Экологические проблемы являются всеобщими проблемами Земли.
Катастрофическое ухудшение экологической обстановки стоит в ряду самых актуальных проблем современности. Все это непосредственно связано с процессом образования населения – его недостаточность или полное отсутствие породили потребительское отношение к природе (Концепция экологического воспитания детей дошкольного возраста).
Обострение экологической проблемы в стране диктует необходимость интенсивной просветительской работы по формированию у населения экологического сознания, культуры природопользования. Эта работа начинается в детском саду.
В дошкольном детстве закладываются основы личности и в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. Детский сад является первым звеном систем непрерывного экологического образования. Поэтому перед воспитателями встает задача формирования у дошкольников основ экологической культуры.
В беседах с ребятами о том, как нельзя себя вести по отношению к природе, все как один отвечают, что о ней надо заботиться, беречь ее, не причинять боль ничему живому. Однако наблюдения показывают, что на практике совсем другая картина: мальчик на участке своего садика подбегает к дереву, хватает его низкую ветку, и что есть силы, раскачивает ее, треск бедного деревца даже не смущает ребенка.
Подобных примеров много и происходят они не только на улице, но и в группе. Это говорит о том, что детишки нашей группы, зная правила гуманного отношения к природе, зачастую не применяют их на практике. Возникла необходимость включать экологические знания во все виды детской деятельности.
Методика экологического воспитания переживает процесс своего активного становления, поиском новых методов работы с детьми, которые позволяют сформировать у них начала экологической культуры. К числу таких методов можно отнести игровую деятельность, которая по утверждению психологов (Л.С.Выгодского, А.Н.Леонтьева) преобладает в дошкольном детстве.
В жизни детей дошкольного возраста игра является ведущей деятельностью. А значит, экологическое воспитание детей в детском саду необходимо построить на игровой основе с большим включением в педагогический процесс разных видов игр.
Педагоги и психологи уделяют большое внимание игровой деятельности, ибо она выполняет ряд важных функций в развитии личности человека.
Идея включения игры в процесс обучения всегда привлекала отечественных педагогов. Еще К.Д. Ушинский отмечал, что дети легче усваивают материал в процессе игры, и рекомендовал учителям стараться строить образовательную деятельность более занимательной, так как это одна из основных задач обучения и воспитания малышей. Многие ученые отмечают важную роль обучающих игр, которые позволяют педагогу расширить практический опыт ребенка, закреплять его знания об окружающем мире (А.С.Макаренко, Р.И.Жуковская, Е.И.Тихеева и др.). Понимая целесообразность использования игры в обучении детей дошкольного возраста, исследователи разрабатывают дидактические игры, которые помогают детям усвоить различные понятия, выработать соответствующие навыки и умения.
Такие игры будут способствовать решению различных учебных задач: формированию навыков умственной деятельности детей, усвоению новых знаний, правильному использованию приобретенных знаний в различных ситуациях, развитию умственной активности детей дошкольного возраста. Дидактическая игра может стать своеобразной формой организации обучения, методом закрепления знаний, средством воспитания нравственно-волевых качеств ребенка.
Особое значение в структуре дидактической игры имеет игровое действие, целью которого является создание игровой ситуации и игровых взаимоотношений между детьми. Для разработки игровой формы обучения необходимо заботиться не только о выполнении дидактических задач и игровых правил, но и о том, чтобы игра была интересной. Этого можно добиться, постоянно усложняя игровое действие. Основным стимулом познавательной деятельности становиться не указание воспитателя, а естественное для дошкольников желание поиграть.
Использование сюжетно-ролевой игры в экологическом воспитании детей опирается на ряд теоретических положений, высказанных известными исследователями, педагогами и психологами. Так, по мнению А.В.Запорожца, игра-это эмоциональная деятельность, а эмоции влияют не только на уровень интеллектуального развития, но и на умственную активность ребенка, его творческие возможности. Включение элементов сюжетно-ролевой игры в процесс формирования у детей представлений о природе создаст эмоциональный фон, благодаря которому дошкольники быстрее усвоят новый материал.
Овладение знаниями о природе в процессе игры способствует формированию у детей осознанно-правильного отношения к растительному и животному миру. Это подтверждают результаты исследования Л.А.Абрамян, которые показывают, что благодаря игре у детей вырабатывается позитивное отношение к окружающему, формируются положительные чувства и эмоции.
Опыт нашей работы по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста связан с внедрением в образовательный процесс программы экологического воспитания С.Н.Николаевой «Юный эколог». Экологические знания стали включаться во все виды детской деятельности.
В становлении экологического сознания особое место принадлежит игровой деятельности. Нами была подготовлена и педагогически правильно организована игровая деятельность на основе рекомендаций С.Н.Николаевой. Для этого нами была сделана подборка дидактических игр экологического направления для детей старшего дошкольного возраста. Выбранные игры объединены в 3 группы:
- для обогащения экологических представлений;
- для воспитания эмоционально ценностного отношения к природе;
- для приобщения к экологически ориентированной деятельности.
В своей работе с детьми также используются сюжетно-ролевые игры: воображаемая ситуация, ролевые действия и диалоги, несложные сюжеты, в которых обыгрываются какие-либо игрушки. Оптимальной формой использования игры в процессе ознакомления старших дошкольников с природой – это игровые обучающие ситуации; создаются они для решения конкретных воспитательных задач в различной деятельности.
Примером такой игры может служить «Айболит рассказывает о здоровом образе жизни». Дидактическая цель: дать детям представление о здоровом образе жизни: правильном питании, закаливании, положительного эмоционального состояния.
Также подобраны подвижные игры с экологической тематикой, они используются на занятиях физкультурой и музыкой, прогулках.
Например, игра «Ходят капельки по кругу». Целью данной игры является дать детям первые элементарные знания о круговороте воды в природе.
При подборе различных игр учитывались возрастные и индивидуальные особенности детей нашей группы, а также программные требования.
Заметно изменилось отношение детей группы к природным объектам. В процессе непосредственных наблюдений за природой в сознание детей заложилось ясное и точное представление о предметах и явлениях природы: в живой природе все связано между собой, отдельные предметы и явления взаимообусловливают друг друга, организм и среда - неразрывное целое, любая особенность в строении растений, в поведении животных подчинена определенным законам, человек, как часть природы, наделенная сознанием, своим трудом активно воздействует на природу.
Особую заботу дети стали проявлять за обитателями уголка природы. Все дети, которые испытывают активный интерес, желание, стремление участвовать в работе, ухаживают за животными не только во время своего дежурства в Уголке природы, но и помогают другим детям в другие дни. После наблюдения дети с интересом и восторгом рассказывают воспитателю и остальным детям об увиденном.
Во время прогулок и экскурсий дети стали проявлять большой интерес к жизни птиц и насекомых. Стали бережнее относится к деревьям, муравейникам и другим живым существам во время прогулок . Теперь все дети знают, что человек и природа неразрывно связаны. И от того, как человек будет любить, беречь и заботиться о природе, будет зависеть его дальнейшее существование на Земле.