Поиск

Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

 

Цель: Автоматизации звука [Р] в слогах, словах, предложениях

Задачи:

1.Образовательные:

  • уточнить представление детей об артикуляционном укладе звука [Р];
  • упражнять в различении и четком произношении звука [Р] в слогах, словах,предложениях;
  • активизировать словарь детей.

2.Коррекционно - развивающие:

  • закрепление навыка правильного произношения звука [Р] в слогах, словах, предложениях;
  • развитие общей, артикуляционной и мелкой моторики;
  • развитие фонематического слуха, навыка звукового анализа и синтеза;
  • совершенствовать лексико – грамматические категории;
  • развитие внимания, памяти, мышления.

3.Воспитательные:

  • формирование положительной мотивации на занятии;
  • воспитание культуры взаимоотношений, формирование навыков речевого общения друг с другом( сотрудничество,взаимоуважение);
  • воспитывать самоконтроль за речью, желание заниматься.

Оборудование:

Разрезная картинка «Тигренок», карточки с цифрами 2 и 3, три «тумбы» (разноцветные модули), мяч, предметные картинки для определения места звука в слове,звуковые схемы, зашумованные картинки, зеркала на каждого ребенка, ноутбук, презентация POWERPOINT, CD – диск « Веселые животные».

 

 

 

 

 

 

 

Ход занятия:

Организационный момент. Приветствие – создание эмоционально- положительного фона.

Логопед. Ребята, посмотрите, сколько у нас сегодня гостей! Поздороваемсяс гостями и друг с другом!

Скажем «здравствуйте» руками,

Скажем «здравствуйте» глазами,

Скажем «здравствуйте» мы ртом,

Станет радостно кругом.

Мы с вами снова вместе

Я рада, рады вы,

Приветствуем друг друга

Улыбкой доброты.

Логопед предлагает детям посмотреть с улыбкой друг на друга, и подарить свои улыбки гостям.

  1. 1.Объявление темы. Введение в игровую ситуацию.

Логопед. Ребята, я получила по электронной почте сообщение.

Дети слушают сообщение о пропаже из зоопарка тигренка и получают фото пропавшего тигренка (дети собирают картинку, разрезанную на части).

Логопед: А вы хотите помочь найти тигренка? (Дети отвечают.)

Логопед. Возможно поиски будут трудными, поэтому к ним нужно подготовиться: сделаем артикуляционную гимнастику (болтушка, барабанщик, лошадка, грибок, гармошка). (СЛАЙДЫ)

Логопед. Я знаю стихотворение, которое может послужить нам подсказкой в поисках:

1,2,3,4,5 ушел тигренок погулять.

Он по улицам идет

Ни к кому не пристает,

Но от тигра почему-то

Разбегается народ.

---Р-Р-Р-Р-Р-Р-Р---

 

Как вы думаете почему? А вы умеетерычать как тигр? (РРРРРРРР)(произнесение изолированного звука)

  1. 2.Анализ артикуляции звука и его характеристика. Связь звука с буквой.

- Какой звук произносим? Какой он – звук [Р]? В каком положении находится язычок? Что еще помогает нам правильно произносить звук [ Р]?-воздушная струя,которая встречает преграду (зубы) . Звук согласный. Обозначается, синим цветом, буквой Р. (СЛАЙД)

 

 

  1. 3.Развитие фонематического слуха.

Логопед. А теперь проверим ваше внимание « Я прошу вас не зевать, звук услышать и поймать» (дети ловят ладошками, если слышат звук [Р].

Логопед. Где мы будем искать тигренка? (предположения детей)

Логопед. Здесь какие-то следы. Упражнение « Чей след?» (дети называют притяжательные прилагательные – собачий, птичий, тигриный…)

Логопед. Следы привели нас к зданию. Что это, надо отгадать.Кто выступает в цирке? (ответы детей)

Выступают здесь артисты,

                 Трюкачи, эквилибристы,

                 Дрессировщиков семья.

                 Догадались вы, друзья!

 

Логопед. Поищем тигренка в цирке? А чтобы нам было легче, предлагаю превратиться в цирковых артистов.

 

4.Автоматизация звука.

В слогах.

Логопед. Посмотрите, представление начинается! Выступают дрессированные собачки. (СЛАЙД)

- Они знают цифры: покажут им цифру, и собачки лают столько же раз.

- Хотите поучаствовать в номере? (ответы детей)

-Я произнесу слог, а вы его повторите, соответствующее цифре количество раз.

Ра-ра-2                            дра-дра-дра-3

Ры-ры-ры-3                       пра-пра-2

 

В словах (образование уменьшительно- ласкательных форм существительных).

Логопед. На арене выступает клоун.(СЛАЙД) Он пытается показать фокус: большие предметы превратить в маленькие. Поможем ему?(ответы детей)

- Большое ведро, а маленькое…..ведерко, коробка-коробочка, торт-…..,

Картина-….,карандаш-…..,рубашка-……,помидор-…….. .

 

В предложениях

Логопед. Как вы думаете, что делает клоун в цирке? (ответы детей) Клоун смешит людей, вот и нас хочет рассмешить. (СЛАЙД)

-Послушай, правильно ли он говорит, исправь, если нужно ошибки.

Игра с мячом «Бывает, не бывает»

- Дровами рубят топор.

- Сахар грызет Иру.

- Дорога едет по грузовику.

- Градусник несет врача.

- Крышка накрыта ведром.

- Забор красит Рому.

 

 

5.Динамическая пауза. Предлагаю принять участие в цирковой программе. Вы согласны? (ответы детей)

Звучит фонограмма «Веселые животные»

 

6. Развитие фонематического восприятия.

- Во время представления громко играет цирковой оркестр. Посмотрите, какие инструменты в нем есть. Назовите те, в названии которых есть звук [Р]: барабан, труба, пианино, гитара, бубны, гармошка.

7. Развитие звукового анализа.

-А представление продолжается. На арену выходят дрессированные ...тигры.

Им по команде нужно занять одну из трех тумб. Командой для них служит картинка. Если звук [Р] в начале слова, тигр встает на первую тумбу, если в середине – на вторую, а если в конце - на третью тумбу. (логопед показывает картинки, ребенок называет ее, определяет место звука в слове).

- Давайте посмотрим, нет ли среди артистов того, кого мы ищем.

Среди зашумленных предметов с изображением животных найти и раскрасить тигра.

 

- Вот он оказывается, куда сбежал из зоопарка. Как вы думаете почему?(ответы детей)

8. Упражнение в правильном произнесении звука [ Р ].

Представление заканчивается. Артисты прощаются со зрителями.

Ирк-ирк-ирк - все любят цирк.

Тра-тра-тра-до свидания детвора.

Пра-пра-пра-артистам отдыхать пора.

Тры-тры-тры - шары в руках у детворы.

Дети проговаривают чистоговорки за логопедом.

9. Итог занятия. Рефлексия.

Логопед. Пора возвращаться в детский сад и сообщить работникам зоопарка, где находится тигренок.

Ребята, скажите, выступление каких артистов вам понравилось? Что показалось вам самым трудным? Какой звук помогал нам в поисках тигренка?

И так, мы вернулись в детский сад и повторим наше правило:

                     Мы будем разговаривать,

                     Мы будем выговаривать,

                       Так правильно и внятно,

                       Чтоб было всем понятно!

 

 

pnbsp; 6. Развитие фонематического восприятия.