Поиск

Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Если принять за основу самое краткое определение компетентности И.Зимней «компетентность – успешное действие в конкретной ситуации», то проявление компетентности заключается в достижении положительного результата в какой-либо деятельности.

Компетентность ребенка дошкольного возраста являет собой совокупность умений, позволяющих ребенку успешно реализовать позицию субъекта в различных видах деятельности, в разноуровневых и разнонаправленных социальных контактах, в познании окружающего мира и себя как саморазвивающейся системы.

Ключевые компетентности,  сообразные дошкольному возрасту:

- социальная;

- коммуникативная;

- информационная;

-деятельностная;

-здоровьесберегающая.

Информационная компетентность - умение использовать различные источники информации и возможность их использования в повседневной жизни.

Рассмотрим, как происходит формирование информационной компетентности  в дошкольном учреждении для успешного обучения в школе.

В концепции содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено), утвержденной ФКС по общему образованию МО РФ 17.06.2003 одним из оснований преемственности дошкольного и начального школьного звена, помимо развития общих способностей, творческого воображения, коммуникативности дошкольников выделяют развитие любознательности дошкольника как основы познавательной активности.

Мало подготовить детей к школе путем приобретенных в дошкольном учреждении  знаний и учебных умений. Намного важнее развить у дошкольников внимание, мышление, речь, пробудить интерес к окружающему миру, сформировать умения делать открытия и удивляться им. Познавательная, исследовательская деятельность способствует формированию  определенной установки на необходимость приобретать знания, добывать их, находить самим ответы на возникающие вопросы из разных источников.  В процессе этой деятельности дети осознают, уточняют представления об окружающем мире и о самом себе в этом мире.

Задача взрослых предоставить развивающие условия для саморазвития и самовыражения каждому дошкольнику:

- построение личностно-ориентированного взаимодействия взрослых с детьми;
- предоставление каждому ребенку возможности выбора средств исследовательской деятельности;

- ориентировка педагогической оценки на относительные показатели детской успешности;
- создание образовательной среды, способствующей эмоционально-ценностному, социально-личностному, познавательному, эстетическому развитию ребенка.

Коллектив нашего ДОУ заинтересовался проблемой развития любознательности дошкольников. На наш взгляд, решать данную проблему более эффективно возможно, благодаря обучению дошкольников исследовательской деятельности.

Наиболее удачно методика исследовательского обучения дошкольников была  разработана Савенковым Александром Ильичом. 

Она позволяет включать ребенка в собственный исследовательский поиск на любых занятиях и во второй половине дня в свободной деятельности. Методика рассчитана не только на обучение детей наблюдениям и экспериментированию, но включает в себя полный цикл действий исследователя. 

Поначалу для знакомства детей с методикой проведения учебных исследований мы проводили фронтальные тренировочные занятия, которые включали в себя следующие основные этапы:

-  выявление  и постановка проблемы(дети выбирали темы исследования)

Для этого мы предлагали заранее приготовленные карточки с различными изображениями – темами исследований. После короткого обсуждения, дети останавливали свой выбор на какой-либо теме.

-                     определение гипотезы

Дети высказывали свои  предположения по данной теме.

- наблюдения и экспериментирования, а также сбор информации

Мы рассказали детям о том, что существует множество способов сбора информации – «методов исследования». Разложили перед ними карточки с символами:

«подумать самостоятельно»;

«спросить другого человека»;

«посмотреть в книге»;

«посмотреть по телевизору»;

«поискать в интернете»;

«понаблюдать»;

«провести эксперимент».

Эти карточки  есть не что иное, как план исследования. Собираемые сведения дети фиксировали на маленьких листочках бумаги с помощью несложных рисунков,  символов (мы их назвали пиктограммами).

- умозаключения и выводы

Теперь собранные сведения нужно проанализировать и обобщить. Для этого раскладывали листочки с собранной информацией и смотрели, что нового, интересного узнали. Продумывали, что можно рассказать по результатам проведенного исследования.

- представление и защита полученных результатов

Как только информация была обобщена, наши исследователи делали сообщение, после которого обязательно устраивалось обсуждение доклада, а  докладчикам задавались вопросы.

Для того, чтобы познакомить детей с этой методикой, коллектив ДОУ включился в эксперимент по воспитанию культуры мышления и познания дошкольников, руководителем которого является А.И.Савенков.

- Приобрели методическую литературу по организации учебных исследований в детском саду.

- Воспитатели учатся моделировать занятия, включающие исследовательский поиск.

- Развивающая среда групп пополнилась новыми уголками с соответствующим материалом – уголками исследовательской деятельности,  а также информационными стендами для родителей.

- Регулярно проводятся консультации, педсоветы по вопросам построения развивающей среды, ознакомления с планом работы методического объединения участников эксперимента, перспективного планирования и детских исследований.

- Посещение семинаров, открытых  занятий с элементами экспресс - исследований помогают воспитателям в работе, способствует распространению передового педагогического опыта.

    - Исследовательская деятельность стала одним из  интересных методов взаимодействия родителей и дошкольников.

Уже через полгода дети представили свои проекты исследований по дорожному движению.

Обучение детей правилам дорожного движения стало в нашем детском саду одной из тем совместной деятельности детей и родителей.
Наши  юные исследователи  вместе со своими мамами и папами  показывали в «Гостиной  для родителей», куда мы пригласили в качестве гостей  Инспектора ГИБДД и телевидение, как усвоили дорожную азбуку, что нового и интересного узнали. Эта работа активного приобщения дошкольника к чему-либо очень эффективна, так как ребенок полностью погружается в ту проблему, которая ему интересна, которую необходимо решить.

На первом этапе исследовательской деятельности старшие дошкольники  выбирают темы для своих  исследований. Затем следует сбор информации, обобщение полученных данных, подготовка материалов исследований к защите и, наконец, представление своего проекта в нашей «Гостиной».

Обучение детей правилам дорожного движения будет иметь очень хорошие результаты только тогда, когда ребенок самостоятельно или со своими родителями использует все источники информации (интернет, телевизор, расспросит кого-то из взрослых, прочитает в книге). После активного получения информации по проблеме дети получают более качественные знания и навыки. Остается только вместе с родителями продумать, как интереснее  оформить и представить свой доклад. 

Очень важно, что родители, участвуя в исследовательской деятельности, взаимодействовали с детьми на равных.

- Трансляция опыта работы по исследовательской деятельности осуществляется нашими педагогами через средства массовой информации.

В ходе проведения эксперимента воспитателями нашего ДОУ были разработаны конспекты занятий по обучению  детей исследовательской деятельности. Один из них представлен ниже.

Тема занятия:  «Бал зверей».

Цель:  Формировать навыки самостоятельного решения проблем исследования, учить анализу и синтезированию и на их основе классификации, обобщению информации. Расширять кругозор детей, создавая условия для активного познания. Учить работать в паре.

Предварительная работа: Фронтальные тренировочные занятия на ознакомление детей с методикой проведения учебных исследований.

Материал: Карточки с изображением зверей, в два раза меньше  количества детей в группе; «Папка исследователя» и простой карандаш на каждого ребенка; неограниченное количество маленьких листочков.

Ход  занятия:

Карточки с изображением зверей раскладываются на столе. Воспитатель предлагает детям разбиться на пары и объявляет, что в лесу устраивается «Бал зверей» и каждая пара может выбрать того зверя, которого бы она хотела  туда отправить. Для этого нужно узнать как можно больше об этом животном и «доказать»  остальным, что этот зверь достоин  «Бала зверей», то есть рассказать всем о нем.

Выбрав тему (карточку с изображением зверя), каждый ребенок получает специальную «Папку исследователя» и листочки для сбора информации. План исследования с ним в данном случае не проговаривать, так как этот план изложен и зафиксирован на кармашках «Папки исследователя».

Вооружившись всем необходимым, пара детей начинает действовать самостоятельно. Задача – собрать нужную информацию, используя возможности всех доступных источников, обобщить ее и подготовить совместный доклад.

Воспитатель предлагает для систематизации информации следующие   вопросы:

1.Где живет?

2.Чем питается?

3.Как выглядит?

4.Поведение.

5.Кто главный враг?

Как только подготовлены первые сообщения, воспитатель собирает детей для прослушивания докладов. 

В заключении  дети высказываются по поводу того, достойны ли представленные звери  участия  на «Балу зверей».

По итогам защиты необходимо поощрить не только те пары, которые подготовили хорошее выступление, но и тех детей, которые задавали умные, интересные вопросы докладчикам.

Подобные занятия проводятся с периодичностью 1 раз в неделю. Они позволяют включать ребенка-дошкольника в исследовательский поиск на занятиях в детском саду.

Наши педагоги находятся в постоянном поиске новых форм работы с родителями.  Один из многих интересных методов взаимодействия представлен ниже.

«Гостиная для родителей»

«Взаимодействие с родителями по обучению дошкольников правилам дорожного движения».

План мероприятия:

1.Вступительное слово педагога

2.«Проектная деятельность как метод взаимодействия детей и родителей по ПДД» - слово педагога.

3.Выступление Ремизовой Ю.А. (мамы Ромы Р.) о совместной проектной деятельности по дорожному движению со своим ребенком.

4.Презентация проектов по ПДД старших дошкольников.

5.Заключительное слово инспектора ГИБДД.

6.Награждение участников.

Ход мероприятия:

1.Вступительное слово педагога на тему: «Взаимодействие с родителями по обучению дошкольников правилам дорожного движения».

Добрый вечер, дорогие ребята и уважаемые гости! Мы рады вас видеть сегодня в нашей «Гостиной». А собрались мы для того, чтобы послушать наших юных исследователей. Они много работали  для того, чтобы сегодня показать нам, как усвоили дорожную азбуку, что нового и интересного узнали.

Очень важно, что вы, уважаемые  мамы и папы, стали активными помощниками и участниками этого интересного процесса. Вместе с детьми вы  искали информацию по этой теме, много общались со своими малышами.  Ваше участие в процессе обучения детей правилам дорожного движения бесценно не только в силу вашего статуса, но и потому, что ваше собственное поведение в дорожном движении является для детей примером для подражания.

Ведь от того, насколько наши дети усвоят правила дорожного движения и станут точно выполнять их, а не только держать в памяти, во многом зависит их здоровье и жизнь.

Сегодня в нашей «Гостиной» вместес мамой или папой представляют свои проекты.

2.«Проектная деятельность как метод взаимодействия детей и родителей по ПДД».

Обучение детей правилам дорожного движения будет иметь очень хорошие результаты только тогда, когда наши дети будут активно получать информацию по этой проблеме. Пропускать ее через себя.  Иначе говоря, будут использовать все источники информации: интернет, телевизор, расспросят кого-то из взрослых, прочитают в книге. В этом случае дети получают  более качественные знания и навыки. И очень важно, что вы, уважаемые родители, участвуя в проектной деятельности, взаимодействуете с детьми на равных. Как  велась  исследовательская  работа  семье  Ромы  нам расскажет его мама, Юлия Анатольевна.

3.Выступление Ремизовой Ю.А. (мамы Ромы Р.) о совместной проектной деятельности по дорожному движению со своим ребенком.

В нашей группе с детьми проводится исследовательская работа. Воспитатели рассказали нам, родителям, о методах проведения исследований. Консультировали нас, советовали как проводить совместную исследовательскую работу с детьми.

Первый этап исследовательской деятельности – выделение и постановка проблемы, т.е. выбор темы исследования. Мы выбрали тему «История общественного транспорта».

Сначала я предложила сыну самостоятельно подумать и вспомнить, что он сам знает об общественном транспорте, на чем, по его мнению, люди передвигались в прошлом.

Затем мы задались вопросом, а где мы еще можем узнать что-то новое об общественном транспорте? Информацию можно получить из разных источников. Можно спросить у другого человека, например, у папы. Мы понаблюдали за транспортом на улице. Можно обратиться к книге. Мы узнали много интересного из энциклопедии «История транспорта». Поискали информацию в интернете. Каждый раз, когда узнавали что-то новое, сын фиксировал информацию, зарисовывал ее на листочках бумаги с помощью знаков и символов (пиктограммы).

После того, как мы собрали достаточно сведений, проанализировали их, стали думать, как оформить и представить доклад. Сын решил вылепить из пластилина общественный транспорт, начиная с телеги, заканчивая современным автобусом. Потом нарисовал «декорации»: городской пейзаж - для современного транспорта, деревенский – для телеги, повозки и омнибуса.

Заключительный этап исследования – выступление перед детьми.

Сегодня мы представляем наш проект. Рома расскажет все, что он узнал об общественном транспорте. Задавайте вопросы, делайте поправки, если с чем-то не согласны.

4.Презентация проектов по ПДД старших дошкольников.

5.Заключительное слово инспектора ГИБДД.

6.Награждение участников.

Таким образом, исследовательскую деятельность следует рассматривать как один из основных путей познания, наиболее полно соответствующий природе ребенка и современным задачам обучения,  а формирование информационной компетентности  дошкольника является залогом  успешного обучения в школе.

 

                                               ЛИТЕРАТУРА:

1.Савенков А.И. Методика проведения учебных исследований в детском саду. - Самара: Издательство «Учебная литература»,2005. - 32 с.

2.Савенков А.И. Психологические основы исследовательского подхода к обучению. – М.: «Ось-89»,2006. – 480 с.