Поиск

Рейтинг:  5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Автоматизация звуков у детей с дизартрией

с использованием тактильно-кинестетической стимуляции как приема, оптимизирующего логопедическую  работу в условиях современных требований (опыт работы).

 

В настоящее время неуклонно растет количество дошкольников с речевыми нарушениями. Основной контингент групп компенсирующей направленности составляют дети с дизартрией (различными ее формами).  Поэтому повышение эффективности коррекционно-логопедической работы по устранению нарушений речи у дошкольников с клиническим диагнозом "дизартрия" является на данный момент одной из актуальных проблем логопедии.

Ведущий дефект при дизартрии - нарушение звукопроизносительной и просодической стороны речи,  связанное с органическим поражением центральной и периферической нервной систем. В связи с поражением ЦНС и нарушением иннервации мышц речевого аппарата у детей   не формируются необходимые кинестезии, вследствие чего спонтанно не совершенствуется и произносительная сторона речи.

Следовательно, и автоматизация звуков имеет свои особенности и достаточно затруднена. Необходимо учитывать недостаточность иннервации и подбирать упражнения, усиливающие кинестетические ощущения.

В соответствии с ФГТ к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования содержание коррекционной работы предусматривает  использование специальных методических пособий и дидактических материалов.

Для преодоления дизартрии необходимо комплексное воздействие, включающее медицинское, психолого-педагогическое и логопедическое направления. Логопедическая работа по преодолению дизартрии включает в себя пять этапов. На каждом этапе решается определенная педагогическая задача. Рассмотрим этапы:

1-й этап – подготовительный.  Целью этого этапа является подготовка артикуляционного аппарата к формированию артикуляционных укладов. Он включает в себя шесть направлений:

- нормализация мышечного тонуса,

- нормализация моторики артикуляционного аппарата,

- нормализация речевого выдоха, выработка плавного, длительного выдоха,

- нормализация голоса, нормализация просодики,

- нормализация мелкой моторики рук

2-й этап — выработка новых произносительных умений и навыков.  Выделим направления данного этапа:

- выработка основных артикуляционных укладов,

- определение последовательности работы над звуками,

- развитие фонематического слуха,

- постановка звука,

- автоматизация,

- дифференциация (дифференциация на слух; дифференциация артикуляции изолированных звуков; произносительная дифференциация на уровне слогов, слов).

3-й этап — выработка коммуникативных умений и навыков.

Направления:

1) выработка самоконтроля,

2) тренировка правильных речевых навыков в различных речевых ситуациях,

4-й этап — преодоление или предупреждение вторичных нарушений,

5-й этап — подготовка к обучению в школе.     

Направления:

- формирование графомоторных навыков,

- развитие связной речи,

- развитие познавательной деятельности и расширение кругозора ребенка.

Наиболее трудоемкой для логопедической практики является  автоматизация поставленных звуков. Поэтому, в поиске оптимизирующих приемов коррекционной работы поставила перед собой цель: изучить и проанализировать научно – методическую литературу по теме.

Проблеме автоматизации звуков у детей-дизартриков были посвящены исследования Е.Ф.Соботович,  Е.М. Мастюковой, Т.Б.Филичевой,  Е.Н.Винарской, Н.В.Серебряковой и др. Они отмечали, что у детей с низким уровнем формирования речи автоматизация затруднена.  Авторы  рекомендовали предусматривать постепенное и систематическое усложнение материала, соблюдать строгую последовательность при работе над автоматизацией звука, но не рассматривали влияние стимуляции рецепторных зон кистей рук  на артикуляционную кинестезию.

Иные подходы отмечены в работах И.Б.Карелиной. Она предлагает использовать кинезиотерапию (лечение движением), как оптимизирующее средство коррекционной работы.

 Л.В.Лопатина экспериментальным путем доказала успешность автоматизации звука при дизартрии путем формирования кинестетической и кинетической основы движений, осуществления кинестетического анализа и синтеза ручных и артикуляционных движений, превращения отдельных двигательных навыков в серийно-организованные движения.

Т.В.Сорочинская и Е.Ф.Архипова дополнили систему упражнений, направленных на автоматизацию звуков при дизартрии экспериментально проверенными приемами. По их мнению, оптимизирующим процесс автоматизации звуков при стертой дизартрии, является включение пальцевых упражнений, выполняемых на предметах, имеющих игольчатую поверхность.

 Близость корковых зон иннервации артикуляционного аппарата с зонами иннервации мышц пальцев рук ,а так же нейрофизиологические данные о значении манипулятивной  деятельности рук для стимуляции речевого развития обуславливают данный подход к коррекционной работе.

В речевой функциональной системе принимают участие все анализаторы: слуховой, двигательный, кожно-кинестетический, зрительный. Каждый из них вносит свой вклад в эфферентные и афферентные основы речи. Движение пальцев руки стимулирует созревание центральной нервной системы, и одним из проявлений этого является совершенствование речи ребенка.

В своей практике я решила использовать оптимизирующие логопедическую работу приемы, включающие пальцевые упражнения на иппликаторе Кузнецова, предложенные Т.В.Сорочинской и модульную систему автоматизации звуков, разработанную Е.Ф. Архиповой и поставила перед собой следующие задачи:

- изучить существующие в практике виды упражнений с  иппликатором Кузнецова (применительно для логопедической работы) ,   

- классифицировать игры и упражнения,

- проверить их эффективность на практике,

- изготовить  учебно – игровые пособия из модулей иппликатора.

Представлю опыт работы и раскрою основные моменты.

 Автоматизации поставленных звуков предшествует уточнение   произнесения гласных, т.к. на их базе легче координировать работу всех частей артикуляционного аппарата и именно гласные дают лучшую разборчивость речи. В качестве демонстрационного материала были изготовлены зрительные опоры-символы, которые не только подсказывают, какой гласный звук произносить, но и напоминают, что губы должны активно работать.

На подготовительном  этапе сначала ребенка учим  отдельно и последовательно от большого пальца к мизинцу прижимать подушечки пальцев обеих рук с одновременным четким произнесением гласных . (А – большой палец, О – указательный, У – средний, И – безымянный, Ы – мизинец, Э – вся ладонь) Затем движения пальцев рук и артикуляционного аппарата объединяем и доводим  до автоматизма. Гласные звуки произносим с усилением и ослаблением голоса, громко и тихо.

Далее отрабатывается точность движений, их ритмичность, плавность.

Поскольку основной формой работы с детьми и ведущей деятельностью для них является игра, то в качестве новизны и привлекательности использовала игровой материал из модулей  иппликатора : учебно -  игровые пособия «Зеленая полянка» и «Говорящие ладошки». Закреплять значения символов гласных звуков помогала игра «Выбери колечко».

После овладения навыками пальцевых движений на иппликаторе Кузнецова и уточнения артикуляции гласных звуков начинаю автоматизацию поставленного звука в слогах, словах и предложениях, сохраняя последовательность движений пальцев по иппликатору. Параллельно ведется  работа по уточнению и развитию фонематического слуха, над выразительностью речи. Для автоматизации любого поставленного звука использую 11 модулей (11 вариантов звукосочетаний) с постепенно усложняющейся структурой сочетания фонем. Содержание каждого модуля соответствует определенному этапу автоматизации поставленного звука.

Последовательность автоматизации звуков с помощью учебно – игрового пособия «Говорящие ладошки» представлена на слайде. Дополнительно к пособиям   использую  картинки или игрушки –символы для согласных звуков.

В качестве примера рассмотрим некоторые этапы (модули) автоматизации.

Первый модуль. Предполагается отдельное произнесение: С…Г (С - согласный, который автоматизируем, Г-гласный). Утрированно с интервалом артикулируем и длительно произносим: «С-А, С-О, С-У, С-И, С-Ы». Одновременно с произнесением гласных пальцы обеих рук дети прижимают к поверхности иппликатора. Напоминаем, чтобы активно работали губы при произнесении гласных.

Второй модуль. Прямой слог. Слитно и утрированно произносится поставленный звук в сочетании с гласными, на слоговом материале. Слог – наиболее простая речевая единица, не несет никакого смысла, поэтому легче закрепляется новый навык.

Автоматизация звука идет последовательно со всеми гласными. Например, с гласным а – в словах, содержащих  прямой слог с ударением на нем и без ударения ,в словосочетаниях и предложениях. Пальцевые движения на иппликаторе выполняют большие пальцы обеих рук в словах на слог СА. Затем  автоматизируем с другими гласными.

Третий модуль. Обратный слог. Утрированно с интервалом артикулируются с гласными поставленные звуки. К иппликатору поочередно прижимаются пальцы обеих рук при произнесении гласных. Отрабатываются только слоги. 

Четвертый модуль. Поставленный звук в  обратном слоге произносится слитно, последовательно со всеми гласными.

Пятый модуль. Интервокальная позиция. Внимание обращаем на переключение артикуляции с гласного на согласный  и вновь на гласный. Произнесение сопровождаем движениями по иппликатору.

На звук С это могут быть слова: ОСА, УСЫ, ОСЫ, ОСИНА, УСИКИ.. На Л – УЛЫбКА, УЛИТКА, УЛОВ…

Затем отработанные звукосочетания включаются в словосочетания, предложения, спонтанную  речь.

Далее по модулям сложность звукосочетаний нарастает и варьируются стечения согласных.

Таким образом, произнесение гласного с любым автоматизируемым звуком сопровождается прижимами подушечек пальцев к иппликатору.

В двигательной и чувствительной проекциях коры головного мозга зоны пальцев рук и артикуляционного аппарата занимают значительное место и расположены рядом.

Утрированная артикуляция гласных и согласных звуков способствует подаче более четких  кинестезий в кору головного мозга, а движения пальцев руки подкрепляют моторные образы звуков, приводя большую часть коры в возбужденное состояние, что способствует их запоминанию и впоследствии – воспроизведению.

Автоматизируя звуки, ведем работу над слоговой структурой слова, грамматическим  строем речи.

Используя  данную модель автоматизации звуков в сочетании с  тактильно – кинестетической стимуляцией кистей обеих рук, в структуру логопедических занятий можно включать следующие игры и упражнения: на развитие речевого дыхания и голоса («Эхо», «Вьюга», «Лесенка», «Поющие пальчики»); на автоматизацию звуков («Дружные звуки»,  «Подбери и назови», «Подскажи словечко», «Повтори за мной», «Волшебные слова», «Веселый кубик»); на формирование слоговой структуры, грамматического строя речи: («Закончи слово», «Посчитай – ка», «Скажи на один слог больше (меньше)», «Назови ласково»).

Действуя с пособиями из иппликатора, дети получают возможность использовать три сенсорных канала: кинестетический, визуальный, аудиальный; т.е. происходит целесообразное  слияние наглядности и практических действий,( и в этом заключается их инновационность.)

 Используемые     пособия многофункциональны: с их помощью в оптимальные сроки можно автоматизировать и дифференцировать любой звук (гласный, согласный). 

Они индивидуализируют коррекционный процесс: позволяют учитывать индивидуальные особенности ребенка.

Доступны: переводят  дидактическую ситуацию в план игры.           

Вариативны: позволяют осуществлять ненавязчивое повторение и закрепление нужных навыков.

     Компактны: почти вся необходимая база собрана в одном месте.

     Новизна материала (модули иппликатора) обеспечивает познавательную активность и интерес детей.

Тренировка органов артикуляции на переключение с одной     артикуляции на другую, проводимые в утрированном и умеренном темпах, постепенно усложняющаяся (модули), создает прочные кинестетические и проприоцептивные ощущения. В результате работы у детей:

- формируется стереотип новых четких артикулем, улучшается дикция;

- устраняется редуцированное произнесение гласных;

- развивается фонематическое восприятие;

- совершенствуется слоговая структура слова.

Данный тренинг способствует предупреждению  дисграфических ошибок на письме у детей с дизартрией. Это касается моторной дисграфии, в основе которой лежит несформированность кинестетических образов звуков.

Применение на практике на этапе автоматизации звуков тактильно-кинестетичекой стимуляции ускоряет процесс автоматизации звуков и значительно улучшает качество речи.