Поиск

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Сюжетно-ролевая игра  представляет собой  основной вид игры ребенка дошкольного возраста. Характеризуя ее, С. Я. Рубинштейн подчеркнул, что эта игра есть наиболее непредсказуемое проявление ребенка и строится она  на взаимодействии ребенка со взрослыми. Сюжетно-ролевой игре присущи стержневые черты игры: увлеченность и эмоциональная  насыщенность детей, активность,  самостоятельность, творчество. Основной источник, который подпитывает сюжетно-ролевую игру дошкольника— это окружающая  его действительность, жизнь и деятельность взрослых, сверстников. Воображаемая ситуация в сюжетно-ролевых играх  -это основное ее отличие от других игр  и складывается она  из сюжета и ролей .

Сюжет игры — это ряд явлений, которые объединены жизненно мотивированными связями. В сюжете раскрывается содержание игры, а именно характер тех действии и отношений, которыми связаны участники определенных событий.

Начальным этапом развития игровой деятельности является ознакомительная игра.  Взрослый с помощью предмета игрушки определяет мотив игры, которая представляет собой предметно-игровую деятельность. Её содержание составляют действия манипуляции, осуществляемые в процессе обследования предмета. Такая деятельность ребенка очень скоро меняет своё содержание: обследование направленно на выявление особенностей предмета- игрушки и потому перерастает в ориентированные действия- операции.

Следующий этап игровой деятельности получил название отобразительной игры в которой отдельные предметно - специфические операции трансформируются в ранг действии, направленных на выявление конкретных свойств предмета и на достижение с помощью данного предмета определённого эффекта. Это наивысший момент развития психологического содержание игры в раннем детстве. Именно он создаёт благоприятную и достаточную почву чтобы у ребенка формировалась соответствующая предметная  деятельность.

Развитие игры и предметной деятельности на этапе первого и второго года жизни ребенка как бы сближаются и в тоже время расходятся, а именно   теперь различия начинают проявляться и в способах действий, т.е.  наступает следующий этап в развитии игры: она становится сюжетно - отобразительной. Претерпевает изменение и психологическое содержание игры: действия ребенка имитируют в условной форме использование предмета по назначению, т.е. постепенно появляются предпосылки сюжетно-ролевой игры.

На этом периоде развития игры слово и дело соединяются, а ролевое поведение становится моделью понятых детьми отношений между взрослыми. Приходит время собственно-ролевой игры, в которой играющие моделируют знакомые и понятные  им общественные и трудовые  отношения людей.

Чтобы игра выглядела  подлинной, насыщенной эмоциями и  включала интеллектуальное решение различных  игровых задач, педагогу необходимо всесторонне руководить формированием (целенаправленно приумножать тактический опыт ребенка, плавно переводя его в условный игровой план, во время самостоятельных игр и  побуждать дошкольника к творческому отражению окружающей  действительности)

Эмоции укрепляют игру, делают её желанной, создают благоприятную атмосферу для взаимоотношений, повышают настроение, которое необходимо каждому ребёнку для его душевного комфорта, а это, в свою очередь, становится условием восприимчивости дошкольника к воспитательным действиям и совместной деятельности со сверстниками

Игра развивается динамично при условии, что  руководство ей направлено на постепенное и поэтапное её формирование, учитывая особенности, которые обеспечивают своевременное развитие игровой деятельности на всех ступенях развития ребенка. Здесь крайне важно опираться на личный опыт ребёнка. Сформированные на его основе игровые действия приобретают особую, неповторимую эмоциональную окраску. В противном случае обучение игре становится механическим.

Каждый из компонентов комплексного руководства формирования игры равноценны и  взаимосвязаны при работе с детьми раннего возраста.

Взрослея, у детей претерпевает изменения и организация их практического опыта, который ориентирован на активное познание реальных взаимоотношений людей в процессе совместной деятельности.  Поэтому обновляется содержание обучающих игр и условия предметно - игровой среды. Меняется акцент в общении взрослого с детьми: оно становится деловым, ориентированным на достижение совместных целей. Взрослые, становясь участником игры, побуждают детей к совместным обсуждениям, спорам, высказываниям, беседам и  способствуют коллективному решению игровых задач, в которых отражается совместная общественно-трудовая деятельность людей.

Можно отметить, что  сформированная игровая  деятельность создаёт достаточные психологические условия и благоприятную основу для всестороннего развития ребенка. Всестороннее воспитания детей ,  учитывая их возрастные особенности, требует приведения в систему применяемых в практике игр, наведению связей между различными формами самостоятельной игровой и не игровой деятельности, протекающий в игровой форме .Известно, что  какая либо деятельность определяется тем, на что она направлена, т.е. её мотивом  Игра является деятельностью, мотив которой заключен  в ней самой. От сюда следует ,что ребёнок играет потому, что ему хочется играть, а не с целью получения  конкретного результата, что присуще для трудовой, бытовой и любой другой продуктивной деятельности.

Игра для дошкольников является ведущей деятельностью, а поэтому она создает зону ближайшего развития ребенка. Это связанно с тем, что в ней зарождаются прогрессивные и новые  виды деятельности и формирование умения действовать коллективно, творчески, произвольно управлять своим поведением. Так же отметим, что содержание игр  питают продуктивные виды деятельности и постоянно совершенствующийся жизненный опыт детей.

Развитие ребёнка в игре происходит, в первую очередь, за счёт разнообразия  направленности  содержания игры. Отметим игры, которые прямо ориентированы на эстетическое развитие (музыкальные), умственное развитие (дидактические и сюжетные), физическое развитие (подвижные). И в то же время  некоторые из этих игр способствуют нравственному воспитанию детей (сюжетно-ролевые, игры-драматизации, подвижные и др.).

Воспитатель в процессе игрового общения с детьми может направлять  ход игры, руководить отношениями между ними. Совместная игровая деятельность благоприятствует формированию у детей   организованности и ответственности, помогает учиться контролировать свои действия и согласовывать их с другими детьми.

По ходу развития сюжета игры ребенок приобретает навыки планирования деятельности, совершенствует свое  творческое воображение. Применение воспитателем в игре предметов-заместителей в перспективе позволяет ребенку научиться другим типам замещения, знание которых пригодится в процессе школьного обучения (подготовиться к пониманию смысла схем, моделей,  символов , знаков ).

Для формирования активности, сосредоточенности, инициативы, целеустремленности и других качеств, необходимых впоследствии для успешного обучения в школе и будущей трудовой деятельности имеет основополагающее значение это умение играть

Задача  воспитателя в работе с детьми  пятого года жизни  -  совершенствовать их к более сложному ролевому поведению в игре: формировать навыки изменять  свое ролевое поведение в соответствии с разными ролями партнеров, умение менять игровую роль и обозначать свою новую роль для  партнеров  в процессе развертывания игры.  

Воспитатели уделяют основное внимание обогащению содержания детской игры. Воспитатель выбирает конкретную тему  и  организует игру по заранее спланированному сюжету, распределяющему  соответствующие роли, которые нужно будет исполнять до окончания игры. Периодически   возвращаясь к игре по одному сюжету,  воспитатель  распределяет роли между детьми  не повторяясь, чтобы дети научились выполнять разные конкретные роли в игре. Выполняя определенный  сценарий в игре, воспитатель  играет роль режиссера. Инициатива детей в игре становится не нужной воспитателю, а ведь задача воспитателя состоит в развитии самостоятельной игры ребенком в организованной деятельности.

Решение такой задачи решается в совместной игре воспитателя с детьми так, чтобы воспитатель был не режиссером, а участником  и партнером игры. Это возможно при  соблюдении воспитателем  2 условий:

1.Использование сюжетов для нескольких персонажей с  определенной ролевой структурой, таким образом, что  одна из ролей включена в непосредственные связи  со всеми остальными ролями.

2.Отказаться  от условия соответствия числа ролей в сюжете по количеству участников игры ( персонажей в игре должно быть больше, чем участников игры).

Воспитатель выбирает тему сюжета вместе  с детьми  и .делает так, чтобы одна из ролей (главная) пересекалась с другими  ролями заданного сюжета. Поэтому одна роль (главная) вступает не в единичную, а во множественные ролевые связи.

Чтобы ребенок  имел возможность смены роли в процессе игры , требуется соблюдение  второго условия. Для детей пятого года жизни можно добавить 2 или 3  дополнительные роли. Овладение навыками изменять роли делает самостоятельную  игру дошкольника  много богаче, ярче и  помогает развитию такой ориентации.

Эффективное развитие ролевой игры начинается с четырехлетнего возраста, своего пика развития она достигает в середине дошкольного возраста (5—6 лет), а впоследствии планомерно заменяется играми с правилами, возникающими после 7 лет. Под влиянием целенаправленной воспитательной работы у детей пятого года жизни возрастает интерес к окружающей социальной действительности, появляется более устойчивый интерес к взрослым людям, их взаимоотношениям, к процессу их труда и стремление принять участие в этом труде. Все это становится условием возникновения игры и определяет характер ее развития. В группе детей пятого года жизни продолжается обогащение и развитие сюжетно-ролевых игр, имевших место в предыдущей возрастной группе («семья», «детский сад», «шоферы», «строители», «магазин» и др.). Наряду с этим появляются и новые сюжеты («железная дорога», «летчики», «больница», «зоопарк»), которые свидетельствуют о расширении кругозора детей, о появлении у них новых игровых интересов.

 Между игровыми интересами, знаниями детей и их отображением в игре существует диалектическая взаимосвязь. Игровая деятельность является средством пробуждения, поддержания и формирования новых детских интересов, но в свою очередь невозможно формировать устойчивые коллективные интересы к игре, одновременно не развивая ее как деятельность. Однообразные, бедные по содержанию, кратковременные игры не могут вызвать к себе интереса и на длительное время увлечь детей.

 Следовательно, в данной возрастной группе воспитателю нужно обратить внимание, с одной стороны, на развитие игры как деятельности и, с другой стороны, на формирование положительных (игровых и реальных) взаимоотношений детей в игре.  Объединяясь в игре, дети должны научиться распределять роли, учитывая желание ровесников; оказывать посильную помощь товарищам, уступать игрушку; играть вместе; приглашать нерешительных и застенчивых детей в общую игру, предлагая им интересную и доступную роль.  Вопрос о взаимоотношениях в игровых объединениях детей пятого года жизни (в так называемых малых группах) особенно актуален.  Нужно добиваться, чтобы уже в первых совместных играх детей складывались прочные дружеские объединения, которые строились бы на добрых взаимоотношениях,- общих интересах, положительной нравственной направленности.  У детей пятого года жизни отчетливо выражена потребность играть вместе со сверстниками: ребенок ищет товарищей для совместных игр и переживает радость не только от самих игр, но и от общения с товарищами по игре. Взаимоотношения детей укрепляются по мере того, как формируются умения оказывать помощь в игре, вместе убирать игрушки, следить за порядком в группе

Изучение уровня развития игры в массовой практике детских садов показало, что у детей пятого года жизни игровые интересы довольно разнообразны. Среди любимых игр мы находим и подвижные, и дидактические, и особенно творческие — ролевые, и строительные

 Наиболее распространенной постройкой у детей этого возраста является «дом», несколько меньшей популярностью пользуются «гараж», «пароход», «ракета», а также военная тематика. Кроме того, отдельные дети строят дорогу, мебель, зоопарк, заборчик, дворец, горку, гнездышко.

 В творческих ролевых играх детей пятого года жизни отмечается дифференциация интересов мальчиков и девочек, которая возникает стихийно. Так, к играм в «семью» проявляют интерес абсолютно все девочки и только незначительная часть мальчиков. Играми в «летчиков», в «пароход», в «строителей» интересуются только мальчики.

 Отражая в игре общественное разделение труда, дети подражают взрослым: девочки — женщинам (чаще матери), мальчики — мужчинам. Преобладание интереса к бытовым играм, к ролям «мамы», «врача» объясняется недостаточной точностью представлений девочек о труде женщин в различных отраслях народного хозяйства, непониманием важности и полезности их труда.

 Наличие дифференциации интересов мальчиков и девочек свидетельствует о том, что воспитатель не может навязать детям игру, которая их вовсе не интересует, а должен учитывать реальные интересы и направлять их развитие.

 Участие мальчиков в бытовых играх очень полезно в воспитательном отношении. Играя, они упражняются в добрых поступках, учатся помогать маме, заботиться о младших братьях или сестрах. Все это имеет немаловажное значение для воспитания в будущем чувства ответственности перед семьей, качеств хорошего семьянина, заботливого сына, отца, мужа.

 Несмотря на большое разнообразие начальных игровых интересов в целом, необходимо отметить ряд недостатков в их формировании у отдельных детей. Так, по тематике строительные замыслы разнообразны. Но наблюдается такое явление, когда ребенок изо упорно повторяет одни и те же постройки (это факт неплохой), но длительно с ними не играет, строит, разрушает, вновь строит то же самое, не усовершенствуя конструкцию. Характерным недостатком детей в строительных играх является неумение использовать созданную постройку в творческой ролевой игре, развивать сюжет на данную тему.

 Наблюдения за играми детей показали, что на пятом году жизни у них не в полной мере развита «сосредоточенность на своей игровой деятельности» (А. П. Усова), которая позволяет ребенку спокойно и довольно длительно действовать рядом с другими детьми или совместно с ними, не отвлекаясь от игры.

 В течение 30 минут дети по нескольку раз могут отвлекаться от игры, часто меняют сюжет. Длительность одного возвращения к игре незначительна — 10—16 мин.

 Неустойчивость игровых интересов можно объяснить наличием  общих возрастных психических особенностей: таких как  относительная неустойчивость  внимания, мотивов, чувств  и потребностей личности ребенка среднего дошкольного возраста, недостаточная  устремленность поведения.

 Наряду с этим немаловажное значение имеют и небогатый запас знаний о предметах и явлениях окружающего мира, недостаток ярких жизненных впечатлений , эмоций. Недостаточная развитость общественных качеств, организационных умений, творчества, воображения также отрицательно сказываются на длительности творческих игр детей.

 Относительно не высокий уровень развития игровой деятельности и игровых интересов (наряду с другими факторами) в определенной мере обусловливает и уровень детских взаимоотношений, формирование у них «качеств общественности».

 Все эти недостатки могут быть устранены при условии систематического, планового руководства со стороны воспитателя творческими играми дошкольников и формирования игровых и реальных положительных взаимоотношений между детьми как в игре, так и в других видах деятельности.

 Самой любимой для детей пятого года жизни является сюжетно-ролевая игра в «семью». На примере этой игры рассмотрим, как воспитатель может, устанавливая взаимосвязи, руководить игрой, усложнять ее содержание, развивать интересы детей и формировать положительные взаимоотношения.

 Таким образом, основными направлениями развития игр детей пятого года жизни являются: обогащение содержания игр, возникающих по инициативе детей; расширение тематики игр; формирование разнообразных устойчивых игровых интересов, воспитание умений организованно играть в небольших игровых группировках, объединяться по поводу игры, поддерживать в игре дружелюбные отношения.

 Для решения этих задач воспитатель прежде всего использует косвенные приемы руководства: планомерно, целенаправленно обогащает знания детей в связи с темой возникшей игры. У детей средней группы часто одновременно возникает несколько игр на разные темы. Воспитатель не в состоянии одновременно руководить всеми этими играми. В таких случаях он сначала работает над углублением содержания одной-двух игр (используя тематическое планирование), а затем постепенно переходит к углублению содержания других игр.  В руководстве творческими играми воспитатель должен широко использовать весь арсенал методов и приемов, рекомендуемых в педагогике и нашедших широкое применение в практике работы передовых воспитателей (совет, предложение темы игры, вопрос, напоминание о том, что наблюдали, подбор игрового материала, чтение книг, непосредственное участие воспитателя в игре, совет в игровой форме).

Построение педагогического процесса на основе установления естественных связей между отдельными разделами программы, а также между видами деятельности (обучением, игрой, трудом) дает возможность расширить и углубить представления детей о предметах и явлениях окружающего мира, всесторонне познать их, что способствует развитию познавательной активности дошкольников.

Творческая сюжетно-ролевая игра дошкольника испытывает значительные изменения и по тематике, характеру игровых действий, длительности, и по силе воспитательного воздействия. Сюжет игры развивается поступательно.  На начальном этапе игра – это элементарное действие с одним предметом, которое  повторяется неоднократно. Последующую ступень в развитии сюжета представляют игры, состоящие из ряда элементарных действий, еще не связанных между собой. Дальнейшее развитие сюжета заключается в том, что дети переходят к игре, состоящей из двух-трех связанных между собой действий. Такой переход от предметных действий к игровым осуществляется в конце третьего — начале четвертого года жизни. Для данного периода игровой деятельности характерны весомые качественные изменения: начинают развиваться ролевые игры. Дальнейшее развитие сюжетно-ролевой игры осуществляется в тесной зависимости с процессом усвоения ребенком предметных действий и овладения им  речью.

Задача воспитателя заключается в том, чтобы так организовать жизнь детей, использовать такие воспитательные приемы, которые будут содействовать обогащению и усложнению  «отобразительных» игр детей и целенаправленному формированию положительных качеств личности. В младшей группе проводятся бытовые игры («семья», «детский сад»), в средней появляются игры, в которых  отражается  профессиональный труд взрослых (шофера, продавца, доктора, дворника,  воспитателя, милиционера, музыкального воспитателя), а в старшей и подготовительной к школе группах доминируют игры, связанные с общественной тематикой («фабрика», «поездка в колхоз», «полет в космос», «школа», «библиотека», «путешествие» и т. д.)

Появление новых тем для сюжетно-ролевых игр не снижает интереса к более старым, развиваемым раньше бытовым играм, но с каждым годом их содержание становится разнообразнее и  полнее.

Содержание игры, отмечает Д. Б. Эльконин, — это то, что воспроизводится ребенком в качестве основного специфического момента деятельности и отношений между взрослыми в их трудовой и общественной жизни. В содержании игры отражено вживление ребенка в деятельность взрослых; оно может отражать лишь внешнюю сторону человеческой деятельности , т.е. только то, с чем действует человек, или отношение человека к своей деятельности и другим людям или общественный смысл человеческой деятельности

Таким образом, мы видим , что смысл игры детей разных возрастных групп прогрессивно  изменяется.  Для младших он заключается в действиях того лица, роль которого выполняет ребенок. Для среднего возраста — в отношениях этого лица к другим людям, а для старших — в отражении присущих отношений взрослых. Так, если в младшей группе в бытовых играх жизнь семьи или детского сада отражается эпизодично, действия без логической основы, однообразны, то  уже в  средней группе мы отмечаем цельность сюжета, взаимосвязанность, продолжительность  игры увеличивается. Малыши начинают игру ситуативно, без определенного заранее плана, хотя некоторые исследователи отмечают наличие «сговора» уже у детей четвертого года жизни. Старшие дети обсуждают замысел игры, подбирают, а нередко готовят самостоятельно материал к играм. Игры становятся длительными, иногда дети играют продолжительный период времени в одну игру, постоянно совершенствуя и дополняя сюжет игры новыми фрагментами, эпизодами,  ролями. Наблюдается заблаговременное коллективное планирование игры: выбор темы, распределение ролей, определение и обсуждение правил игры, изготовление атрибутов. Такая особенность дает  воспитателю благоприятные предпосылки   направлять ход игры, усовершенствовать ее, подчиняя игровую деятельность целенаправленному формированию важных и нужных качеств  детского коллектива в целом или каждого ребенка отдельно . У старших дошкольников  в сюжетно-ролевой игре , правила которой они утвердили сами, появляется чувство самоконтроля и самооценки.