Важнейшей предпосылкой развития связной монологической речи является сформированность диалогической речи. Проблема развития диалогической речи детей остается одной из актуальных в теории и практике логопедии, поскольку речь, являясь средством общения и орудием мышления, возникает и развивается в процессе общения.Общение возникает ранее других психических процессов и присутствует во всех видах деятельности. Оно оказывает влияние на речевое и психическое развитие ребенка, формирует личность в целом (А.В. Запорожец, М.И. Лисина). Диалог, разговор, беседа – является основной формой речевого общения ребенка со взрослыми и сверстниками. Благодаря диалогической речи дошкольник овладевает умением вести диалог, умением слушать и понимать обращенную к нему речь, вступать в разговор и поддерживать его, отвечать на вопросы и спрашивать самому, объяснять, пользоваться разнообразными языковыми средствами. Беседа выявляет, как велика у детей потребность выражать свои мысли, как они проявляют свою речевую активность, если тема беседы соответствует их интересам. Свободная непринужденная беседа, вызывающая интерес у детей, является одним из могущественных факторов развития речи детей.
Детям с задержкой психического развития доступна простота диалогической речи. При изложении своих мыслей дети допускают много ошибок в построении предложений, особенно сложных. Они легко соскальзывают с одной темы на другую, более знакомую. Рассказывая, дети часто повторяют одни и те же фразы, что указывает на нарушение динамики речевой деятельности, выступающей в несформированности внутреннего речевого программирования и грамматического структурирования, что в свою очередь указывает на задержку развития связной речи.
Развитие речи детей в детском саду проходит в свободном речевом общении и в процессе непосредственной образовательной деятельности. Умение участвовать в беседе, вести диалог, является важным проявлением коммуникативных способностей. Стимулом для диалога является желание что – то узнать о предметах и явлениях окружающего мира, и то общение будет более успешным , если детей предварительно познакомить с этими предметами и явлениями. Для детей с задержкой психического развития характерна низкая речевая активность, и для поддержания диалога им необходим «сильный» собеседник, это взрослый или ребенок с хорошо развитой речью.
Процесс создания любого речевого высказывания начинается с мотива. Потребность общения с людьми, в познании окружающего мира определяет мотивы речевой деятельности ребенка. Эта потребность у детей с задержкой психического развития резко снижена: отсутствует интерес к расширению своего кругозора, усвоению новых знаний. Дети не желают говорить, быстро прекращают разговор, играть предпочитают молча, общаются в процессе игры нечасто. Но если педагог стимулирует ребенка к дальнейшему общению: через похвалу, через побуждения типа «вспомни, что ты ещё хотел сказать», «как ты думаешь?»это приводит к резкому увеличению объёма высказывания.
У детей с задержкой психического развития нарушения познавательной деятельности усугубляется слабой речевой активностью. Очень часто такие дети, зная материал, не отвечают из – за слабого побуждения к речи. Это может привести к неправильному формированию личности ребенка. Поэтому очень важно уделять развитию мотивационной стороны речевой деятельности особое внимание. Перед выполнением любого задания надо объяснить его цель, и стараться сделать её значимой для ребенка.
Большое влияние на объём и качество ответов детей с задержкой психического развития оказывает похвала. Каждое занятие должно приносить ребенку радость, он должен чувствовать себя успешным. Этому способствует благоприятный эмоциональный климат во время непосредственно образовательной деятельности, игре, беседе. Ни один удачный ответ ребенка не должен оставаться без внимания. Но если ребенок испытывает затруднения, не справляется с заданием, то необходимо поощрять его даже за попытку дать верный ответ, одновременно демонстрируя образец правильного высказывания.
Одной из важных форм развития диалогической речи у детей с задержкой психического развития является беседа. Беседу педагога с детьми возникающею в свободном речевом общении, можно назвать неподготовленной беседой. Но неподготовленной она является только для детей: они не знают, о чем с ними будут говорить, к чему привлекут их внимание. Педагог же обязательно должен быть подготовлен к любому виду общения с детьми. Эта форма речи проста и по синтаксису: она состоит из незаконченных предложений, восклицаний, междометий, вопросов и ответов, реплик и кратких сообщений. Тематика разговоров определялась интересами и запросами детей, диалог с детьми организовывался с учетом возрастных и индивидуальных особенностей каждого ребенка и уровня речевого развития. Детям предлагались образцы вопросительной конструкции предложений и варианты ответов на них. Создавались необходимые условия для переноса этих умений в повседневную жизнь, поощрялось позитивное диалогическое общение детей («Всегда приятно общаться с вежливым человеком!»).
Подготовленная беседа имеет следующие задачи:
- Научить детей беседовать, то есть выслушивать собеседника, не перебивать сдерживать себя, ожидая когда прилично вставить реплику, стараться говорить понятно для собеседника;
- отрабатывать навыки произносительные и грамматические;
-пополнение словарного запаса детей.
Подготовленной беседа является еще потому, что за несколько дней до неё педагог ставит детей в ситуацию, когда их внимание оказывается привлеченным к тем явлениям окружающего мира , которые будут темой предстоящей беседы.
Начать беседу можно с помощью вопроса напоминания, загадывания загадки, чтения отрывка художественного произведения, показа картины… В начале беседы также необходима сформулировать цель предстоящего разговора, обосновать её важность, объяснить мотивы её выбора. Вступлением в беседу могут быть следующие фразы: «мне пришлось сегодня ехать на автобусе, и я думаю, знают ли мои дети, какими видами транспорта можно передвигаться человеку?», «Кто знает, что это у меня в руках?»
Во время проведения основной части беседы педагог должен стараться, что бы дети не отвлекались от темы, для этого должен быть составлен план беседы. Допускается отхождение от темы для выяснения каких – либо побочных фактов, но нужно обязательно вернуться к основному предмету разговора.
В ходе проводимой беседы - уточняется и упорядочивается опыт детей, т.е. те представления и знания о жизни людей и природы, которые дети приобрели во время наблюдений под руководством педагога и в разнообразной деятельности в семья и в детском саду.
У детей воспитывается правильное отношение к окружающему, развивается умение целеустремленно и последовательно мыслить, не отвлекаться от темы беседы. Дети учатся просто и понятно излагать свои мысли.
Кроме того, во время беседы у детей воспитывается: устойчивое внимание, умение слушать и понимать речь других, сдерживать непосредственное желание сразу отвечать на вопрос, привычку говорить достаточно громко и отчетливо, чтобы все слышали.
Заканчиваться беседа может логическим выводом о том, что же следует усвоить детям в нравственном плане, как они должны поступать в связи с тем, что они узнали из беседы.
При проведении беседы используется целый комплекс приемов обучения. Поскольку беседа - это метод систематизации детского опыта, ведущим приёмом считается вопрос. Именно вопрос ставит мыслительно – речевую задачу, он адресован к имеющимся знаниям детей. Ведущую роль играют вопросы поискового и проблемного характера, требующие умозаключений (Почему?, зачем?, Из – за чего?, Чем похожи?, Как узнать? Каким образом?, Для чего?). важны также вопросы стимулирующие (Про каких ребят можно сказать , что они друзья?, Как вы можете объяснить почему наступила осень?)Меньшее место занимают констатирующие вопросы (Что?, Где? Сколько?, Как называется? Какой?...)Вопросы располагаются сначала констатирующие, для того чтобы освежить опыт детей, затем поисковые для осмысления нового материала и в заключении обобщающие.
Для проведения плодотворной беседы педагогу необходимо помнить о правилах проведения беседы:
1.Беседа не должна долго длиться, так как рассчитана на большое умственное напряжение.
2.Во время беседы педагог должен задавать вопросы всей группе детей, а затем вызывать одного для ответа.
3.Нельзя спрашивать одних и тех же детей, наиболее бойких
4.Во время беседы дети должны отвечать по одному, а не хором.
5.не следует прерывать ребенка во время ответа, если в этом нет прямой необходимости.
6.Некльзя требовать от детей полных ответов, так как это часто приводит к искажению языка – беседа должна вестись естественно и непринужденно.
7.Часто вопрос задаваемый педагогом, возбуждает у ребенка свою ассоциацию, и его мысли начинают протекать по новому руслу. Педагог должен быть готов к этому и не давать детям удаляться от темы.
Руководя беседой, необходимо учитывать индивидуальные особенности детей с ЗПР, разную степень их активности. Застенчивых и замкнутых детей – поближе усадить, почаще обращаться к ним, хвалить их. Именно речевая активность детей в беседе является показателем её эффективности. Следует стремиться к тому, что бы как можно больше детей активно участвовало в беседе, что обеспечивает повышение уровня диалогической речи детей с ЗПР, позволяет обогатить детей знаниями, выработать умения, необходимые для успешной реализации процесса общения.
Литература.
1. Долганюк Е.В. Беседа как метод развития диалогической речи старших дошкольников с ЗПР // Дошкольнакя педагогика. 2012. - № 5
2. Дурова Н., Арушанова А., Рычагова Е. Истоки диалога // Дошкольное воспитание. 2002. - №10.
3. Слепович Е.С. Формирование речи у дошкольников с задержкой психического развития. – Минск, 1989.
4. Борякова Н.Ю. Особенности формирования речевого высказывания старших дошкольников с задержкой психического развития. - М., 1983.