Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию сенсорной культуры и математических представлений
(старшая группа)
Группа |
Старшая группа |
Тема |
«Цветик – семицветик» |
Интеграция образовательных областей |
«Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Чтение художественной литературы» |
Цель |
Развитие познавательной активности и математических представлений детей. |
Задачи |
«Познание»: - продолжать учить детей составлять математические задачи; - учить анализировать способ расположения геометрических фигур, составлять фигуру – силуэт, ориентируясь на образец; -развивать умение решать задачи путём целенаправленных практических проб и обдумывания хода решения; - способствовать закреплению знания порядкового счёта, геометрических фигур и их свойств; - закрепить представления о количественных отношениях между последовательными числами, порядка следования натурального ряда чисел (предыдущие и последующие). «Коммуникация»: - обогащать активный словарь детей; - развивать умение рассуждать; - воспитывать речевую активность, коммуникативные навыки. «Социализация»: - воспитывать культуру поведения, чувство взаимопомощи, умение договариваться, работая в небольших группах. «Чтение художественной литературы»: - уточнить сюжетную линию сказки В. Катаева «Цветик – семицветик». |
Словарь |
× пословица «На ошибках учатся» × добрые дела × математическая задача × фигура – силуэт × танграм × блоки Дьенеша |
Материалы и оборудование |
Демонстрационный материал: 1–«Игровые занимательные задачи для дошкольников» З.А.Михайлова; 2 – танграм (фигура – силуэт «сидящий заяц»); 3 – картинки на составление математических задач; 4 – цветик – семицветик (лепестки и цветок). Раздаточный материал: 1 – счётные палочки; 2 – блоки Дьенеша (карточки с символами); 3–дидактическая игра с математическим содержанием Т.Тарунтаева «Назови соседей»; 4 – игра «Подбери пару»; 5 – баранки для угощения детей. |
Предварительная работа |
- чтение сказки В.Катаева «Цветик – семицветик»; - составлять математические задачи, на сложение и вычитание по картинкам; по арифметическому действию; - игры с блоками Дьенеша; - составление фигур – силуэтов в игре «Танграм». |
Ход занятия:
Дети заходят в группу, встают в круг.
Воспитатель: ребята, мы с вами недавно читали сказку В.Катаева «Цветик – семицветик», вспомните, пожалуйста, как звали главного героя этой сказки?
Дети: девочка Женя.
Воспитатель: А подходит – ли для поступков девочки Жени пословица: «На ошибках учатся?» и почему?
Дети: Да подходит, т.к. только истратив все лепестки, она поняла, что надо делать хорошие (добрые) дела, и помогать другим людям.
Воспитатель: Молодцы ребята! Вижу, вы хорошо запомнили сказку «Цветик – семицветик».
Давайте мы с вами попробуем исправить Женины ошибки и соберём цветик – семицветик, на котором остался только один лепесток, для доброго дела. Нам придётся столкнуться с трудностями на нашем пути, и выполнить много заданий.
Вы готовы?
Дети: Да!
Воспитатель: Тогда отправляемся в путь!
//дети подходят к столу, на котором в разброс разложены 6 лепестков цветика – семицветика (с номерами и заданиями)//
Воспитатель: А вот и первое испытание для нас!
Разложите, пожалуйста, все лепестки по порядку.
Дети: выполняют задание.
Воспитатель: Молодцы!
Настя.М. возьми первый лепесток и прочитай нам задание.
Ребёнок берёт первый лепесток и читает задание.
№ 1 – подумайте и решите занимательную задачку. Переложите две палочки так, чтобы фигура, похожая на корову, смотрела в другую сторону.
Задание: Ответ:
// дети садятся за столы и решают поставленную задачу, используя счётные палочки//
Воспитатель: Молодцы ребята, с первым заданием вы справились, (прикрепляет лепесток к цветку), а теперь подумайте, какой следующий лепесток нам нужен?
//дети подходят к столу и берут второй лепесток//.
№ 2 – разложите в обручи блоки Дьенеша, в соответствии с рисунком на картинке.
1-й обруч: большие, нетолстые, жёлтые геометрические фигуры
2-й обруч: маленькие, не прямоугольные геометрические фигуры синего цвета
//дети выполняют второе задание на полу, разделившись на две команды//.
Воспитатель: подводит итоги, разбирает ошибки (если они есть). Хвалит детей.
Чтобы воссоздать следующий лепесток, вам надо выполнить третье задание.
//дети подходят к столу и берут третий лепесток. Карина.С. зачитывает задание.//
№ 3 – определите «соседей» следующих чисел…(предыдущие и последующие).
1) …5… 3) …1… 5) …3…
2) …9… 4) …4… 6) …7…
//дети работают за столами и у наборного полотна//.
Воспитатель: подводит итоги, прикрепляет следующий лепесток к цветку.
А теперь продолжим наш путь дальше, и прочитаем, какое же задание нам придётся выполнить следующим.
Воспитатель: читает задание.
№ 4 – выложите фигуру «сидящего зайца» используя формы танграма.
Ответ:
//дети выполняют задание за столами//.
Воспитатель: Хвалит детей, прикрепляет следующий лепесток к цветку.
// дети подходят к столу и берут пятый лепесток. Маша. К. зачитывает задание//.
№ 5 – «Подберите пару» (подобрать к карточкам с цифрами карточки с предметами).
Цифра |
Картинка |
1 |
Петух |
3 |
Котята |
5 |
Голуби |
7 |
Лягушата |
9 |
Зайчата |
10 |
Цыплята |
// дети играют в подвижную игру «Подбери пару»//.
Воспитатель: ребята, а теперь нам предстоит выполнить последнее задание, и оно будет таким…
Воспитатель: берёт шестой лепесток и зачитывает задание.
№ 6 – составьте математические задачи, используя картинки, и запишите их решения.
1- задача:
Ответ детей: В лесу выросло 7 грибов, пришёл ёжик и унёс с собой 2 гриба. Сколько грибов осталось расти в лесу?
7 – 2 = 5
2 – задача:
Ответ детей: В гараже стояло 5 машин, к ним приехала ещё одна машина. Сколько машин стало в гараже?
5 + 1 = 6
//дети составляют условия задач, и ставят вопросы ( сидя за столами), а два ребёнка записывают их решения на доске//.
Воспитатель: Прикрепляет последний лепесток к цветку. Ребята, вы сегодня молодцы! Справились со всеми трудностями и решили все задачи. А это значит, что наше доброе желание собрать цветик – семицветик, исполнилось.
//Воспитатель показывает детям цветик – семицветик//.
И он теперь вновь сможет помочь кому – нибудь, исполнить его желание, и это всё благодаря вашим стараниям.
А девочка Женя приготовила для вас сюрприз (угощение), которое она и сама очень любит!
Воспитатель: угощает детей баранками.