Последние годы наблюдается резкое снижение речевого развития дошкольников. В первую очередь это связано с ухудшением здоровья детей. По данным д.м.н. И.С.Скворцова с 2000 года у 70% новорожденных наблюдаются различные перинатальные поражения головного мозга - центрального органа речевой функции. Подобные отклонения отрицательно отражаются на последующем развитии и обучении ребенка. А его речь страдает одной и первых, т.к. находится в прямой зависимости от созревания головного мозга.
Следующий причиной мировая статистика называет снижение уровня эффективности и полноценности семейного воспитания. Здесь прослеживается связь между невысоким уровнем педагогической культуры родителей и нестабильным материальным положением. Анкетирование родителей показало, что 96% взрослых испытывают затруднения в общении с детьми, объясняя это усталостью, загруженностью на работе, депрессивными состояниями. Живое общение, между родителями и ребенком заменяется на компьютер или телевидение. Еще американский педагог и детский психолог Аллам Фромм писал: "Ничто так не привлекает наше внимание, как что-либо движущиеся. К тому же привлекает и звук, сопровождающий события,которые происходят в телепередачи. Полуторагодовалый ребенок может с интересом смотреть передачу, хотя ничего не понимает, что же происходит на экране. Тоже самое относится и к 8-летнему ребенку, и к 18-летнему юноше, и к мужчине 48 лет. Телевидение доступно. Не требует совершенно никаких усилий.".
Обилие игрушек, не обладающих развивающим творческим потенциалом и не формирующих нравственные чувства, так же привело к торможению речевого развития, снижению уровня речевого общения.
Начав в 2011 году работу с детьми 2 младшей группы (возраст 3-4 года), я обратила внимание на несоответствие возрастным показателям речевого развития. Педагогическое наблюдение, результаты диагностики показали низкий уровень речевой активности. Некоторые дети (до 5% от общего числа) прибегали только к невербальным средствам общения внутри группы, остальные сочетали вербальный и невербальный способы. У детей наблюдалось нечеткое, монотонная речь, тихий или доходящий до крика голос, ускоренный темп речи. Недостаточно было развито речевое внимание и речевой слух. В интонационном отношении речь была мало-выразительна. Дети не испытывали интереса в ознакомлении с художественной литературой, выявилось незнание многими детьми стихотворений, сказок, малых фольклорных форм, соответствующих возрастным нормам. Проведения среди родителей анкетирования выявило снижение роли театра в жизни современного человека. Все эти данные позволили сделать вывод о недостаточности семейного воспитания. В связи с этим приоритетным направлением в моей работе стало формирование коммуникативных умений посредством привлечения детей к игровой театрализованной деятельности. Особое внимание было уделено проблеме становления речевого общения у детей младшего и среднего дошкольного возраста.
Мной была изучена работа "Общение и речь: развитие общения детей со взрослыми" под редакцией М.И.Лисиной, которая помогла понять, как, когда и на каком этапе коммуникативной деятельности (или "общения" по определению М.И.Лисиной)возникает речь. М.И.Лисина считает, что речь - это "необходимое и достаточное средство для решения задач общение ребенка со взрослым на определенном этапе его коммуникативной деятельности, которые встают перед дошкольником и вытекают из более широких и жизненно важных для ребенка проблем, связанных с типом ведущей деятельности".
Т.к. ведущей деятельностью на данном этапе развития рассматривается игра, я обратилась к программа и учебно-методическим пособиям, раскрывающим универсальные возможности театрализованных игр, способы и формы включения их в работу с детьми разного возраста. Пособие Н.Ф.Сорокиной "Играем в кукольный театр" по программе "Театр - творчество - дети" (для детей от 3 до 7 лет) помогла мне сформулировать мне задачи работы с детьми моей группы. Технология А.Н.Бурениной "Театр всевозможного" раскрыла для меня способы организации совместного творчества, которые помогают создать ситуацию творческого общения ребенка и взрослого средствами театрализованной игры.
В своей работе я так же опиралась на авторскую педагогическую технологию развития ребенка дошкольного возраста в театрализованной деятельности Т.И.Петровой, Л.Е.Сергеевой, Е.С.Петровой. Данная работа представляет интерес, т.к. в ней театральная деятельность рассматривается как средство решить многие актуальные проблемы современной педагогики и психологии, связанные с:
-Развитием коммуникативных качеств личности (видов общения);
-Развитием речи, монолога и диалога;
-Художественным образованием и воспитанием;
-Развитием памяти, воображения, инициативности, фантазии.
Мой педагогический замысел заключается в обеспечении наибольшей результативности решения задач речевого общения, поставленной реализуемой мной программой "От рождения до школы" под редакцией Н.Е.Вераксы. Основным результатом деятельности образовательного учреждения является набор ключевых компетентностей у детей. Так, целью развития речи становится достижение коммуникативной компетентности ребенка. Организация моей педагогической деятельности основывается на показателях социально-коммуникативного, художественно-эстетического направления развития детей дошкольного возраста.
Мной разработан и применяется комплекс игр и дидактических упражнений с применением пальчикового театра (разновидность театра Петрушки в театре кукол) на основе фольклорного материала (песенок, потешек, колыбельных). Его цель - установление контакта между взрослым и ребенком на основе понятного и близкого ему содержания, ориентированного на то, чтобы общение было комфортным и открытым. Комплекс направлен на решение задач познавательного, речевого художественно-эстетического развития детей: 1. Формирование основ речевой и языковой культуры
-Развития навыков игрового и речевого общения,
-Развития звуковой культуры речи,
-Обеспечение возможности для обогащения словаря,
-Создание условий для овладения детьми грамматическом строем речи,
-Развитие связной речи детей,
-Приобщение детей к чтению художественной литературы.
2. Создание широких возможностей для обогащения чувственных впечатлений ребенка
-Демонстрация образцов правильной литературной речи,
-Использование интонационной выразительности речи.
Данный комплекс помогает развить исполнительские (внимание, умений копировать действие, повторять увиденное и услышанное) и творческие (наблюдательность, умение сопоставлять, комбинировать, находить связи и закономерности) способности детей. Эти игры - простейший вид театрализованной игры, где ребенок и кукловод, и озвучиватель. На данном этапе работы главная задача - это поддержание интереса к театральной игрушке через овладение предметно-игровыми действиями (с наборами сюжетных фигурок, куклами бибабо) и обращение внимания на средства выразительности, присущие данному виду искусства. При построении системы работы обязательно учитывать потенциальные возможности и особенности каждой возрастной группы детей. Следующим этапом становления театрализованной игры становится сюжетно-отобразительная игра. Для ее развития необходимо большое количество костюмов, элементов костюмов, масок и других средств выразительности. Так постепенно происходит погружение ребенка в мир театра. Мною созданы для приобщения к миру театра и организации детской деятельности в соответствии разной деятельности этого искусства (исполнительское творчество разные виды театра кукол, игры-драмматизации). Так же считаю важной организацию посещения детьми театральных постановок и посещение самого театра (просмотр спектакля и участие в экскурсиях которые проводят сотрудники театра) для поддержания интереса, как главное условие приобщение детей к миру искусства. Как результат, возникает игра в театр из соединения сюжетно-ролевой и театрализованной игры, где на основе симптий и привязанностей развивается умение действовать целенаправленно, приходит понимание общности интересов, формируется основы самооценки и взаимооценки. Таким образом решается задача формирования навыков речевого общения детей между собой и со взрослыми. Подбираю каждому ребенку свой участок деятельности (роль или творческая работа по оформлению, или просто возможность постоять рядом) необходимо учитывать разный уровень речевой подготовки, половые особенности ребенка, поддерживая в нем сознания успешности деятельности, дать почувствовать свою значимость. А значит формируется положительной отношение детей к окружающему миру и людям. Для воспитания и поддержания интереса к драмматизации реализуются специальные ситуации, в которых персонажи кукольного театра вступают в диалог с детьми, разыгрывают сценки (содержание данных сценок разработаны мною и взяты из художественной литературы). Используя метод опосредованного воздействия, легко погрузить детей в игровую обучающую ситуацию, ситуацию общения, которые позволяют:
-Решить какую-либо проблемную ситуацию,
-Дать образец речевого общения,
-Привлечь внимание к вопросам,
-Побудить к свободному высказыванию мыслей, и т.д..
Для развития дыхания и свободы речевого аппарата, умения владеть правильной артикуляцией, четкой дикцией, разнообразной интонацией предусмотренные соответствующие игры и упражнения взятые из методик советского периода и разработок последних лет.
Осуществляя систематическое целенаправленное наблюдение за проявлениями компетеностных умений в привычной для детей обстановку, можно говорить об успешности мой работы. У детей появился опыт восприятия:
-Сценического искусства,
-Эталона красоты и правильности речи,
-Речевого этикета, а так же умение воспринимать красоту окружающего мира и передавать ее доступными средствами.
Речь детей стала более содержательной, изменились темп, дикция, сила голоса, интонационная выразительность. Дети стали более осознанно и уместно пользоваться этими средствами выразительности речи. Наблюдение в речи слова театральной тематики говорит об увеличении словаря. В повседневной жизни дети стали чащи использовать образы:
-Диалогического поведения взрослых в ситуациях приветствия, прощания,
-Речевого этикета,
-Культуры поведения, и т.д. Что так же подтверждается результатами проведенной диагностики речевого развития.
Об успешности работы косвенно можно судить по итогам диагностики ключевых компетентностей 2011-2013 учебного года.
Разработанный мной комплекс игр и дидактический упражнений, приемов и подходов к развитию общения через театрализованную деятельность может быть востребован педагогами ДОУ, психологами, логопедами, родителями, так как имеет практическое значение для организации театрализованной деятельности с детьми 3-5 летнего возраста. А так же все применяемые материалы могут быть интегрированы в другие виды деятельности. Опыт транслируется в рамках ДОУ.