В системе коррекционной работы по преодолению заикания используется логопедическая ритмика.
Одним из важных её разделов является пение, которое представляет большие возможности воздействия на речь.
Речевая и певческие функции тесно связаны между собой.
Исполняя песни, дети глубже воспринимают музыку, активно выражают свои впечатления. Пение способствует ослаблению общего мышечного напряжения, а также напряжения мышц, участвующих в речи: дыхательных, голосовых, вызывает положительные эмоции. Пение способствует развитию музыкальности, накоплению прочных музыкальных навыков. Правильное пение позволяет полноценно организовать речевое дыхание в сочетании с мягким голосоизвлечением, свободной артикуляцией. Так же, пение развивает силу, диапазон звучания, тембр голоса. Через пение возможно комплексно нормализовать компоненты речи, которые при заикании нарушены. Пение играет важную роль при коррекции заикания.
При обучении детей пению необходимо опираться на речевой опыт ребёнка, следует также учитывать психические и физические особенности развития ребёнка.
Очень важно, чтобы в пении была непринуждённость голосоизвлечения. Надо учить детей петь не напрягаясь, естественным голосом, и только в этом случае у детей разовьются правильные вокальные данные, в голосе появится напевность, он станет крепким и звонким. Огромную роль в звукообразовании играет певческое дыхание. Дыхание должно быть с естественным непринуждённым вдохом, плавным, без толчков выдохом, звучание должно быть мягким.
В систему комплексной работы с заикающимися дошкольниками должны входить музыкально-двигательные упражнения для воспитания непринуждённого голосоизвлечения. Музыкально-двигательные упражнения используются в начале работы над голосом. Кроме хороводов, маршировки, разных танцевальных упражнений, большую роль играет развитие плавных, свободных движений рук, мелкой моторики кисти. Обучение плавным, свободным движениям рук осуществляется на расслаблении.
Перечень музыкально-двигательных упражнений:
1.«Качание рук с лентами» польская народная мелодия;
2.«Полоскать платочек» русская народная мелодия;
3.«Ветерок и ветер» муз. Л.Бетховена «Лендлер»;
4.«Большие крылья» армянская народная мелодия;
5.«Рисуем на песке» муз. В.Ребикова.
Речь заикающихся детей сопровождается напряжением артикуляционных мышц. Движения губ не выражены. Звуки, особенно гласные произносятся нечётко. Для снятия напряжения и активизации мышечных групп артикуляционного аппарата, гортани применяются специальные упражнения. В этих упражнениях особое внимание уделяется положению нижней челюсти. Освобождение нижней челюсти снимает напряжение не только с артикуляционных мышц, но и мышц гортани.
Упражнения для раскрепощения артикуляционных мышц и мышц гортани.
1.«Волшебный ключик»
Цель: привести в движение нижнюю челюсть, добиваться свободного раскрытия рта.
2.«Умница».
Цель: научить детей находить правильное положение нижней челюсти, свободно открывать рот.
3.«Греем руки».
Цель: разомкнуть челюсти, расслабить щеки и губы.
4.«Шип-скрип».
Цель: ощущение расслабления мышц артикуляционного аппарата, мышц гортани. Постоянная судорожность дыхательных, артикуляционных мышц, мышц гортани приводит к нарушению голоса.
Работу над голосом нужно начинать со звука «У». Следует обратить внимание детей как нехорошо, некрасиво звучит гласный «У», когда рот скован, а если его открывать свободно, легко, звук становится мягким, нежным. Таким же образом нужно добиваться мягкой атаки, лёгкости звукоизвлечения на остальных гласных «О», «А».
Сначала с детьми надо пропевать долгие звуки плавно, затем быстро. В упражнениях необходимо использовать движения рук кисти, ручные знаки. Это всё поможет ребёнку находить правильное положение нижней челюсти, свободно раскрывать рот. Главное в пении, чтобы губы и челюсть не были зажатыми. В коррекции заикания при пении положительную роль играет наличие сильной доли в начале музыкальной фразы. Песни для детей необходимо подбирать с напевной и плавной мелодией, несложным ритмическим рисунком. Песни должны быть простые, чтобы ребёнок легко их запоминал, насыщенные опорными гласными.
Педагогу надо стремиться раскрыть художественный образ песни, добиться того, чтобы он дошёл до каждого ребёнка, увлёк его. Эмоционально исполненная песня – это залог того, что дети полюбят её, будут петь охотно и выразительно. В работе с детьми необходимо использовать металлофоны. Они могут быть применены при обучении детей пению, ознакомлении со звуковысотностью.
Подбирание на металлофоне по слуху знакомых песен способствует развитию музыкальных слуховых представлений. Использование металлофонов даёт возможность привлечь детей к музыкальной деятельности дома, разучиванию и подбиранию песен и их исполнению.
В своей работе необходимо учитывать индивидуальные особенности каждого ребёнка. Бывает на занятиях в поле зрения педагога находятся активные дети, а пассивные дети остаются незамеченными, недостатки их не исправляются.
В пении воспитываются качества, которые оказываются полезными при коррекции заикания. Продуманная, систематическая, последовательная работа по обучению детей пению расширяет музыкальные представления каждого ребёнка, способствует развитию музыкальных способностей, положительно влияет на общее развитие ребёнка.
Пение значительно улучшает речь заикающихся. Это оказывается возможным благодаря существованию закономерностей, которые являются общими для речевой и певческой функций.