Поиск

Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Дошкольное образовательное учреждение является первой ступенью непрерывной системы образования, поэтому проблема воспитания у дошкольников познавательных интересов, охватывающая все стороны воспитательно-образовательного процесса является довольно значимой. Познавательный интерес, обладая мощными побудительными и регулятивными возможностями, способствует эффективному становлению ребенка как субъекта познавательной деятельности. [1]. До недавнего времени в дошкольной педагогике развитию познавательных интересов дошкольников не уделялось особого внимания, между тем как познавательный интерес признается сейчас одним из ведущих мотивов, побуждающих детей к знаниям,  учению.

Исследования Б.Г. Ананьева, Л.Н. Божович, Л.С. Выготского, Л.А.Венгера, А.Г. Запорожца показывают, что познавательный интерес формируется более успешно при активной познавательной деятельности. Познавательный интерес ребенка проявляется в стремлении узнавать новое, выяснять непонятное о качествах, свойствах предметов,  и важно не дать этому стремлению угаснуть, способствовать его дальнейшему развитию. [1].   В силу возрастных особенностей дети дошкольного возраста приобретают знания и опыт только посредством тесного контакта с материальным миром. И здесь нам на помощь приходит музейная педагогика. Музейная педагогика в последние десятилетия приобретает большую популярность в системе дошкольного образования и воспитания – создаются музейные программы, выходят книги, разрабатываются методические рекомендации (это работы М.Ю. Коваль, О.В. Дыбиной, Л.В.Пантелеевой, Н.А.Рыжовой и др.) [5].

Изначально музейная педагогика подразумевала сотрудничество детского сада и   музея, организацию посещений, экскурсий в музей. Однако, с течением времени музейная педагогика в значительной степени изменилась, так как дошкольные учреждения стали создавать собственные мини-музеи, а организация и использование  мини-музеев рассматривается как особая форма работы с детьми и родителями. Содержание мини-музея, как правило, позволяет педагогу познакомить детей с разными областями человеческой деятельности: историей и фольклором, природой и культурой, поэтому, мини-музей можно рассматривать как способ реализации интегративного подхода в обучении и создания системы детской деятельности. Это тесно перекликается с основными принципами, сформулированными в федеральных государственных требованиях.  Современные тенденции развития образования и обуславливают актуальность темы.

Что же дает реализация технологии музейной педагогики в условиях ДОУ? Мини-музеи в детском саду, с точки зрения исследований Н. А. Рыжовой, - "интерактивное образовательное пространство, в котором ребёнок может действовать самостоятельно с учётом собственных интересов и возможностей", по своему выбору обследовать предметы, делать выводы, умозаключения, отражать в речи собственные наблюдения, впечатления, общаться со сверстниками по поводу увиденного. [5]. Музей оказывает бесценное влияние на воспитание детей. Дети, полюбив и освоив музейное пространство, станут наиболее восприимчивыми посетителями музейных выставок и культурных событий. У них появится познавательный интерес к «настоящему» музею.

Следовательно, мини-музеи в ДОУ позволяют интегрировать образовательные области и  оказывают неоценимую помощь по формирование  познавательного интереса  у старших дошкольников.

Обращаясь к методическому аспекту разработки технологии музейной педагогики, хочется обратить внимание на то, что работа с детьми предполагает не только качество и количество полученной информации. В ходе знакомства с экспозициями мини – музея,  важно добиться у детей пробуждения творческой активности. Поэтому продумывается и организуется обязательное включение  практической части. Это разнообразные игры музейного содержания: игры-развлечения, игры-путешествия, игры по сюжету литературных произведений. Помимо игр используется  такой вид работы, как создание музейной кладовой, в которой представлены  детские рисунки, коллажи, аппликация, вылепленная фигурка, сочинение загадок, сказок. Эффективным средством развития познавательного  интереса детей являются творческие задания, рассчитанные на догадку, знания, опыт: презентации творческих работ, домашних заданий.

В настоящее время у нас сложился определенный опыт по организации и использованию мини-музеев. Представим  материал о деятельности группы  по формированию познавательного интереса посредством музейной педагогики. Рассмотрим этапы и их содержание. На первом этапе провели диагностику, которая дала возможность изучить личность каждого ребенка, его интересы, способности. После проведения диагностики, анализа полученных данных и выявления факторов,  препятствующих и способствующих развитию познавательного интереса у детей, мы решили серьезно заняться этой проблемой. Для осуществления плодотворной работы  сформулировали цель: создать оптимальные условия  для развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста посредством музейной педагогики. При этом определили задачи:

1. Освоить на практике инновационную музейную педагогику.

2. Использовать в работе с детьми новые, интересные для них формы.

3. Обогатить предметно-развивающую среду группы.

4. Включить родителей в образовательный процесс.

Рассмотрим 2 этап: организационно-развивающий. Здесь можно выделить следующие    направления работы:

  • создание условий;
  • работа с детьми;
  • взаимодействие с родителями.

Рассмотрим направления работы. Итак, 1 направление – создание условий. Работа по организации мини-музея основывалась на рекомендациях Н.А. Рыжовой [5]. При этом учитывались следующие  принципы: интеграции, деятельности и активности, разнообразия, непрерывности, научности, природосообразности и  гуманизации. В рамках этого проекта мы разработали алгоритм по созданию мини-музеев и создали  в группе первый мини-музей «Умные собаки».  

Перейдем к следующему направлению – работа с детьми. Для организации работы с детьми в мини-музее «Умные собаки»  определили  задачи:

1. Ознакомление детей с породами собак, их происхождением, ролью в   жизни человека.

2. Систематизация у дошкольников представлений о музее.

3. Развитие кругозора, познавательной деятельности, художественного вкуса.

4. Воспитание музейной культуры, заботливого отношения к живому миру.

На базе мини-музея была  организована: 

- непосредственно образовательная деятельность с детьми («Что такое музей?» - ознакомительная экскурсия, «Мой друг – собака» - разговор-беседа с мультимедийной презентацией,  «Купили щенка» - составление рассказов по серии картин,  «Как собака друга искала» - пересказ литературного произведения с элементами драматизации);

- совместная и индивидуальная деятельность: сюжетно-ролевые, режиссерские и театрализованные игры («Ветеринарная лечебница»,  «Цирковые собачки», «Пожарные собаки», «Бобик в гостях у Барбоса»). 

Рассмотрим третье направление – взаимодействие с семьей.  По результатам бесед, опросов родителей мы пришли к выводу, что современные семьи нуждаются в дифференцированной помощи дошкольного учреждения по вопросам музейной педагогики. Для повышения компетентности родителей по данной теме  провели ряд мероприятий: «Значение музея в развитии ребенка» - беседа, «Как вести себя в музее?» - консультация, открытые просмотры, родительские собрания, семейный час, оформление семейного опыта, наглядная агитация. Музейное дело позволило вовлечь родителей в музейно-педагогический процесс,  сблизить с детьми, обоюдно раскрыть творческий потенциал. Решая цели и задачи музейной педагогики, во время проведения семейного фольклорного праздника «Скоморошина», родители воспитанников сумели предоставить детям возможность осознать себя в традициях, жизненных укладах русского народа  и проявить свои умения и ловкость  в народных играх.

Накопленный опыт по созданию и использованию мини-музея «Умные собаки», семейный фольклорный праздник положили начало создания в группе еще одного мини-музея -  «Народная игрушка». Актуальность данной проблемы позволила поставить цель: познакомить детей с русской народной игрушкой, приобщить к народной культуре. Исходя из цели, определили основные задачи:

  1. Ознакомление с историей возникновения игрушки на Руси. 
  2. Формирование у детей представлений о музее, интереса к народным играм и игрушкам.
  3. Развитие познавательных способностей и познавательной деятельности, художественного вкуса,  моторики рук.
  4. Воспитание  интереса к народной игрушке.

Творческое использование разнообразных методов и приемов позволило не только познакомить детей с предметами экспозиции, но и наглядно продемонстрировать им процесс использования того или иного экспоната. Зачастую дети играют роль экскурсовода и рассказывают о выставленных экспонатах музея, при этом отрабатывается и монологическая речь. Разнообразные экспонаты музея служат наглядной опорой для составления описательных, творческих рассказов, коротких сказок, загадок. В музее проводятся викторины, экскурсии, семейные путешествия, отмечаются календарные даты, связанные с обрядами и традициями русского народа.

Полученные впечатления и знания в разных видах деятельности,  дети смогли проявить в художественном творчестве: разрисовали неваляшек, украсили матрешек, смастерили поделки  из природного и бросового материала, соленого теста (различные обереги, пасхальное яйцо, жаворонки, лепные пряники, веселого петрушку), из папье-маше, глины, пластилина.

С родителями организовали семейный праздник «Русские народные игрушки»; семейный час по изготовлению различных поделок из соленого теста, природного и бросового материала; выставки: «Русская матрешка», «Дымковские игрушки», «Каргопольская игрушка, «Тряпичные куклы».

Таким образом, можно сделать вывод о том, что мини-музей в дошкольном образовательном учреждении позволяет в полной мере осуществлять работу по формированию познавательного интереса у дошкольников и совершенствованию всех сторон их речевого развития. При этом у детей формируется ценностное отношение к истории, появляется интерес к экспонатам, развивается эмоциональный отклик.  А раз у них появляется интерес, работа становится  ценной, эффективной, творческой.

Библиографический список

  1. Логинова В.И. Формирование познавательной деятельности в процессе системы знаний и умений у детей дошкольного возраста. – М., 1987.
  1. 2.Музейная педагогика: Из опыта методической работы /Под ред. Морозовой А.Н., Мельниковой О.В.  – М.: ТЦ Сфера, 2006.
  1. Пантелеева Л.В. Музей и дети. - М.: Изд. дом «Карапуз», 2000.
  2. Рыжова Н.А., Логинова Л.В., Данюкова А.И. Мини-музей в детском саду. Линка-Пресс, 2008.
  3. Рыжова Н.А. Развивающая среда детского сада. -  М.: Линка-Пресс, 2003.