожиданности Катя уронила молоток на ногу. Ой, как больно было! Каждый бы, наверно, заплакал. Заревела и Катя. Очень громко! Прибежали бабушка с дедушкой. Стали успокаивать внучку. Обнимали, говорили слова разные. Знаете, наверно, какие слова говорят в таких случаях? На ушибленные места положили лед из холодильника. А потом дедушка сказал: «Давай, внученька, присядем. Расскажи, почему треснуло стекло в мастерской?»
Что расскажет Катя дедушке с бабушкой?
Как ты думаешь, почему девочке не разрешали одной заходить в дедушкину мастерскую?
Почему инструменты были послушными в дедушкиных руках и не подчинялись Кате?
История вторая
О таблетках
Катя росла здоровенькой, крепенькой девочкой, чем очень радовала своих родных. Мама говорила, что у нее крепкий иммунитет. Слово «иммунитет» нравилось Кате. Оно было какое-то важное, необычное и почему-то напоминало Кате высокую прочную башню из кубиков. Кате казалось, что ее мама очень любит этот иммунитет. Она заботилась о нем почти так же, как о Кате. «Надо есть фрукты, чтоб укреплять иммунитет» - говорила мама. «Надо больше ходить и заниматься спортом, чтоб крепче стал иммунитет» - говорила она, отправляя дочку с папой на стадион. «Начинаем принимать витамины для иммунитета» - заявляла она. Кстати, витамины принимать Кате очень даже нравилось. Они были такие разноцветные, яркие, блестящие, веселые. И самое главное, сладенькие. Почти как конфеты, но только важнее, потому что для иммунитета. Катя готова была есть их сколько угодно. Но мама выдавала по одной. «Когда нужно и сколько нужно, я знаю сама» - говорила мама, если Катя просила витаминку другого цвета или сразу несколько. А бабушка говорила, что витамины - это тоже лекарство. «Лекарства не игрушки и не лакомства. Помни, их можно принимать только по назначению врача. Это раз! Чужие лекарства даже пробовать ни в коем случае нельзя. Это два! Всякие таблетки, капельки, микстурки, витаминки принимать столько, сколько велел доктор!» - учила внучку бабушка. Кате не нравилось, когда ее учили. «Сама знаю, не маленькая» - отвечала она и тут же забывала о том, что только что слышала. Однажды в гостях у Тани Ивановой, когда родители были заняты своими взрослыми разговорами, дети играли в «Семью» и «Больницу». Таня всегда хотела быть главной в игре и сейчас она была врачом. Зато Катя была мамой, а Ванечка Иванов, ему только три года, был сыночком. Он как будто заболел и Катя-мама вызвала врача Таню. Таня осмотрела Ванечку, как настоящий врач в поликлинике, помазала ему живот кремом «с зайчиком». Катя знала, что это детский крем. Потом доктор Таня забинтовала «больному» палец и дала 4 разноцветные таблетки: желтую, розовую, зеленую и голубую. Катя спросила: «Доктор, когда и как принимать эти лекарства?». Доктор Таня засунула Ванечке их в рот сразу все 4. «Сейчас и сразу все» - сказала она. Катя удивилась и испугалась. «Таня,- сказал она,- нельзя незнакомые таблетки есть. Это раз! Да еще столько много! Это два! Мне бабушка говорила, что это опасно». - «Ничего опасного нет, это витамины!» - ответила Таня. Она рассердилась, сказала, что не хочет больше играть, потому, что «мамы доктору не указывают».
Утром Катя слышала, как мама с папой говорили о том, что ночью к Ванечке Иванову вызывали «скорую помощь» и что он отравился чем-то. Кате стало жалко малыша, стыдно за свое молчание и она решила рассказать все родителям.
Что Катя расскажет родителям?
Чем отравился Ванечка?
Чему учила Катю бабушка?
Как ты думаешь, что такое иммунитет? Почему о нем заботилась Катина мама?
Что помогает человеку укрепить здоровье?
История третья
Незнакомец
Девочке Кате давно уже исполнилось 6 лет, но ее никогда не оставляли дома одну. Если случалось так, что обоим родителям приходилось работать в выходные, к ним приезжала бабушка или мамина сестра - Катина тетя. Девочке нравились такие выходные, было весело: с тетей они устраивали концерты для многочисленных Катиных игрушек, а с бабушкой шили для кукол одежду, рисовали вдвоем на одном листе. Интересно было превращать «кляксы», каракули-маракули, которые внучка с бабушкой рисовали друг для друга. Эти превращения особенно удавались Кате, а бабушка удивлялась и говорила, что она, Катя, большая умница.
Однажды, когда мама была в выходной дежурной в больнице, а папу внезапно вызвали на работу, Катю пришлось оставить одну. Тетушка в этот день уехала по своим делам, а бабушка заболела. Катя обрадовалась! Наконец-то ее оставят одну как взрослую!
Родители, конечно, волновались, они не хотели оставлять ее без присмотра. Но делать нечего, придется! Мама сказала, что к Кате зайдёт соседка, чтобы разогреть ей обед и проведать.
Когда родители ушли, Кате стало как-то грустно, но она попыталась себя занять: немного порисовала, немного повырезала, правда, обрезков бумажных насыпалось немного на пол. «Потом уберу» - сказала себе Катя и продолжила себя занимать. Стала наряжаться в мамины шарфики, платочки и танцевать перед зеркалом. Хорошо, красиво получалось, жалко только, что без музыки. Самой ей музыкальный центр включать не разрешали. Ну, нельзя, так нельзя! «Нарисую-ка, как я, наряженная, танцевала» - решила девочка и взялась за карандаши. Рисунок получился замечательный, яркий, а Катя на нем, как настоящая танцовщица. Не зря старалась! «И я довольна и родителей порадую» - думала девочка, любуясь своим рисунком. Ей очень приятно было радовать своих родных! Чтобы не огорчать родителей, она стала наводить порядок: нужно было убрать с пола обрезки бумаги, положить на место мамины шарфики и платочки, в которые она наряжалась для танцев.
Услышав звонок в дверь, Катя бросилась в коридор и легко повернула ключ в двери. Дверь стремительно открылась и на пороге появилась… Нет, не соседка тетя Люся. На пороге стоял незнакомый дяденька. «Привет!» - сказал он негромко и оглянулся по сторонам. «Здравствуйте» - ответила девочка. «Вы к папе? А его нет дома. И мама сегодня дежурит в больнице. А меня оставили дома одну. Мне уже 6 лет и я взрослая» - протараторила незнакомому человеку Катерина. «Очень славненько» - хитро сказал незнакомец, отодвинул девочку и вошел в квартиру. Катя – за ним. Мужчина обошел все комнаты, внимательно осмотрел все, поднял девочку на руки и посадил на диван. «Любишь мультики?» - спросил он. «Люблю, только мне не разрешают много их смотреть, только два. Мама говорит, что лучше книжку почитать, а читаю я пока не очень хорошо, но учусь» - вступила в разговор Катя. «Я – добрый, я разрешаю смотреть много, сколько хочешь. Сиди, смотри и молчи. Молчи, поняла? А то плохо будет» - поднес дядька к Катиному носу свой большой кулак и включил телевизор. Он так близко наклонился к ней, посмотрел так зло, что Катя невольно прижалась к спинке дивана, и дышать от страха ей стало трудно. Катя дрожала от страха, а незнакомец ходил по квартире и в непонятно откуда взявшуюся синюю сумку складывал то, что ему понравилось в Катиной квартире. В свою сумку он положил папин ноутбук и набор дорогих ручек, которые папе подарили друзья. Туда же он бросил мамино жемчужное ожерелье, что лежало в спальне на тумбочке и шкатулку с ее украшениями. Из шкафа он вытащил папин новый плащ, примерил его – и тоже в сумку. Катя поняла, что он забирает все новое и дорогое. От страха она зажмурила глаза и стала потихоньку плакать. «Замолчи!» - зашипел вор. И тут раздался звонок в дверь! Девочка мигом оказалась у двери. «У нас вор!» - закричала она. А вор тут же зажал ей рот рукой и показал кулак.
«Катенька, не бойся, девочка, я вызываю полицию. А пока я с мужем и сыном подежурим у вашей двери. Никуда вор не денется» - это был голос соседки тети Люси. Сейчас он показался Кате самым приятным голосом на свете.
Почему Катя так обрадовалась приходу соседки?
Кто впустил незнакомца в квартиру? Почему он решился войти?
Какие правила следует помнить при общении с незнакомыми людьми?